Напоминание

"Отряд Хищные"

Автор: Фомина Евгения Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: с. Балахоновское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Отряд Хищные"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок биологии в 7 классе

Тема урока:

Класс Млекопитающие

Отряд Хищные

.
Цель: выделить признаки, характерные для отряда Хищные , расширить знания о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности хищников к их образу жизни Задачи урока: Образовательная: развивать умение работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, показать значение их в природе и практическую роль для человека. Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать:  главные признаки отряда хищных;  признаки семейств отряда;  характерных представителей отряда хищных и представителей семейств данного вида. ; Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения; Оборудование: компьютер, проектор, скелет кошки, информационные карточки-фотографии представителей отряда Хищные Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний. Образовательная технология: группового обучения. Используемые методы: словесный, наглядный, практический, эвристический Форма работы: групповая УМК: Авторы программы В.В. Пасечник и др. Автор книги: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Содержание и ход урока: I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке! Прозвенел звонок, а это значит, что мы готовы к новым открытиям. II. Актуализация опорных знаний Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть на доске фотографии животных и выполните задание по систематике, написанное на доске: Тип …… (Хордовые) Подтип…… (Позвоночные, или Черепные) Класс…… (Млекопитающие) Учитель: Перечислите специфические признаки млекопитающих животных. Ответы учащихся……. Учитель: К каким отрядам относятся представители класса Млекопитающие, изображённые на фотографиях?
Ответы учащихся……. III. Изучение нового материала Учитель: на ваших партах находятся фотографии животных, которые относятся к классу Млекопитающие, отряд Хищные. Учитель: Давайте в начале, работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 175-176, познакомимся с общей характеристикой отряда Хищные и постараемся сформулировать вопросы к тексту. Ответы учащихся: 1. Сколько современных хищных млекопитающих известно? 2. Какое тело они имеют? 3. Почему они быстро бегают? 4. Каковы особенности зубного аппарата хищных? 5. Где распространены хищные? 6. В каких условиях живут хищные? 7. Сколько семейств объединяет отряд Хищные? Учитель: выполните в рабочей тетради на стр. 88 задание 31. Почему отряд получил название Хищные?
Ответы учащихся…… Учитель для расширения знаний о видовом многообразии отряда Хищные организует работу учащихся в парах. Каждая пара получает карточку с изображённым представителем семейства отряда Хищные, в
карточке имеется информация об особенностях внешнего строения, размножения, продолжительности жизни, о поведении, а также об отношениях этого вида с человеком. В результате самостоятельной работы с карточкой учащиеся развивают умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, делать выводы, показывать значение их в природе и практическую роль для человека. Учащиеся, работая в паре, выдвигают идеи по решению предложенной задачи. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Работа в паре обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в паре позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением товарища, научиться корректировать свою работу осознать преимущества совместного творчества.

По результатам работы в паре ученики готовят выступление и прикрепляют фотографию изученного вида на доску в соответствующую систематическую группу.
По ходу изучения нового материала учащиеся заполняют в рабочих тетрадях таблицу №4.
Название семейства Характерные признаки Примеры животных Физкультминутка. Выполнение зарядки для глаз, для рук (компьютер). Примерный план выступления каждой пары: 1 пара (по результатам работы с карточками «Семейство Медвежьи»): Белый медведь. 1. Область распространения, размеры. Особенности размножения. 2. Пища и охота . 3. Белый медведь и человек.
2 пар ( по результатам работы с карточками «Семейство Медвежьи»): Очковый медведь. 1. Область распространения, размеры. Особенности размножения. 2. Почему очковый медведь получил такое название? 3. Пища и охота. 4. Очковый медведь и человек.
Учитель в ходе выступления учащихся задает вопросы, уточняя неупомянутые факты. Вопросы также могут быть заданы и другими учениками. Примерные вопросы: - Сколько детёнышей рождается у самки очкового медведя? - Каковы особенности поведения очкового медведя? Если участники группы не знают ответа на вопросы, учитель предлагает прочитать информацию в карточке. Учащиеся осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить на вопросы, возвращаясь к чтению дополнительной информации, написанной в карточке. Закрепляют и применяют полученные знания.
IV. Закрепление и применение новых знаний Учащиеся должны назвать данного представителя, к какому семейству относится это животное, признаки семейства. Демонстрация видеосюжетов «Рысь», «Волк», «Бурый медведь», «Куница», «Лев». Почему численность этих животных сокращается? Ответы учащихся… Учитель: в своих выступлениях вы, ребята, затрагивали вопросы отношения человека и животных, и поэтому наш урок я хочу закончить, прочитав очень сильное стихотворение, которое заставит нас задуматься о нашем отношении к животным! Волчья месть Удачная на днях была охота, Легко нашел я логово волков. Волчицу сразу пристрелил я дробью, Загрыз мой пес, двоих ее щенков. Уж хвастался жене своей добычей, Как вдалеке раздался волчий вой, Но в этот раз какой-то необычный. Он был пропитан,горем и тоской. А утром следующего дня, Хоть я и сплю довольно крепко, У дома грохот разбудил меня, Я выбежал в чем был за дверку. Картина дикая моим глазам предстала:- У дома моего, стоял огромный волк. Пес на цепи, и цепь не доставала, Да и ,наверное, он бы помочь не смог. А рядом с ним, стояла моя дочь, И весело его хвостом играла. Ничем не мог я в этот миг помочь, А, что в опасности, - она не понимала...
Мы встретились с волком глазами. "Глава семьи той",сразу понял я, И только прошептал губами: "Не трогай дочь, убей лучше меня." Глаза мои наполнились слезами, И дочь с вопросом: "Папа, что с тобой?" Оставив волчий хвост,тотчас же подбежала, Прижал ее к себе одной рукой. А волк ушел, оставив нас в покое. И не принес вреда ни дочери, ни мне, За причиненные ему мной боль и горе, За смерть его волчицы и детей. Он отомстил. Но отомстил без крови. Он показал, что он сильней людей. Он передал, свое мне чувство боли. И дал понять,что я убил ДЕТЕЙ. Учитель: Спасибо всем за активную работу. Запишите домашнее задание.
V. Домашнее задание . §55 «Отряд хищные». Приготовить сообщения о представителях отряда хищных. Достигнутые результаты:  Повышение интереса учащихся.  Повышение творческой активности учащихся
 Повышение успеваемости и многочисленные призовые места на всероссийских и международных предметных олимпиадах.