Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Автор: Орешенкова Тамара Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 52
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК

СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Орешенкова Тамара Николаевна, учитель истории

гимназии № 52 г. Санкт-Петербурга

В гимназии 52 большое внимание уделяется проектно-исследовательской

деятельности учащихся. Многие годы в гимназии существует НОУ (науч-

ное общество учащихся). Целью его является выявление и поощрение

учащихся старших классов, обладающих индивидуальным отношением к

жизни, культуре, искусству и раскрывающих свои творческие способно-

сти в самостоятельной деятельности гуманитарной направленности. Ребя-

та в течение года разрабатывают индивидуальные или групповые проекты

по различным направлениям, пишут исследовательские работы, а в конце

года представляют их на конкурсах школьного, районного и даже между-

народного уровня. Участие в конкурсах позволяет развить у обучающихся

интерес к исследовательской деятельности и научной работе, подготовить

школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных

заведениях. Презентация работ помогает участникам конкурса научиться

грамотно излагать материал по данной теме, развивает мастерство владе-

ния ораторской речью, артистичность, логическую связанность изложе-

ния, аргументированность.

В качестве примера проектно-исследовательской деятельности учащихся

гимназии предлагаем один из проектов, руководителями которого явля-

лись Орешенкова Т.Н и Нечаева М.Ю.

Проект

«Санкт-Петербург. Финляндия. Диалог культур»

как способ реализации познавательного интереса учащихся

Идея проекта: воспитание толерантности, формирование коммуникативных на-

выков, воспитание учащихся в духе истинного петербуржца, уважающего

культуру и наследие своей малой Родины и ближайшего соседа - Финляндии.

Миссия:

Проект служит налаживанию межнациональных отношений, от

успешного решения которых в значительной мере зависит спокойствие и

благополучие людей, судьба страны.

Проект дает возможность строить мосты между культурами двух

стран, между детьми, преподавателями и другими людьми, которые в нем

участвуют

Изучение культуры страны Финляндии, имеющей с Россией общие

исторические корни.

Цель проекта:

Изучить культуры двух стран и воспитать уважение к культурному наследию

своей малой Родины (Санкт-Петербургу) и России. Через знакомство с тради-

циями, обрядами, национальными играми, фольклором, этномузыкой понять,

как изменились представления современных школьников о Добре и Зле, Сча-

стье и Любви, Ненависти и Зависти, Преданности и Верности. Выпуск сборни-

ка и мультимедийного диска по итогам работы над проектом для распростране-

ния опыта среди учителей Приморского района.

Задачи проекта:

Формирование у учащихся гимназии представлений о националь-

ной культуре Финляндии, ее древней истории, эпосе «Калевала», его геро-

ях.

Изучение участниками проекта содержания финского национально-

го эпоса «Калевала»

Организация художественно-творческой деятельности участников

проекта

Организация выставок детского творчества, посвященных сюжетам

и героям «Калевалы»

Организация межкультурного взаимодействия с отделом «Россий-

ского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея»,

Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ

им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуола-

ла.

Виды работ, основные (предполагаемые) результаты:

Для формирования ученика как компетентностной личности главное - практи-

ческая, социальная направленность всей проектной работы и встроенность в

нее основного и дополнительного образования по следующим направлениям:

a)

создание образовательных ситуаций проектов: проекты прикладного ха-

рактера (коллекции, макеты, схемы, пособия, дизайн – проекты и т.д.);

b)

проекты с исследовательскими и экспериментально – опытными компо-

нентами (ставится проблема, эксперимент, реферат);

c)

художественные проекты (работа с культурными текстами, творческие

конкурсы, выставки, сборники, альманахи, спектакли и т.д.);

Для учеников старших классов проектная деятельность становится способом

выражения своего отношения к изучаемым темам. Так появились следующие

монопроекты :

Финский национальный эпос «Калевала» в русском искусстве и в зару-

бежном искусстве

Финская национальная кухня

Спектакль на английском языке по сказке С. Топелиуса

Этносы карельского перешейка в гостях у «Калевалы»

Заочная экскурсия « Финны в Петербурге»

«Финны, известные всему миру»

«Волшебные камни карельского перешейка в эпосе Калевала»

Индивидуальные проекты и их защиты: « Современная финская литерату-

ра»

Конференция НОУ «Калевала», ее культурно-историческое и современное

значение.

Сильные стороны: проект позволяет

привлечь к деятельности учащихся младшей, средней и старшей

школы, учителей предметников, библиотеку и медиатеку, ресурсы вирту-

ального филиала Государственного Русского музея, ЦОР и другие интер-

нет-ресурсы, педагогов дополнительного образования

организовать межкультурные взаимодействия с отделом «Россий-

ского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея»,

Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ

им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуола-

ла.

распространить данный опыт для использования школами Санкт-

Петербурга и Финляндии

в перспективе наладить дружеские контакты между семьями и шко-

лами Санкт-Петербурга и Финляндии

свободное владение английским языком как средством международ-

ного общения позволяет налаживать коммуникативные связи.

Слабые стороны:

недостаточное владение финским языком;

скромные материальные резервы;

опасность подмены исследовательских работ реферативными и

превращения монопроектов в чисто иллюстративные.

Последовательность работы над проектом

Стадия

работы над

проектом

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Подготовка

Определение темы и

целей проекта, его ис-

ходного

положения.

Подбор рабочей груп-

пы

Обсуждают тему

проекта

с

учи-

телем и получа-

ют

при

необхо-

димости

допол-

нительную

ин-

формацию

Знакомит

со

смыс-

л ом

п р о е к т н о г о

подхода

и

мотиви-

рует учащихся. По-

могает в определе-

нии

цели

проекта.

Наблюдает за рабо-

той учеников.

Планирование

а)

Определение

ис-

точников

необходи-

мой информации.

б )

О п р е д е л е н и е

способов сбора и ана-

лиза информации.

в )

О п р е д е л е н и е

способа

представле-

ния результатов (фор-

мы проекта)

г) Установление про-

цедур

и

критериев

оценки

результатов

проекта.

д) Распределение за-

дач

(обязанностей)

между членами рабо-

чей группы

Формируют

за-

дачи

про е кт а .

Вырабатывают

план

действий.

Выбирают и об-

основывают

свои

критерии

успеха

проект-

ной

деятельно-

сти.

Предлагает

идеи,

высказывает

пред-

положения. Наблю-

дает за работой уча-

щихся.

Исследование

1.Сбор

и

уточнение

информации

(основ-

ные

инструменты:

интервью,

опросы,

наблюдения, экспери-

менты и т.п.)

2.Выявление («мозго-

вой штурм») и обсу-

ждение

альтернатив,

возникших в ходе вы-

Поэтапно

в ы-

полняют

задачи

проекта

Наблюдает,

совету-

ет, косвенно руково-

дит

деятельностью

учащихся

полнения проекта.

3.Выбор оптимально-

го

вариант а

ход а

проекта.

4.Поэтапное

выпол-

нение исследователь-

ских задач проекта

Выводы

Анализ

информации.

Формулирование

вы-

водов

Выполняют

ис-

следование и ра-

б о т а ю т

н а д

проектом,

ана-

лизируя

инфор-

мацию.

Оформ-

ляют проект

Наблюдает,

совету-

ет (по просьбе уча-

щихся)

Представление

(защита) проек-

та и оценка его

результатов

Подготовка

отчета

о

ход е

в ы п о л н е н и я

проекта с объяснени-

ем

полученных

ре-

зультатов (возможные

формы

отчета:

уст-

ный отчет, устный от-

чет с демонстрацией

материалов, письмен-

ный

отчет).

Анализ

выполнения

проекта,

д о с т и г н у т ы х

р е-

зультатов

(успехов

и

неудач) и причин это-

го

Представляют

проект, участву-

ют в его коллек-

тивном самоана-

лизе и оценке.

Слушает, задает це-

лесообразные

во-

просы в роли рядо-

вого участника. При

необходимости

направляет процесс

анализа. Оценивает

усилия

учащихся,

качество

от ч е т а ,

креативность, каче-

ство использования

источников,

потен-

циал

продолжения

проекта

Результаты работы над проектом:

возрастание интереса к предметам, формированию научного

мировоззрения учащихся;

расширение кругозора учащихся в предметных областях;

повышение творческой активности учащихся на уроке;

повышение качества образования;

вооружение учащихся универсальными способами учебной

деятельности, (это даёт импульс к саморазвитию, способно-

сти к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самоо-

ценке);

формирование социального опыта в труде и общении;

профессиональный рост учителей, расширение знаний в об-

ласти своего предмета и в педагогической науке;

предоставление возможностей лучше узнать учеников, рас-

крыть их потенциал, а также расширить контакты на профес-

сиональной основе с коллегами из других учебных заведений,

преподавателями институтов, родителями учащихся.