Автор: Львова Оксана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г.о. Звенигород
Наименование материала: выступление
Тема: "Возможности ИКТ на уроках физической культуры"
Возможности ИКТ на уроках физической культуры.
ХХ1-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня
современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные
технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание
толерантности, терпимости к чужому мнению;
формирование коммуникативных умений и навыков.
Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных
компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её
хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование.
Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный
компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи,
поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение
компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство
методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии
способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и
качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации
познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время
принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения,
совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и
качество;
использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения,
познания себя и действительности;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства
творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов
контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых
информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе
проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения
средств современных информационных технологий:
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях
информационного общества:
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.
3. Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- осуществление профориентационной работы в области физической культуры.
В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий
принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического
овладения знаниями.
Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя
заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в
полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и
познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет
использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они
используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету —
двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель
должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в
урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие.
Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это
составление текстовых документов в программе «MS Office Word»:
Календарно – тематическое планирование;
Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;
Планы работ по триместрам и поурочное планирование;
Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях,
протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.
Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS Office Excel».
Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении
соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение
итогов соревнований и т.д.
Способ накопления информации:
быстрый способ поиска информации через систему интернета;
способ хранения информации;
быстрый поиск необходимого материала.
Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на
который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных
презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это
логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и
общими принципами оформления.
Целью презентации может быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в
учебном процессе наглядных средств обучения.
Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи,
мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные
информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств
обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством
готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и
развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала
повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся -
зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания.
Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом
этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких
опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.
Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает
ресурсы здоровья детей.
Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ.
Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт
возможность:
осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
вносить обоснованные изменения в учебный процесс;
достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что
позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников
тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты
предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся
4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической
культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый
контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность
быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и
незнание материала.
Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности
учителя широко используется блог. Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова,
обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой
человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога,
имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель
может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные
сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью
шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель
может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы
к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы,
изображения.
Постоянное использование блога сможет дать ученикам:
использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по
предмету;
изучение пропущенных тем в случае болезни;
повысить мотивацию к обучению;
постоянный личный контакт с учителем и т.д.
Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной
профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить
интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.
Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование
личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь
ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к
урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать
информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт
учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать
материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по
предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его
профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории
коллег.
Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить
непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование
этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения
своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.
Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной
информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в
условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от
объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором
ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых
информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к
физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность
обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами
становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую,
исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую
функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.
Таким образом, я считаю, что при организации и проведении современного урока
физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только
физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие
способности учащихся, расширять общий кругозор.