Напоминание

"Возможности ИКТ на уроках физической культуры"

Автор: Львова Оксана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г.о. Звенигород
Наименование материала: выступление
Тема: "Возможности ИКТ на уроках физической культуры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Возможности ИКТ на уроках физической культуры.

ХХ1-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня

современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные

технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание

толерантности, терпимости к чужому мнению;

формирование коммуникативных умений и навыков.

Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных

компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её

хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование.

Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный

компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи,

поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение

компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство

методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии

способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и

качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации

познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время

принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения,

совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и

качество;

использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения,

познания себя и действительности;

использование средств новых информационных технологий в качестве средства

творческого развития обучаемого;

использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов

контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых

информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе

проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения

средств современных информационных технологий:

-повышение эффективности и качества процесса обучения;

-повышение активности познавательной деятельности;

- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях

информационного общества:

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:

- подготовка информационно грамотной личности;

- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий

принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического

овладения знаниями.

Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя

заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в

полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и

познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет

использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они

используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету —

двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель

должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в

урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.

Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это

составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:

Календарно – тематическое планирование;

Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях,

протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS Office Excel».

Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении

соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение

итогов соревнований и т.д.

Способ накопления информации:

быстрый способ поиска информации через систему интернета;

способ хранения информации;

быстрый поиск необходимого материала.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на

который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных

презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это

логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и

общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

актуализация знаний;

сопровождение объяснения учителем нового материала;

первичное закрепление знаний;

обобщение и систематизация знаний.

Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в

учебном процессе наглядных средств обучения.

Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи,

мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные

информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств

обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством

готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и

развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала

повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся -

зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания.

Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом

этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких

опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает

ресурсы здоровья детей.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ.

Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт

возможность:

осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что

позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников

тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты

предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся

4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической

культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый

контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность

быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и

незнание материала.

Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности

учителя широко используется блог. Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова,

обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой

человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога,

имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель

может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные

сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью

шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель

может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы

к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы,

изображения.

Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по

предмету;

изучение пропущенных тем в случае болезни;

повысить мотивацию к обучению;

постоянный личный контакт с учителем и т.д.

Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной

профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить

интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.

Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование

личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-

познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь

ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к

урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать

информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт

учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать

материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по

предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его

профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории

коллег.

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить

непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование

этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения

своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.

Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной

информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в

условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от

объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором

ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых

информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к

физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность

обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами

становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую,

исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую

функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.

Таким образом, я считаю, что при организации и проведении современного урока

физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только

физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие

способности учащихся, расширять общий кругозор.