Напоминание

Использование обобщающих таблиц как способ систематизации и контроля орфографических знаний учащихся в процессе подготовки к ГИА

Автор: Богомолова Любовь Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Ишеевский многопрофильный лицей им. Н.К.Джорджадзе
Населённый пункт: пгт Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование обобщающих таблиц как способ систематизации и контроля орфографических знаний учащихся в процессе подготовки к ГИА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование обобщающих таблиц как способ систематизации и контроля

орфографических знаний учащихся в процессе подготовки к ГИА

Ч.1. Введение

Существуют различные уровни грамотности. Первый(базовый) должен сформироваться в

школе. Однако далеко не каждый выпускник школы накануне ГИА сможет смело поднять

руку и уверенно сказать: «Я грамотен». Но не стоит отчаиваться. Действительно, богат

русский язык, но миф о его невероятной сложности несколько преувеличен.

В основу моей работы положен несколько отличный от традиционного подход,

направленный на формирование грамотности учащихся.

Основная цель проекта – предоставить в распоряжение учащихся хорошо

интерпретированную, пригодную к восприятию совокупность структурных единиц,

формирующих компетенцию орфографической грамотности.

Мною предлагается структура поурочной подачи материала, в рамках которой ввод

орфограмм происходит последовательно, в их логической взаимосвязи. Учащиеся в то же

время располагают большими количеством лексического и орфографического материала

для отработки полученных навыков.

В предлагаемой работе я попыталась многие орфографические правила перевести в

обобщённые таблицы, для пользования которыми приложены алгоритмы(логические

шаги). После введения правила учащимся предлагается выполнить упражнения на эту

тему, а также усовершенствовать полученные ранее практические навыки на большом

количестве предложенного материала.

Ч. 2. Технология структурирования учебного материала и её роль в обобщении и

систематизации знаний по русскому языку.

Структурирование учебного материала – наиболее эффективная технология,

способствующая развитию логического мышления, умения анализировать, сравнивать,

сопоставлять, обобщать.

Роль структурирования учебного материала при подготовке его к изучению очень

велика: непонимание структуры материала- одна из причин его формального изучения,

недостаточной культуры знаний. У многих учащихся, например, отсутствует обобщённое

представление о структуре орфографии. Они не могут соотнести её с грамматикой,

фонетикой и лексикой. Так, правила правописания приставок и корней соотносят нередко

не со структурой слова(т.е. его морфемным строением), а с морфологией. Отсюда

-рассуждения типа: «Превосходный – пишу приставку пре-, так как это прилагательное

обозначает высшую степень качества». На вопрос о том, какую приставку следует писать в

наречии, образованном от этого же слова (превосходно), ученик не может дать чёткого,

обоснованного ответа.

Отсутствие структурного видения проявляется и в том, что многие теоретические

понятия оказываются неработающими даже на завершающем этапе обучения. Например,

ученик, изучивший к концу седьмого класса весь материал по орфографии, не может

выделить её основных понятий, не знает, в чём сходство и различие между

понятиями»орфограмма» и «орфографическое правило», не может установить иерархии

орфографических и языковых понятий и т.п. Таким образом, отсутствие структурных

знаний препятствует чёткости понимания сложных явлений не только

общелингвистического, но и чисто орфографического характера, а кроме того, порождает

смешение взаимосвязанных правил, конкурирующих написаний и в результате –

орфографическую неграмотность. Поэтому эффективность работы по обучению русскому

языку во многом определяется способами формирования в сознании учащихся

представления о логической структуре изучаемого материала. Особое значение имеет

разработка технологии структурирования учебного материала и схематизации выявленных

в нём структурных отношений с помощью средств наглядности и моделирования,

ориентированных на формирование правильных и чётко дифференцированных

обобщений.

Общую структуру темы нужно представлять так, чтобы последовательность анализа

материала давала учащимся возможность самим добывать знания на основе переноса,

осознавать не только материал, но и процесс его усвоения. В результате логической

обработки материала и установления рациональной последовательности его изучения

создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщённых знаний и

рациональных способов деятельности.

Фиксация логических структур учебного материала может осуществляться

разнообразными способами (таблица, схема, модель, формула, блок и др.)

Приведу один из возможных вариантов технологии структурирования и логической

обработки грамматического и орфографического материала на примере темы «НЕ слитно

и раздельно с различными частями речи».

Отмечу вначале, что при структурировании знаний по орфографии и определении

рациональной последовательности в изучении материала особенно важным

представляется выбор стержневого понятия или базовой темы как систематизирующего

фактора. Так, при изучении обобщающего правила о слитном и раздельном написании НЕ

с частями речи в качестве систематизирующей(опорной) будет тема «НЕ слитно и

раздельно с именами существительными», которая должна изучаться в 5 классе первой

(вместо темы «НЕ с глаголом») как базовая и наиболее пригодная для дальнейшего

обобщения учебного материала. Наиболее общими носителями информации для

стержневого уплотнения знаний здесь выступают три основных дифференцирующих

признака, определяющих слитное и раздельное написание НЕ с существительными,

прилагательными и наречиями, где наблюдается полное совпадение орфографических

правил, а также с глаголами и деепричастиями ( в меньшей мере с причастиями), где

названые правила совпадают частично.

Первые сведения о правописании НЕ слитно и раздельно целесообразно давать на

материала базовой темы, где частные правила представляют собой основные варианты, на

основе которых путём переноса знаний наращиваются обобщённые правила, касающиеся

других частей речи и форм глагола. Процесс структурирования учебного материала по

данной теме осуществляется в три этапа. Первый этап – построение сводной таблицы

правил по теме. Второй этап – объединение учебного материала в блоки на основе

условий выбора написаний ( в соответствии с расположением материала в школьных

учебниках).

Структурный анализ данной таблицы наглядно показывает, что при таком расположении

материала нет достаточных оснований для его блоковой подачи на основе сквозного

(стержневого) обобщения орфографических правил.

Сходный материал, как видно, прослеживается в ней с большим трудом, так как общие

правил и дифференцирующие признаки разбросаны, оторваны друг от друга, что,

безусловно, может вызвать у некоторых учащихся, особенно слабых, большие затруднения

в восприятии материала и отрицательно повлиять на его усвоение. Поэтому следующая

задача состоит в том, чтобы построить такую структурную таблицу, в которой части речи,

имеющие одинаковые правила написания частицы и приставки НЕ, были расположены

непосредственно друг за другом. При этом обобщение материала будет осуществляться на

основе дифференцирующих признаков сходных орфографических правил.

Третий этап – определение линий обобщения (по вертикали) и перегруппировка

учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого (сквозного)

обобщения материала (по горизонтали).

Приведу пример такой таблицы.

Слитное / раздельное написание НЕ с разными частями речи

Исключения

Условия для раздельного написания

не правда, а ложь

не красивый, а уродливый

не много, а мало

не по-товарищески

не рад, не готов, не должен, не жаль

негодовать

небрежно

нелепица

нехотя

несмотря на обстоятельства

не ходил

не глядя

абсолютно ненужный

почти неиспользованный

очень неумный

в высшей степени необыкновенный

практически неизученный

не читанная папой книга

ещё не кошенный луг

нелюбимое в детстве молоко

неразличимый в темноте дым

не любимые ребёнком занятия

не видимые простым глазом

далеко не

вовсе не

отнюдь не

никем не

ничуть не

не двое, не деревянный дом, не мамина

ручка, не больше, не красивее

поля не скошены

Подобным образом структурировано большинство орфографических тем(правил) в

предлагаемой работе.

Решение заданий ЕГЭ и ОГЭ невозможно без осмысленного, глубокого подхода к

любому языковому материалу, в том числе и орфографическому, а потому привлечение

учащихся к составлению обобщающих таблиц, упражнения на сравнение, сопоставление,

исключение, классификацию орфограмм делают работу с обобщающими таблицами

незаменимой.

Ч. 3. Использование таблиц-блоков на повторительно-обобщающих уроках

В образовательном стандарте среднего(полного) общего образования изучение русского

языка на базовом уровне направлено на развитие языковой и лингвистической

(языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетентностей учащихся.

Речевая компетентность включает в себя знания о русском языке как системе, о его

функциях и устройстве, умениях и навыках нормативного использования языковых

средств для достижения орфографической, пунктуационной и речевой грамотности.

Практическое владение языком предполагает усвоение системы лингвистических

знаний и умений. Неусвоение хотя бы одного элемента сложного языкового механизма

тормозит речевое развитие школьников.

Углублённое изучение русского языка обеспечивается такими методами, при которых

обучение переводится во взаимо- и самообучение учащихся. Глубокие знания

формируются у учащихся при системном обучении языку, выявление ключевых

моментов, свёртывании и развёртывании информации, при построении таблиц и схем.

Возросшие в последнее время требования к качеству образования, появление новых

видов деятельности, связанных с грамотным владением русским языком, определяют

интерес к учебным пособиям, которые позволяют в сравнительно короткий срок получить

или обновить необходимый объём языковых знаний и навыков. Графическое

представление теории при ознакомлении с объёмной темой или целым разделом помогают

учащемуся в сжатом объёме запомнить и усвоить наиболее сложный грамматический

материал, причём именно тот, который ему нужен в определённый момент учебной

деятельности. Использование элементов наглядно-графического характера позволяет

школьникам лучше понять и усвоить изучаемый материал. Таблицы дают возможность

увидеть не разрозненные орфограммы, зачастую разбросанные по разным главам

учебника или вообще по разным учебным пособиям, в компактное изложение конкретной

темы на 1-2 страницах, т.е. позволяют подготовиться к зачёту или экзамену.

Приведу пример такой таблицы:

Гласные в суффиксе глагола в форме прошедшего времени, в суффиксе причастия, в

суффиксе деепричастия

ПОСЕЯТЬ – ПОСЕЯЛ – ПОСЕЯВШИЙ – ПОСЕЯВ

КЛЕИТЬ – КЛЕИЛ – КЛЕИВШИЙ – КЛЕИВ

НЕНАВИДЕТЬ – НЕНАВИДЕЛ – НЕНАВИДЕВШИЙ - НЕНАВИДЕВ

ВНИМАНИЕ! Глаголы с приставками ОБЕЗ-(ОБЕС-)

Е

(действие не переходит на объект)

И

(действие переходит на объект)

обессилеть от болезни

обессилить врага

Простейшая алгоритмизация, положенная в основу создания обобщённых таблиц,

способствует их непроизвольному запоминанию и выработке автоматизма при разрешении

тех или иных орфографических, грамматических или пунктуационных сложностей. Работа

с обобщающими таблицами способствует развитию памяти, логического мышления,

аналитических способностей учащихся, а главное – открывает оптимальный по времени

путь овладения орфографией и пунктуацией.

Не каждый ученик, выучив грамматику, сможет пользоваться правилами при

выполнении упражнений. Вот здесь-то и поможет использование схем-карт,

ориентирующих схем, таблиц, которые будут способствовать упорядочиванию процесса

обучения.

Привожу пример алгоритма к теме (таблице)

«Правописание Н-НН в прилагательных, образованных от существительных»

1.

Назовите существительное, от которого образовано прилагательное.

2.

Выделите основу и отбросьте окончание.

3.

Присоедините один из указанных суффиксов.

4.

Если прилагательное отвечает на вопрос чей? (чья? чьё? чьи?), пишите одну Н.

Проблемная ситуация

Если вы не уверены, от какого слова образовано прилагательное, например, овчинный

тулуп.

Тулуп какой? или чей? Вы выбираете какой? тогда вы понимаете, что прилагательное

образовано от слова овчина, а не от слова овца.

ОВЧИН ОВЧИН Н+ ЫЙ

Если же вы уверенно ставите к прилагательному вопрос чей? смело пишите Н.

фазаний хвост: хвост чей? фазан+ий

мышиная нора: нора чья? мыш+ин+ая

Алгоритм к теме (таблице)

«Гласная перед Н(НН) в отглагольных образованиях»

Часто возникает проблема, как правильно выбрать глагол, от которого образованы слова:

решён…ый (решить или решать), пуще…ый (пустить или пускать). Здесь поможет

следующий логический шаг:

а) если инфинитив на –ить, то И обязательно перейдёт в прилагательных и причастиях в Е.

косить – кошеный (несов. в.)

бросить – брошенный (сов.в.)

б) если инфинитив не на –ить, то суффикс сохраняется во всех формах:

настрелять – настрелянный (сов. в.)

стрелять – стреляный (несов. в.)

продумать – продуманный (сов.в.)

ветреть – ветреный (несов.в.)

Сравните:

Вывалить (куда-то) – вываленный вывалять (в чём-то) – вывалянный

Последовательное и целенаправленное применение элементов программированного

обучения способствует организации умственной деятельности учащихся, формированию

мотивации к обучению. Высокой речевой культуры и грамотной письменной речи,

помогает совершенствовать знания о языке.

Обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы в основе своей содержат приемы сравнения,

сопоставления и установления отношений сходства и различия между фактами и

явлениями языка. В школьной практике чаще других выделяются два вида сравнения:

последовательное (вновь изучаемый материал сравнивается с ранее изученным) и

сравнение – сопоставление двух или более изучаемых явлений, предметов и т.д.

Именно приём последовательного сравнения применим при составлении совместно с

учениками обобщающих таблиц и сводных схем при изучении каких-либо тем. Он состоит

в том, что новые знания, благодаря сравнению усваиваются учащимися по аналогии с уже

имеющимися. Так, после изучения каких-либо правил учащиеся совместно с учителем по

аналогии составляют таблицу обобщающего характера, делая выводы о тождестве правил.

Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов

- ИТЬ гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, ГОВОРИТЬ

слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть,

вертеть

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ брить ДУМАТЬ

стелить ПЕТЬ

зыбиться

зиждиться

Гласные в суффиксах причастий –УЩ- (ЮЩ-)/ -АЩ- (-ЯЩ-); -ОМ- (-ЕМ-)/ -ИМ-

ГОВОРИТЬ – ГОВОРЯЩИЙ

ГОВОРИТЬ - ГОВОРИМЫЙ

ДУМАТЬ –ДУМАЮЩИЙ

ДУМАТЬ - ДУМАЕМЫЙ

ВНИМАНИЕ! Брезжущий рассвет.

Кроме того, последовательное сравнение значительно повышает активность,

самостоятельность и интерес школьников к процессу обучения в целом. Задача учителя в

данном случае состоит лишь в том, чтобы на основе последовательного сравнения

нескольких аналогичных написаний подвести их под общее правило, сократив таким

образом количество правил, подлежащих запоминанию. Ценность такой работы ещё и в

том, что учащиеся сами делают необходимые обобщения и выводы, принимают участие в

составлении обобщённых таблиц, схем, т.е. это и есть совместная работа учителя и

ученика. Обобщающие таблицы помогают учащимся наглядно понять и установить при

сопоставлении общее и различное в изучаемой теме.

В итоге учебный материал повторяется, обобщается и систематизируется. Таблица –

опора служит учащимся чёткой программой их мыслительной деятельности. На

последующих уроках учащиеся, пользуясь составленными обобщающими таблицами,

самостоятельно выполняют упражнения. Таким образом, ответственность за успеваемость

перекладывается и на самих учащихся, т.е. тем самым воспитывается их

самостоятельность. При этом учителю следует постараться найти методы и формы

стимуляции для активно работающих ребят. Роль учителя сводится ещё и к возможности

индивидуальной помощи конкретным ученикам, т.е. надо научить их работать с

таблицами-блоками, обобщающими схемами, алгоритмами, помочь в регулировании

моментов перехода от полной схемы к сокращённой, а в дальнейшем научить ребят

работать и без схем, таблиц.

Следует отметить и ещё один положительный аспект в работе с таблицами и схемами:

учащиеся могут составлять по таблицам связное высказывание или сообщение на

лингвистическую тему (подготовка к ГИА, часть С).

В таком случае таблица, схема, алгоритм могут служить своеобразным вариантом плана

для построения рассуждения, которое должно конкретизировать каждый пункт плана,

объединяя их определённой единой мыслью, аргументировать выдвинутый тезис.

Подготовка таких сообщений облегчит решение задачи развития связной речи учащихся

(выполняет коммуникативную функцию), позволит соединить теоретический и

практический аспекты в преподавании русского языка, реализовать задачи развивающего

обучения.

Такая система овладения практической грамотностью позволяет повторить,

систематизировать и обобщить знания по любому разделу, сформировать устойчивые

навыки грамотного письма, создать базу, на основе которой можно продолжить

углублённое освоение норм русской грамматики. Таким образом, при ём сравнения

является одним из наиболее эффективных и способствующих усвоению знаний.

Кроме того, используя сравнение как метод обучения на уроках обобщения и

систематизации знаний через составление и использование в учебном процессе таблиц и

схем, мы устанавливаем самые разнообразные связи между явлениями (например,

написание Ы после приставок на согласную непосредственно связано с фонетическими

явлениями), а чем больше связей, тем глубже и прочнее знания. Для более успешного

формирования основ грамотности возникает необходимость подавать учебный материал

(особенно в старших классах при углублённом обобщающем повторении) блоками в виде

обобщающих таблиц-блоков и схем.

Такая методика применима как в профильных классах, где при 3-хчасовом недельном

плане целые уроки можно отводить для работы с таблицами, схемами и алгоритмами, так

и в общеобразовательных, где особенно уместна блочная подача материала, она не требует

увеличения количества часов по предмету, а лишь предусматривает нетрадиционную

организацию уроков внутри определённой системы. Именно такой приём я зачастую и

применяю в своей практике уже несколько лет.

Известно, что универсальных методик не существует. Можно ли дать учащимся

глубокие знания, привить им прочные умения и навыки, развить их творческие

способности на уроках русского языка, пользуясь учебниками для общеобразовательной

школы? При этом следует учесть тот факт, что теоретические сведения рассеяны по

учебниками разных авторов, поэтому с трудом можно найти такое пособие, в котором

были бы сконцентрированы и систематизированы ключевые моменты по каждой теме,

лающие исчерпывающую информацию, а в старших классах хотелось, чтобы это были

углублённые сведения.

Однако целесообразно начинать серьёзную подготовку к ГИА и ЕГЭ уже с 7-8 классов.

Вот в этот период и необходимо иметь под рукой хорошее подспорье в виде опорных

таблиц-блоков, позволяющих изучать темы крупными блоками.

Особенно в моей практике помогают опорные таблицы при ежегодном повторении

материала, когда под рукой у детей нет пройденных в предыдущих классах правил. У моих

учащихся имеются специальные тетради-справочники (один из разделов предназначен для

построения таблиц, опорных схем), а в старших классах – индивидуальные накопительные

папки с таблицами по всем трудным темам, начиная с 5 класса. Материал в папках

пополняется по мере прохождения учебного материала. Это даёт возможность учащимся в

любой момент повторить любое правило, изученное ранее, и существенно облегчает

работу учителя. Этот опыт работы с опорными таблицами я практикую в течение

нескольких лет.

Особенно эффективно применение таблиц-блоков, обобщающих таблиц на уроках

углублённого изучения и повторения учебного материала на уроках в старших классах,

учитывая, что такие таблицы содержат трудные, особые случаи по каким-либо темам.

Добавлю, что работа эта сопровождается систематическим многократным повторением

орфографических правил и большим количеством упражнений для выработки грамотного

письма.

Ч. 4. Система упражнений с обобщающими таблицами в период подготовки к ЕГЭ

Предлагаю материалы повторительно-обобщающего характера с применением сводных

таблиц, составленных на основе теоретических сведений, взятых из нескольких

источников и обработанных с нашей (моей и моих учеников) точки зрения.

ЗАНЯТИЕ 1

Правописание о-ё после шипящих

о/ё

от глаголов

не от глаголов

Ё Ё

О О

1)

Шёпот /шепчет

2)

Шорох (нет

чередования)

лгать – лжёт

решить решённый

тушить – тушёнка

сгустить - сгущёнка

рука – ручонка

холст – холщовый

врач – врачом

душа – душой

общий - общо

Правописание О после Ц

в корнях –жёг-/-жог-

-ЖОГ-

существительные (изжога,

ожог второй степени)

-ЖЁГ-

глагол (поджёг сарай)

-

после Ц под ударением

всегда О

танцор

облицовка

всегда –ОК-

прыжок

сучок

Иностранные слова и метод транслитерации

Всегда О

шоколад

цоколь

шокировать

суффикс -ЁР-

- ер (лат.) – лицо, производящее действие,

или предмет, с помощью которого действие

произведено

-ёр (кирил.) – дирижёр стажёр. ретушёр

Упр.1. Определи, в какой части слова ( в корне или за корнем) есть «проблемная

ситуация», и заполни таблицу.

проблема в корне

проблема за корнем

жёлтый (желтеть)

кружок

шов ( - )

сгущёнка

Решётка, чёрт, чокаться, зайчонок, парчовый, корчёвка, грошовый, чёлка, расчёт,

крыжовник, плечо, хорошо, чёлн, кирпичом, печёнка, копчёный, бечёвка, врачом,

вооружён, щёголь, дешёвый, шёпот, холщовый, бережёт, карандашом, сушёный.

Упр.2. Определи, в какой части слова есть «проблемная ситуация».Вставь пропущенные

буквы О-Ё.

Образец

Шёл – в корне,

проверка шедший

Шов – в корне, нет

проверочного слова

Решённый –за

корнем, от глагола

решить

Врачом – за корнем,

не от глагола

А. бесш…вный ж…рнов Б. ш…колад крюш…н

кош…лка ж…сткий ш.ссе капюш…н

бессч…тный обж…ра маж…рный ж…нглёр

тяж…лый пощ…чина анч…ус герц…г

В. морж…вый стаж…р Г. корч…ванный обреч…нно

перч…ный врач…м печ…ный туш…нка

юбч…нка общ… лж…т чуж…й

девч…нка лиш…н ключ…м плащ…м

ноч…вка тренаж…р горяч… зараж…нный

Упр. 3. Контрольное. Вставьте пропущенные О-Ё.

реш…тка

кумач…вый

копч…ности

щ…лкать

отч…тливо

сгущ…нка

прож…рливый

лавч…нка

старич…к

ж…рдочка

моч…ный

каблуч…к

пш…нка

монтаж…р

багаж…м

отреш…нность

включ…нный

выщ…лкивать

развлеч…шься

по деш…вке

сильный ож…г

с лихач…м

скрипач…м

ож…г палец

артиш…к

защ…лка

сж…г рукопись

маж…рный

истощ…нность

подж…г сарай

бач…к

чеч…тка

осудили за подж…г

береж…ный

волч…нок

за гараж…м

за блиндаж…м

воротнич…к

бегать голыш…м

борж…ми

воплощ…нный

грач…нок

у верблюж…нка

выч…ркивание

гребеш…к

трёхгрош…вый

дьяч…к

зач…сывать

деньж…нки

переж…ванный

изж…га

дириж…р

ж…лудь

калач…м

душ…нька моя

ж…лчный

кабач…к

подлая душ…нка

ж…нглёр

краснощ…кий

пожарной каланч…й

лавч…нка

нач…с (чипсы)

камыш…м

луж…ная глотка

нач…с (волосы)

кляч…нка

молодож…ны

пережж…шь

кореш…к

напряж…нный

пеш…чком

крюш…н

никч…мный

платеж…м

танц…р

ц…коль

ц…котуха

Правописание И-Ы после Ц

А) формальный русские признаки

Ы

цыплёнок, цыпочки, цыкать, цыган. цыц

-ЫН- -Ы

сестрицын ровесницы

у птицы

круглолицый

куцый

Б) слова иностранного происхождения

цирк (от лат. circus)

цитата

станция

инфляция

католицизм

музицировать

дезинфицировать

Упр. 4. Вставьте пропущенные И-Ы. При выборе букв ориентируйтесь на русские

грамматические признаки.

ц…ган

сестриц…н

бледнолиц…й

ц…ганский

Спиц…но

куц…й

ц…почки

куниц…н

свнстниц…

ц…плёнок

Цариц…но

птиц…

ц…плячий

лисиц…н

красавиц…

ц…ц

птиц…н

девиц…

ц…кать

синиц…н

столиц…

ц…почка

куриц…н

умниц…

ц…па-ц…па

троиц…н

ровесниц…

ц…пки

ресниц…

мельниц…

Упр. 5. Вставьте пропущенные И-Ы. При выборе букв ориентируйтесь на заимствованные

грамматические признаки.

геноц…д

ц…корий

дезориентац…я

гиац…нт

ц…линдр

декламац…я

грац…озный

ц…нга

декларац…я

дец…бел

ц…низм

делегац…я

дисц…плина

милиц…я

демобилизац…я

иниц…алы

нац…онализац…я

дифференц…ац…я

инц…дент

ц…новка

иллюминац…я

кондиц…онер

ц…стерна

иллюстрац…я

коэффиц…ент

ц…рк

интеллигенц…я

офиц…альный

ц…ферблат

интонац…я

панц…рь

авиац…я

информац…я

патриц…й

адресац…я

квитанц…я

пац…ент

грац…я

коалиц…я

пац…физм

инкубац…я

компенсац…я

пениц…ллин

коллекц…я

конспирац…я

претенц…озный

пропорц…я

ликвидац…я

рец…див

рац…онализац…я

мелиорац…я

соц…оллогия

санкц…я

нумерац…я

спец…альность

эвакуац…я

музиц…ровать

спец…фика

ц…вилизац…я

дезинфиц…ровать

стац…онар

капитуляц…я

дифференц…ровать

ц…гейка

аллитерац…я

ц…кл

ц…клевать

аудиенц…я

ц…клон

квалифиц…ровать

Венец..я

ц…клоп

Упр. 6. Контрольное. Вставьте пропущенные И-Ы.

Иниц…алы, панц…рь, бледнолиц…й, иниц…атива, пац…ент, ц…клевать, ц…ркуль, ц…

вилизац…я, лисиц…н, лейкц…т, ц…гарка, щипц…,марц…пан, рец…див, ц…ганочка, на

ц…почках, ц…нга.

Упр. 7. Непроизносимые согласные. Подберите проверочные слова. Вставьте, где

необходимо, непроизносимые согласные.

опас…ный ход

умный сверс…ник

ужас…ный взгляд

прелес…ная зарисовка

мой ровес…ник

эти окрес…ности

уча…ствовать в игре

горес…ное событие

безмол…ствовать

ярос…ный отпор

словес…ный портрет

громоз…кий шкаф

ус…ный ответ

несчас…ный случай

рекламное аген…ство

доблес…ный воин

облас…ной город

умес…ное замечание

пос…ная пища

подлинное сочу…ствие

аспиран…ская статья

безыскус…ный подход

ассистен…ский

бескос…ное мясо

банди…ский налёт

бессовес…ный тип

безжалос…ный взгляд

бесшёрс…ная порода

безучас…ный

положить на блю…це

в отмес…ку

буревес…ник

в сер…цах

ежечас…ный прогноз

великовозрас…ный

час…ный бизнес

взгрус…нуть о былом

гнус…ный поступок

вредонос…ный

двухмес…ная палата

дилетан…ский подход

декаден…ская лирика

должнос…ное лицо

жалос…ный взгляд

древес…ный жучок

сделать жёс…че

звёз…ный час

захолус…ный гоод

здра…ствовать

кандида…ская работа

Кавказ…кие горы

лаборан…ская комната

Упр. 8 Безударные гласные в корне. Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные

буквы.

вопл…тить в жизнь

опл…тить проезд

разв…вается флаг

разв…вается ребёнок

неприм…римые враги

прим…ряемое платье

пол…скать бельё

пол…скать щенка

ум…лять заслуги

ум…лять о пощаде

скр…пя сердце

скр…пя зубами

пос…дел от горя

пос…дел на скамейке

посв…тить поэму

посв…тить фонарём

Упр.9. Контрольное. Вставьте пропущенные О-Ё или И-Ы

квитанц…я

мелиорац…я

соц…ализм

коалиц…я

ц…стерна

энц…клопедия

ретуш…р

реш….нный

аппендиц…т

ремеш…к

недоч…т

подж…г дом

тенденц…я

рубаш…нка

приближ…нный

сгущ…нный

распряж…шь

моч…ный

панц…рь

герц…г

реш…тка

офиц…ант

мозжеч…к

девч…нка

не в сч…т

мыш…нок

спец…фика

затуш…вывать

маж…рный

тяж…лый

сургуч…м

корч…вка

милиц…онер

умалиш…нный

фюзеляж…м

крыж…вник

лапш…й

суп-харч…

ситц…вый

ц…тата

ц…плёнок

ч…лка

ч…лноч…к

ч…рный

ж…лудь

ц…гейковая шуба

ч…ткий ответ

ш…тландский

щ…тка

ш…в

щ…голь

ц…кать

ш…винизм

ш…кировать

ш…фер

ц…котуха

Упр. 10. Словарные слова. Вставьте пропущенные буквы.

аб…немент

бр…кет

г…н…рал

д…л…тант

б…л…ган

в…гон

ген…альный

д…пломат

б…л…гур

в…кзал

г…рань

д…ректор

адв…кат

г…г…ена

д…р…жёр

м…рковь

ап…гей

в…т…ран

г…белен

ж…тон

ар…мат

в…т…ринар

г…н…рар

з…фир

б…гаж

в…н…грет

г…р…зонт

б…тон

б…хрома

в…ртуоз

д…виз

к...морка

б…рдовый

г…рмония

д…л…катес

к…р…вай

к…рн…вал

к…т…лог

к…фир

к…врижка

к…стрюля

к…т…строфа

к…бура

к…выль

к…лбаса

л…донь

л…генда

л…пата

л…чужка

л…дыжка

л…пух

л…скут

п…стила

ман…кен

м…р…диан

п…лисадник

ман…кюр

п…р..докс

п…нал

м…лодия

тер…итория

профес…ия

интел…ект

тер…ариум

комис…ия

интел…игент

тер…ас…а

прогресс…ия

кристал…

тер…орист

дискус…ия

кристалл…ический

ил…юстрация

репрес…ия

ап…ел…яция

ил…юминация

процесс…ия

программ…а

ил…юзия

агрес…ия

ком…ерция

ил…юминатор

сес…ия

ком…ерческий

ЗАНЯТИЕ 2

Повторение с элементами контроля. Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

Правописание И-Ы после Ц

Упр. 1. Творческое. В данных словах учёные по-разному определяют местонахождение

проблемной ситуации (одни говорят, что в корне, другие – в суффиксе. Докажите, что,

независимо от местонахождения буквы, слова пишутся одинаково.

трещ…тка

трущ…ба

чащ…ба

Упр. 2. Контрольное. Вставьте О-Ё.

Беч…вка, ш…рох, ш…ссе, деш…вый, ш…рты, ш…винизм, прич…ска, крыж…вник,

пиж…н, ж…лудь, ж…рнов, маж…р, ж…лоб, ож…г руку, крюш…н, девч…нка, копч…

ности, ноч…вка, дириж…р, истощ…нная, затуш…вывать, галч…нок, пирож…к, ухаж…р,

кумач…вый, руч…нка, кирпич…м, горяч…, плющ…м, танц…р, сильно печ…т, старые

ч…боты, дерзкий подж…г, трудный зач…т, прож…рливый гость, парч…вая рубаш…нкка,

ему всё нипоч…м, сильная изж…га, чесуч…вый пиджак, вкусная туш…нка, тяж…лый

случай, ровный ш…в, крепкая реш…тка, алыч…вое варенье, ты лж…шь, что поч…м,

старая кляч…нка, обреч…нный на казнь, верш…к, продукты в кош…лке, заняться

монтаж…м, чистить артиш…ки, зач…сывать волосы, золоч…ная реш…тка, запустить

волч…к, ловкий ж…нглёр, реш…нный вопрос, малые деньж…нки, распряж…шь лошадь,

луж…ная глотка.

Упр. 3. Контрольное. Вставьте И-Ы.

Мотоц…кл, квалифиц…ровать,ц…нга, ц…стерна, панц…рь, ц…ган, бледнолиц…й, пац…

ент, ц…п-ц…п, братц…, энц…клопедия, ц…плёнок, в проекц…и, ц…рк, во Франц…и,

куниц…на нора, битый ц…ферблат, на секц…и, село Птиц…но, новый ц…ркуль, рец…

див болезни, в революц…и, вкусный марц…пан, его иниц…атива, на ц…почках, новые

страниц…, ваши иниц…алы, куц…й хвост, парк Цариц…но, сахарные щипц…,

страшный ц…клоп, наши умниц…, рабочая дисц…плина, ц…ганский табор, квитанц…я

об оплате, Троиц…н, коллекц…я бабочек, музиц…ровать утром, соблюсти пропорц…и,

спац…фика выбора, нумерац…я страниц, наши ровесниц…, кофе с ц…корем, положить в

стац…онар, девиц…- красавиц…, ц…трусовый плод, колоть пениц…ллин, милиц…онер

в форме, ликвидац…я магазина, гусениц… на дереве, газифиц…ровать отрасль.

Упр. 4. Безударные гласные в корне слова. Подберите проверочные слова, вставьте

пропущенные буквы.

зап…вала водой

зап…вала в хоре

обб…жать вокруг дома

об…жать маленьких

ч…стота в доме

ч…стота посещений

пос…деть к старости

пос…деть на скамейке

прим…рять недругов

прим…рять костюм

сл…зать с дерева

сл…зать крем с торта

пол…скать бельё

пол…скать котёнка

нак…лить щипцы

нак…лоть дров

прив…дение к общему

знаменателю

увидеть прив…дение в

старом замке

разв…вается ребёнок

разв…вается на ветру

укр…тить льва

сокр…тить налоги

зак…лоть волосы

зак…лять волю

скр…пя зубами

скр…пя сердце

ум…лять значение

ум…лять о помощи

посв…тить фонарём

посв…тить дружбе

Упр. 5. Безударные гласные в корне слова. Подберите проверочные слова, вставьте

пропущенные буквы.

прив…зал верёвку

разл…чать цвета

л…гла на пол

пож…леть подругу

прин…сла продукты

изв…нение за сбой

объ…снить тему

враг прибл…жался

л…карство нат…щак

разгл…деть в тумане

попр…сил о помощи

ничего не предв…щало

пренебр…жительный

на прот…жении пути

т…лпа народа

присоед…ниться к ней

ук…ренился в сознании

зн…комый человек

насл…ждение музыкой

под…рить отцу

выказать уд…вление

оп…здать на работу

исч…зать на рассвете

р…скошные букеты

оч…ровать родителей

кр…сивая д…лина

ч…столюбивый человек

обн…влённая версия

ч…стоплотный зверь

обл…котиться на стол

упл…тнитель для окон

опл…тить проед

препод…ватель вуза

з…млетр…сение

сокр…щение штата

пор…девший лес

обн…жённый нерв

распростр…нять идеи

Упр. 6. Непроизносимые согласные. Подберите проверочные слова, вставьте, где

необходимо, согласные.

бессловес…ный лгун

свис…нуть головой вниз

безлес…ный отзыв

прекрас…ное общество

семимес…ная палатка

наперс…ник князя

уча…ствовать в игре

кос…ное мышление

свис…нуть в дудку

сладкие я…ства

наш ровес…ник

опас…ный ход

полновлас…ный хозяин

я…ственно слышать

поверхнос…ные знания

страс…ный человек

смелый наез…ник

кос…ный бульон

красивые окрес…ности

интриган…ский подход

Упр. 7. Глухие и звонкие согласные. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные

буквы.

у…кое место

старый ду…в лесу

длинные но…ти

пожилой гардеро…щик

уса…ьба помещика

куриная похлё…ка

чу…кий человек

вкусная ватру…ка

деревянный сру…

маленькая пичу…ка

ро…кий человек

ро…тать на судьбу

осенняя изморо…ь

на крышах изморо…ь

ко…чик (птица)

ко…чик (часть

позвоночника)

переступить поро…

ужасный поро…

вокруг лоды…ки

хорошая кни...ка

обе… на всю жизнь

званый обе… для гостей

переве..ти на машине

переве…ти за руку

Упр. 8. Словарные слова (согласные). Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

тун…ель

проф…ес…ия

привил…егия

ан…улировать

процес…ия

конгрес…

ат…естат

пластмасс…овый

тер…ас…а

ап…ел…яция

инкас…атор

тер…ор

кар…икатура

ком…ерсант

бюл…етень

мис…ия

гал…ерея

бал…отироваться

кор…ида

кол…ичество

артил…ерия

кор…идор

интел…игенция

кавал…ерия

програм…а

кол…он…а

кристалл…

проблем…а

ил…юзия

кристал…ический

дилем…а

эф…ект

кристал…ьный

драм…а

деф…ект

ком…ис…ия

ак…умулятор

ал…егория

бел…етристика

ас…ортимент

бал…он

брил…иант

гумм…анизм

дил…етант

брил…ьянт

дес…ерт

индиф…ерентный

кал…играфия

капел…а

кол…ега

корал…овый риф

колос… (у злаков)

кал…ека

стел…аж с книгами

колос… (гигант)

компресс…

цел…офановая обёртка

кол…етив

компромис…

эл…астичный

Упр. 9. Словарные слова (гласные). Вставьте пропущенные буквы.

дружная к…мпания

сент…ментальный

в…н…грет

рекламная к…мпания

с…ртификат

д…летант

явный пл…гиат

рест…врация

н…гилист

п…лисадник

аккомп…н…мент

прив…легия

к…р…катица

испанский с…ньор

итальянский с…ньор

ан…логия

б…т…рея

ж…тон

ан…малия

д…агноз

к…з…мат

ан…нимный

г…белен

к…лбаса

г…рм…тичный

в…тчина

л…генда

г…н…альный

в…р…ница

л…гарифм

д…м…с…зонный

д…л…катес

л…г…он

л…пата

п…дагог

р…ализм

ман…кен

п…риметр

с…мафор

м…рм…лад

п…ргам…нт

ск…рлупа

м…льхиор

аб…н…мент

сув…р…н…тет

н…в…лировать

п…р…скоп

ф…лиал

Упр. 10. Контрольное.. Вставьте пропущенные О-Ё или И-Ы.

Провокац…я, этаж…м выше, ч…порный, аллитерац…я, энц…клопедия, утлый ч…лн,

щ…лочь, ч…ткий ответ, ц…кать каблуками, ц…новка, ц…рк, не будь ханж…й, ш…

винизм, ц…кличный повтор, толч…ная картошка, ц…почки, с тяж…лым тягач…м,

санкц…онировать, уч…ба побоку, никч…мный ремеш…к, ц…стерна, лезет на рож…н,

плыть саж…нками, ч…рствый батон, ш…тландский, расч…санные волосы, бить чеч…тку,

южный ц…клон, ц…ркуляр, ц…кать, ч…лка на лбу, глухая чащ…ба,ц…клевать полы, ш…

пот на ухо, ч…рный ч…рт, ш…кировать, усеч…нный конус, туш…нка в банке, пойти на

реч…нку, утонч…нный вкус, запечатать сургуч…м, пш…нка в коробч…нке, роднич…к за

реш…ткой, слоновья грац…я, разнош…рстный сброд, размеж…вывать,делегац…я из

Франц..и.

Работа с обобщающими таблицами даёт учителю неограниченное поле деятельности в

подборе разнообразных заданий, обеспечивающих глубокое, прочное усвоение конкретной

орфографической темы, позволяет качественно подготовить учащихся к выполнению

тестов ЕГЭ по орфографии.

Обычно работа ведётся по следующей схеме:

1.

Проверка знаний учащихся (диагностика) по данной теме, которая проводится в

виде самостоятельной работы (вставить пропущенные буквы; написать слитно,

раздельно или через дефис; вставить вторую букву и т.п.). диагностика показывает,

на каком уровне находятся знания учащихся по изучаемой теме.

Проверьте свои знания (предварительный проверочный срез)

1)

напишите слитно, раздельно ,через дефис.

Ярко зелёный, детски наивный, ярко зеленеющий, древне русский, мутно зелёный,

ясно выраженный, медленно идущий, сельско хозяйственный, журнально газетный,

рабски покорный, голубовато серый, вагоно ремонтный, еле движущийся, горько

солёный, быстро растворимый кофе;

вряд ли, кое где, пол литра воды, что то, дай ка, пол дома, где нибудь, будто бы, полу

автомат, кое как, как бы, пол аула, как будто, кое что, пол стакана крупы, чем же, потому

что, пол урока истории, всё таки, если бы, пол фруктового сада, не то, чей либо, пол

Москвы, шиворот на выворот, в конце концов, полу кровка, по над, то то, пол стула;

говорить по французски, писать по латыни, купить по дешевле, гулять по одному, по

зимнему лесу, одет по зимнему, прыгать по заячьи, поступил по своему, по папиному

совету, раскидать по всюду, с начала обеда, начинать с начала, разделить по ровну, по

ровному полю.

2)

вставьте пропущенные буквы.

Ш…пот, ш…рох, ож…г руку, сгущ…нка, туш…ный, подж…г сарая, реш…тка,

боч…нок, девч…нка, галч…нок, ноч…вка, панц…рь, кипяч…ный, дириж…р, ц…

рк, парч…вый, ж…лудь, сестриц…н, станц…я, Спиц…но, смуглолиц…й, душ…

нка, реч…нка, ц…линдр, разош…лся, холщ…вый, ресниц….

3)

вставьте пропущенные буквы.

Трёх…этажный, с…узить, сверх…естественный, кинос…ёмка, д…явол, транс…

европейский, ад…ютант, транс…арктический сверх…зысканный, из…ян, без…дейный,

пред..нфарктный, об…единение, сверх…нтересный, пред…юльский, с…экономить, вз…

мать, пред…юбилейный.

4)

Вставьте вторую Н там, где это нужно

Воспитан…ый, нетлен…ый, недюжин..ый, некован…ый, кошен…ый, незван…ый,

подлин…ый, некуплен…ый, смышлён…ый, постоян…ый, брошен…ый, дровян..ой.

серебрян…ый, неслыхан…ый, длин…ый, стеклян…ый, отчаян…ый, оловян…ый, ледян…

ой, жарен…ый, медлен…ый, мышин…ый, позолочен…ый, организован…ый, румян…ый,

свежеморожен…ый, жёван…ый, деревян…ый, нефтян…ой, золочён…ый, непокрашен…

ый полупрочитан…ый, неткан…ый, полукопчён…ый, ветрен…ый, перочин…ый.

5)

Вставьте вторую Н там, где это нужно

Ткан…ый ковёр, ткан…ый мастером ковёр, ранен…ый боец, ломан…ый грош, выткан…

ый ковёр, жарен…ая хозяйкой рыба.

6)

Вставьте пропущенные буквы

Жуж…ать, вож…и, привил…егия, дребе…жащий, программ…ный, ил…юстрация, кол…

он…а, ил…юзия, искус…ный, гал…ерея, ис…кус…твенный, тер..итория, драм…а.

парал…ел…ьный, дис…кус…ия.

7)

Вставьте пропущенные буквы

Мел…щий кофе, гон…щий врага, плстрел…нная птица, ре…щий флаг, терп…щий

обиду, расстел…нная скатерть клее…щий обои, держ…щийся за руку, увид…вший

друга, вид..мый факт, пиш…щий письмо, повеш…нное пальто, незыбл…мые

традиции, колебл…мый ветром, рпста..вший снег.

8)

Вставьте пропущенные буквы

Слев…, изредк…, влев…, справ…, снов…, издавн… .

9)

Вставьте пропущенные буквы

Просв…шение, р…внина, соед…нение, д…лина, изв…нение, теор…тический, об…

ятельный, обл…чный, обл…к…титься.

2.

Отработка отдельных фрагментов таблицы. Например, сначала отрабатывается

орфограмма «буквы о-е после шипящих в корне слова», так как именно в корнях

слов после шипящих было допущено много ошибок, потом – «буквы о-е после

шипящих в суффиксах существительных и прилагательных».

3.

Определение проблемы в предлагаемых словах. Распределение в соответствии с

фрагментами таблицы.

4.

Упражнения на сравнение, сопоставление, исключение, классификацию,

направленные на различение детьми особо смешиваемых орфограмм, включённых

в таблицу (упражнения прилагаются).

5.

Тематический контроль.

6.

Таким же образом отрабатывается следующая орфограмма.

7.

В конце занятия даётся контрольная диктовка (работа с карточками или тест)

смешанного типа, где предлагаются слова уже на две орфограммы и т.д.

Особое внимание обращаю на качество выполнения тематического теста, если ошибки

учениками не допускаются, можно быть уверенным, что в этой теме выпускники на

экзамене не ошибутся.

Ч. 5. Результативность использования обобщающих таблиц. Рекомендации

Успешность формирования орфографического умения зависит от уровня осознания

языковой сущности каждой орфографической ситуации и от умения проводить языковой

анализ в процессе письма: на этапе обнаружения орфограммы, на этапе языковой

квалификации явления и на этапе применения правила.

Результаты выполнения заданий ЕГЭ, связанных с орфографией, показывают, что

экзаменуемые отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным

орфограммам, действуя по соответствующему алгоритму. Но все эти знания остаются

невостребованными, как только экзаменуемые попадают в условия самостоятельного

письма.

В процессе анализа результатов выполнения третьей части работы были выявлены

орфографические темы, усвоенные слабо:

1)

Написание гласных в личных окончаниях глаголов

2)

Написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов

3)

Слитное, раздельное и дефисное написание слов различных частей речи;

4)

Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;

5)

Слитное и раздельное написание служебных слов-омофонов: тоже/ то же;

потому /по тому; чтобы/ что бы и т.п

Такие результаты во многом обусловлены отрывом изучения орфографии от работы по

развитию речи, что тормозит формирование речевых навыков.

Использование обобщающих таблиц позволяет отчасти решить и эту проблему:

учащиеся могут составлять по таблицам связное высказывание или сообщение на

лингвистическую тему, рассуждение, которое должно конкретизировать каждый пункт

плана, объединяя их определённой мыслью, аргументировать выдвинутый тезис.