Автор: Григорьева Юлия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ТТЖТ - филиал СГУПС
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Деловые игры на занятиях инженерной графики
Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» -
Томский техникум железнодорожного транспорта
Методическое пособие
на тему:
«Деловые игры на занятиях инженерной графики»
2018
Пояснительная записка
Данное методическое пособие предназначено для приобретения умений
и навыков у обучающихся технических специальностей по трем основным
темам
инженерной
графики
«Поверхности
и
тела»,
«Чертежи
деталей»,
«Деталирование чертежей общих видов».
Используя деловые игры, стремимся научить, приблизить обучающего к
решению
технических
задач,
развить
у
обучающего
технические,
конструкторские
способности,
а
также
привить
чувство
коллективизма,
ответственности за порученное дело.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Особенности деловых игр
2.
Роли, ролевые цели и взаимодействие участников ролевой игры
3.
Эмоциональное напряжение участников деловой игры и управление им. .
4.
Подготовка и проведение деловой игры
5.
Деловые игры на уроках инженерной графики
6.
Деловая игра по теме «Поверхности и тела»
7.
Деловая игра по теме «Чертежи деталей»
8.
Деловая игра по теме «Деталирование чертежей общих видов»
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе образование стало одной из самых обширных
сфер человеческой деятельности. Современное развитие общества требует
новой
системы
образования
-
«инновационного
обучения»,
которое
сформировало
бы
у
обучаемых
способность
к
восприятию
изучаемого
материала, веру в себя и свои профессиональные способности.
В
данное
время
сложились
объективные
предпосылки
для
поиска
средств, методов активизации учебной деятельности.
Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная
деятельность преподавателя направленная на разработку и использование
таких форм содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют
повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента
усвоении
знаний,
формировании
умений,
навыков
в
их
практическом
применении,
а
также
в
формировании
способностей
прогнозировать
производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
В данной методической разработке рассмотрены деловые игры, которые
наиболее
часто
встречаются
в
учебном
процессе
как
инструмент
формирования
личности
специалиста
и
активизации
учебного
процесса.
Деловая
игра
в
сжатом
отрезке
времени
воссоздает
предметные
и
социальные
содержания
будущей
профессиональной
деятельности
специалиста, моделирует такие системы отношений, которые характерны для
этой деятельности. Одновременно студенты наряду с профессиональными
знаниями приобретают навыки специального взаимодействия и управления
людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно,
деловая
игра
воспитывает
личностные
качества,
ускоряет
процесс
социализации.
Деловые игры на занятиях «Инженерной графики» позволяют углублять
профессиональные знания и умения, творчески мыслить, слажено работать в
коллективе, имея общую цель, выработать умение, на основе правильного
решения, аргументировано представлять доказательства, учиться общению,
умело дискутировать.
При
проведении
деловых
игр
по
инженерной
графики,
студенты
выполняют реальные чертежи, в соответствии с требованием ГОСТов к
технической документации, приобретая профессиональные навыки, развивая
конструкторские
способности,
что
будет
способствовать
овладению
в
будущем предметов специального цикла, технически грамотно выполнять
курсовые и дипломные проекты, а также иметь представление о будущем
производстве,
производственных
отношениях,
разрешению
проблемных
ситуаций,
используя
личностную
и
коллективную
мыслительную
деятельность.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВЫХ ИГР
В основе деловых игр лежит проблемная ситуация, которая должна с
высокой степени реальности имитировать конкретные условия и динамику
действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и
освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть
на себя и на ситуацию глазами партнера по общению.
Деловые
игры
классифицируются
на
учебные,
производственные
и
исследовательские.
Признаки учебной деловой игры:
моделирование процесса деятельности руководителей и
специалистов
на
предприятии;
распределение ролей между участниками игры;
различие ролевых целей при выработке решений;
взаимодействие участников игры в соответствии с их ролями;
наличие общей цели и игрового коллектива;
коллективная выработка решений между участниками игры;
реализация в процессе игры цепочки решений;
многовариантность решений, включая альтернативные;
наличие управляемой эмоциональной напряженности;
наличие
разветвленной
системы
индивидуального
или
группового
оценивания деятельности участников игры.
Деловые игры приближая условия занятий к конкретной практической
деятельности учат принимать сложные, хозяйственные и кадровые решения,
помогают
разобраться
во
взаимоотношении
в
коллективе,
позволяют
проверить
знания,
умения
и
личные
качества
обучаемых
особенно
при
решении
задач
в
конфликтной
обстановки.
Деловые
игры
формируют
у
играющих не только профессиональные навыки, но и определенные черты
личности:
деловитость,
честность,
инициативность,
принципиальность
и
ответственность за принятые решения и результаты их внедрения. В процессе
деловой игры не только формируются профессиональные и должностные
навыки выработки и принятия управленческих решений, но и моделируется
взаимодействие участников и их общение.
В
широком
значении
деловыми
играми
называют
упорядочную
деятельность коллектива направленную на обучение, воспитание детей или
взрослых
с
использованием
моделей,
имитаций,
импровизаций,
ролей,
анализа
ситуаций.
Поэтому
главное
направление
деловых
игр
-
взаимодействие
между
участниками
игры,
а
результатом
взаимодействия
должны
быть
комплексные
умения,
опирающиеся
на
знания
и
навыки,
развитость и воспитанность обучающихся. Деловые игры не отвергают роль
педагога, но предполагают руководство по внешним признакам общения и
проведения, где преобладаю! равноправие и партнерство.
Деловая игра в узком значении - это также организация коллективной
деятельности
студента
и
преподавателя,
направленная
на
рассмотрение
реального
явления
и
завершающаяся
принятием
конкретного
жизненно
важного для играющего решения.
Функциональная схема деловой игры
Объекты
игрового
моделирования.
При
их
описании
должны
быть
определены
характеристики
и
параметры
объекта,
а
также
начальные
условия
функционирования.
Полнота
и
глубина
описания
объекта
определяется
спецификой
решаемых
в
деловой
игре
задач
и
целями
поставленными перед деловой игрой в целом.
Условия
функционирования
объекта
-
указываются
Е1ремя
и
место
действия. В случае необходимости дается краткая характеристика места
действия.
Управляющая система - это весь игровой комплекс. Имеет сложную
структуру.
Элементы обратной связи - это неотъемлемая часть системы управления
игрой.
Они
позволяют
управлять
проходящими
процессами,
учитывая
отклонения от параметров объекта. К элементам обратной связи можно
отнести оценивание деятельности участников игры. Чем более разветвлена
система
оценивания,
тем
больше
число
параметров
подвергается
этой
оценки, тем более совершенен процесс управления и более эффективна игра
как метод обучения.
РОЛИ, РОЛЕВЫЕ ЦЕЛИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ
РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Каждый участник деловой игры должен иметь свою роль и соблюдать
правила
установленные
в
деловой
игре.
Разыгрывание
деловой
игры
происходит в конфликтной ситуации, что сопровождается возникновением
эмоционального напряжения у каждого участника игры и требует от него
мобилизации
профессиональных,
интеллектуальных
и
психофизических
способностей,
т.
е.
каждая
роль
в
игре
приобретает
определенную
личностную окраску.
Число действующих лиц в деловой игре может быть различным, но игра
должна
проходить
в
соревновательном
режиме,
поэтому
в
игровом
комплексе
предусматривается
2-3
и
более
однотипные
игровые
группы,
решающие одинаковые задачи. Таким образом, введение в деловую игру
большого числа ролей затрудняет и оценивание вклада каждого участника и
затрудняет руководство управления ходом игры.
У
участников
выполняющие
разные
роли
должны
быть
различные
интересы.
Несовпадение
ролей
и
ролевых
целей
участников
игры
достигается за счет:
различие
материальных
и
временных
ресурсов
у
игроков;
неодинаковые
ответственности
участников
игры
за
принимаемые
решения;
различие критериев оценивания действия участников, принадлежащих
к различным уровням иерархической структуры игрового комплекса;
соревновательного характера деятельности игровых групп;
процедуры взаимного оценивания принимаемых решений, т. е системы
внутренних
поощрений,
когда
командиру
игровой
группы
предоставляется право поощрять членов его команды определенной
суммой баллов за предложения по решению задачи.
Один из характерных признаков деловой игры - это наличие общей цели,
Движение к этой цели предполагает разрешение конфликтов, обусловленных
несовпадением ролевых целей у участников.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕЛОВОЙ
ИГРЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Кроме
конфликтной
ситуации
в
деловой
игре
необходимо
создать
условия готовности к игре. Период втягивания в игру может занимать 20%
всего игрового времени. Все обучаемые проявляют большую активность,
участвуя
в
деловой
игре,
или
необходимо
специальными
средствами
и
приемами поддерживать эмоциональное напряжение.
Решая
вырабатываемые
в
деловых
играх
-
коллективные,
поэтому
управлять приходится эмоциональные напряжения не только каждого, но и
коллективов игровых групп.
Средства обеспечивающие управляемое эмоциональное напряжение:
реализация ситуации выбора;
несоответствие между ресурсами и целью;
соревновательный характер деятельности игровых групп;
противодействие руководства игры замыслам играющих;
информационная неопределенность и случайный характер воздействия
на объект игрового моделирования в процессе игры;
процедурные
средства
воздействия
на
участников,
если
они
отклоняются от предписанных им ролевых целей.
Указанные
средства
в
полном
или
частичном
объеме
должны
быть
заложены в конструкции деловой игры при её создании.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
В структуре деловой игры предусматривается несколько этапов:
подготовительный;
вводный;
основной;
заключительный.
Подготовительный
этап.
Студенты
изучают
теоретические
методы
решения ситуационных задач применительно к данной игре. Знакомятся с
объектом игрового моделирования, исходными данными игровой ситуации,
функциями участников, правилами и методиками деловой игры, а также
системой оценивания.
Готовится
иллюстрационный,
справочный,
статистической
материал
необходимый для игры.
Решаются контрольные или тестовые задачи, позволяющие определить
степень готовности обучаемых к игре. Проводятся репетиции деловой игры
по
упрощенному
варианту.
Репетиция
помогает
активизировать,
снять
психологический
барьер
и
предубежденность
против
нового
метода,
объяснить принципы оценивания.
Вводная часть игры. Посвящается комплектованию групп, выдвижению
командиров, распределению между участниками. В некоторых играх вводная
и подготовительная часть объединяются. Если на подготовительном этапе
репетиция
не
проводилась,
то
тогда
следует
провести
разминку,
чтобы
разогреться, притереться и создать атмосферу творчества. При расстановке
кадров используют анкетирование участников, которое проводят на этом же
этапе игры.
Основной этап. Не следует забывать, что для многих участников деловая
игра первая, поэтому естественны настороженность, напряжение и неприятие
идей и предложений вначале игры.
Игра может не достичь цели, если первый её этап окажется сложным,
поэтому
целесообразно
предлагать
достаточно
простые
задания,
не
требующие мобилизации творческого потенциала.
Реализация
временного
графика
игры
способствует
одинаковую
интенсивность загруженности всех подгрупп и обеспечивает одновременное
окончание процесса формирования решений всеми подгруппами, а затем
обсуждения всеми участниками.
Заключительный
этап.
Анализ
результатов
игры
проводится
руководителем
или
участниками
игры.
Можно
проводить
анализ
всеми
вместе в виде свободной дискуссии, где преподаватель корректирует ход
обсуждения.
Итоги
подводятся,
обращая
внимание
на
оригинальность
решений, на особенности принятого решения, на эффект.
Выявляются
слабые
места
в
теоретических
знаниях
и
практической
подготовке
студентов.
Даются
указания
по
устранению
отмеченных
недостатков, вырабатываются конкретные рекомендации.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
Деловые игры используются в учебном процессе уже давно. И в наше
время деловые игры не утратили своего значения. На уроках инженерной
графики
деловые
игры
приближают
учебный
процесс
к
реальной
производственной ситуации, помогают получать профессиональные знании и
навыки
в
чтении
машиностроительных
чертежей,
способствуют
формированию
у
обучающих
творческого,
ответственного
отношения
к
решению определенной задачи.
В данной методической работе рассмотрены конкретные деловые игры
по
темам:
«Поверхности
и
тела»,
«Чертежи
деталей».
«Деталирование
чертежей общих видов». Данные темы выбраны не случайно, автор считает
их
наиболее
важными
и
главными,
как
для
развития
пространственного
воображения и логического мышления обучающих (тема «Поверхности и
тела»), что необходимо при чтении чертежей, так для получения прочных
знаний! и навыков для чтения чертежей деталей (тема «Чертежи деталей») и
главное получить профессиональные навыки в чтение чертежей общих видов
необходимых для освоения будущей специальности (тема «Деталирование
чертежей общих видов»).
Возможность проведения деловых игр с элементами конструирования и
обыгрывания
производственных
ситуаций
проявляется
обычно
к
концу
изучения
темы
или
раздела.
Их
можно
использовать
для
закрепления
материала.
Классификацию деловых игр по предмету «Инженерная графика» можно
представить следующую:
по назначению
информационные;
контролирующие;
функциональные;
по способу проведения
учебные;
учебно-производственные;
учебно-исследовательские;
по форме использования
известная ситуация - ранее изучаемые вопросы темы, раздела;
подобная ситуация - сходная с ранее изученными вопросами темы,
раздела;
новая ситуация - ранее не изучаемые ситуационные задачи.
Информационная деловая игра преследует цель получения новых знаний
по
конкретной
теме.
При
этом
используется
учебная
литература,
методические пособия, справочники и другие дидактические материалы с
помощью
которых,
обучающие
могут
самостоятельно
изучив
материал,
принять правильное решение.
Контролирующая
деловая
игра
основана
на
изучении
и
обобщении
знаний,
умений
и
навыков
обучающих
соответствующих
тем,
разделов
предмета.
Функциональная деловая игра носит обобщающий характер и проводится
на заключительной стадии изучения курс предмета. Выявляется способность
обучающих
решать
производственные
ситуации,
определяется
глубина
профессиональных знаний.
Наиболее
приемлемые
в
учебном
процессе
по
способу
проведения
деловые
игры
учебные,
учебно-производственные,
которые
способствуют
у гл убл е н и ю
зн а н и й
п о
п р ед ме ту,
р а с с мот р е н и ю
р а з л и ч н ы х
производственных ситуаций для накопления опыта.
При
подготовке
и
проведении
деловой
игры
на
уроке
по
предмету
«Инженерная
графика»
можно
рекомендовать
следующие
этапы
деловой
игры:
определение
назначения
и
способа
проведения
игры;
определение
ситуационной задачи или проблемы; подготовительная работа (изначальные
данные,
справочная,
методическая
литература,
другие
необходимые
дидактические материмы);
распределение ролей между участниками; проведение основной части
деловой игры; контроль за ведением игры со стороны преподавателя;
подведение итогов деловой игры.
Деловые
игры
на
уроке
инженерной
графики
позволяют
углублять
профессиональные знания и умения, творчески мыслить, слаженно работать
в
коллективе,
имея
общую
цель,
вырабатывают
умения,
на
основе
правильного
решения,
аргументировано
приводить
доказательства
правильного целесообразного решения.
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ПОВЕРХНОСТИ И ТЕЛА»
Цель
игры:
закрепить
изученные
вопросы
темы,
приобрести
новые
знания,
а
также
практические
навыки
при
решении
конкретных
задач,
выработать умения работать в коллективе.
В
результате
игры
студент
должен:
знать
методику
построения
комплексных
чертежей
геометрических
тел,
уметь
решать
задачи
по
построению проекций точек принадлежащих поверхностям геометрических
тел, приобрести навыки в решении задач с различными геометрическими
телами.
Тип урока. Закрепить знания, умения, навыки.
Вид урока. Практическое занятие.
Средства
обучения. Плакаты «Комплексные чертежи геометрических
тел». Набор геометрических тел.
Раздаточно-дидактический материал.
Карточки-задания (см.
приложение).
Временная характеристика деловой игры
Орг.
момент
Распред.
ролей.
Выдача
заданий
Разминка
Выполи,
заданий
Защита и
экспертиза
заданий
Обобщен,
занятия
Задание
на дом
2-3
10-12
7-10
25-30
25-30
8-20
1-2
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
Деловую игру по данной теме лучше всего проводить с подгруппой, т.к.
временная
характеристика
занятий
не
позволяет
в
пределах
90
мин.
качественно провести защиту и экспертизу заданий и обобщить урок для
всей группы.
Подготовительная
часть
проходит
на
предыдущем
занятие,
где
обучающие
изучив
теоретический
материал,
закрепив
его
решением
графических задач, знакомятся с будущей деловой игрой, её правилами,
исходными данными, функциями участников, системой оценивания.
В начале самой деловой игры преподаватель поясняет цель игры, ещё
раз напоминает правила игры. Затем преподаватель делит подгруппу на 3-4
звена,
где
обязательно
в
каждом
звене
должен
быть
сильный
студент,
который и назначается руководителем звена. В обязанности их входит не
только
выполнение
определенного
задания,
но
и
оказание
помощи
обучающимся
своего
звена
в
выполнении
заданий.
Каждому
звену
выдаются
аналогичные
задания
по
построению
комплексных
чертежей
геометрических
тел,
но
проекции
точек
принадлежащие
поверхностям
данных геометрических тел разные (см. приложение).
Распределение
заданий
внутри
звена
можно
доверить
руководителю
звена, но при этом проконтролировать, чтобы задания были распределены с
учетом возможностей обучающих. Задание выполняется каждым на формате
А4, заранее подготовленные и оформленные.
Перед
основной
частью
преподаватель
проводит
разминку,
чтобы
разогреться, притереться и создать атмосферу творчества. Преподаватель, по
заранее выполненным; чертежам на доске (см. приложение), задает вопросы
по
определению
проекций
частей
геометрических
тел,
видимости
или
невидимости проекций чертежей геометрических тел.
Например:
показать
горизонтальную
проекцию
ребра
пирамиды
(призмы)
по
указанной
фронтальной
проекции;
видимая
или
невидимая
указанная часть поверхности сферы (конуса, призмы, пирамиды) будет на
фронтальной (горизонтальной, профильной) проекции.
При
правильных
ответах
обучающим
ставятся
баллы
(1
балл
за
правильный ответ).
Во время выполнения заданий (основная часть) преподаватель должен
управлять
ходом
проведения
деловой
игры,
но
не
консультируя,
не
подсказывая
решений.
Необходимо
следить
за
нормальной
деловой
обстановкой, вовремя предотвращения возникающие конфликты и ненужные
споры. Иногда даже заменять руководителя звена, но делая так, чтобы не
нанести психологическую травму. Лучше всего заранее при распределении
ролей сказать о возможности, может быть плановой, замены руководителя.
После
выполнения
заданий,
на
которое
необходимо
давать
регламентированное время приступают к защите и экспертизе заданий.
Преподаватель собирает задания у всех звеньев и вызывает обучающих,
по мере сложности заданий к доске для защиты своих решений. Вначале из 1
звена, потом из второго и т.д. Во время защиты проходит и экспертиза
выполненного задания с помощью обучающих других звеньев. При этом
используется система оценки решений, которая не является окончательной
оценкой
за
графическую
работу.
По
ходу
защиты
и
экспертизы
работ
преподаватель может задавать дополнительные вопросы или даже изменять
начальные данные.
Примеры: «Если проекция точки наоборот видимая (невидимая), то что
изменится в решении задачи?», «Есть ли ещё другой способ решения этой
задачи?»,
«Можно
ли
решить
данную
задачу
на
сфере
способом
вспомогательной прямой?».
В обсуждении могут принимать участие игроки всех звеньев, которым за
правильные ответы выставляются дополнительные баллы.
Система оценивания
Ф.И. студентов звеньев
Разминка
1 балл
Чертежи
3 балла
Защита
1 балл
Эксперт
иза 1
балл
Общий
балл
За 6 баллов и более - оценка «5»
4-5 баллов - оценка «4»
3 балла
- оценка «3»
После защиты и экспертизы решений задач (преподаватель во время
защиты проверяет работы обучающих) и опубликованию итоговых оценок,
при этом надо учесть и оценить работу руководителей звена, преподаватель
обобщает работы игроков, систематизирует полученные знания и навыки,
акцентируя при этом внимание на важность данной темы для решения
более сложных задач по проекционному черчению и развития при этом
пространственного
воображения,
что
очень
нужно
для
чтения
машиностроительных чертежей.
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ»
Цель игры: приобретение навыков в выполнении эскизов деталей.
В
результате
игры
обучающий
должен:
знать
т ребования
предъявляемые
к
чертежам
деталей;
уметь
выбирать
минимальное,
но
достаточное
количество
изображений
конкретной
детали,
проставить
необходимые размеры; приобрести навыки в выполнении необходимых и
достаточных изображений деталей.
Тип урока. Закрепить знания, умения, навыки.
Вид урока. Практическое занятие.
Средства
обучения:
плакаты
«Чертежи
деталей»,
«Простановка
размеров», «Обозначение материалов».
Раздаточно-дидактический материал: набор деталей, мерительный
инструмент, справочник по машиностроительному черчению.
Временная характеристика деловой игры
Орг. момент
Выво
ди,
часть
Разми
нка
Выполн
заданий
эксперти
за
заданий
Защита
заданий
Задание
на дом
Обобщ.
занятия
3-5 мин.
8-10
мин.
15-20
мин.
40-45
мин.
25-30
мин.
40-45
мин.
2-3
мин.
15-20
мнн.
ХОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Деловую игру по этой теме лучше всего проводить с целой группой, т.
к. время на неё отводится 4 урока по 45 мин. и в ней принимают участие 2
преподавателя со своими подгруппами.
В
водной
части,
после
организационного
момента,
ведущий
преподаватель объясняет всей группе правила проведения деловой игры и
цели занятий. Поясняет проведение экспертизы, заполнение экспертизой
карточки и защиты заданий. В каждой подгруппе назначается руководитель
из
числа
сильных
игроков,
в
обязанности
которых
входит
только
консультация
по
чертежам,
выбор
материала
для
всех
деталей
своей
подгруппы, используя справочную литературу, и в дальнейшем участие в
экспертизе и защите заданий.
Работа в подгруппах проходит в двух аудиториях.
Очень важен правильный подбор деталей для деловой игры. Детали
должны быть разные в количестве 15-16 шт. и в 2-х экземплярах. Хотя и
допустимы отклонения от размеров и формы. Детали также должны быть
небольшой
сложности,
имея
в
будущем
на
чертеже
не
более
трех
изображений.
Распределение внутри подгруппы деталей для эскизирования можно
доверить
руководителю
подгруппы,
проконтролировав
при
этом
преподавателем.
Желательно,
чтобы
обучающими
было
заранее
подготовлены
для
эскизирования бумагу в клетку (А4) с основной подписью, для экономии
времени.
После
выполнения
основной
части
деловой
игры,
при
проведении
которой
преподаватели
контролируют
проведение
игры,
приступают
к
экспертизе работ.
Для
этого
подгруппы
меняются
эскизами,
а
игроки
во
главе
с
руководителями подгрупп проводят экспертизу, выставляя баллы по ниже
приведенной схеме.
Данная схема выставления баллов раздается каждому игроку перед
началом
деловой
игры.
Каждый
игрок
имеет
свой
номер,
который
записывается в основной подписи работы и в карточке-схеме.
Эксперта зная карточка №
Выбор
главного
изображения
Количество
изображений,
правильность
изображений
Простанов
ка
размеров
Выбор
материала
Сумма баллов
3 балла
5 баллов
5 баллов
2 балла
15 баллов
Первая
строчка
в
карточке
для
выставления
баллов
игроками
при
экспертизе, вторая - для преподавателей при проведении защиты.
Защита заданий является главной, важной частью деловой игры. В
анализе
работ
одновременно
принимают
участие
два
преподавателя
со
своими
руководителями
подгрупп
и
с
двумя
игроками,
выполнившими
одинаковые
эскизы
деталей.
Каждый
преподаватель
работает
в
своей
аудитории.
Во
время
защиты
могут
возникнуть
спорные
моменты
но
выставленным
баллам,
тогда
руководитель
подгруппы
должен
доказать
правильность
выставленных
баллов
своим
игрокам
или
отстаивать,
наоборот,
неправильность
выставления
баллов
другой
стороной.
Преподаватель
может
обратиться
к
аудитории
игроков
для
разрешения
спорта,
вовлекая
их
к
участию
в
учебный
процесс.
И
только
после
разрешения спорного момента или моментов преподаватель выставляет
свои баллы в строку экспертной карточки.
Оценки по итогам деловой игры преподаватели объявляют в конце. За
15 баллов - «5», за 10-13 баллов - «4», за 7-8 баллов - «3». При оценивании
можно учитывать правильную и грамотную защиту заданий, а также за
правильное разрешение спорных моментов в размере 1 балла. При этом
необходимо оценивать работу руководителей подгрупп.
В конце деловой игры преподаватели проводят окончательные выводы с
разбором
типичных
ошибок,
а
акцентом
на
главные
моменты
темы
(определение
главного
изображения,
количества
изображений,
правильности изображений, простановки размеров). При этом должно быть
доброжелательное, уважительное отношение к работам обучающих.
Иногда
временной
рамки
не
хватает
провести
со
всеми
игроками
защиту заданий. В этом случае преподаватели по эскизам деталей (см.
прил.) и экспертизным карточкам перед следующими занятиями проводят
экспертизу и обязательно сообщают результаты на уроке.
ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «ДЕТАЛИРОВАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ОБЩИХ
ВИДОВ»
Цель игры. Приобретение навыков в выполнении чертежей деталей по
чертежам общих видов сборочных единиц.
В результате игры обучающий должен знать требования к чертежам
деталей, уметь определять конструкцию деталей, их взаимосвязь с другими
деталями, назначение детали в сборочной единице, приобрести навыки в
выполнении чертежей деталей.
Тип урока. Закрепить знания, умения, навыки.
Вид урока. Практическое занятие.
Средства
обучения:
плакаты
«Чертежи
деталей»,
«Простановка
размеров», «Обозначение материала».
Раздаточный
дидактический
материал:
чертежи
общих
видов
сборочных единиц (см. приложение).
Временная характеристика деловой игры
Орг. момент Выводи,
часть
Разминка
Выполн.
заданий
Экспертиз
а заданий
Защита
заданий
Обобщен,
занятий
Задание на
дом
3-5
8-10
15-20
40-45
25-30
40-45
15-20
2-3
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
мин.
ХОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Деловая игра по данной теме проводится аналогично игре по теме
«Чертежи деталей», рассмотренной выше. Группа делится на подгруппы,
где с каждой работает преподаватель. В каждой подгруппе назначается
руководитель из числа сильных игроков, в обязанности которого входят
консультации игроков по заданию, выбор материала для всех чертежей и в
дальнейшем участие в экспертизе и защите заданий.
Разминка
проводится
с
использованием
карт
программированного
контроля,
в
которых
поставлены
вопросы
по
чертежам
деталей,
чтобы
подготовить,
«разогреть»
игроков
к
основной
части
деловой
игры.
Преподаватели должны обобщить ответы , обратить внимание на главные
вопросы темы.
После
объяснений
правил
игры,
выдачи
заданий
и
экспертизных
карточек (см. прил.) игроки приступают к выполнению деталирования по
чертежам
общих
видов,
т.
е.
выполнение
эскизов
деталей.
В
задании
требуется
выполнить
изображения,
минимальные,
но
достаточные
для
понятия формы детали, проставить размеры, выбрать материал используя
справочную
литературу.
Раздаточный
материал
(см.
приложение)
должен
быть в двух экземплярах с назначением одинаковых деталей для выполнения
чертежей
и
распределения
между
подгруппами.
Детали
должны
быть
выбраны таким образом, чтобы имели не более 2-3 изображении на чертежах
деталей. Для выполнения работ используют бумагу в клетку, т. е. выполняют
эскизы деталей для экономии времени.
Ход игры, экспертиза и защита заданий, обобщение игры проводится
аналогично теме «Чертежи деталей».
При защите заданий рекомендуется задавать дополнительные вопросы
для определения глубины знаний обучающих, за ответы которых ставится
дополнительный балл.
Например: «Назначение данной детали в сборочной единице», «Виды
соединений данной детали с другими деталями», «Укажите сопрягаемые
размеры», «Можно ли привести другие изображения для определения формы
детали?», «Принцип работы сборочной единицы», «Назначение сборочной
единицы».
Обобщение
деловой
игры
должно
проходить
доброжелательно,
корректно
с
опубликованием
оценок
и
обязательным
акцентированием
внимания на узловые вопросы темы. К ним можно отнести определение
назначения сборочной единицы, принцип работы, назначение конкретной
детали, конструкция детали, что очень важно для освоения дисциплины
специального цикла, для курсовых и дипломных проектов, а также для
будущей специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Г.В. Чумаченко «Инженерная графика» - М,: Машиностроение, 2015.
328с.
Дополнительная литература:
2 .Авторский коллектив: Буланова-Топоркова Н.В., Духавнева А.В. и др.
«Педагогика и психология высшей школы». Ростов н/Д. 2002 г.
3. Сластенин B.JL, Исаев И.Ф. «Педагогика». -М.: 2002 г.
4. Журнал «Новые знания», № 3.1999 г.
5. Бардовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика». С.П. 2000 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Тема «Поверхности и тела»
1.
По двум проекциям геометрического тела построить третью проекцию.
2.
Построить остальные 2 проекции точек, принадлежащих геометрическому
телу.
Приложение А1
1.
По двум проекциям геометрического тела построить третью проекцию.
2.
Построить остальные 2 проекции точек, принадлежащих геометрическому
телу.
Приложение А2
1.
По двум проекциям геометрического тела построить третью проекцию.
2.
Построить остальные 2 проекции точек, принадлежащих геометрическому
телу.
Приложение А3
1.
По двум проекциям геометрического тела построить третью проекцию.
2.
Построить остальные 2 проекции точек, принадлежащих геометрическому
телу.
Приложение А4
1.
По двум проекциям геометрического тела построить третью проекцию.
2.
Построить остальные 2 проекции точек, принадлежащих геометрическому
телу.