Напоминание

Психолого-педагогические особенности коллектива воспитанников социозащитного учреждения.

Автор: Ерина Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специализированный Дом ребёнка "Маленькая мама"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические особенности коллектива воспитанников социозащитного учреждения.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Ерина Лариса Александровна, воспитатель филиала Специализированного Дома

ребёнка «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям

Психолого-педагогические особенности коллектива

воспитанников социозащитного учреждения.

Значимость

проблемы

психолого-педагогических

особенностей

подростков, оказавшихся в трудных жизненных условиях, заставляет увидеть

ряд

слабых

сторон

организации

жизни

и

воспитания

детей,

лишённых

родительского

попечительства,

что

затрудняет

разработку

психолого-

педагогических методов работы с ними.

Поскольку основной целью воспитания детей является интеграция их в

общество, то необходимо комплексное воздействие в структуре воспитательно-

педагогического процесса.

Появившаяся

в

нашем

обществе

на

протяжении

последних

двух

десятилетий новая форма депривации детско-родительских отношений привела

к

возникновению

большой

группы

социальных

сирот,

пополняющих

ряды

детей

улицы.

В

современном

обществе

социальное

сиротство

имеет

свои

специфические

черты,

которые

проявляются

в

особенностях

психического

развития и личности этих детей.

В систему воспитания и образования детей-сирот входят воспитатели,

учителя,

социальные

педагоги,

психологи,

врачи.

Задержка

психического

развития,

наступающая

в

результате

перенесенных

аномалий

во

внутриутробном

развитии,

употребления

матерью

алкоголя

во

время

беременности,

отсутствия

эмоционального

общения

со

взрослыми

в

младенчестве,

приводит

к

отрицательным

последствиям.

Поэтому

коррекционная работа воспитателя имеет огромное значение. Рационально и,

правильно выстроенные занятия, и консультации жизненно необходимы. Детям

- сиротам, учитывая их многочисленные особенности в развитии, необходима,

2

для успешной социально - педагогической адаптации, организация всех видов

общения и вовлечение их в разнообразную деятельность.

Симптомы депривации отрицательно влияют на социальную адаптацию

детей социозащитных учреждений

Социальная депривация – это отсутствие у ребёнка знаний о культурных

нормах, правилах, принятых в обществе и опыта применения правил в своей

жизнедеятельности. Это проявляется в неумении вести себя в общественных

местах,

неспособности

адаптироваться

к

новой

обстановке,

в

различных

проявлениях девиантного поведения.

Дети,

перенесшие

в

детстве

социальную

изоляцию,

продолжают

испытывать

недоверие

ко

всем

людям,

за

исключением

членов

своей

микрогруппы, перенесших тоже самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно

критичными к другим, неблагодарными, всё время, как бы ждут подвоха со

стороны других людей.

На первых порах воспитателей сбивают с толку беспричинные, на первый

взгляд,

бурные

взрывы

гнева

и

ненависти

у

детей

друг

к

другу.

Их

агрессивность и злоба носят какой-то незатухающий характер.

Воспитателям необходимо восстановить у воспитанников утраченную веру

во взрослых. Главным принципом в работе с детьми должно стать правило – не

лгать воспитанникам, не обходить «острых» вопросов и «не бросать слов на

ветер».

Практически

одновременно

педагог

выступает

как

«общий»

для

всех

детей социальный взрослый, задающий требования и нормы, и как человек,

берущий на себя родительские, «материнские», функции. У них практически

отсутствуют

высшие

чувства

(сострадание,

жалость,

любовь),

связанные

с

глубоким переживанием. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже

мелкое

замечание

может

вызвать

у

них

острую

эмоциональную

реакцию.

Низкий

уровень

самоуважения

порождает

так

называемый

«дискомфорт

3

успеха», когда ребёнку бывает неуютно и даже неприятно, когда его хвалят.

Например, похвалив ребёнка за красивый рисунок или удачную поделку, можно

увидеть неловкость, растерянность и даже слёзы. Ребенок говорит, как бы

извиняясь: «У меня всё плохо, у меня не получилось». Дискомфорт успеха

объясняется тем, что ребёнку важнее сохранить привычное отношение к себе,

пусть

даже

отрицательное,

чем

иметь

неопределённое,

спутанное

представление о себе, спутанную идентичность.

Для

педагогически

и

социально-запущенных

подростков

характерно

хроническое

отставание

по

ряду

предметов

школьной

программы,

сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные

асоциальные

проявления

(сквернословие,

курение,

хулиганские

поступки,

пропуски уроков). Следствием этого является избегание школы, прогуливание

занятий.

Общим

признаком

воспитанников

социозащитных

учреждений

является

активное

сопротивление

воспитанию,

неприятие

тех

средств

воздействия, которые являются результативными. Будущее для них смутное и

странное, в него проецируются нынешние обиды и расстройства, ставшие

следствием

их

предшествующего

жизненного

опыта.

Эти

дети

и

без

многословных разъяснений знают, как надо себя вести, но не могут следовать

нашим советам из-за чувства противоречия.

Воспитанников

социозащитных

учреждений

отличает

повышенная

«ситуативность», которая проявляется в общении, в мышлении, в желаниях и

действиях. У них слабо развит временной план действий, они не выделяют и не

фиксируют в сознании своих действий, не планируют будущих действий. Их

прошлое и будущее связаны только с режимными моментами «спать, есть,

гулять»

и

ограничиваются

одним

днём.

У

детей,

живущих

вне

семьи,

отсутствует способность к сопереживанию другим людям, в игре практически

отсутствует

ролевое

взаимодействие

со

сверстниками.

Общение

отличается

эмоциональной

бедностью

и

ситуативностью.

Общим

признаком

является

4

утрата

свойственной

детям

жизнерадостности,

оптимистиче ского

мироощущения.

У многих детей отмечается бедность эмоциональной сферы, отсутствие

интересов

к

игровой

деятельности,

неразвитость

фантазии,

отсутствие

признаков детской любознательности, снижение познавательных интересов и

искажение детских форм общения.

Задача воспитателя - проста и сложна одновременно. Ему необходимо

определить те стрессоры, которые заставляют детей нервничать, изменить к

ним отношение, научить беречь здоровье. После этого необходимо перейти к

борьбе

с

вредными

привычками,

иначе

ничего

не

получится.

Ведь

отучая

ребёнка от привычки грызть ногти, он будет испытывать стресс, и желание

грызть ногти только усилится. Поэтому прежде, нужно научить воспитанника

приемам(средствам) борьбы со стрессом, а потом уже устранять привычку.

Необходимо

организовать

целую

систему

психолого-педагогических

мероприятий

по

«первоначальному

очеловечиванию

воспитанников»,

восполнить

недостаток

положительных

эмоций,

связанных

с

нормальным

человеческим общением.

Агрессивность

детей

можно

объяснить

их

неудовлетворённой

потребностью в родительской любви. У них не образовано базовое доверие к

миру,

не

удовлетворены

потребности

в

самоутверждении,

во

взрослом

как

идеале, в эмоциональном комфорте, в признании своей ценности со стороны

окружающих. В негативном поведении прослеживаются четыре основные цели:

1. любым способом привлечь к себе внимание (поощрение или наказание)

2. продемонстрировать свою власть

3. отомстить за то, что с ним произошло, в частности, выместить на более

слабых людях своё негативное отношение к сложившейся ситуации.

Многие

родители

сегодняшних

подростков

оказались

не

готовыми

вписаться

в

новую

стремительно

изменившуюся

жизнь.

В

состоянии

5

растерянности, крушения системы ценностей многие не могли найти работу,

средства к существованию, потеряли уверенность в себе. Испытывая сильную

тревогу и депрессию, они не могли защитить своих детей ни материально, ни

психологически. Именно дети таких родителей, составляют сегодня достаточно

большой процент воспитанников социозащитных учреждений. Конечно, как и

десятилетия назад, среди «детей улиц» много потомственных алкоголиков и

правонарушителей.

Дети, поступающие в социозащитные учреждения в связи с трудной

жизненной ситуацией, происходят из так называемых неблагополучных семей,

что, возможно, связано с тем, что такие семьи чаще попадают в поле зрения

различных правоохранительных и социальных органов, где насилие не является

«случайным»,

единичным

эпизодом.

Эти

дети

нуждаются

не

только

в

социальной, медицинской, но и психолого-педагогической помощи.

Психолого-педагогическая

работа

с

воспитанниками

социозащитных

учреждений

начинается

с

адаптации

их

к

жизни

в

новых

условиях.

Этот

процесс

приспособления

не

является

одномоментным,

он

сложен,

требует

комплексного подхода и постепенности. Важнейшими условиями являются:

тёплая атмосфера общения, уверенность в том, что он способен измениться к

лучшему, персонофицированное отношение к нему, как к личности, заботливое

отношение к его потребностям и интересам.

Главная

цель

психолого-педагогической

помощи

для

таких

детей

помочь им распознать и социально приемлемо выразить чувства, связанные с

пережитым,

определить

те

стрессоры,

которые

заставляют

их

переживать

отсутствие

родительской

любви,

проговорить,

проработать

тему

самого

насилия

в

семье,

чтобы

снять

негативно-эмоциональное

состояние

при

возможном использовании невербальных или проективных форм работы.

6

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.

Авдеева Н.Н. «Дети-сироты» М., 2009

2.

Митина Т.А. «Социальная адаптация и коррекция поведения девиантных

подростков», Сборник научных статей Выпуск №8, М.,2013

3. Комплексная программа по профилактике социального сиротства,

реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от

семейного насилия. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт

психологии и социальной работы, 2015. - 480 c.

4

.

Сиротство и беспризорность в России. История и современность. - М.: Лики

России, 2013.

5. Федоров, Н. Ф. Статьи философского и эстетического содержания. Конец

сиротства: безграничное родство / Н.Ф. Федоров. - Москва: Высшая

школа, 2014.