Напоминание

"Особенности развития коммуникативных навыков на уроках русского языка в 5 классе средствами речевых игр и упражнений"

Автор: Терещенко Крестина Сергеевна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития коммуникативных навыков на уроках русского языка в 5 классе средствами речевых игр и упражнений"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Мачулина М.А.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Терещенко К.С.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ СРЕДСТВАМИ

РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация:

В

данной

статье

рассматриваются

речевые

игры

и

упражнения

как

средство

развития

коммуникативных

навыков

пятиклассников

на

уроках

русского

языка.

В

работе

представлены

результаты

экспериментального

исследования,

позволившие

определить

эффективность речевых игр и упражнений в развитии коммуникативных

навыков обучающихся на уроках русского языка в 5 классе.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, уроки русского языка,

речевые игры, речевые упражнения

Формирование

коммуникативных

навыков

является

одной

из

ведущих

задач

основной

школы

[6].

Коммуникативными

навыками

называют совокупность таких умений человека, которые адекватны для

определенной социальной среды и включают в себя знание ограничений и

культурных

норм

в

общении,

знание

традиций

и

обычаев,

владение

этикетом,

демонстрацию

воспитанности,

умелое

применение

коммуникативных средств [4]. Важное место в развитии коммуникативных

навыков

школьников

занимают

уроки

русского

языка.

Уроки

русского

языка в 5 классе направлены на формирование таких коммуникативных

умений и навыков, как:

1

1) понимать тему сообщения, логику развития мысли;

2) извлекать нужную информацию (полно или частично);

3) проникнуть в смысл высказывания;

4) вести диалог и строить монологическое высказывание;

5) осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания;

6) собирать и систематизировать материал;

7) составлять план, пользоваться различными типами речи;

8) строить высказывание в определенном стиле;

9) отбирать языковые средства;

10) совершенствовать высказывание [2].

С

целью

развития

коммуникативных

навыков

пятиклассников

учитель русского языка использует различные методы, приемы и средства:

пересказы, изложения, сочинения, работу с текстом, учебный диалог, а

также речевые игры и упражнения. Речевые игры могут быть языковыми

(фонетическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографическими,

орфоэпическими) и собственно речевыми (в основном, творческими). При

организации речевых игр используются различные материалы (рисунки,

карточки,

таблицы,

диалоги,

пословицы,

поговорки),

которые

учитель

подготавливает совместно со школьниками. Речевые упражнения бывают

языковыми

или

подготовительными

(имитативные,

комбинационные,

подстановочные и т.д.), условно-речевыми (на основе текста) и собственно-

речевыми (вопросно-ответные, ситуативные, игровые, инициативные и т.д.)

[5].

Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение

эффективности

использования

речевых

игр

и

упражнений

в

развитии

коммуникативных

навыков

школьников

на

уроках

русского

языка

в

5

классе. В качестве респондентов выступили обучающиеся двух 5 классов.

Был

выявлен

начальный

уровень

сформированности

коммуникативных

навыков школьников. С этой целью были проведены три методики: тест

коммуникативных умений Л. Михельсона, методика «Оценка самоконтроля

2

в общении» М. Снайдера, методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М.

Юсупова.

Ре зульт аты

диагно стики

показа ли,

ч то

у р о в е н ь

коммуникативных

навыков

пятиклассников

преимущественно

средний,

однако

уровень

сформированности

коммуникативных

навыков

обучающихся 5 «А» класса выше, чем у обучающихся 5 «Б» класса.

В

течение

полугода

в

5

«Б»

классе

проводился

формирующий

эксперимент, который представил собой внедрение системы работы по

развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка в 5 классе

средствами речевых игр и упражнений. Речевые игры проводились в ходе

изучения разделов науки о языке. Например:

1.

Речевая

игра

«Эрудит»

(была

использована

при

изучении

лексики).

Такая

игра

активизирует

мыслительную

деятельность

и

содействует

расширению

кругозора.

Предлагается

угадать

слово

по

толкованию его лексического значения:

- Красная строка, отступ в начале строки.

- Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу.

- Дословная выдержка из текста.

- Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой [5].

2. Речевая игра «Сколько слов?» (была использована при повторении

правил орфографии). Цель - закрепить правописание безударных гласных в

корне

слова,

проверяемых

ударением.

Записаны

слова:

прим...рять,

пос...деть,

сл...зал,

б...чок.

Предложить

возможные

варианты,

найти

проверочные слова.

3.

Речевая

игра

«Пригласи

на

обед»

(была

использована

при

повторении

орфоэпических

норм).

Задача:

озвучить

меню

обеда,

на

который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню,

конечно,

должны

оказаться

тефтели,

щавель,

пирожки

с

творогом,

сливовый или грушевый компот и т.д. [5]

3

Речевые

упражнения

были

направлены

на

развитие

устной

и

письменной

речи,

на

развитие

монологической

и

диалогической

речи

школьников. Примеры речевых упражнений:

1.

Речевое

упражнение.

Цель:

учить

детей

правильно

составлять

синтаксическую конструкцию, выбирать более точные слова для создания

высказывания. Распространите предложения: Хмурится небо. Ревет ветер.

Несутся тучи.

Речевая ситуация:

Представьте, что был солнечный ясный день, и вдруг погода стала

портиться. Создайте картину плохой погоды, дополнив предложения.

2. Речевое упражнение. Цель: обучать обучающихся диалогической

форме

речи.

Учить

составлять

предложения:

вопросы

и

предложения–

ответы, разные по интонации. Составьте и запишите диалог:

- ……………………

- Ну, вот еще!

- ……………………

- Не буду!

- ……………………

- А где моя доля!?

Речевая ситуация:

Представьте, что вы с друзьями нашли клад и теперь решаете, как с

ним быть, что делать [2].

После

внедрения

системы

работы

нами

повторно

был

выявлен

уровень сформированности коммуникативных навыков школьников. С этой

целью были проведены те же методики. Результаты диагностики показали,

что уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся 5

«Б» класса стал немного выше, чем у обучающихся 5 «А» класса. После

апробации системы работы уровень сформированности коммуникативных

навыков обучающихся 5 «Б» класса стал выше, чем на констатирующем

этапе эксперимента. Проведенное исследование доказало эффективность

4

речевых

игр

и

упражнений

в

развитии

коммуникативных

навыков

пятиклассников на уроках русского языка.

Таким

образом,

с

целью

развития

коммуникативных

навыков

обучающихся на уроках русского языка в 5 классе учителю целесообразно

использовать

речевые

игры

и

упражнения.

Речевые

игры

могут

использоваться

в

качестве

речевых

разминок,

а

также

при

изучении

разделов

науки

о

языке.

Речевые

упражнения

могут

применяться

для

развития связной устной и письменной речи, а также умения вести диалог.

Список литературы.

1.

Букатов,

В.М.

Я

иду

на

урок:

хрестоматия

игровых

приемов

обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: «Первое

сентября», 2002. - 224 с.

2.

Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных

умений

/

Т.А.

Ладыженская,

Л.А.

Тростенцова

//

Русский

язык.

Методические

рекомендации.

5

класс:

пособие

для

учителей

общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - С.139-144.

3.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9

классы. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты

второго поколения).

4.

Синицын,

В.А.

На

пути

к

о сво ению

ком м у н и кат и в н о

ориентированного курса родного языка в школе / В.А. Синицын // Русский

язык в школе. - № 4. - 2013. – С.26–30.

5.

Титкова,

М.Ю.

Развитие

коммуникативных

умений

учащихся

5

класса

на

основе

игровых

технологий

в

процессе

обучения

русскому

языку / М.Ю. Титкова. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. - 148 с.

6.

Федеральный

компонент

государственного

стандарта

основного

общего

образования

по

русскому

языку

//

Официальные

документы

в

образовании. - 2014. - №5. - С.32-36.

5