Автор: Голова Елена Александровна
Должность: студентка 6 курса группы б6р
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности изучения романа Булгакова М.А. "Мастер и Маргарита" на уроках литературы в средней школе"
УДК
Мачулина М.А.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Голова Е.А.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА БУЛГАКОВА М.А.
«МАСТЕР И МАРГАРИТА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация: современные программы по литературе для 11 класса
включают
в
себя
знакомство
с
творчеством
Булгакова
М.А.,
а
также
изучение его романа «Мастер и Маргарита». Однако при изучении романа
«Мастер
и
Маргарита»
на
уроках
литературы
зачастую
возникают
трудности,
так
как
литературоведческие
и
методические
концепции
изучения
данного
романа
в
средней
школе
начали
разрабатываться
недавно.
В
статье
представлена
попытка
определения
содержания
и
методики уроков по изучению данного романа в 11 классе.
Ключевые слова: уроки литературы, творчество Булгакова М.А.,
роман «Мастер и Маргарита»
Роман
Булгакова
М.А.
«Мастер
и
Маргарита»
-
сложное,
многоплановое
произведение,
в
котором
высказаны
идеи
о
величии
человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком,
о
красоте
любви
и
людей,
способных
на
любовь,
о
сострадании
и
милосердии,
отваге
и
верности
своему
призванию
как
высших
человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти. В
произведении затронуты следующие проблемы: проблема выбора, истины,
1
человека и власти, внутренней свободы человека, добра и зла, проблема
трусости, верности и предательства, милосердия и всепрощения [4].
Роман «Мастер и Маргарита» по сегодняшний день вызывает немало
дискуссий о прототипах действующих лиц, о главных героях произведения,
о его жанре. Сам Булгаков М.А. назвал свое произведение романом, однако
в
нем
соединились
едва
ли
не
все
существующие
в
мире
жанры
и
литературные направления. Необычность композиции романа состоит в
повествования о двух мирах: прошлом (мире ершалаимских времен) и
настоящем
(мире
московском
30-х
годов XX
века)
[3].
Некоторые
исследователи отмечают третий мир: будущее - Вечность. В «Мастере и
Маргарите» присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и
Понтий
Пилат,
любовная
-
Мастер
и
Маргарита,
мистическая
и
сатирическая
-
Воланд,
его
свита
и
москвичи,
-
которые
тесно
взаимосвязаны между собой образом Воланда.
Роман Булгакова М.А. очень многолюден. Некоторые исследователи
отмечают, что в произведении около полутысячи действующих лиц. Из-за
того что в романе представлены два мира, в нем можно встретить героев-
двойников:
Мастера
и
Иешуа,
Ивана
Бездомного
и
Левия
Матвея
(последователей Мастера и Иешуа), Алоизия Могарыча и Иуду из Кириафа
(предателей Мастера и Иешуа) [3]. Среди героев «Мастера и Маргариты»
сложно однозначно выделить главных героев. Некоторые исследователи к
главным героям относят Мастера и Маргариту, другие - Мастера и Иешуа,
третьи - Воланда и Ивана Бездомного.
Нами было проведено исследование. Цель исследования: выявление
особенностей
изучения
романа
«Мастер
и
Маргарита»
на
уроках
литературы
в
средней
школе.
В
качестве
респондентов
выступили
обучающиеся
11
«А»
и
11
«Б»
классов,
а
также
учителя-словесники
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
лицея
№38 г. Ставрополя. Исследование представило собой обобщение опыта
учителей-словесников
по
изучению
романа
Булгакова
М.А.
«Мастер
и
2
Маргарита»
на
уроках
литературы
в
средней
школе,
проведение
констатирующего
эксперимента,
а
также
разработку
рекомендаций
по
проблеме исследования.
С
целью
обобщения
опыта
учителей-словесников
по
изучению
романа «Мастер и Маргарита» на уроках литературы в средней школе нами
было проведено анкетирование. Вопросы анкетирования:
1. В чем состоят трудности изучения романа Булгакова М.А. «Мастер
и Маргарита» на уроках литературы в средней школе?
2. Какие пути анализа романа Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»
Вы применяете в своей практике?
3. Какие методы и приемы Вы используете при изучении романа
Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»?
Анализ ответов учителей на вопросы анкетирования показал, что
роман сложен для понимания и восприятия; эффективным путем анализа
романа
респонденты
считают
комплексный
анализ;
при
изучении
произведения
учителя
используют
эвристические
беседы,
творческие
задания, элементы исследовательской работы, работу в группах, элементы
проблемного обучения.
Целью
констатирующего
эксперимента
стала
диагностика
восприятия и понимания школьниками романа Булгакова М.А. «Мастер и
Маргарита». В качестве респондентов выступили обучающиеся 11 «А» и
11 «Б» классов в количестве 40 человек. Был проведен анализ продуктов
деятельности обучающихся - их отзывов о книге. Отзыв было предложено
начать следующими словами: «Роман «Мастер и Маргарита» - это книга
о ...». Анализ отзывов о книге показал, что большинством опрошенных
роман
воспринимается
на
сюжетном
уровне;
самостоятельная
оценка
романа
«Мастер
и
Маргарита»
сводится
в
основном
к
пересказу
содержания; обучающиеся затрудняются в определении авторской позиции
в романе; не все школьники могут выделить темы, проблемы, сюжетные
3
линии, образы в романе; обучающиеся затрудняются в определении роли
мифологических и мистических персонажей в произведении.
Обобщение
опыта
учителей-словесников
по
изучению
романа
Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» на уроках литературы, проведение
констатирующего эксперимента позволили разработать рекомендации по
изучению
романа
Булгакова
М.А.
«Мастер
и
Маргарита»
на
уроках
литературы в средней школе. Нами предложена следующая система уроков
по роману:
Урок
1.
Биография
писателя.
Анализ
читательского
восприятия
романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции произведения.
Урок 2. Булгаковская Москва. Сатирическое мастерство писателя.
Урок
3.
Проблема
художественного
творчества
в
романе.
МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного.
Урок 4. Фаустовская тема в романе. Воланд, Мастер и Маргарита.
Фауст и Мастер. Воланд и Мефистофель.
Урок 5. Новозаветная история в книге Булгакова. Иешуа Га-Ноцри и
Понтий Пилат.
Урок
6.
Тема
и
идея
романа.
Обобщающая
лекция
учителя.
Подготовка к сочинению [1, 5].
Нами разработаны вопросы для бесед, задания для индивидуальных
и групповых работ, тесты, темы сочинений. Например, возможные вопросы
и задания к уроку 3 «Проблема художественного творчества в романе.
МАССОЛИТ. Писательская трагедия Мастера. Судьба Ивана Бездомного».
К
каждому
вопросу
и
заданию
обучающиеся
подбирают
необходимый
материал, который оформляют в виде схем и таблиц:
1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?
Берлиоз
Иван Бездомный
редактор толстого журнала,
председатель правления
МАССОЛИТа
пролетарский поэт
носит фамилию известного
фамилия напоминает
4
композитора
фамилии пролетарских поэтов:
Бедный, Приблудный, Голодный
Догматик
типичный представитель советского
общества
Псевдоученый
талантливый поэт
Лицемер
«загипнотизирован» Берлиозом
идеолог, оболванивавший
начинающих поэтов и писателей
2. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены
писатели в романе Булгакова М.А.? [1, 5]
Чем должны жить писатели?
Чем озабочены члены МАССОЛИТа?
1. Думами о назначении человека.
1. Расширением собственной
жилплощади.
2. Размышлениями о путях развития
общества.
2. Выгодными командировками.
3. Поисками места человека в
окружающем мире.
3. Высокими гонорарами.
4. Дачными проблемами.
5. Социальный заказом.
Таким
образом, эффективному
восприятию
и
пониманию
романа
Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» способствует система уроков по
изучению данного произведения, нацеленных на глубокий и всесторонний
анализ,
соотнесение
с
традициями
мировой
литературы,
раскрытие
аллегорического и символического содержания, сложности философской,
нравственной и социальной проблематики.
Список литературы.
1.
Баранникова, Т.А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в
11
классе.
Методические
рекомендации
для
учителей
и
студентов
/
Т.А. Баранникова. - М.: МИГУ, 2014. - 45 с.
2.
Богданова,
О.Ю.,
Маранцман,
В.Г.
Методика
преподавания,
литературы: Учебник для педвузов / О.Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. -
М.: Просвещение, 2004. - 303 с.
5
3.
Ионин,
Л.Г.
Две
реальности
«Мастера
и
Маргариты»
//
Вопросы философии. - 2015. - №2. - С.44-56.
4.
Киселев, Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер
и Маргарита» / Л.Ф. Киселев // Научн. докл. высш. шк. филол. науки. -
2015. - №6 - С.3-11.
5.
Семенина, С.К. Изучение романа «Мастер и Маргарита» на
уроках в школе / С.К. Семенина. - Владикавказ, 2013. - 43 с.
6