Автор: Анненкова Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "Кировский педагогичексий колледж"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников"
Кировское областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Кировский педагогический колледж»
Организация взаимодействия
классного руководителя с
родителями младших
школьников
Методические рекомендации
г. Киров 2018
1
Организация
взаимодействия
классного
руководителя
с
родителями младших школьников
Методические рекомендации
Составитель:
Е.В.
Анненкова
–
преподаватель
Кировского
педагогического
колледжа
Методическое рекомендации созданы в помощь
учителям
начальных
классов
для
организации
взаимодействия
с
родителями младших школьников и
студентам специальности
44.02.02
«Преподавание
в
начальных
классах»
при
изучении
дисциплины МДК 03.01 «Теоретические и методические основы
деятельности классного руководителя».
В
методических
рекомендациях
представлены
теоретические
и
практические
материалы
по
организации
взаимодействия классного руководителя с родителями младших
школьников.
К
методическим
рекомендациям
разработано
электронное приложение.
©Киров:
КОГПОБУ
«Кировский
педагогический
колледж»,
2018г
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
Формы работы классного руководителя с семьей
7
Работа с родителями в 1 классе
Классный родительский комитет
Родительское собрание в начальной школе
Индивидуальные формы работы с родителями
Организация совместных досуговых мероприятий
17
22
26
33
37
Приложения
Приложение А Анкета для родителей
первоклассников
38
Приложение Б Социальный паспорт класса
Приложение В Тематика родительских собраний
41
43
3
ВВЕДЕНИЕ
Ме тод и ч е с к и е
р е ком е н д а ц и и
«Организация
взаимодействия
классного
руководителя
с
родителями
младших
школьников»
разработано
для
вовлечения
родителей
учащихся
в
у ч е б н о - в о с п и т ат е л ь н у ю
деятельность детей.
Цель работы с родителями:
создание условий для
обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи
для
создания
максимально
благоприятных
условий
развития
учащегося,
реализации
им
индивидуального
потенциала в условиях ученической жизни и дома.
Задачи работы с родителями:
формирование
активной
педагогической
позиции;
просвещение
по
вопросам
воспитания
и
обучения детей;
привлечение к взаимодействию с классным
руководителем.
Работа
классного
руководителя
с
семьей
должна
быть
систематической,
планомерной.
При
работе
с
родителями учитель должен использовать разнообразные
формы взаимодействия.
4
Содержание сотрудничества классного руководителя
с
родителями
включает
три
основных
направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей; участие
родителей
в
учебно-воспитательном
процессе;
участие
родителей в управлении школой.
Психолого - педагогическое просвещение родителей
предполагает
организацию
следующих
форм
работы
с
семьей:
родительских
университетов,
конференций,
индивидуальных
и
тематических
ко н сул ьт а ц и й ,
родительских собраний, тренингов и т.д.
Вовлечь
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
дней творчества детей и родителей, открытых уроков и
совместных
мероприятий,
помощи
в
организации
и
проведении внеклассных дел и в укреплении материально-
технической базы школы и класса, шефской помощи.
Однако
родители
должны
и
могут
активно
участвовать
в
управлении
школьной
жизнью.
Одной
из
форм участия родителей является деятельность школьного
и классного родительского комитетов.
Методические
рекомендации
созданы
в
помощь
учителям
начальных
классов
для
активной
работы
с
родителями учащихся и студентам специальности 44.02.02
5
«Преподавание
в
начальных
классах»
при
изучении
дисциплины МДК 03.01 «Теоретические и методические
основы деятельности классного руководителя».
Настоящее
по собие
содерж ит:
в в е д е н и е ;
характеристику
основных
форм
работы
с
родителями;
особенности работы с родителями в 1 классе; особенности
организации
работы
классного
родительского
комитета;
особенности
организации
классного
родительского
собрания и индивидуальной работы с родителями; список
используемых
источников;
содержание
электронного
приложения
и
приложения,
которые
помогут
учителю
организовать эффективное взаимодействие с родителями
учащихся.
6
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ
При
работе
с
родителями
учитель
использует
различные формы взаимодействия с семьей. Все формы
взаимодействия классного руководителя с семьей можно
разделить на
коллективные и индивидуальные формы, а
также, не забывая и о диагностической работе с семьями
учащихся начальной школы.
Коллективные
формы
работы
Индивидуальные
формы работы
Диагностическа
я работа
Традиционные
родительские собрания
Консультации
для
родителей
(очные
и заочные)
Наблюдение
Нетрадиционные
родительские собрания:
-Педагогический диспут
-Деловая игра
-Педагогическая
мастерская
-Родительский тренинг
П е р е п и с к а
с
родителями
через
электронный
журнал,
социальные
сети,
собственный
сайт
учителя
Опрос
(диагностическа
я
б е с е д а ,
анкетирование)
Конференции
Посещение
семей
на дому
Тестирование
Лекции
Семинары- практикумы
Родительские ринги
Совместные мероприятия
с детьми
Открытые
уроки,
дни
открытых дверей
Работа
с
родительским
активом
Совет школы
7
Преимущество использования коллективных форм
работы классного руководителя с родителями заключается
в том, что данные формы помогают охватить сразу большое
количество
родителей,
проанализировать
проблемы
большинства
учащихся,
совместно
найти
пути
решения
этих проблем.
Основной
задачей
такой
работы
является
–
активизация педагогической, воспитательной деятельности
семьи,
придание
ей
целенаправленного,
общественно
значимого характера.
Преимущество индивидуальной работы в том, что
консультации, беседы позволяют родителям обсудить
с
учителем
Коллективные формы работы
Универсальной формой взаимодействия учителя с
родителями
являет ся традиционное
родительское
собрание.
Оно
призвано
стать
местом
обсуждения
актуальных
проблем
учебно-воспитательной
работы,
проведения
бесед
педагогического
с од е р ж а н и я ,
организации обмена опытом по воспитанию детей в семье,
анализа
нестандартных
подходов
в
р е а л иза ции
воспитательных задач и т.д.
8
Следующей
активной
формой
взаимодействия
к л а с с н о г о
р у ко в о д и т е л я
с
с е м ь е й
я в л я ю т с я
нетрадиционные родительские собрания, проводимые по
нестандартной
структуре,
такие
как:
педагогические
диспуты,
деловые
игры,
педагогические
мастерские,
родительские тренинги и т.д.
Педагогический
диспут –
одна
из
наиболее
интересных
форм
повышения
педагогической
культуры.
Отличительная особенность диспута заключается в том,
что
он
позволяет
вовлечь
всех
присутствующих
в
обсуждение
поставленных
проблем,
способствует
выработке
умения
всесторонне
анализировать
факты
и
явления,
опираясь
на
приобретенные
навыки
и
накопленный опыт. [1, с.88].
Деловая
игра- форма
коллективной
творческой
деятельности
по
изучению
уровня
сформированности
педагогических умений участников. [1, с.88].
Следующей формой работы с родителями является
педагогическая
мастерская.
Мастерская
позволяет
построить совместный диалог классного руководителя и
родителей.
Учитель,
знаток
педагогики
и
психологии,
выступает
в
роли
мастера,
который
организует
9
сотрудничество так, чтобы родители создали собственный
продукт. [5, с.12-15].
Родительские тренинги – активная форма работы с
родителями,
которые
хотят
изменить
механизм
взаимодействия
со
своим
ребенком,
сделать
его
более
открытым и доверительным.
Л е к ц и я
– форма
психолого-педагогического
просвещения,
раскрывающая
сущность
той
или
иной
проблемы
воспитания.
Лучший
лектор-
сам
учитель-
воспитатель,
знающий
интересы,
проблемы
и
заботы
родителей.
Главное
в
лекции
–
научный
анализ
воспитательных
явлений,
ситуаций.
Поэтому
в
лекции
следует
вскрывать
причины
явлений,
условия
их
протекания, механизм проведения ребенка, закономерности
развития его психики, правила семейного воспитания. [1,
с.86-87].
Практикум
–
форма
выработки
у
родителей
педагогиче ских
умений
по
во спитанию
д е т е й ,
эффективному
решению
возникающих
педагогических
ситуаций,
своеобразная
тренировка
педагогического
мышления родителей- воспитателей.
В
ходе
педагогического
практикума
учитель
предлагает
найти
выход
из
какой-
либо
конфликтной
10
ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях
родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить
свою позицию в той или иной предполагаемой или реально
возникшей ситуации[1, с.87-88].
О с н о в н о й
з а д ач е й родительского
семинара
является
расширение
знаний
родителей
о
психологии
воспитания, о педагогических приемах взаимодействия в
детьми,
изменение
отношения
родителей
к
самому
процессу воспитания.
При
проведении
семинаров
могут
использоваться
следующие приемы:
1.Мини
–
лекции
приглашенных
специалистов
(педагогов,
психологов,
социальных
работников,
дефектологов и т.д.) по отдельным вопросам.
2.
Групповые
дискуссии,
в
основе
которых
–
конкретные
педагогические
ситуации,
пережитые
родителями.
3.Книжная
терапия,
суть
которой
заключается
в
обсуждении
специально
подобранных
педагогом
к
семинару
научно-
популярных
методических
пособий,
посвященных
проблемам
семейной
жизни
и
семейного
воспитания.
11
Прочно
вошла
в
жизнь
начальной
школы
такая
форма работы с родителями, как день открытых дверей,
отрытый урок [1, с.88]..
В некоторых школах для этого
выделяется
определенный
день
месяца,
в
других
назначается
в
зависимости
от
условий
школы,
необходимости
решения
тех
или
иных
педагогических
проблем. В этот день в школу приглашаются все родители.
Родительские
конференции - форма просвещения
родителей,
которая
расширяет,
углубляет
и
закрепляет
знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой
тематике.
Наиболее
эффективными
и
содержательными
являются конференции по обмену опытом в воспитании
детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и
та же проблема рассматривается под различными углами
зрения. [1, с.87].
Родительские
ринги
–
одна
из
дискуссионных
форм общения родителей и формирования родительского
коллектива. Родительский ринг проводится с той целью,
чтобы многие папы и мамы могли утвердиться в правоте
своих
методов
воспитания
и
провести
ревизию
своего
педагогического
арсенала,
задуматься
над
тем,
что
в
воспитании своего ребенка они делают правильно, а что
совсем не так.
12
Следующая активная форма работы с родителями -
совместные мероприятия родителей с детьми.
Одной
из
форм
участия
родителей
является
деятельность
школьного
и
классного
родительского
комитета. Родительский
комитет
–
представительный
орган
родительской
общественности.
Это
о собая
оперативная
группа
родителей
класса,
которая
является
с в я з у ю щ и м
з в е н о м
м е ж д у
с е м ь е й ,
ш к о л о й ,
общественностью и учащимися класса.
Индивидуальные формы работы
Индивидуальные
консультации проводятся
по
инициативе родителей или по инициативе учителя.
Пос ещения
на
дому –
эффективная
форма
индивидуальной
работы
педагога
с
родителями.
При
посещении
семьи
происходит
знакомство
с
условиями
жизни ученика.
Переписка
с
родителями
-
письменная
форма
информирования
об
успехах
их
детей.
Допускается
извещение
родителей
о
предстоящей
совместной
деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы
и
пожелания
в
воспитании
детей.
Главное
условие
переписки – доброжелательный тон, радость общения.
13
Диагностическая работа
Диагностическая
работа
проводится
с
целью
получения информации об особенностях развития ребенка
в
с емье,
об
уровне
с емейного
во спит ания,
о
взаимоотношениях членов семьи.
Наблюдение
–
описательный
психологический
метод исследования, заключающийся в целенаправленном
и
организованном
восприятии
и
регистрации
поведения
изучаемого
объекта.
При
наблюдении
важно
помнить
о
требованиях
его
проведения:
сохранение
условий
естественности
прохождения
исследуемых
явлений,
целенаправленное
изучение
и
поэтапная
фиксация
результатов.
Наблюдение как метод исследования используется
у ч и т е л е м
н ач а л ь н ы х
к л а с с о в
п р и
п о с е щ е н и и
неблагополучных семей на дому. Учитель ведет журнал
посещения
таких
семей,
фиксирует
полученные
результаты
туда,
анализирует
ситуацию
развития
семьи,
дает рекомендации и делает выводы.
Опрос – психологический метод, заключающийся в
осуществлении
взаимодействия
между
людьми,
участвующими
в
опросе,
посредством
получения
от
субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
14
Опрос
можно
рассматривать
как
один
из
самых
распространенных
методов
получения
информации
о
субъектах
–
респондентах
опроса.
Учитель
начальных
классов в своей работе использует такие два вида опроса,
к а к
п и с ь м е н н ы й
– анкетирование,
и
у с т н ы й
–
диагностическая беседа.
Диагностические беседы – их лучше использовать
для
предупреждения
конфликтных
ситуаций,
для
налаживания
взаимоотношений
между
родителями
и
детьми, между отдельными педагогами и семьей. В беседе
педагог должен больше слушать и слышать, а не давать
рекомендации воспитания и назидания.
Индивидуальные
диагно стиче ские
бе с ед ы
позволяют
устранить
отрицательные
и
укрепить
положительные факторы в семейном воспитании.
Чтобы
беседы
классного
руководителя
достигали
цели,
а
его
слово
воспринималось
как
руководство
в
воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный
совет родителям, но и подсказать, как его выполнить, не
только найти правильную форму общения во время беседы,
но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для
беседы время и место.
15
Рассказывая
о
ситуации,
послужившей
причиной
вызова в школу, попросить у родителей совета, что, по их
мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а
затем дать свои рекомендации. В такой беседе естественно
возникает
вопрос
о
повторной
встрече
для
того,
чтобы
выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова
наметить пути дальнейшей работы..
Анкетирование
–
психологический
метод,
в
котором
в
качестве
средства
для
сбора
сведений
используется специально оформленный список вопросов -
анкета.
Используется
с
целью
получения
какой
–
либо
информации
об
анкетируемом.
Оно
позволяет
наиболее
четко следовать намеченному плану исследования, так как
процедура «вопрос- ответ» строго регламентирована.
В своей работе учитель использует анкетирование в
работе
с
родителями
при
подготовке
к
родительским
собраниям для выяснения различных семейных проблем и
трудностей, возникающих у родителей с детьми.
Также учитель может использовать такой метод как
тестирование. Этот метод позволяет быструю обработку
данных,
так
как
используются
стандартизированные
вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу
значений.
16
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В 1 КЛАССЕ
Первый год учебы в школе имеет большое значение.
От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем.
Значит, первый класс серьезное испытание как для ребенка
так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы
семейного воспитания.
-Знакомство
с
родителями
буд у щ и х
первоклассников
лучше
проводить
в
мае-июне,
чтобы
они
после
определенных
советов
и
рекомендаций, смогли принять необходимые меры
для
устранения
существующих
и
выявленных
недостатков в подготовленности детей к обучению в
школе.
-К первому родительскому собранию учитель
готовится задолго до намеченного времени, ведь от
того,
как
он
пройдет,
зависит
все
дальнейшее
сотрудничество с семьей будущего первоклассника.
Удобно приглашать обоих родителей – письменно,
рассылать пригласительные письма.
Цель
первого
родительского
собрания:
знакомство с родителями, сбор банка данных семьи; советы
и рекомендации учителя и психолога.
17
Советы по организации первого родительского
собрания:
-Собрание
начинается
с
небольшого
рассказа
учителя
о
себе.
Кроме
имени,
фамилии,
назвать
педагогический стаж, образование, ведь родителям тоже
интересно узнать об учителе своего ребенка,
-Попросить
родителей
кратко
рассказать
о
семье
Подобное
знакомство
создаст
более
доверительную
атмосферу.
-Собрание можно начать такими словами « С этого
дня ваши дети стали и моими. Радости и огорчения у нас
теперь общие» . Такое начало располагает родителей к
учителю, указывает на единство стремлений.
-Далее
даются
советы
по
готовности
ребенка
к
школе. Полезно пригласить психолога.
-После этого решаются организационные моменты .
Необходимо
определиться
со
школьной
формой,
проинформировать
родителей
о
необходимых
учебных
принадлежностях
,
оговаривается
подготовка
к
первому
сентября
-
Так
же
на
этом
собрании
начинается
изучение
классным руководителем семей учащихся .
18
Родителям
предлагается
заполнить
Анкету
для
родителей первоклассников (ПРИЛОЖЕНИЕ А), данные
которой необходимы для заполнения социального паспорта
семьи и класса.(ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
Пример
разработки
такого
родительского
собрания
представлен
в
электронном
приложении
к
данным методическим рекомендациям.
До
начала
учебного
года,
вторым
шагом
для
изучения
семьи
являются посещения
на
дому с целью
узнать
психологический
климат
в
семье,
состав
семьи,
материально-бытовые
условия,
отношение
старших
к
ребенку, применение поощрений и наказаний,
Каждое посещение – по графику, с предварительной
договоренностью с родителями, в удобное для них время. К
таким
посещениям
учитель
тщательно
готовится.
Надо
продумать,
на
что
особо
обратить
внимание,
о
чем
спросить, что посоветовать.
При всей неповторимости каждой семьи, учителя
должно заинтересовать следующее:
- психологический климат в семье, состав семьи;
- общий порядок в доме: есть ли отдельная комната для
р е б е н к а ,
с п е ц и а л ь н ы й
с т о л
д л я
з а н я т и й ;
- беседа со всеми членами семьи о воспитании, о здоровье,
19
и н д и в и д у а л ь н ы х
о с о б е н н о с т я х
р е б е н к а ;
- о применении поощрений и наказаний в семье.
Таким образом, у учителя появился банк данных о
семье будущего первоклассника. Теперь ему за оставшееся
время,
надо
определить
цель
и
задачи
обучения
и
воспитания.
На
первое
место
ставятся
проблемы
физического и психического здоровья учащихся, поскольку
именно от них зависят успехи в учебе и уровень общего
развития.
Следующее родительское собрание планируется по
окончанию
первой
учебной
недели
сентября.
На
этом
собрании
необходимо
подвести
итоги
первой
недели
обучения, объяснить систему обучения в 1 классе – почему
не ставятся оценки и не задается домашнее задание. На
этом же собрании избирается родительский комитет
Для
того,
чтобы
отслеживать
успехи
и
неудачи
ребенка в школе и для более плотного взаимодействия с
родителями в начале первого класса можно использовать
такую форму работы , как «Дневник общения родителей
и учителя».
В таком дневнике учитель рассказывает родителям
как вел себя ребенок, как отвечал, какое настроение было у
него, а родители пишут ,
с каким настроением ребенок
20
вернулся
из
школы,
что
его
заинтересовало,
какие
проблемы
возникли.
Но
такая
форма
работы
требует
больших временных затрат. Поэтому можно организовать
это только с родителями
отдельных детей,
у которых
возникают какие-то глобальные трудности.
Таким
образом.,
организация
и з н ач а л ь н о
правильного взаимодействия с родителями- залог успеха в
дальнейшем сотрудничестве .
21
КЛАССНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ
Согласно
Закону
«Об
образовании»,
типовым
положениям
об
общеобразовательных
учреждениях
и
уставу школы классные родительские комитеты должны
организовываться в каждой школе.
Цель
создания:
защита
интересов
и прав
несовершеннолетних
детей в школе и
оказание
помощи
администрации
и
педагогическому
коллективу
в
организации учебно-воспитательного процесса.
В «Положении о родительском комитете класса»,
подписанным
директором
в
каждом
учебном
учреждении , прописано:
-в чем заключается работа родительского комитета
в классе
- как его правильно выбрать,
-как часто проводить заседания,
-основные права и обязанности
Состав родительского комитета класса:
- Формируется на первом собрании из родителей
учащихся класса на добровольной основе ;
- Количество 4-7 человек (в зависимости от общего
количества человек) ;
22
- Утверждается путем голосования на срок 1 год
или
на
все
годы
обучения,
это
зависит
от
желания
родителей;
-
В
состав
родительского
комитета
входит
председатель
и
несколько
членов,
ответственных
за
отдельные участки работы.;
-Каждый
из
ответственных
подбирает
группу
активных
родителей.
Каждая
группа
распределяет
обязанности. Например:
Следит за успехами детей в учебе;
Помогает в организации работы со
слабоуспевающими и неуспевающими учениками;
Организует
экскурсии,
поход ы,
внеклассные мероприятия;
Отвечает
за
трудовое
воспитание
детей;
Помогает
решать
экономические
и
социально-бытовые проблемы;
- Обычно председатель комитета класса входит в
состав родительского комитета школы, но это может быть и
другой его представитель.
Права
и
обязанности
родительского
комитета
класса
23
Права:
принимать участие в организации на
уровне
класса
в
учебно-воспитательном
процессе
(посещать уроки, мероприятия), а также досуга детей
класса (экскурсии, культурные походы);
совместно с классным руководителем
проводить работу с проблемными семьями (посещать
на дому, проводить беседы, организовывать помощь);
оказывать помощь в покупке пособий
и
других
необходимых
вещей
для
полноценного
учебного процесса и досуга;
р е ш ат ь
хо з я й с т в е н н о - б ы т о в ы е
вопросы
относительно
занимаемого
классом
кабинета;
вносить предложения об оптимизации
учебного процесса;
быть отмеченными любыми формами
поощрения;
в
случае
необходимости
привлекать
необходимых
специалистов
для
разрешения
сложившихся проблем в семьях учащихся.
Обязанности:
24
организовывать
взаимосвязь
между
родителями класса и педагогом;
вовлекать
родителей
в
совместную
деятельность
с
их
детьми
и
участвовать
во
внеурочных мероприятиях;
быть
корректными
в
общении
с
родителями, детьми и педагогом;
представлять интересы класса на всех
уровнях;
вести
необходимую
документацию
(протоколы родительских собраний, планы работы на
учебный
год,
примерный
график
собраний,
«Положение о родительских комитетах класса»);
предоставлять
письменный
отчет
о
потраченных денежных средствах.
Периодичность проведения заседаний:
Заседания
классного
родительского
комитета
проводятся
по
мере
необходимости,
для
решения
насущных вопросов, но не реже 3-4 раз за учебный год.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
25
Универсальной формой взаимодействия учителя с
родителями
является родительское
собрание.
О н о
призвано стать местом обсуждения
актуальных проблем
учебно-воспитательной
работы,
проведения
бесед
педагогического содержания, организации обмена опытом
по
воспитанию
детей
в
семье,
анализа
нестандартных
подходов в реализации воспитательных задач и т.д.
Периодичность проведения:
-Школьные родительские собрания -2 раза в год.
Здесь
родителей
знакомят
с
документами
о
школе,
с
основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
-Классные
родительские
собрания
проводятся
5-6
раз
в
год.
На
них
обсуждаются
задачи
учебно-
во спит атель ной
работы
класс а,
п л а н и р о в а н и е
воспитательной
работы
в
классе,
намечаются
пути
наиболее
тесного
сотрудничества
семьи
со
школой,
подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь
тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости,
но
и
рассматривают
актуальные
проблемы.
На
таких
собраниях
обсуждение
успеваемости
не
сама
цель,
а
мостик к той или иной педагогической проблеме.
26
Виды
родительских
собраний
многообразны:
организационные,
собрания
по
плану
родительского
всеобуча,
тематические,
собрания
–
диспуты,
итоговые
(четвертные)
и
т.д.
Тематика
родительских
собраний
составляется
классным
руководителем,
обсуждается
на
родительском
комитете.
Очередная
тема
собрания
выбирается
всеми
родителями.
Примерная
тематика
родительских
собраний
представлена
в
приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Подготовка
и
проведение
родительского
собрания:
1.Тема
родительского
собрания
должна
быть
актуальна для родителей.
2.Тщательно продумать «сценарий» собрания.
3.Подготовить
вопросы,
которые
следует
задать
родителям.
4.Продумать оформление классной комнаты, чтобы
она соответствовала проблеме обсуждения.
5.Провести анкетирование родителей и (или) детей,
чтобы посмотреть на проблему их глазами.
6.Подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие
материалы,
которые
раскрывают
отдельные
моменты
из
жизни класса.
27
7.Расставить столы и стулья по кругу, чтобы все
чувствовали себя в одинаковых условиях.
8.Продумать
персональное
приглашение
каждому
родителю на собрание.
9.Привлекать к подготовке собрания родительский
комитет класса или отдельных активных родителей
10. Родительское
собрание должно проводиться в
удобное для родителей время.
11. Общение классного руководителя и родителей
должно быть тактичным и выдержанным.
12. Родительское собрание не должно навешивать
ярлыков.
Примерная структура родительского собрания :
1.Вступительное
слово
классного
руководителя
(представление гостей) - 5 мин.
2 . А н а л и з
а н к е т
р о д и т е л е й
( к л а с с н ы м
руководителем,
психологом,
учителем),
чтобы
ярче
обнажить проблему встречи - 5-7мин.
3.Выступление по теме: специалист или классный
руководитель.
Выступление
должно
быть
ярким,
лаконичным, доступным - 10-15мин.
4.Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.
28
5.Ана лиз
успеваемо сти
класс а
к л а с с н ы м
руководителем.
Начинать
только
с
положительных
результатов. Никогда не называть по фамилии отстающих,
недисциплинированных детей, не «клеймить их позором».
Анализ
должен
выражать
уверенность,
что
совместная
работа позволит исправить положение дел.
В
заключительной
части
встречи
классный
руководитель
благодарит
родителей
за
у ч а с ти е ,
совместную работу.
Советы психологов:
-Перед
началом
собрания
лучше
«оставить
за
дверью» плохое настроение
-Отведите
на
проведение
собрания
не
более
1,5
часов
-Обращаться к родителям по имени и отчеству
-Перед
началом
родительского
собрания
объявите
вопросы, которые планируете обсудить
-Начинать
с
позитивного,
затем
поговорить
о
негативном,
завершить
разговор
предложениями
на
будущее
-Предупредите родителей, что не вся информация
может быть передана детям
-Поблагодарите всех, кто нашел время придти
29
-Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете,
как трудно ребенку учиться
-В
личной
беседе
оценивайте
успехи
детей
относительно их потенциальных возможностей
-Доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не
означает «плохой человек»
-Родитель должен уйти с собрания с ощущением,
что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
-Обсуждать присутствующих родителей за неявку на
предыдущих собраниях
-Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных
классов
-Давать негативную оценку всему классу
-Переоценивать значение отдельных предметов
- И с п оль зо ват ь
в
о б щ е н и и
с
р од и т е л я м и
назидательный тон
Учителю
следует проанализировать
результаты
проведенного собрания по плану:
1.
Какова
повестка
р од и те л ь с ко го
собрания и ее целесообразность на данном этапе?
2.
Н а с ко л ь ко
к в а л и ф и ц и р о в а н н о
раскрыта тема?
30
3.
Как
организован
обмен
мнениями
и
лучшим опытом семейного воспитания?
4.
Р е ко м е н д о в а н а
л и
р о д и т е л я м
педагогическая литература по изучаемой теме?
5.
Предложены
ли
родителям
памятки,
советы по теме лектория?
6.
Организована
ли
выставка
детских
работ?
7.
Выявлены ли причины недостатков в
работе класса? Поставлены ли задачи?
8.
К а ко в
х а р а к т е р
в ы с т у п л е н и я
родителей?
9.
С д е л а н ы
л и
в ы в о д ы
п о
обследованному
вопросу?
Принято
ли
решение?
Насколько оно корректно, реально?
10.
Выполнено
ли
ранее
п р и н я то е
решение?
11.
Н а с коль ко
т а кт и ч е н
к л а с с н ы й
руководитель по отношению к родителям учащихся
(особенно слабых)?
12.
Подготовлено ли помещение?
31
13.
К а к о в а
я в к а
р о д и т е л е й ,
прослеживается ли их заинтересованность делами
класса?
14.
Вывод
руководителя
об
уровне
подготовки и проведения родительского собрания.
Предложения по повышению эффективности этой
работы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ
Индивидуальные
консультации
проводятся
по инициативе родителей или по инициативе учителя.
Поводы
для
приглашения
родителей
на
консультацию:
- результаты наблюдений педагога за ребенком
- проблемы общения ребенка с классом и педагогами
- конфликтная ситуация
- плохая успеваемость и другие
Пригласить
родителей
на
индивидуальную
консультацию можно:
-написав в дневнике ребенка
- приготовив специальное приглашение
32
-позвонив
по
телефону
(Начать
разговор
можно
словами: «Здравствуйте! Я бы хотела с вами поговорить. Я
думаю, что ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте
вместе подумаем, что можно сделать»)
Если в коллективе есть проблемы, касающиеся
нескольких
семей,
то
можно
провести
тематическую
консультацию.
Она
требует
серьезной
подготовки
со
стороны
учителя,
специалистов.
Темы
для
подобных
консультаций
тщательно
отбираются.
Подобная
консультация
будет
полезна
только
в
том
случае,
если
родители осознают проблему, из-за которой их пригласили.
В тематических консультациях могут принимать участие
специалисты, которые могут помочь найти оптимальный
вариант
решения
проблемы.
Это
социальный
педагог,
психолог,
представитель
правоохранительных
органов
и
т.д.
При
проведении
консультаций
важно
помнить
следующие требования:
1.Консультации проводятся по запросам родителей,
ребенка и классного руководителя.
2.Заранеее
необходимо
договориться
о
времени
встречи
33
3. Учитель и родители должны быть уверены в том,
что будет достаточно времени для разговора
4.Учитель должен заранее сформулировать задачу
разговора,
обозначить
его
направление
как
совместный
поиск решения
5. Проблема, которая будет обсуждаться, классному
руководителю
хорошо
известна
и
рассматривалась
им
самим
с
различных
позиций:
ребенка,
родителей,
педагогов.
6.
Вначале
беседы
необходимо
поблагодарить
родителей за то, что они пришли, выразить надежду на то,
что
совместными
усилиями
удастся
справиться
с
возникшими трудностями. Отметить позитивные моменты
у ребенка и начать с них.
7.
Изложить
ситуацию.
Стараться
сохранять
дружеский, доверительный тон разговора, быть готовым
понять позицию родителей.
8.
В
ходе
консультации
необходимо
д ат ь
возможность заинтересованным сторонам высказать свое
мнение и свое отношение к проблеме.
9.
Участники
консультации,
которые
пытаются
помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой
проблеме.
34
10.В ходе консультации неуместно сравнивать детей
друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах,
успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
11.Консультация специалистов, педагогов, классного
руководителя
должна
дать
родителям
ре а льные
рекомендации
по
проблеме.
Рекомендации
могут
быть
письменными или устными.
12.Консультация
должна
быть
перспективной,
способствовать реальным изменениям в семье в лучшую
сторону.
13.Результаты консультации не должны стать темой
обсуждения посторонних людей [13, с.294], [22, с.110-117].
В
ходе
индивидуальной
консультации
педагог
должен
внимательно
слушать
родителей
и
всем
своим
поведением
способствовать
тому,
чтобы
они
охотно
рассказывали о своем ребенке как можно больше.
Посещения на дому
При
посещении
семьи
происходит
знакомство
с
условиями жизни ученика.
Требования к организации посещения:
1. Педагог должен предупреждать о предполагаемом
визите с указанием дня и цели посещения.
35
2.
Посещение
возможно
только
после
получения
разрешения родителей, так как не многие родители готовы
к тому, чтобы их беспокоили дома.
3.
Посещение
педагогом
семьи
должно
оставить
хорошее
впечатление.
Для
этого
необходимо
вначале
поговорить
на
отвлеченные
темы,
расспросить
о
традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в
семье и лишь потом обсуждать причину прихода.
3.
Педагог
должен
побеседовать
с
родителями
о
характере
ребенка,
его
интересах,
его
склонностях,
об
отношении
к
родителям,
к
школе,
проинформировать
родителей
об
успехах
его
ребенка,
дать
советы
по
организации выполнения домашних заданий и т.д.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ДОСУГОВЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Родители
—
частые
гости
и
на
внеклассных
мероприятиях.
Это
и
спортивные
соревнования
«Папа,
мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные
Международному
женскому
дню
8
марта,
и
вечера
36
«Встреча
с
профессией»,
и
концерты
художественной
самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих
детей
родителям,
открыть
для
себя
еще
не
известные
стороны их интересов, увлечений, таланта.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка
концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и
спектаклей;
соревнования,
конкурсы,
КВН;
домашние
клубы
выходного
дня;
кружки,
организованные
родителями.
Кроме того, даже не систематические, а единичные
коллективные
дела
класса,
проводимые
совместно
с
родителями,
имеют
огромный
воспитательный
эффект.
Возможно,
например,
проведение
вечера-встречи
«Мир
увлечений
нашей
семьи»,
на
котором
демонстрируются
поделки,
сувениры
—
все
то,
чем
семья
увлекается
в
свободное время.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета для родителей первоклассников
Ц е л ь : выяснить
основные
сведения
о
ребенке,
поступающем в школу и его семье.
Порядок проведения:
37
Вопросы
Ответы
1.
Общие сведения о семье
1.1.ФИО ребенка
1.2.Дата рождения ребенка
1.3.Сведения о матери:
- ФИО
-Дата рождения
-Образование
- Специальность
-Место работы
- Проживает ли совместно с ребенком
1.4.Сведения об отце:
- ФИО
-Дата рождения
-Образование
- Специальность
-Место работы
- Проживает ли совместно с ребенком
1.5.Сведения о других членам семьи,
проживающих совместно с ребенком.
1.6.Наличие других детей в семье, их
возраст.
1.7.Кто из всех членов семье больше времени
проводит с ребенком?
1.8.Наличие совместного досуга всех членов
семьи.
1.9.Жилищные условия семьи.
2.
Сведения о здоровье ребенка
2.1.Часто ли Ваш ребенок болеет
простудными заболеваниями?
2.2.Наличие хронических заболеваний и
травм.
2.3.Эмоциональность и впечатлительность
ребенка (высокая, средняя, низкая)
38
2.4.Физическая активность, непоседливость
ребенка
2.5.Ваш ребенок- правша или левша?
3.
Сведения о готовности ребенка к школе
3.1.Посещал ли Ваш ребенок дошкольное
образовательное учреждение? (Если «да», то
в течение скольких лет)
3.2.Посещал ли ребенок секции, кружки?
Какие?
3.3.Какие навыки самообслуживания
развиты у ребенка? (самостоятельность в
уборке игрушек, постели и т.д.)
3.4.Как ваш ребенок помогает в работе по
дому?
3.6. Как вы оцениваете психологическую и
интеллектуальную готовность ребенка к
школе?
4.
Интересы и способности ребенка
4.1.Любимые занятия вашего ребенка? (игра
со сверстниками, чтение ему книг вслух,
рисование, лепка, пение, конструирование,
придумывание новых игр, пересказ историй
и сказок, просмотр детских передач,
мультфильмов, игры на компьютере)
4.2.Какие качества и способности вашего
ребенка вы наиболее цените?
4.3.От каких дурных привычек вы
стремитесь отучить ребенка?
4.4.Какие индивидуальные особенности
вашего ребенка должен знать и учитывать
при обучении педагог?
4.5.Что бы вы хотели знать и какие советы
получить от педагога, школьного психолога,
логопеда, других специалистов нашего
39
образовательного учреждения?
4.6.Дополнительные сведения, которые вы
бы хотели сообщить педагогу о себе и
ребенке.
Обработка результатов: Родители будут знать, что
важно знать их учителю начальных классов об их семье,
какие особенности ребенка учесть при обучении в школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Социальный паспорт семьи
Ф.И..О. ученика, дата рождения, место
проживания.
Ф.И.О.матери, дата рождения , место
работы, образование.
Ф.И.О.отца, , дата рождения , место
работы, образование.
Семья
полная
(если
оба
родителя
р о д н ы е
и л и
р е б ё н о к
усыновлён),неполная(сожитель).
40
Родители разведенные.
Вдовы
Одинокие матери,отцы.
Количество детей в семье.
Количество
детей,
обучающихся
в
школе.(Ф.И.О.класс)
Родители инвалиды.
-
Родители пенсионеры.
-
Родители,
отслужившие
в
горячих
точках.(указать где ?)
-
Семья
малообеспеченная
(считается,
если получают д/компенсацию)
Родители б/работные
Родители работают, но не оформлены
Семья
малообеспеченная
(доход
на
каждого
члена
семьи
не
превышает
прожиточный минимум)
41
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тематика родительских собраний
Класс
Тематика собраний
1
«Первый раз, в первый класс!»
«Режим дня в жизни школьника»
«Трудности
адаптации
первоклассников
к
школе»
«Значение
эмоций
для
ф о рм и р о ва н и я
положительного
взаимоотношения
ребенка
с
окружающим миром»
«Родителям о внимании и внимательности»
«Что надо знать о леворукости ребенка?»
2
«Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит
меня всегда!»
«Первые уроки школьной отметки»
«Законы жизни семьи. Законы жизни класса»
«Роль
книги
в
развитии
интеллектуальных
способностей ребенка»
«Поощрение и наказание детей в семье»
«Отец- звучит гордо!»
3
«Семейные традиции»
«Эстетическое воспитание ребенка в семье»
42
«Перелистывая страницы учебного года»
4
«Особенности
обучения
в
4
–
выпускном
классе»
«О родных и близких людях с любовью»
«Поговорим о дружбе»
«Речевые навыки и их значение в дальнейшем
обучении школьников»
«Как уберечь ребенка от насилия.»
«Ка к
п одготов и т ь
де т е й
к
и т о г о в ы м
переводным работам?»
43