Напоминание

"Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеразвивающей программы"

Автор: Бахтеева Анастасия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Центр творческого развития детей "Радуга"
Населённый пункт: город Талица
Наименование материала: статья
Тема: "Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеразвивающей программы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мониторинг личностного развития ребенка

в процессе усвоения им дополнительной общеразвивающей

программы

Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в

каждой образовательной программе.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только

общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно

непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых

можно определить их положительную динамику.

Данная

методика

предполагает

отслеживать

динамику

личностного

развития

детей,

занимающихся

по

дополнительным

обшеразвивающим

программам

туристической

направленности

по

трем

блокам

личностных

качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества

личности.

Мониторинг

личностного

развития

обучающихся

по

дополнительной

общеразвивающей

программе

осуществляется

методом

наблюдения за поведением детей в процессе практической деятельности.

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному

росту ребёнка, выявить то, каким он пришёл, чему научился, каким стал

через некоторое время.

К

первой

группе

показателей

организационно-волевым

качествам

относятся: терпение, воля, самоконтроль.

-

Терпение.

Это

качество

хотя

и

дано

ребёнку

от

природы,

поддаётся

направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня у

конкретного ребёнка наивысший бал ставится, когда у ребёнка хватает силы

выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных

побуждений.

-

Воля.

Данное

качество

также

можно

целенаправленно

формировать

с

раннего возраста. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность

ребёнка выполнять определённую деятельность за счёт собственных волевых

усилий,

без

побуждений

извне

со

стороны

педагога

или

родителей.

Развитость

у

ребёнка

таких

качеств,

как

терпение

и

воля,

является

важнейшим условием его управляемости. Терпение и воля вырабатываются

только методом постоянного контроля ребёнка за собственным поведением.

Ещё одним условием воспитания обсуждаемых качеств является выработка у

учащихся веры в свои силы, избавления от страха перед неудачей. Также

большое значение имеет поощрение ребёнка за самые незначительные успехи

в проявлении терпения и воли.

- Завершает первый блок личностных качеств самоконтроль. Показывает,

способен

ли

ребёнок

подчиняться

требованиям,

адресованным

ему;

исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов. Формы

самоконтроля

могут

быть

самыми

разными:

Контроль

над

собственным

вниманием,

за

своей

памятью,

за

собственными

действиями

и

т.д.

Различаются три уровня самоконтроля: низкий - когда ребёнка практически

постоянно контролируют извне; средний - когда ему самому периодически

удаётся контролировать свои намерения и поступки; высокий - когда ребёнок

способен постоянно контролировать себя сам.

Ко второй группе показателей – ориентационным качествам – относятся:

самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, сотрудничество,

-

Самооценка.

Это

представление

ребёнка

о

своих

достоинствах

и

недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития

личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки

сформируется у ребёнка: заниженный, нормально развитый или завышенный.

Заниженная

самооценка

означает

неразвитость

положительного

представления о самом себе, неверие в свои силы. А значит отсутствие

внутреннего

стимула

к

развитию.

Такие

дети

требуют

к

себе

особого

внимания,

постоянной

похвалы

за

самые

минимальные

достижения.

Нормальная самооценка означает, что у ребёнка сформировано адекватное

представление о своих достоинствах и недостатках. Именно этот уровень

самооценки

является

действенным

стимулом

саморазвития

личности.

Завышенная

самооценка

может

появиться

как

в

результате

неумеренных

похвал, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одарённости,

которую

ребёнок

воспринимает

как

превосходство

над

другими.

Такая

самооценка

лишает

ребёнка

стимула

к

развитию,

порождает

у

него

стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счёт

других детей. Такие дети трудно управляемы, агрессивны, почти не способны

к работе над собой. Педагогу очень важно выявить обучающихся с тем или

иным

уровнем

самооценки,

поскольку

это

составляет

основу

для

индивидуально ориентированной работы в группе. Для определения уровня

самооценки можно использовать такие методы диагностики:

-Анкета «Уровни самооценки»;

-Анкета «Оцени себя»;

-Тест «Лестница»;

-Методика Дембо-Рубенштейна «Определение уровня притязания».

- Интерес к занятиям. Дети начинают заниматься в кружке, секции под

влиянием родителей, учителей, по совету и рекомендации своих друзей, по

собственному желанию. Вполне естественно выделить в таблице три уровня

интереса к занятиям у детей: интерес навязан извне, интерес периодически

стимулируется извне, интерес поддерживается самостоятельно. В процессе

занятий ребёнку предоставляются возможности развить собственный интерес

к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к

конкретному

виду

деятельности.

Но

даже

когда

таковые

у

ребёнка

отсутствуют,

с

помощью

воли,

терпения

и

достижения

определённых

результатов интерес можно сформировать и развивать далее.

Для диагностики интереса ребёнка к занятиям в детском объединении

можно использовать следующие методы:

-Анкета «Изучение мотивов выбора определённой деятельности»;

-Тест «Портрет моей семьи»;

-Метод незаконченного предложения «Моё любимое занятие».

К третьей группе показателей – поведенческим качествам – относятся:

- Конфликтность (отношение ребёнка к конфликтам в группе). Проблемы

общения

со

сверстниками

включены

в

таблицу

потому,

что

всякое

индивидуальное

развитие

это

в

некотором

роде

соревнование.

В

сверстниках

дети

ощущают

равных

себе

по

природе

и

именно

с

ними

соотносят свои успехи в работе над собой. Важнейшим аспектом общения

является

характер

самоутверждения

личности,

производный

от

уровня

самооценки, присущей ребёнку. Завышенная самооценка нередко ведёт к

самоутверждению

через

стремление

подчинить

себе

других

детей,

господствовать

над

ними.

Заниженная

-

является

препятствием

для

нормального

общения,

ибо

такие

дети

часто

испытывают

в

окружении

сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность. Суть

работы педагога состоит в том, чтобы снизить до минимума возможность

конфликтов

в

группе

и

максимально

развить

желание

и

умение

детей

участвовать в совместной деятельности.

Для диагностики отношения ребёнка к конфликтам в группе можно

использовать следующие методы:

-Тест «Терем-теремок»;

-

Диагностические

собеседования

«Склонность

к

авторитарным

действиям»,

«Способен

ли

ты

защитить

свою

позицию»,

«Определить

способность уважать достоинство другого человека»;

- Анкета «Каков наш коллектив».

- Сотрудничество (способность ребёнка принимать участие в общем деле).

Совместная

деятельность

связана

с

распределением

функций

между

её

участниками, а, следовательно, предполагает умение ребёнка как подчиняться

обстоятельствам. Считаться с мнением других, в чём-то ограничивать себя,

так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Соответственно

этому

в

таблице

выделены

несколько

уровней

сотрудниче ства.

Первоначальное определение уровня сотрудничества у обучающихся можно

осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение

определённого вида деятельности. Дальнейшая работа педагога в этом плане

должна быть связана с выяснением индивидуальных причин (у одних это

лень, у других - страх показаться неумелым, неловким). Понимание причин

облегчит

поиск

конкретных

путей

формирования

ориентации

на

сотрудничество у разных детей.

Для диагностики типа сотрудничества можно использовать в своей

практике следующие методы:

-Тест на контактность;

-Тест-игра «Расскажи мне обо мне»;

-Тест «Знаете ли вы себя»;

-Анкета «Межличностные отношения»;

-Тест «Мой герой (идеал)»;

-Тест «Психологическая совместимость».

В

совокупности

приведенные

личностные

свойства

отражают

многомерность

личности;

позволяют

выявить

основные

индивидуальные

особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для

анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.