Напоминание

Развитие монологической речи учащихся при подготовке к итоговому собеседованию, к итоговому сочинению

Автор: Батюченко Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-Великотопальская СОШ им.Героя России Ворожанина О.В.
Населённый пункт: с.Великая Топаль, Клинцовский р-н,Брянская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие монологической речи учащихся при подготовке к итоговому собеседованию, к итоговому сочинению







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад на тему:

« Развитие монологической речи учащихся при

подготовке к итоговому собеседованию, к

итоговому сочинению»

В мире современных технических достижений умение общаться

становится одним из самых необходимых и ценных навыков.

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития,

профессионального роста и самовыражения.

Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и

адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника

с первых минут разговора, а также в способности слушать своего

оппонента.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и

социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения

происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках

реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных

действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать

гипотезы и уметь их обосновывать;

свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;

знать особенности диалогической и монологической речи;

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с

поставленными задачами.

В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная

компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые

адекватны для определенной социальной среды и включают в себя

знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев,

владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение

коммуникативных средств.

Коммуникативная компетенция может включать в себя множество

компонентов:

владение той или иной лексикой

развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)

умение соблюдать этику и этикет общения

умение анализировать внешние сигналы

владение навыками активного слушания

владение ораторским искусством

актерские способности

умение строить высказывание и вести диалог

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной

части, включающей в себя чтение и говорение, развитие

коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

Поэтому и филологов, и родителей, и, конечно, учеников волнует вопрос

введения Устной части ОГЭ по русскому языку. Нам нужно уже сейчас

разобраться, попытаться осмыслить и наметить пути подготовки учеников

к новым испытаниям.

По данным Минобрнауки России и Рособрнадзора экзамен

планируется проводить на базе школ, проверять и оценивать результаты

предстоит школьным учителям - экспертам.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь.

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (3

мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты.

Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить

паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

Это задание оценивается 3 баллами.

2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.

3 задание состоит из двух частей: 1) необходимо описать фотографию

определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой

план для высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет

ответить на ряд вопросов по данной теме.

В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с другом или учителем, или условный диалог с компьютером.

Ученикам предложат обсудить в парах или с учителем определенную тему

для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь

необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.

Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.

4 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление

на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство

выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики

не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло

читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя

бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта

публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и

диалоги.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.

Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение,

правильно передающее идейное содержание художественного

произведения или статьи.

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения,

передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а

также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная

громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения,

является сознательное восприятие текста.

Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто

еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь».

Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность

говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с

определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора

произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою

или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д.

Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное

действие». Скорость чтения текста должна быть примерно 120 слов в

минуту, нужно при этом правильно ставить ударение. Можно выделить

графически ключевые слова и предложения в тексте, а при чтении

выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать

паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более

длительной.

Формирование правильного чтения, выработка у читающего

определенного уровня навыков, связанных с произносительной

культурой, все это отрабатывалось с начальных классов. Но все – таки

стоит с будущими выпускниками вспомнить компоненты выразительной

речи. Что такое интонация (тон голоса), сила голоса, темп и мелодика

речи, логическое ударение, паузы, ритм речи?

На первых этапах вместе с учащимися в предложенных текстах простым

карандашом можно сделать необходимые пометы, проставить ударение

в словах, также объяснить значение слов. После такой предварительной

работы над текстом у учащихся сводится к минимуму количество ошибок

в произношении, правильном проговаривании окончаний слов,

интонационно верно они расставляют логическое ударение.

В дальнейшей работе по формированию и развитию выразительного

чтения тексты можно подбирать как в самих учебниках русского языка,

так и в учебниках – хрестоматиях по литературе. Надо только

внимательнее присмотреться к упражнениям и соответствующим

образом построить работу на уроке.

Неоценимую помощь нам могут оказать аудиозаписи и тексты

изложений, которые мы используем при подготовке к ОГЭ.

Чтобы весь процесс подготовки к экзаменам был полноценным,

необходимо познакомить учащихся и с системой оценивания

экзаменационной работы. Тогда ученики имеют возможность оценить

свое чтение и своего одноклассника, проанализировать допущенные

ошибки.

Поскольку ранее устный экзамен в такой форме никогда не

проводился, учитель испытывает определенные трудности в подборке

материала для подготовки. В интернете уже предлагают целые

комплекты для устной части.

Орфоэпический словарик (270 слов) и файлы (в формате mp3),

озвученные профессиональным диктором;

Таблица для самопроверки;

10 текстов включающие слова из орфоэпического словаря.

Озвучен словарик из раздаточного материала. Предполагается, что

для тренировки ученики будут читать вместе с диктором, а потом

закреплять навык произношения с помощью таблицы-тренажёра.

Тексты содержат такие слова, как "договОры", "обеспЕчение",

"кровоточАщий", "тОрты", "шАрфы" и другие слова, которые часто

произносятся неверно.

Для подготовки выразительного чтения текста:

20 текстов и 6 текстов, озвученных профессиональным диктором

(пример выразительного чтения, звуковые файлы в формате mp3);

Презентация "Лексические средства";

Презентация "Языковые средства выразительности";

Презентация "Фигуры ораторского синтаксиса".

Тексты подобраны таким образом, чтобы научить ребят выделять

голосом различные средства выразительности (риторические вопросы,

восклицания, обращения, иронию, умолчание, пропуск, различные виды

повторов и т.д.) В наборе отрывки из произведений разных стилей,

жанров и эпох. Перед чтением отрывки целесообразно проанализировать

(используя информацию из презентаций по средствам выразительности) и

обсудить.

Предлагают учащимся сначала самостоятельно прочитать вслух тексты,

озвученные диктором, а потом прослушать запись. Повторное чтение

будет уже гораздо лучше. Не озвученные диктором 14 текстов предлагают

для закрепления и контроля.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен

показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование,

рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с

поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках

русского языка нужно уделять особое внимание основным видам

деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды

деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие:

музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и

хобби. Темы соответствуют возрастным особенностям детей данного

периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых

учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и

высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей –

филологов усложняется, и с детьми необходимо начать подготовку к

утвержденной форме экзамена. Обратить внимание детей на то, что

экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и

результат зависит во многом от него. Мотивируем их на овладение

знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д. Даем

рекомендации к составлению монологического высказывания и беседе по

монологу:

1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай:

что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель

выступления), для кого и что именно ты будешь говорить.

2. Определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить

своё выступление (главное в выступлении) .

Композиция монологического высказывания:

1.Приветствие, комплимент аудитории.

2.Тезис, доказательство, вывод.

3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за

внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка

говорящего).

Требования к речевому оформлению монологического высказывания:

1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты,

сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)

2. Не допускается использование говорящим односложных фраз.

Предложения должны включать различные синтаксические конструкции:

однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные

обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-

первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я

надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения,

риторические вопросы и предложения.

3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже

вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей

стороной вопроса.

4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём

напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.

В описании картины или фотографии нужно отметить:

Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки,

настроение, предметный ряд, персонажи и предметы. Также обратить

внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.

При подготовке к составлению монологического высказывания можно

предложить для сравнения тексты в качестве образца и «антиобразца».

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на

уроках:

1. Придумывание заголовка и его обоснование;

2. Описание картины;

3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное;

4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);

6. Оценка прослушанного и прочитанного;

7. Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Задания для неподготовленной монологической речи:

1. Ответить на вопрос, употребив образцы.

2. Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами.

3. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.

4. Расширить/сократить указанные предложения.

5. Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.

6. Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на

контекст.

7.Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая

профессия», «Экология»;

Для формирования навыков неподготовленной речи можно

использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи.

Один из приёмов - обсуждение на уроке какого-либо лаконичного

высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма,

высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.

После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его

в тетради, оформив как сочинение- миниатюру, обязательно выделяя

абзацы и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические

и речевые нормы.

На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить

игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои

ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие

связи.

Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только

развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания

(лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.).

Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к

написанию сочинения.

Подготовка к одной из тем 2 задания.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше

всего. Не забудьте рассказать

- в каком музее Вы были;

- когда и с кем;

- что вы увидели;

- что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы (Карточка для учителя)

1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные,

научно-технические или естественнонаучные?

2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?

3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш

взгляд, они обладают?

Задание относится к тематическому блоку «Музей», ученику дана

небольшая инструкция, направленная на дополнения к составленному

монологу по фотографии. Подготовку к этому заданию можно начать с

тематических блоков. На уроках развития речи вместе с учащимися

определили понятие: «музеи». В результате оформили карточки.

Толкование понятия. Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) —

учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и

экспонированием предметов — памятников истории, материальной и

духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской

деятельностью. (Википедия, по словарю Ожегова)

Виды музеев

литературные музеи –

исторические музеи –

художественные –

научно-технические -

естественнонаучные -

краеведческие –

музеи искусства –

музеи профессий и т.д.

Учитель предлагает вопросы для беседы:

С какой целью люди посещают музеи?

Что Вы знаете о виртуальных музеях?

А в каком музее ты мечтал бы побывать? Почему?

Что больше всего тебя заинтересовало бы (удивило бы) в этом

музее?

Какие экспонаты тебя бы заинтересовали? Почему?

Представь, что ты работаешь экскурсоводом в музее. О чем бы ты

рассказал сверстникам? Что показал? На что попросил обратить

внимание?

Как ты думаешь, о каком великом событии рассказывается в

данном музее? Почему?

Как ты думаешь, для чего люди создают музеи?

Как ты считаешь, должны ли дети посещать музеи? Почему?

Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих

учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог

гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был

достаточно информативным и логичным, произносился без

длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь

правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно

построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или

заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под

силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и

совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать

использовать следующие речевые клише:

Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена)

экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно

слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под

стеклом

представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы,

фотографии …., и т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея),

потому что……..

Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось

(понравились)…., т.к. …..

Думаю, что после такой предварительной работы ученики будут

чувствовать себя увереннее, а задание не покажется трудным и сложным.

Чтобы данная подготовительная работа была полноценной и

эффективной, учащихся необходимо познакомить с системой оценивания

данного задания, тогда ученики смогут сразу же оценить свой

прозвучавший монолог и своего одноклассника.

По аналогии с заданиями, данными для проведения апробации

устной части ОГЭ, можно провести словесную разминку, использовать для

говорения можно любую ситуацию, любой вопрос, заданный на уроке.

Работу можно построить из следующих этапов:

1.

Рассказ на основе изображения (устная речь – описание).

2.

Развитие речи при восстановлении последовательности

изображения с помощью наглядного материала (ученик собирает на

доске нарисованных персонажей по сюжету, сопровождая

собственным рассказом) (устная речь – повествование).

3.

Составление текстов (письменная речь – повествование) (дается в

качестве домашнего задания).

Из-за леса, из-за гор выбежала тучка. И решила напоить землю

тёплой водой. Взмахнула она рукавами – и полился дождь частый.

Появились цветы – то улыбалась земля. Появилась лужица.

Успокоилась довольная тучка. И пришло красно – солнышко, и

согрело оно землю. А на тепло то небесное слетелись вестники

весны – бабочки и завели хоровод. Вся земля улыбалась их

чудесному танцу.

В учебниках русского языка даны упражнения, которые нацелены на

подготовку к устной части. Так в учебнике 6 класса Л.М. Рыбченковой есть

такое задание:

- Используя материал упражнения, фотографию, свои наблюдения,

напишите небольшое сочинение о ранней осени в ваших краях. Работы

зачитываются, и дети, анализируя предложенные тексты, оценивают их.

В упр. 199 дана фотография, рассмотрев ее и записав к ней

словосочетания, учащиеся должны подготовить устный рассказ на тему «В

школьном этнографическом музее».

Шестиклассникам трудно выполнять задания устной части ОГЭ:

говорить, рассуждать, описывать фотографии. Временные параметры

подготовки к ответу и самого ответа пугают учащихся, поэтому нужно

стараться включить в задания элементы игры, не исключая, конечно, при

этом понимание важности и ответственности выполнения задания.

Говоря о подготовке восьмиклассников к устной части ОГЭ, можно

включать словесные разминки, аналогичные заданиям, данным в

качестве образца для проведения апробации (презентация Т.Н.

Малышевой на сайте ФИПИ). В качестве домашнего задания предлагать

учащимся создание презентации (картинка + основные положения

(аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на

заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания,

учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и

подбирать ключевые слова для построения текста монологического

характера.

Важно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять

тексты разных стилей, но и создавать на уроке ситуацию экзамена. Среди

учащихся назначается организатор, который следит за временем;

эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые

недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений

и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе

избегать этих ошибок. Таким образом, по моему мнению, учащиеся

проходят своеобразную психологическую адаптацию.

В интернете предлагают комплект материалов для подготовки 2 и 3

задания устного экзамена.

Монолог: 25 билетов с фотографиями и вопросами (эти же фото

приложены отдельно).

Подобраны очень выразительные фото для рассуждений на темы

"Дружба", "Несправедливость", "Любимая игрушка", "Музыка", "Театр",

"Приключение", "Спортивные соревнования" и т.п.

Диалог

Описание игр "Сплетни" и "Выборы князя".

Алгоритмы движения в игре "Вертушка" на разное количество

человек и карточки участников (раздаточный материал,

подготовленный к распечатке). Игра строится таким образом, что

каждый участник встретится в споре с каждым и должен будет

доказывать несколько противоположных тезисов.

Подробное описание большой ролевой игры "Конфликт". Схемы

взаимодействия участников, карточки с личными заданиями,

бейджики и прочие материалы, готовые к распечатке. Игра

рассчитана на 3-4 часа. Каждый участник, отыгрывая свою роль,

будет учиться убеждать и слушать. Моделируется большое

количество ситуаций, в которых возникнет масса диалогов.

Данные игры можно использовать на дополнительных занятиях.

Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому

потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей;

хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий

ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов;

способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя

свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей....

Например, если устная часть будет посвящена географическим открытиям

18 века, то Вы должны будете хорошо (если не прекрасно) знать

географию, исторические моменты открытий и так далее. И главное все

это красиво изложить. Это что-то типа устного сочинения, где нужно

проявить все свое мастерство, чтобы выразить именно ту мысль, которую

хотят услышать.

Как же организовать подготовку учащихся к Устной части?

1. Вспомнить теорию.

2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило,

необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.

3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость

чтения, но и выразительность.

4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно

потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны

только со стороны...

Я надеюсь, что предложенные формы и приемы работы по подготовке

к Устной части окажут методическую помощь в подготовке к

предстоящему экзамену.