Напоминание

"Хореографическое искусство – ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА"

Автор: Шарова Анна Петровна
Должность: преподаватель по хореографии
Учебное заведение: Пестовская ДШИ
Населённый пункт: Новгородская область, г. Пестово
Наименование материала: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Тема: "Хореографическое искусство – ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Пестовская детская школа искусств»

Рассмотрено

на педагогическом совете ДШИ

(протокол № 1 от г.)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

______________Ю. Н. Волохова

«__» августа_ 2018 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Хореографическое искусство – ПАРТЕРНАЯ

ГИМНАСТИКА»

(адаптированная

)

Автор программы:

Шарова А. П.

Возраст обучающихся:7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Преподаватель дополнительного образования:

Шарова Анна Петровна.

г. Пестово Новгородской области

Год разработки 2018

Пояснительная записка

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в учебном процессе.

Программа учебного предмета «Партерная гимнастика» разработана с учетом

новых

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

общеразвивающей

общеобразовательной

программе

в

области

хореографического

искусства

«Хореографическое

творчество».

Программа

разработана на основе

Рекомендаций,

разработанных

в части

21 статьи 83

Федерального

закона

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

с

учетом

лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей

детей

и

родителей

(законных

представителей).

Программа по

предмету

«Партерная гимнастика» способствует эстетическому воспитанию граждан,

привлечению

наибольшего

количества

детей

к

художественному

образованию

(часть 1 статьи 83)

٭

1 . Программа имеет ознакомительный уровень.

Основное

достоинство

партерной

гимнастики,

как

средства

физического

воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим

разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно

положительно

воздействовать

на

организм

ребенка,

способствовать

развитию

двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.

Цель

учебного

предмета

развить

природные

физические

данные

учащихся,

сформировать

у

них

основные

двигательные

качества

и

навыки,

необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.

Основные задачи:

укрепление

и

развитие

силы

мышц,

эластичности

связок,

гибкости

позвоночника,

подвижности

суставов,

выносливости,

координации

работы

опорно-двигательного аппарата учащегося;

— формирование навыков культуры движений;

развитие

познавательных

процессов

(внимания,

восприятия,

памяти,

воображения, мышления), чувства коллективизма;

— воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.

Для успешных занятий хореографическим искусством, учащимся детской

школы

искусств

необходима

общая

физическая

подготовленность:

высокий

уровень

прочности

опорно-двигательного

аппарата,

его

мышечной

и

костно-

суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между

собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того,

чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным.

Данную проблему помогает решить учебный предмет«Партерная гимнастика».

Партерная

гимнастика

(фр.

«parterre»

по

земле)

выполнение

упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и

спине, на боку, из различных упоров.

Занятия

по

учебному

предмету

«Партерная

гимнастика»

способствуют

развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность,

подъем

стопы,

ширина,

высота

и

легкость

шага,

гибкость,

координация,

выносливость,

ловкость,

быстрота,

которые

составляют

так

называемую

профессиональную пригодность. Они развивают чувство ритма и музыкальность,

артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память,

помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и

навыков,

необходимых

для

успешного

освоения

классического,

народно-

сценического, историко-бытового и современного танца.

2.

Срок

реализации

программы учебного

предмета

составляет

1

год

обучения.

3. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 лет

4. Объем учебного времени.

Таблица 1

Кол-во

ч а с о в

в

неделю

Продолжительн

ость занятия

Кол-во

н е д е л ь

в

год

Всего

часов в год

1

Г о д

обучения

1

1.ч

(40мин)

36

36

5.

Форма

проведения

занятий:

мелкогрупповая

(от

2

до

12человек),

рекомендуемая продолжительность занятий – 40 минут

6. Методы обучения.

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

используются

следующие методы обучения:

Методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный,

практический);

Метод

стимулирования

и

мотивации

(формирование

интереса

ребенка);

Метод активного обучения (формирование творческих способностей

ребенка);

Репродуктивный

метод

(неоднократное

воспроизведение

полученных знаний, умений и навыков);

Эвристический

метод

(нахождение

оптимальных

вариантов

исполнения

7.Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

соответствует

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Важным условием выполнения учебной программы

достаточный уровень

материально-технического

обеспечения,

который

будет

благотворно

влиять

на

успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:

• наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными

станками, фортепиано;

• качественное освещение в дневное и вечернее время;

• музыкальная аппаратура, аудиозаписи;

• специальная форма и обувь для занятий;

• специальные коврики для занятий;

• наличие оборудованной костюмерной и раздевалки для занятий

Учебно-тематический план программы по учебному предмету

«Партерная гимнастика»

Таблица 2

№п/п

Наименование раздела, темы

учебная

нагрузка

1

Упражнения для стоп

4

2

Упражнения на выворотность

4

3

Упражнения на гибкость в перед

6

4

Развитие гибкости назад

6

5

Силовые упражнения для мышц живота

3

6

Силовые упражнения для мышц спины

3

7

Упражнения на развитие шага

5

8

Прыжки

5

36

Содержание учебного предмета

«Партерная гимнастика»

1.Упражнения для стоп.

1)Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах.

2)Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.

3)Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI

позиции,

сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы

мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по

Iпозиции.

4)Releve на полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине зала; в) с

одновременным подъемом колена (лицом к станку).

5)Из

положения

сидя

на

пятках,

подняться

на

пальцы

(подъем

должен

«вывалиться»), перейти на полупальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в

обратном порядке и вернуться в исходное положение.

6)Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение - сидя на подъем, руки

опираются около стоп.

7)Лицом к станку: из I позиции поставить правую ногу на «полупальцы» (колено

находится в выворотном положении), перевести ногу «на пальцы» и вернуть ногу

в исходную позицию.

2.Упражнения на выворотность.

1)Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I.

2)«Лягушка»: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе; г) сидя на полу, руки

продеть с внутренне стороны голени и, сцепив кисти в «замок», подтянуть стопы к

себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д)

«Лягушка» с наклоном вперед.

3)Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки

стоп руками так, чтобы они сохранили I позицию, и выпрямит ноги вперед.

4)Лежа на спине, подъем ног на 90º по I позиции с одновременным

сокращением и вытягиванием стоп.

3.Упражнения на гибкость вперед.

1)«Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.

2)«Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди,

стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в

стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и

ноги вытягиваются.

3)Из положения – упор присев (присед колени вместе, руки опираются около

носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых носках с

опорой руками около них, тело согнуто в тазобедренных суставах).

4)В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны колен с

одновременным наклоном туловища.

5)Спиной к станку: «кошечка», т.е. последовательный волнообразный прогиб

из положения «стоя» в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев

позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.

4.Развитие гибкости назад.

1) Лежа на животе, port de bras назад одновременно ноги согнуть в коленях,

носками коснуться головы.

2) «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы.

Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки

находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).

3) «Мост» Стоя на коленях: в положении лежа на животе, взяться руками за стопы.

Сильно

прогнуться,

подняв

бедра

и

туловище

вверх

(следить,

чтобы

руки

находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).

4)

Из

положения

«стоя»

опуститься

на

«мостик»

и

вернуться

в

исходное

положение.

5.Силовые упражнения ля мышц живота.

1) Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить в стороны.

2) «Уголок»: а) из положения – сидя, колени подтянуть к груди; б) из

положения – лежа.

3) Стойка на лопатках с поддержкой подспину.

4) Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º. Опустить ноги до пола,

развести в стороны и через rond собрать в I позицию.

6. Силовые упражнения для мышц спины.

1) Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону,

ноги в выворотном положении).

2) Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в

выворотном положении, голова на руках).

3) «Самолет». Из положения – лежа на животе, одновременное подъем и

опускание ног и туловища.

4) «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.

5) Отжимание от пола (упражнения для мальчиков за счет упражнения No4).

6) «Обезьянка». Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклоняться вперед,

поставить ладони на пол перед стопами, поочередно переступая руками в перед,

принять

положение

упор,

лежа

на

животе.

Затем,

движение

проделать

в

обратном порядке до исходного положения.

7) Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловща (руки в III

позиции). Партнер придерживает за колени.

7. Упражнения на развитие шага.

1)Лежа на полу,battments releve lent на 90º по I позиции во всех направлениях.

2) Лежа на полу, grand battement jete по I позиции во всех направлениях

3) Лежа на спине battemebts releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно

развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в I позицию вверх.

4) Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

5)

Сидя

на

прямом

«полушпагате»,

повернуть

туловище

вправо,

и с

максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу, правая рука

отведена за спину.

6)

Сидя

на

прямом

«полушпагате»,

наклонить

туловище

боком

вправо,

и

с

максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу, правая рука

на левом бедре.

7) Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и

выпрямить ногу вперед.

8) Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и

выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.

9) Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь

вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в

«лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке.

10)

Лежа

на

боку,

battementтdeveloppe

правой

ногой,

с

сокращенной

стопой.

Захватить ее: а) правой рукой; б) назад.

11) Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги:

а)вперед; б) в сторону; в) назад.

8. Прыжки.

1) Temps saute поVI и Iпозициям.

2) Подскоки на месте и с продвижением.

3) Перескоки на месте, с ноги на ногу.

4)«Пингвинчики». Прыжки по I позиции с сокращенными стопами.

5)Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.

6) Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.

7) «Козлик». Выполняется pas assamble, подбивной прыжок.

8) Прыжок в шпагат.

9) Подбивной прыжок в «кольцо» одной ногой.

10) Прыжок в «лягушку» со сменой ног.

Требования к уровню подготовки

учащихся

В результате изучения учебного предмета учащийся должен:

знать:

— упражнения для разминки и их предназначение;

— комплексы упражнений партерной гимнастики и их значение в подготовке

учащихся к классическому и народно-сценическому танцам;

— основы релаксации;

уметь:

— выполнять комплексы упражнений;

владеть навыками:

— осознанного выполнения комплексов упражнений;

— мышечного самоконтроля во время исполнения движений;

— расслабления.

Формы и методы контроля.

Система оценки.

Оценка

качества

освоения

учебного

предмета

"партерная

гимнастика"

включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию

обучающегося

в

конце

каждого

учебного

года

обучения.

В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости

могут

использоваться

контрольные

уроки,

опросы, просмотры.

Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная

аттестация

проводится

в

форме

контрольных

уроков.

Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров.

Контрольные

уроки

в

рамках

промежуточной

аттестации

проводятся

на

завершающих

полугодие

учебных

занятиях

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет.

По

завершении

изучения

предмета

"партерная

гимнастика"

по

итогам

промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится

в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Содержание

промежуточной

аттестации

и

условия

ее

проведения

разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.

Критерии оценок

Образовательным

учреждением

разрабатываются

критерии

оценок

промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые

включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,

умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются

образовательным учреждением самостоятельно.

По

итогам

показа

на

контрольном

уроке

выставляется

оценка

по

пятибалльной шкале:

Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале

Оценка

«5»

(отлично)

-

Учащийся

осознанно

и

свободно

владеет

содержанием

комплексов

упражнений.

Упражнения

исполняет

уверенно,

без

ошибок.

Свободно

владеет

пластикой

тела,

демонстрирует

физическую

готовность

опорно-двигательного

аппарата

к

дальнейшему

обучению,

прослеживается

наличие

действий

творческого

характера

при

выполнении

заданий.

Учащийся

проявляет

целеустремленность,

ответственно сть,

познавательную активность, творческое отношение к занятиям.

Оценка «4» (хорошо) - Учащийся понимает и свободно владеет содержанием

комплексов упражнений и выполняет их по заданному учителем образцу без

ошибок.

Владеет

пластикой

тела,

в

достаточной

степени

демонстрирует

развитость

опорно-двигательного

аппарата.

Учащийся

проявляет

старание

и

интерес к занятиям.

Оценка «3» (удовлетворительно) - Учащийся знает содержание комплексов

упражнений,

выполняет

их

неуверенно

по

заданному

учителем

образцу

с

существенными

ошибками.

Демонстрирует

развитость

опорно-двигательного

аппарата,

но

недостаточно

владеет

пластикой

тела.

Интерес

к

занятиям

и

определенное старание не стабильны.

Оценка

«2»

(неудовлетворительно)

-

учащийся

не

знает

содержание

комплексов упражнений, выполняет их неуверенно, с существенными ошибками.

Демонстрирует

зажатость,

неразвитость

опорно-двигательного

аппарата,

недостаточно владеет пластикой тела.

Методические рекомендации

Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает

разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между

собой.

Разминка

предназначена

для

включения

в

работу

в

динамичном

режиме

опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания.

Разминочные

упражнения

представляют

собой

разнообразные

виды

ходьбы,

дыхательные

и

общеразвивающие

упражнения,

упражнения

на

напряжение

и

расслабление различных групп мышц тела.

Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching —

растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и

включения в работу различных групп мышц.

При

составлении

комплексов

упражнений

учителю

следует

учитывать

возрастные

и

физиологические

особенности

учащихся,

их

двигательные

и

координационные

способности,

а

также

руководствоваться

следующими

рекомендациями:

-тщательный подбор исходных положений для упражнений;

-всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение

— расслабление, растягивание — силовая нагрузка;

-растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно

быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;

-использование

упражнения

на

все

группы

мышц,

с

преимущественной

нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5

раз);

-выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;

-использование малой амплитуды движений для увеличения

интенсивности воздействия упражнений;

-

контроль

напряжения

мышц

с

фиксированием

положений

рук,

ног,

туловища, головы;

- контроль за дыханием на протяжении всего занятия;

- использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией

позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;

- контроль за утомляемостью учащихся;

- исключение физических упражнений в период острых заболеваний;

Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть

последовательность и систематичность; от простого - к сложному.

Релаксация

обучение

расслаблению,

которое

необходимо

для

снятия

физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса.

Музыка на занятиях по учебному предмету «Партерная гимнастика» должна

соответствовать заданию учителя, сопровождать и дополнять его объяснение и

показ,

поддерживать

эмоциональный

настрой

урока,

помогать

справляться

с

темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.

Список рекомендованной учебно-методической литературы

1.Вихрева, Н.А. Экзерсис на полу [Текст] / Н.А. Вихрева, –М., 2004.

2.ВолановаА.Л.

Основы

классического

танца[Текст]:

учебник

для

студентов вузов / А.Л.Воланова. –М.: Высш. шк., 2000.

3.Годик, М.А. Стретчинг [Текст] / М.А. Годик, А.М.Бирамидзе, Т.Г.

Киселева –М.: Советский спорт, 1991.

4.Звездочкин В.А. Классический танец[Текст]: учебник для студентов вузов. /

В.А.Звездочкин. –М.:, 1987 ВЛАДОС.

5.Костровицкая В. Школа классического танца [Текст] / В.Костровицкая,

Писарев А. –М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002.

6.Кряж,

В.Н.

Гимнастика.

Ритм.

Пластика

[Текст]

/

В.Н.

Кряж,

Э.В.Ветошкина, Н.А. Боровская–Минск: Полымя, 1987.

7.Мессерер

А.

Уроки

классического

танца

[Текст]

/

А.Мессер.

//

Школапсихолога: прил. к газ. «Первое сент.» -2006. -No 10. –С. 18-22.

8.Самсонова, П.А. Пилатес –управление телом [Текст]: перевод с англ. –2005.

9.ТарасовВ.В. Классический танец. Школа мужского исполнительства[Текст]

/ В.В.Тарасов –М.: Ростов н/Д: Март, 2005.

10.Тоббас, М. Растягивайся и расслабляйся [Текст] / М. Тоббас, М.Стюарт. –

1994