Напоминание

Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза

Автор: Еремина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №100
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Консультация для воспитателей детского сада
Тема: Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для педагогов:

«Формирование звукобуквенного

и слогового анализа»

Обучение звукобуквенному и слоговому анализу слова - основная

задача этапа подготовки к обучению грамоте.

В старшей группе основными направлениями работы являются:

Совершенствование умений различать на слух гласные звуки;

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их

отличительных признаках.

Упражнение в различении на слух гласных и согласных звуков, подбор

слов на заданные гласные и согласные звуки;

Формирование умений различать на слух согласные звуки, близкие по

артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в

предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.

Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков,

гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова;

Совершенствование навыка анализа и синтеза, открытых и закрытых

слогов, слов из трёх-пяти звуков (в случае, когда написание слова не

расходится с его произношением);

Формирование навыка различения согласных звуков по признакам:

глухой – звонкий, твёрдый – мягкий;

Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук;

Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный

звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.

Закрепление понятия буква и представление о том, чем звук отличается

от буквы.

Игры:

Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.

«Речевое лото», «Чудо-дерево», «Весёлый поезд», «Ромашка».

Вычленение первого ударного гласного из слова.

«Речевое лото». Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет

слово. Ребёнок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

Вычленение первого согласного из слова.

«Найди картинку», «Телевизор», «Какой первый звук?», «Кто больше?».

Определение конечного согласного в слове.

«Отбери картинки, в названии которых последним является заданный звук».

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую

красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где

слышится заданный звук в слове.

Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., которые начинаются на

этот звук.

Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., в которых заданный

звук стоит в конце или в середине слова.

Представляю вашему вниманию обучающие игры, которые помогают

детям быстрее и легче усвоить навыки слогового и звуко-буквенного

анализа слов:

«Ромашка»

Цель: обучать детей слышать звуки на фоне слов, подбирать слова с

заданными звуками

Многофункциональная игра по формированию звуко-слогового анализа

«Весёлый поезд»

С помощью игры можно решить несколько задач:

1. Формировать понимание «гласный звук», «согласный

твердый звук», «согласный мягкий звук»;

2. Тренировать в нахождении позиции звука в слове (в начале, в середине, в

конце);

3. Упражнять в определении количества слогов в слове.

Изготовление игры.

Для того, чтобы сделать игру «Весёлый поезд» потребуется

нарисовать поезд и вагончики или склеить их.

Цвет вагончиков обозначает звуки – гласный звук (красный цвет), твёрдый

согласный звук (синий цвет), мягкий согласный звук (зелёный цвет).

С обратной стороны вагончиков необходимо приклеить кармашки для

карточек-заданий («Позиция звука в слове», «Слоговая схема слова»).

С лицевой стороны вагончиков смастерить кармашки для карточек с

картинками.

1 вариант игры.

Разложить карточки с картинками в зависимости от того, с какого звука

начинается слово.

2 вариант игры.

Разложить карточки с картинками в зависимости от того, какую позицию

занимает заданный звук в слове.

3 вариант игры.

Разложить карточки с картинками в соответствии со слоговой схемой слова.

Дидактическая игра «Веселая гусеница» "Волшебные пяльцы" для

слогового и звуко-буквенного анализа слов.

Цель:

- учить правильно, четко произносить звуки, называть их акустические

характеристики (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой,

местоположение в словах (начало, середина, конец, определение

количества звуков в слове);

- обучать навыку звукового анализа;

- развивать мелкую моторику;

Ход игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и выложить слово на волшебных

пяльцах или построить гусеницу фишками разного цвета,

символизирующими звуки в правильной последовательности. Необходимо

подумать в каком случае будет согласный звук мягким, а в каком твердым и

почему. На получаемой цепочке (гусенице) наглядно видно общее

количество звуков в слове. Можно посчитать сколько гласных звуков в

данном слове, сколько согласных, какой звук на первом месте, назвать какой

по счёту стоит звук и т. д.

На этом же принципе построена «Игра с прищепками»

Игра «Найди половинку»