"Почему "Формирование духовно-патриотического самосознания" – необходимое направление в работе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"

Автор: Иванова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель СРЦН
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Усть-Лабинский СРЦН"
Населённый пункт: г. Усть-Лабинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Почему "Формирование духовно-патриотического самосознания" – необходимое направление в работе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Почему «Формирование духовно-патриотического самосознания» – необходимое направление в работе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних воспитатель Иванова Елена Вадимовна ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН»
На рубеже веков, как известно, произошли значительные изменения в социально- экономических, культурно-политических и духовных устоях жизни народов России. Внезапно в стране воцарилась новая эпоха. Стали уходить на второй план веками апробированные духовно-нравственные ценности. Зародившиеся ныне у нас общественные отношения вытесняют идеалы патриотизма, защитника отечества, а порой и утверждают чуждые нам духовные стандарты, разрушающие морально-политические устои страны и государства. Всесильные средства массовой информации порой упорно и настойчиво внедряют в сознание нового поколения идеи космополитизма, о патриотизме упоминается лишь вскользь, как о второстепенном качестве личности, потеря которого никак не сказывается на авторитете современного человека. В последнее десятилетие происходящие в России экономические и политические изменения, приводят к значительной социальной дифференциации населения. Эти изменения значительно снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому формирование патриотического самосознания подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы реабилитационного центра для несовершеннолетних. Патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы реабилитационного центра. Дети, находящиеся в реабилитационных центрах, обделенные в своих семьях любовью и заботой, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Наряду с этим они почти не знают историю нашей страны. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Низкий уровень национального самосознания и любви к Отечеству, отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей, населяющих территорию России и вне её, низкий уровень нравственного, эстетического, интеллектуального развития, растущая с каждым годом угроза терроризма, предательства Родины, участившиеся случаи вандализма, рост профашистских группировок все это ещё раз подчёркивают актуальность проблемы патриотического воспитания. Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость патриотического воспитания, которое должно начинаться с раннего возраста и становиться одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко - культурному наследию своего народа и всех народов России. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда ребёнок отвечает доверием к взрослому. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Ребёнок, не познавший в детстве силу родительской любви, не научившийся трудиться, не испытавший радость познания, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих силах и возможностях. Так как патриотами не рождаются и автоматически не становятся, то ещё в детстве необходимо заложить основы отечественной традиционной культуры, которая является базой формирования патриотизма. Ещё в детстве необходимо посеять и взрастить семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Сейчас, в период
нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Эта цель достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, конструкторов, художников, актеров и лиц другой профессии. Ребят, проходящих реабилитацию, необходимо воспитывать в духе преданности и любви к своей Родине, растить юношей – защитников Отечества, воспитывать уважение к ветеранам войны, людям труда. Если обратимся к толковому словарю Ожегова, то мы найдем такие значения слов «гражданский» и «патриотический»: гражданский – свойственный гражданину, как сознательному члену общества; патриотический – преданный и любящий свое Отечество, свой народ. Следовательно: гражданско-патриотическое воспитание подразумевает формирование у молодого поколения качеств гражданина-патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитания чувства любви к своей Родине, малой Родине, тем местам, где мы живем, учимся, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, за тех, кто защищает наше Отечество. И основными задачами реабилитационного центра являются: создание условий для социализации личности, способной себя максимально реализовать, личности, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе и создание механизма, обеспечивающего патриотическое воспитание подростков. Для успешного решения вышеназванных целей и задач в условиях реабилитационного центра мы в нашем центре используем следующие формы и методы работы: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, уроки мужества, конференции, тематические вечера, устные журналы и т.д . В работе используются: наглядный иллюстрированный материал, компьютерные презентации, дидактические игры. Готовятся и проводятся утренники, посвященные различным темам: - день Победы 9 мая; День Защитника Отечества; День Матери и др. Эти мероприятия формируют у воспитанников чувство гордости за нашу страну, наш народ, наших героев, чувство сопричастности к её истории, высокое чувство любви к Родине, готовность к серьёзным испытаниям. Учебно-тематическое планирование предусматривает проведение мероприятий с воспитанниками в соответствии с календарём памятных дат истории и культуры нашего Отечества и нашего края. Используются разнообразные формы работы, которые носят яркую эмоциональную окраску, одновременно с этим доступность по изложению, т.к. в центре дети различных возрастных групп, красочное оформление, наличие элементов занимательности, стимуляцию поисковой образовательной деятельности. Патриотическое воспитание в реабилитационном центре – это одна из важнейших задач в работе воспитателя. Очень важно, чтобы мероприятия были не только информативными, но и глубоко эмоциональными. Нужно заставить детей переживать! Патриотическое воспитание было бы неполным без ещё одной детали. Мы учим детей состраданию. В нашем жестоком мире так мало людей, умеющих пожалеть, посочувствовать и оказать реальную помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается. И хотелось бы обратить особое внимание на еще один, с моей точки зрения, очень важный аспект. Мы должны научить наших детей любить! Без умения любить невозможно быть полноценным гражданином. Любить ближних, любить свою Родину, любить все живое - животных, растения, окружающий мир. Этот список еще можно дополнить любовью к себе. Если человек не любит себя, то он не научится любить других. Как и всякому искусству, любви необходимо учить. Дети должны видеть и чувствовать любовь вокруг себя. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов. И хотелось бы обратить особое внимание на еще один, с моей точки зрения, очень важный аспект. Мы должны научить наших детей любить! Без умения любить невозможно быть полноценным гражданином. Любить ближних, любить свою Родину, любить все живое - животных, растения, окружающий мир. Этот список еще можно дополнить
любовью к себе. Если человек не любит себя, то он не научится любить других. Как и всякому искусству, любви необходимо учить. Дети должны видеть и чувствовать любовь вокруг себя. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов. Подводя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что данное направление воспитательной работы должно всегда оставаться приоритетным в деле воспитания подрастающего поколения, так как оно не только прививает любовь к Родине, воспитывает у детей толерантность, но и формирует четкую гражданскую позицию у молодых россиян. Используя работу в этом направлении создаются условия для формирования духовно богатого, социально активного гражданина. В нашем центре применяется интегральная работа, затрагивающая различные направления педагогического процесса.