Автор: Еремина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №100
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Консультация для воспитателей детского сада
Тема: Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза
Консультация для педагогов:
«Формирование звукобуквенного
и слогового анализа»
Обучение звукобуквенному и слоговому анализу слова - основная
задача этапа подготовки к обучению грамоте.
В старшей группе основными направлениями работы являются:
Совершенствование умений различать на слух гласные звуки;
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках.
Упражнение в различении на слух гласных и согласных звуков, подбор
слов на заданные гласные и согласные звуки;
Формирование умений различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в
предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков,
гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова;
Совершенствование навыка анализа и синтеза, открытых и закрытых
слогов, слов из трёх-пяти звуков (в случае, когда написание слова не
расходится с его произношением);
Формирование навыка различения согласных звуков по признакам:
глухой – звонкий, твёрдый – мягкий;
Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук;
Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный
звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
Закрепление понятия буква и представление о том, чем звук отличается
от буквы.
Игры:
Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.
«Речевое лото», «Чудо-дерево», «Весёлый поезд», «Ромашка».
Вычленение первого ударного гласного из слова.
«Речевое лото». Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет
слово. Ребёнок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.
Вычленение первого согласного из слова.
«Найди картинку», «Телевизор», «Какой первый звук?», «Кто больше?».
Определение конечного согласного в слове.
«Отбери картинки, в названии которых последним является заданный звук».
Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую
красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где
слышится заданный звук в слове.
Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., которые начинаются на
этот звук.
Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., в которых заданный
звук стоит в конце или в середине слова.
Представляю вашему вниманию обучающие игры, которые помогают
детям быстрее и легче усвоить навыки слогового и звуко-буквенного
анализа слов:
«Ромашка»
Цель: обучать детей слышать звуки на фоне слов, подбирать слова с
заданными звуками
Многофункциональная игра по формированию звуко-слогового анализа
«Весёлый поезд»
С помощью игры можно решить несколько задач:
1. Формировать понимание «гласный звук», «согласный
твердый звук», «согласный мягкий звук»;
2. Тренировать в нахождении позиции звука в слове (в начале, в середине, в
конце);
3. Упражнять в определении количества слогов в слове.
Изготовление игры.
Для того, чтобы сделать игру «Весёлый поезд» потребуется
нарисовать поезд и вагончики или склеить их.
Цвет вагончиков обозначает звуки – гласный звук (красный цвет), твёрдый
согласный звук (синий цвет), мягкий согласный звук (зелёный цвет).
С обратной стороны вагончиков необходимо приклеить кармашки для
карточек-заданий («Позиция звука в слове», «Слоговая схема слова»).
С лицевой стороны вагончиков смастерить кармашки для карточек с
картинками.
1 вариант игры.
Разложить карточки с картинками в зависимости от того, с какого звука
начинается слово.
2 вариант игры.
Разложить карточки с картинками в зависимости от того, какую позицию
занимает заданный звук в слове.
3 вариант игры.
Разложить карточки с картинками в соответствии со слоговой схемой слова.
Дидактическая игра «Веселая гусеница» "Волшебные пяльцы" для
слогового и звуко-буквенного анализа слов.
Цель:
- учить правильно, четко произносить звуки, называть их акустические
характеристики (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой,
местоположение в словах (начало, середина, конец, определение
количества звуков в слове);
- обучать навыку звукового анализа;
- развивать мелкую моторику;
Ход игры:
Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и выложить слово на волшебных
пяльцах или построить гусеницу фишками разного цвета,
символизирующими звуки в правильной последовательности. Необходимо
подумать в каком случае будет согласный звук мягким, а в каком твердым и
почему. На получаемой цепочке (гусенице) наглядно видно общее
количество звуков в слове. Можно посчитать сколько гласных звуков в
данном слове, сколько согласных, какой звук на первом месте, назвать какой
по счёту стоит звук и т. д.
На этом же принципе построена «Игра с прищепками»
Игра «Найди половинку»