Автор: Шарова Анна Петровна
Должность: преподаватель по хореографии
Учебное заведение: Пестовская ДШИ
Населённый пункт: Новгородская область, г. Пестово
Наименование материала: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Тема: "Хореографическое искусство – ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА"
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Пестовская детская школа искусств»
Рассмотрено
на педагогическом совете ДШИ
(протокол № 1 от г.)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
______________Ю. Н. Волохова
«__» августа_ 2018 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Хореографическое искусство – ПАРТЕРНАЯ
ГИМНАСТИКА»
(адаптированная
)
Автор программы:
Шарова А. П.
Возраст обучающихся:7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Преподаватель дополнительного образования:
Шарова Анна Петровна.
г. Пестово Новгородской области
Год разработки 2018
Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в учебном процессе.
Программа учебного предмета «Партерная гимнастика» разработана с учетом
новых
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной
программе
в
области
хореографического
искусства
«Хореографическое
творчество».
Программа
разработана на основе
Рекомендаций,
разработанных
в части
21 статьи 83
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
с
учетом
лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей
детей
и
родителей
(законных
представителей).
Программа по
предмету
«Партерная гимнастика» способствует эстетическому воспитанию граждан,
привлечению
наибольшего
количества
детей
к
художественному
образованию
(часть 1 статьи 83)
٭
1 . Программа имеет ознакомительный уровень.
Основное
достоинство
партерной
гимнастики,
как
средства
физического
воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим
разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно
положительно
воздействовать
на
организм
ребенка,
способствовать
развитию
двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Цель
учебного
предмета
–
развить
природные
физические
данные
учащихся,
сформировать
у
них
основные
двигательные
качества
и
навыки,
необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Основные задачи:
—
укрепление
и
развитие
силы
мышц,
эластичности
связок,
гибкости
позвоночника,
подвижности
суставов,
выносливости,
координации
работы
опорно-двигательного аппарата учащегося;
— формирование навыков культуры движений;
—
развитие
познавательных
процессов
(внимания,
восприятия,
памяти,
воображения, мышления), чувства коллективизма;
— воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.
Для успешных занятий хореографическим искусством, учащимся детской
школы
искусств
необходима
общая
физическая
подготовленность:
высокий
уровень
прочности
опорно-двигательного
аппарата,
его
мышечной
и
костно-
суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между
собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того,
чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным.
Данную проблему помогает решить учебный предмет«Партерная гимнастика».
Партерная
гимнастика
(фр.
«parterre»
—
по
земле)
—
выполнение
упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и
спине, на боку, из различных упоров.
Занятия
по
учебному
предмету
«Партерная
гимнастика»
способствуют
развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность,
подъем
стопы,
ширина,
высота
и
легкость
шага,
гибкость,
координация,
выносливость,
ловкость,
быстрота,
которые
составляют
так
называемую
профессиональную пригодность. Они развивают чувство ритма и музыкальность,
артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память,
помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и
навыков,
необходимых
для
успешного
освоения
классического,
народно-
сценического, историко-бытового и современного танца.
2.
Срок
реализации
программы учебного
предмета
составляет
1
год
обучения.
3. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 лет
4. Объем учебного времени.
Таблица 1
Кол-во
ч а с о в
в
неделю
Продолжительн
ость занятия
Кол-во
н е д е л ь
в
год
Всего
часов в год
1
Г о д
обучения
1
1.ч
(40мин)
36
36
5.
Форма
проведения
занятий:
мелкогрупповая
(от
2
до
12человек),
рекомендуемая продолжительность занятий – 40 минут
6. Методы обучения.
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
используются
следующие методы обучения:
Методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный,
практический);
Метод
стимулирования
и
мотивации
(формирование
интереса
ребенка);
Метод активного обучения (формирование творческих способностей
ребенка);
Репродуктивный
метод
(неоднократное
воспроизведение
полученных знаний, умений и навыков);
Эвристический
метод
(нахождение
оптимальных
вариантов
исполнения
7.Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного
предмета
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Важным условием выполнения учебной программы
достаточный уровень
материально-технического
обеспечения,
который
будет
благотворно
влиять
на
успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:
• наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками, фортепиано;
• качественное освещение в дневное и вечернее время;
• музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
• специальная форма и обувь для занятий;
• специальные коврики для занятий;
• наличие оборудованной костюмерной и раздевалки для занятий
Учебно-тематический план программы по учебному предмету
«Партерная гимнастика»
Таблица 2
№п/п
Наименование раздела, темы
учебная
нагрузка
1
Упражнения для стоп
4
2
Упражнения на выворотность
4
3
Упражнения на гибкость в перед
6
4
Развитие гибкости назад
6
5
Силовые упражнения для мышц живота
3
6
Силовые упражнения для мышц спины
3
7
Упражнения на развитие шага
5
8
Прыжки
5
36
Содержание учебного предмета
«Партерная гимнастика»
1.Упражнения для стоп.
1)Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах.
2)Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
3)Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI
позиции,
сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы
мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по
Iпозиции.
4)Releve на полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине зала; в) с
одновременным подъемом колена (лицом к станку).
5)Из
положения
–
сидя
на
пятках,
подняться
на
пальцы
(подъем
должен
«вывалиться»), перейти на полупальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в
обратном порядке и вернуться в исходное положение.
6)Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение - сидя на подъем, руки
опираются около стоп.
7)Лицом к станку: из I позиции поставить правую ногу на «полупальцы» (колено
находится в выворотном положении), перевести ногу «на пальцы» и вернуть ногу
в исходную позицию.
2.Упражнения на выворотность.
1)Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I.
2)«Лягушка»: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе; г) сидя на полу, руки
продеть с внутренне стороны голени и, сцепив кисти в «замок», подтянуть стопы к
себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д)
«Лягушка» с наклоном вперед.
3)Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки
стоп руками так, чтобы они сохранили I позицию, и выпрямит ноги вперед.
4)Лежа на спине, подъем ног на 90º по I позиции с одновременным
сокращением и вытягиванием стоп.
3.Упражнения на гибкость вперед.
1)«Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
2)«Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди,
стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в
стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и
ноги вытягиваются.
3)Из положения – упор присев (присед колени вместе, руки опираются около
носков снаружи) встать в положение упор согнувшись (стойка на прямых носках с
опорой руками около них, тело согнуто в тазобедренных суставах).
4)В глубоком plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны колен с
одновременным наклоном туловища.
5)Спиной к станку: «кошечка», т.е. последовательный волнообразный прогиб
из положения «стоя» в наклон вперед. Прогиб начинается с верхних звеньев
позвоночника. Движение делается и в обратном порядке.
4.Развитие гибкости назад.
1) Лежа на животе, port de bras назад одновременно ноги согнуть в коленях,
носками коснуться головы.
2) «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы.
Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки
находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).
3) «Мост» Стоя на коленях: в положении лежа на животе, взяться руками за стопы.
Сильно
прогнуться,
подняв
бедра
и
туловище
вверх
(следить,
чтобы
руки
находились в таком же положении, как при упражнении «мостик»).
4)
Из
положения
«стоя»
опуститься
на
«мостик»
и
вернуться
в
исходное
положение.
5.Силовые упражнения ля мышц живота.
1) Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить в стороны.
2) «Уголок»: а) из положения – сидя, колени подтянуть к груди; б) из
положения – лежа.
3) Стойка на лопатках с поддержкой подспину.
4) Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º. Опустить ноги до пола,
развести в стороны и через rond собрать в I позицию.
6. Силовые упражнения для мышц спины.
1) Лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки вперед или в сторону,
ноги в выворотном положении).
2) Лежа на животе, подъем и опускание ног и нижней части туловища (ноги в
выворотном положении, голова на руках).
3) «Самолет». Из положения – лежа на животе, одновременное подъем и
опускание ног и туловища.
4) «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
5) Отжимание от пола (упражнения для мальчиков за счет упражнения No4).
6) «Обезьянка». Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклоняться вперед,
поставить ладони на пол перед стопами, поочередно переступая руками в перед,
принять
положение
–
упор,
лежа
на
животе.
Затем,
движение
проделать
в
обратном порядке до исходного положения.
7) Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловща (руки в III
позиции). Партнер придерживает за колени.
7. Упражнения на развитие шага.
1)Лежа на полу,battments releve lent на 90º по I позиции во всех направлениях.
2) Лежа на полу, grand battement jete по I позиции во всех направлениях
3) Лежа на спине battemebts releve lent двух ног на 90º (в потолок), медленно
развести ноги в стороны до шпагата, собрать ноги в I позицию вверх.
4) Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
5)
Сидя
на
прямом
«полушпагате»,
повернуть
туловище
вправо,
и с
максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу, правая рука
отведена за спину.
6)
Сидя
на
прямом
«полушпагате»,
наклонить
туловище
боком
вправо,
и
с
максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу, правая рука
на левом бедре.
7) Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и
выпрямить ногу вперед.
8) Сидя в положении «лягушка», взяться левой рукой за стопу правой ноги и
выпрямить ногу в сторону, правая рука на полу.
9) Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь
вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в
«лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке.
10)
Лежа
на
боку,
battementтdeveloppe
правой
ногой,
с
сокращенной
стопой.
Захватить ее: а) правой рукой; б) назад.
11) Равновесие с захватом правой руки голеностопного сустава правой ноги:
а)вперед; б) в сторону; в) назад.
8. Прыжки.
1) Temps saute поVI и Iпозициям.
2) Подскоки на месте и с продвижением.
3) Перескоки на месте, с ноги на ногу.
4)«Пингвинчики». Прыжки по I позиции с сокращенными стопами.
5)Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.
6) Прыжки с продвижением в полушпагате с поочередной сменой ног.
7) «Козлик». Выполняется pas assamble, подбивной прыжок.
8) Прыжок в шпагат.
9) Подбивной прыжок в «кольцо» одной ногой.
10) Прыжок в «лягушку» со сменой ног.
Требования к уровню подготовки
учащихся
В результате изучения учебного предмета учащийся должен:
знать:
— упражнения для разминки и их предназначение;
— комплексы упражнений партерной гимнастики и их значение в подготовке
учащихся к классическому и народно-сценическому танцам;
— основы релаксации;
уметь:
— выполнять комплексы упражнений;
владеть навыками:
— осознанного выполнения комплексов упражнений;
— мышечного самоконтроля во время исполнения движений;
— расслабления.
Формы и методы контроля.
Система оценки.
Оценка
качества
освоения
учебного
предмета
"партерная
гимнастика"
включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося
в
конце
каждого
учебного
года
обучения.
В
качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
могут
использоваться
контрольные
уроки,
опросы, просмотры.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
проводится
в
счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных
уроков.
Контрольные уроки могут проходить в виде просмотров.
Контрольные
уроки
в
рамках
промежуточной
аттестации
проводятся
на
завершающих
полугодие
учебных
занятиях
в
счет
аудиторного
времени,
предусмотренного на учебный предмет.
По
завершении
изучения
предмета
"партерная
гимнастика"
по
итогам
промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится
в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Содержание
промежуточной
аттестации
и
условия
ее
проведения
разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
Критерии оценок
Образовательным
учреждением
разрабатываются
критерии
оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются
образовательным учреждением самостоятельно.
По
итогам
показа
на
контрольном
уроке
выставляется
оценка
по
пятибалльной шкале:
Критерии выставления оценок по пятибалльной шкале
Оценка
«5»
(отлично)
-
Учащийся
осознанно
и
свободно
владеет
содержанием
комплексов
упражнений.
Упражнения
исполняет
уверенно,
без
ошибок.
Свободно
владеет
пластикой
тела,
демонстрирует
физическую
готовность
опорно-двигательного
аппарата
к
дальнейшему
обучению,
прослеживается
наличие
действий
творческого
характера
при
выполнении
заданий.
Учащийся
проявляет
целеустремленность,
ответственно сть,
познавательную активность, творческое отношение к занятиям.
Оценка «4» (хорошо) - Учащийся понимает и свободно владеет содержанием
комплексов упражнений и выполняет их по заданному учителем образцу без
ошибок.
Владеет
пластикой
тела,
в
достаточной
степени
демонстрирует
развитость
опорно-двигательного
аппарата.
Учащийся
проявляет
старание
и
интерес к занятиям.
Оценка «3» (удовлетворительно) - Учащийся знает содержание комплексов
упражнений,
выполняет
их
неуверенно
по
заданному
учителем
образцу
с
существенными
ошибками.
Демонстрирует
развитость
опорно-двигательного
аппарата,
но
недостаточно
владеет
пластикой
тела.
Интерес
к
занятиям
и
определенное старание не стабильны.
Оценка
«2»
(неудовлетворительно)
-
учащийся
не
знает
содержание
комплексов упражнений, выполняет их неуверенно, с существенными ошибками.
Демонстрирует
зажатость,
неразвитость
опорно-двигательного
аппарата,
недостаточно владеет пластикой тела.
Методические рекомендации
Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает
разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между
собой.
Разминка
предназначена
для
включения
в
работу
в
динамичном
режиме
опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания.
Разминочные
упражнения
представляют
собой
разнообразные
виды
ходьбы,
дыхательные
и
общеразвивающие
упражнения,
упражнения
на
напряжение
и
расслабление различных групп мышц тела.
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching —
растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и
включения в работу различных групп мышц.
При
составлении
комплексов
упражнений
учителю
следует
учитывать
возрастные
и
физиологические
особенности
учащихся,
их
двигательные
и
координационные
способности,
а
также
руководствоваться
следующими
рекомендациями:
-тщательный подбор исходных положений для упражнений;
-всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение
— расслабление, растягивание — силовая нагрузка;
-растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно
быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
-использование
упражнения
на
все
группы
мышц,
с
преимущественной
нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5
раз);
-выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
-использование малой амплитуды движений для увеличения
интенсивности воздействия упражнений;
-
контроль
напряжения
мышц
с
фиксированием
положений
рук,
ног,
туловища, головы;
- контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
- использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией
позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
- контроль за утомляемостью учащихся;
- исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть
последовательность и систематичность; от простого - к сложному.
Релаксация
—
обучение
расслаблению,
которое
необходимо
для
снятия
физического и эмоционального напряжения, повышения жизненного тонуса.
Музыка на занятиях по учебному предмету «Партерная гимнастика» должна
соответствовать заданию учителя, сопровождать и дополнять его объяснение и
показ,
поддерживать
эмоциональный
настрой
урока,
помогать
справляться
с
темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.
Список рекомендованной учебно-методической литературы
1.Вихрева, Н.А. Экзерсис на полу [Текст] / Н.А. Вихрева, –М., 2004.
2.ВолановаА.Л.
Основы
классического
танца[Текст]:
учебник
для
студентов вузов / А.Л.Воланова. –М.: Высш. шк., 2000.
3.Годик, М.А. Стретчинг [Текст] / М.А. Годик, А.М.Бирамидзе, Т.Г.
Киселева –М.: Советский спорт, 1991.
4.Звездочкин В.А. Классический танец[Текст]: учебник для студентов вузов. /
В.А.Звездочкин. –М.:, 1987 ВЛАДОС.
5.Костровицкая В. Школа классического танца [Текст] / В.Костровицкая,
Писарев А. –М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002.
6.Кряж,
В.Н.
Гимнастика.
Ритм.
Пластика
[Текст]
/
В.Н.
Кряж,
Э.В.Ветошкина, Н.А. Боровская–Минск: Полымя, 1987.
7.Мессерер
А.
Уроки
классического
танца
[Текст]
/
А.Мессер.
//
Школапсихолога: прил. к газ. «Первое сент.» -2006. -No 10. –С. 18-22.
8.Самсонова, П.А. Пилатес –управление телом [Текст]: перевод с англ. –2005.
9.ТарасовВ.В. Классический танец. Школа мужского исполнительства[Текст]
/ В.В.Тарасов –М.: Ростов н/Д: Март, 2005.
10.Тоббас, М. Растягивайся и расслабляйся [Текст] / М. Тоббас, М.Стюарт. –
1994