Автор: Орешенкова Тамара Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 52
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ КАК
СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
Орешенкова Тамара Николаевна, учитель истории
гимназии № 52 г. Санкт-Петербурга
В гимназии 52 большое внимание уделяется проектно-исследовательской
деятельности учащихся. Многие годы в гимназии существует НОУ (науч-
ное общество учащихся). Целью его является выявление и поощрение
учащихся старших классов, обладающих индивидуальным отношением к
жизни, культуре, искусству и раскрывающих свои творческие способно-
сти в самостоятельной деятельности гуманитарной направленности. Ребя-
та в течение года разрабатывают индивидуальные или групповые проекты
по различным направлениям, пишут исследовательские работы, а в конце
года представляют их на конкурсах школьного, районного и даже между-
народного уровня. Участие в конкурсах позволяет развить у обучающихся
интерес к исследовательской деятельности и научной работе, подготовить
школьников к научно-исследовательской деятельности в высших учебных
заведениях. Презентация работ помогает участникам конкурса научиться
грамотно излагать материал по данной теме, развивает мастерство владе-
ния ораторской речью, артистичность, логическую связанность изложе-
ния, аргументированность.
В качестве примера проектно-исследовательской деятельности учащихся
гимназии предлагаем один из проектов, руководителями которого явля-
лись Орешенкова Т.Н и Нечаева М.Ю.
Проект
«Санкт-Петербург. Финляндия. Диалог культур»
как способ реализации познавательного интереса учащихся
Идея проекта: воспитание толерантности, формирование коммуникативных на-
выков, воспитание учащихся в духе истинного петербуржца, уважающего
культуру и наследие своей малой Родины и ближайшего соседа - Финляндии.
Миссия:
Проект служит налаживанию межнациональных отношений, от
успешного решения которых в значительной мере зависит спокойствие и
благополучие людей, судьба страны.
Проект дает возможность строить мосты между культурами двух
стран, между детьми, преподавателями и другими людьми, которые в нем
участвуют
Изучение культуры страны Финляндии, имеющей с Россией общие
исторические корни.
Цель проекта:
Изучить культуры двух стран и воспитать уважение к культурному наследию
своей малой Родины (Санкт-Петербургу) и России. Через знакомство с тради-
циями, обрядами, национальными играми, фольклором, этномузыкой понять,
как изменились представления современных школьников о Добре и Зле, Сча-
стье и Любви, Ненависти и Зависти, Преданности и Верности. Выпуск сборни-
ка и мультимедийного диска по итогам работы над проектом для распростране-
ния опыта среди учителей Приморского района.
Задачи проекта:
Формирование у учащихся гимназии представлений о националь-
ной культуре Финляндии, ее древней истории, эпосе «Калевала», его геро-
ях.
Изучение участниками проекта содержания финского национально-
го эпоса «Калевала»
Организация художественно-творческой деятельности участников
проекта
Организация выставок детского творчества, посвященных сюжетам
и героям «Калевалы»
Организация межкультурного взаимодействия с отделом «Россий-
ского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея»,
Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ
им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуола-
ла.
Виды работ, основные (предполагаемые) результаты:
Для формирования ученика как компетентностной личности главное - практи-
ческая, социальная направленность всей проектной работы и встроенность в
нее основного и дополнительного образования по следующим направлениям:
a)
создание образовательных ситуаций проектов: проекты прикладного ха-
рактера (коллекции, макеты, схемы, пособия, дизайн – проекты и т.д.);
b)
проекты с исследовательскими и экспериментально – опытными компо-
нентами (ставится проблема, эксперимент, реферат);
c)
художественные проекты (работа с культурными текстами, творческие
конкурсы, выставки, сборники, альманахи, спектакли и т.д.);
Для учеников старших классов проектная деятельность становится способом
выражения своего отношения к изучаемым темам. Так появились следующие
монопроекты :
•
Финский национальный эпос «Калевала» в русском искусстве и в зару-
бежном искусстве
•
Финская национальная кухня
•
Спектакль на английском языке по сказке С. Топелиуса
•
Этносы карельского перешейка в гостях у «Калевалы»
•
Заочная экскурсия « Финны в Петербурге»
•
«Финны, известные всему миру»
•
«Волшебные камни карельского перешейка в эпосе Калевала»
•
Индивидуальные проекты и их защиты: « Современная финская литерату-
ра»
•
Конференция НОУ «Калевала», ее культурно-историческое и современное
значение.
Сильные стороны: проект позволяет
привлечь к деятельности учащихся младшей, средней и старшей
школы, учителей предметников, библиотеку и медиатеку, ресурсы вирту-
ального филиала Государственного Русского музея, ЦОР и другие интер-
нет-ресурсы, педагогов дополнительного образования
организовать межкультурные взаимодействия с отделом «Россий-
ского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея»,
Музеем Этнографии, с кафедрой Межкультурных коммуникация РГПУ
им. А.И. Герцена, с управлением образования г. Турку, со школой Пуола-
ла.
распространить данный опыт для использования школами Санкт-
Петербурга и Финляндии
в перспективе наладить дружеские контакты между семьями и шко-
лами Санкт-Петербурга и Финляндии
свободное владение английским языком как средством международ-
ного общения позволяет налаживать коммуникативные связи.
Слабые стороны:
недостаточное владение финским языком;
скромные материальные резервы;
опасность подмены исследовательских работ реферативными и
превращения монопроектов в чисто иллюстративные.
Последовательность работы над проектом
Стадия
работы над
проектом
Содержание работы
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Подготовка
Определение темы и
целей проекта, его ис-
ходного
положения.
Подбор рабочей груп-
пы
Обсуждают тему
проекта
с
учи-
телем и получа-
ют
при
необхо-
димости
допол-
нительную
ин-
формацию
Знакомит
со
смыс-
л ом
п р о е к т н о г о
подхода
и
мотиви-
рует учащихся. По-
могает в определе-
нии
цели
проекта.
Наблюдает за рабо-
той учеников.
Планирование
а)
Определение
ис-
точников
необходи-
мой информации.
б )
О п р е д е л е н и е
способов сбора и ана-
лиза информации.
в )
О п р е д е л е н и е
способа
представле-
ния результатов (фор-
мы проекта)
г) Установление про-
цедур
и
критериев
оценки
результатов
проекта.
д) Распределение за-
дач
(обязанностей)
между членами рабо-
чей группы
Формируют
за-
дачи
про е кт а .
Вырабатывают
план
действий.
Выбирают и об-
основывают
свои
критерии
успеха
проект-
ной
деятельно-
сти.
Предлагает
идеи,
высказывает
пред-
положения. Наблю-
дает за работой уча-
щихся.
Исследование
1.Сбор
и
уточнение
информации
(основ-
ные
инструменты:
интервью,
опросы,
наблюдения, экспери-
менты и т.п.)
2.Выявление («мозго-
вой штурм») и обсу-
ждение
альтернатив,
возникших в ходе вы-
Поэтапно
в ы-
полняют
задачи
проекта
Наблюдает,
совету-
ет, косвенно руково-
дит
деятельностью
учащихся
полнения проекта.
3.Выбор оптимально-
го
вариант а
ход а
проекта.
4.Поэтапное
выпол-
нение исследователь-
ских задач проекта
Выводы
Анализ
информации.
Формулирование
вы-
водов
Выполняют
ис-
следование и ра-
б о т а ю т
н а д
проектом,
ана-
лизируя
инфор-
мацию.
Оформ-
ляют проект
Наблюдает,
совету-
ет (по просьбе уча-
щихся)
Представление
(защита) проек-
та и оценка его
результатов
Подготовка
отчета
о
ход е
в ы п о л н е н и я
проекта с объяснени-
ем
полученных
ре-
зультатов (возможные
формы
отчета:
уст-
ный отчет, устный от-
чет с демонстрацией
материалов, письмен-
ный
отчет).
Анализ
выполнения
проекта,
д о с т и г н у т ы х
р е-
зультатов
(успехов
и
неудач) и причин это-
го
Представляют
проект, участву-
ют в его коллек-
тивном самоана-
лизе и оценке.
Слушает, задает це-
лесообразные
во-
просы в роли рядо-
вого участника. При
необходимости
направляет процесс
анализа. Оценивает
усилия
учащихся,
качество
от ч е т а ,
креативность, каче-
ство использования
источников,
потен-
циал
продолжения
проекта
Результаты работы над проектом:
возрастание интереса к предметам, формированию научного
мировоззрения учащихся;
расширение кругозора учащихся в предметных областях;
повышение творческой активности учащихся на уроке;
повышение качества образования;
вооружение учащихся универсальными способами учебной
деятельности, (это даёт импульс к саморазвитию, способно-
сти к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самоо-
ценке);
формирование социального опыта в труде и общении;
профессиональный рост учителей, расширение знаний в об-
ласти своего предмета и в педагогической науке;
предоставление возможностей лучше узнать учеников, рас-
крыть их потенциал, а также расширить контакты на профес-
сиональной основе с коллегами из других учебных заведений,
преподавателями институтов, родителями учащихся.