Напоминание

"Особенности изучения романа Булгакова М.А. "Мастер и Маргарита" на уроках литературы в средней школе"

Автор: Голова Елена Александровна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности изучения романа Булгакова М.А. "Мастер и Маргарита" на уроках литературы в средней школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Мачулина М.А.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Голова Е.А.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА БУЛГАКОВА М.А.

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В

СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: современные программы по литературе для 11 класса

включают

в

себя

знакомство

с

творчеством

Булгакова

М.А.,

а

также

изучение его романа «Мастер и Маргарита». Однако при изучении романа

«Мастер

и

Маргарита»

на

уроках

литературы

зачастую

возникают

трудности,

так

как

литературоведческие

и

методические

концепции

изучения

данного

романа

в

средней

школе

начали

разрабатываться

недавно.

В

статье

представлена

попытка

определения

содержания

и

методики уроков по изучению данного романа в 11 классе.

Ключевые слова: уроки литературы, творчество Булгакова М.А.,

роман «Мастер и Маргарита»

Роман

Булгакова

М.А.

«Мастер

и

Маргарита»

-

сложное,

многоплановое

произведение,

в

котором

высказаны

идеи

о

величии

человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком,

о

красоте

любви

и

людей,

способных

на

любовь,

о

сострадании

и

милосердии,

отваге

и

верности

своему

призванию

как

высших

человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти. В

произведении затронуты следующие проблемы: проблема выбора, истины,

1

человека и власти, внутренней свободы человека, добра и зла, проблема

трусости, верности и предательства, милосердия и всепрощения [4].

Роман «Мастер и Маргарита» по сегодняшний день вызывает немало

дискуссий о прототипах действующих лиц, о главных героях произведения,

о его жанре. Сам Булгаков М.А. назвал свое произведение романом, однако

в

нем

соединились

едва

ли

не

все

существующие

в

мире

жанры

и

литературные направления. Необычность композиции романа состоит в

повествования о двух мирах: прошлом (мире ершалаимских времен) и

настоящем

(мире

московском

30-х

годов XX

века)

[3].

Некоторые

исследователи отмечают третий мир: будущее - Вечность. В «Мастере и

Маргарите» присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и

Понтий

Пилат,

любовная

-

Мастер

и

Маргарита,

мистическая

и

сатирическая

-

Воланд,

его

свита

и

москвичи,

-

которые

тесно

взаимосвязаны между собой образом Воланда.

Роман Булгакова М.А. очень многолюден. Некоторые исследователи

отмечают, что в произведении около полутысячи действующих лиц. Из-за

того что в романе представлены два мира, в нем можно встретить героев-

двойников:

Мастера

и

Иешуа,

Ивана

Бездомного

и

Левия

Матвея

(последователей Мастера и Иешуа), Алоизия Могарыча и Иуду из Кириафа

(предателей Мастера и Иешуа) [3]. Среди героев «Мастера и Маргариты»

сложно однозначно выделить главных героев. Некоторые исследователи к

главным героям относят Мастера и Маргариту, другие - Мастера и Иешуа,

третьи - Воланда и Ивана Бездомного.

Нами было проведено исследование. Цель исследования: выявление

особенностей

изучения

романа

«Мастер

и

Маргарита»

на

уроках

литературы

в

средней

школе.

В

качестве

респондентов

выступили

обучающиеся

11

«А»

и

11

«Б»

классов,

а

также

учителя-словесники

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

лицея

№38 г. Ставрополя. Исследование представило собой обобщение опыта

учителей-словесников

по

изучению

романа

Булгакова

М.А.

«Мастер

и

2

Маргарита»

на

уроках

литературы

в

средней

школе,

проведение

констатирующего

эксперимента,

а

также

разработку

рекомендаций

по

проблеме исследования.

С

целью

обобщения

опыта

учителей-словесников

по

изучению

романа «Мастер и Маргарита» на уроках литературы в средней школе нами

было проведено анкетирование. Вопросы анкетирования:

1. В чем состоят трудности изучения романа Булгакова М.А. «Мастер

и Маргарита» на уроках литературы в средней школе?

2. Какие пути анализа романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»

Вы применяете в своей практике?

3. Какие методы и приемы Вы используете при изучении романа

Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»?

Анализ ответов учителей на вопросы анкетирования показал, что

роман сложен для понимания и восприятия; эффективным путем анализа

романа

респонденты

считают

комплексный

анализ;

при

изучении

произведения

учителя

используют

эвристические

беседы,

творческие

задания, элементы исследовательской работы, работу в группах, элементы

проблемного обучения.

Целью

констатирующего

эксперимента

стала

диагностика

восприятия и понимания школьниками романа Булгакова М.А. «Мастер и

Маргарита». В качестве респондентов выступили обучающиеся 11 «А» и

11 «Б» классов в количестве 40 человек. Был проведен анализ продуктов

деятельности обучающихся - их отзывов о книге. Отзыв было предложено

начать следующими словами: «Роман «Мастер и Маргарита» - это книга

о ...». Анализ отзывов о книге показал, что большинством опрошенных

роман

воспринимается

на

сюжетном

уровне;

самостоятельная

оценка

романа

«Мастер

и

Маргарита»

сводится

в

основном

к

пересказу

содержания; обучающиеся затрудняются в определении авторской позиции

в романе; не все школьники могут выделить темы, проблемы, сюжетные

3

линии, образы в романе; обучающиеся затрудняются в определении роли

мифологических и мистических персонажей в произведении.

Обобщение

опыта

учителей-словесников

по

изучению

романа

Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» на уроках литературы, проведение

констатирующего эксперимента позволили разработать рекомендации по

изучению

романа

Булгакова

М.А.

«Мастер

и

Маргарита»

на

уроках

литературы в средней школе. Нами предложена следующая система уроков

по роману:

Урок

1.

Биография

писателя.

Анализ

читательского

восприятия

романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции произведения.

Урок 2. Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателя.

Урок

3.

Проблема

художественного

творчества

в

романе.

МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного.

Урок 4. Фаустовская тема в романе. Воланд, Мастер и Маргарита.

Фауст и Мастер. Воланд и Мефистофель.

Урок 5. Новозаветная история в книге Булгакова. Иешуа Га-Ноцри и

Понтий Пилат.

Урок

6.

Тема

и

идея

романа.

Обобщающая

лекция

учителя.

Подготовка к сочинению [1, 5].

Нами разработаны вопросы для бесед, задания для индивидуальных

и групповых работ, тесты, темы сочинений. Например, возможные вопросы

и задания к уроку 3 «Проблема художественного творчества в романе.

МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного».

К

каждому

вопросу

и

заданию

обучающиеся

подбирают

необходимый

материал, который оформляют в виде схем и таблиц:

1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Берлиоз

Иван Бездомный

редактор толстого журнала,

председатель правления

МАССОЛИТа

пролетарский поэт

носит фамилию известного

фамилия напоминает

4

композитора

фамилии пролетарских поэтов:

Бедный, Приблудный, Голодный

Догматик

типичный представитель советского

общества

Псевдоученый

талантливый поэт

Лицемер

«загипнотизирован» Берлиозом

идеолог, оболванивавший

начинающих поэтов и писателей

2. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены

писатели в романе Булгакова М.А.? [1, 5]

Чем должны жить писатели?

Чем озабочены члены МАССОЛИТа?

1. Думами о назначении человека.

1. Расширением собственной

жилплощади.

2. Размышлениями о путях развития

общества.

2. Выгодными командировками.

3. Поисками места человека в

окружающем мире.

3. Высокими гонорарами.

4. Дачными проблемами.

5. Социальный заказом.

Таким

образом, эффективному

восприятию

и

пониманию

романа

Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» способствует система уроков по

изучению данного произведения, нацеленных на глубокий и всесторонний

анализ,

соотнесение

с

традициями

мировой

литературы,

раскрытие

аллегорического и символического содержания, сложности философской,

нравственной и социальной проблематики.

Список литературы.

1.

Баранникова, Т.А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в

11

классе.

Методические

рекомендации

для

учителей

и

студентов

/

Т.А. Баранникова. - М.: МИГУ, 2014. - 45 с.

2.

Богданова,

О.Ю.,

Маранцман,

В.Г.

Методика

преподавания,

литературы: Учебник для педвузов / О.Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. -

М.: Просвещение, 2004. - 303 с.

5

3.

Ионин,

Л.Г.

Две

реальности

«Мастера

и

Маргариты»

//

Вопросы философии. - 2015. - №2. - С.44-56.

4.

Киселев, Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер

и Маргарита» / Л.Ф. Киселев // Научн. докл. высш. шк. филол. науки. -

2015. - №6 - С.3-11.

5.

Семенина, С.К. Изучение романа «Мастер и Маргарита» на

уроках в школе / С.К. Семенина. - Владикавказ, 2013. - 43 с.

6