Напоминание

"Организация взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников"

Автор: Анненкова Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "Кировский педагогичексий колледж"
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский педагогический колледж»

Организация взаимодействия

классного руководителя с

родителями младших

школьников

Методические рекомендации

г. Киров 2018

1

Организация

взаимодействия

классного

руководителя

с

родителями младших школьников

Методические рекомендации

Составитель:

Е.В.

Анненкова

преподаватель

Кировского

педагогического

колледжа

Методическое рекомендации созданы в помощь

учителям

начальных

классов

для

организации

взаимодействия

с

родителями младших школьников и

студентам специальности

44.02.02

«Преподавание

в

начальных

классах»

при

изучении

дисциплины МДК 03.01 «Теоретические и методические основы

деятельности классного руководителя».

В

методических

рекомендациях

представлены

теоретические

и

практические

материалы

по

организации

взаимодействия классного руководителя с родителями младших

школьников.

К

методическим

рекомендациям

разработано

электронное приложение.

©Киров:

КОГПОБУ

«Кировский

педагогический

колледж»,

2018г

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Формы работы классного руководителя с семьей

7

Работа с родителями в 1 классе

Классный родительский комитет

Родительское собрание в начальной школе

Индивидуальные формы работы с родителями

Организация совместных досуговых мероприятий

17

22

26

33

37

Приложения

Приложение А Анкета для родителей

первоклассников

38

Приложение Б Социальный паспорт класса

Приложение В Тематика родительских собраний

41

43

3

ВВЕДЕНИЕ

Ме тод и ч е с к и е

р е ком е н д а ц и и

«Организация

взаимодействия

классного

руководителя

с

родителями

младших

школьников»

разработано

для

вовлечения

родителей

учащихся

в

у ч е б н о - в о с п и т ат е л ь н у ю

деятельность детей.

Цель работы с родителями:

создание условий для

обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи

для

создания

максимально

благоприятных

условий

развития

учащегося,

реализации

им

индивидуального

потенциала в условиях ученической жизни и дома.

Задачи работы с родителями:

формирование

активной

педагогической

позиции;

просвещение

по

вопросам

воспитания

и

обучения детей;

привлечение к взаимодействию с классным

руководителем.

Работа

классного

руководителя

с

семьей

должна

быть

систематической,

планомерной.

При

работе

с

родителями учитель должен использовать разнообразные

формы взаимодействия.

4

Содержание сотрудничества классного руководителя

с

родителями

включает

три

основных

направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей; участие

родителей

в

учебно-воспитательном

процессе;

участие

родителей в управлении школой.

Психолого - педагогическое просвещение родителей

предполагает

организацию

следующих

форм

работы

с

семьей:

родительских

университетов,

конференций,

индивидуальных

и

тематических

ко н сул ьт а ц и й ,

родительских собраний, тренингов и т.д.

Вовлечь

родителей

в

учебно-воспитательный

процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

дней творчества детей и родителей, открытых уроков и

совместных

мероприятий,

помощи

в

организации

и

проведении внеклассных дел и в укреплении материально-

технической базы школы и класса, шефской помощи.

Однако

родители

должны

и

могут

активно

участвовать

в

управлении

школьной

жизнью.

Одной

из

форм участия родителей является деятельность школьного

и классного родительского комитетов.

Методические

рекомендации

созданы

в

помощь

учителям

начальных

классов

для

активной

работы

с

родителями учащихся и студентам специальности 44.02.02

5

«Преподавание

в

начальных

классах»

при

изучении

дисциплины МДК 03.01 «Теоретические и методические

основы деятельности классного руководителя».

Настоящее

по собие

содерж ит:

в в е д е н и е ;

характеристику

основных

форм

работы

с

родителями;

особенности работы с родителями в 1 классе; особенности

организации

работы

классного

родительского

комитета;

особенности

организации

классного

родительского

собрания и индивидуальной работы с родителями; список

используемых

источников;

содержание

электронного

приложения

и

приложения,

которые

помогут

учителю

организовать эффективное взаимодействие с родителями

учащихся.

6

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ

При

работе

с

родителями

учитель

использует

различные формы взаимодействия с семьей. Все формы

взаимодействия классного руководителя с семьей можно

разделить на

коллективные и индивидуальные формы, а

также, не забывая и о диагностической работе с семьями

учащихся начальной школы.

Коллективные

формы

работы

Индивидуальные

формы работы

Диагностическа

я работа

Традиционные

родительские собрания

Консультации

для

родителей

(очные

и заочные)

Наблюдение

Нетрадиционные

родительские собрания:

-Педагогический диспут

-Деловая игра

-Педагогическая

мастерская

-Родительский тренинг

П е р е п и с к а

с

родителями

через

электронный

журнал,

социальные

сети,

собственный

сайт

учителя

Опрос

(диагностическа

я

б е с е д а ,

анкетирование)

Конференции

Посещение

семей

на дому

Тестирование

Лекции

Семинары- практикумы

Родительские ринги

Совместные мероприятия

с детьми

Открытые

уроки,

дни

открытых дверей

Работа

с

родительским

активом

Совет школы

7

Преимущество использования коллективных форм

работы классного руководителя с родителями заключается

в том, что данные формы помогают охватить сразу большое

количество

родителей,

проанализировать

проблемы

большинства

учащихся,

совместно

найти

пути

решения

этих проблем.

Основной

задачей

такой

работы

является

активизация педагогической, воспитательной деятельности

семьи,

придание

ей

целенаправленного,

общественно

значимого характера.

Преимущество индивидуальной работы в том, что

консультации, беседы позволяют родителям обсудить

с

учителем

Коллективные формы работы

Универсальной формой взаимодействия учителя с

родителями

являет ся традиционное

родительское

собрание.

Оно

призвано

стать

местом

обсуждения

актуальных

проблем

учебно-воспитательной

работы,

проведения

бесед

педагогического

с од е р ж а н и я ,

организации обмена опытом по воспитанию детей в семье,

анализа

нестандартных

подходов

в

р е а л иза ции

воспитательных задач и т.д.

8

Следующей

активной

формой

взаимодействия

к л а с с н о г о

р у ко в о д и т е л я

с

с е м ь е й

я в л я ю т с я

нетрадиционные родительские собрания, проводимые по

нестандартной

структуре,

такие

как:

педагогические

диспуты,

деловые

игры,

педагогические

мастерские,

родительские тренинги и т.д.

Педагогический

диспут

одна

из

наиболее

интересных

форм

повышения

педагогической

культуры.

Отличительная особенность диспута заключается в том,

что

он

позволяет

вовлечь

всех

присутствующих

в

обсуждение

поставленных

проблем,

способствует

выработке

умения

всесторонне

анализировать

факты

и

явления,

опираясь

на

приобретенные

навыки

и

накопленный опыт. [1, с.88].

Деловая

игра- форма

коллективной

творческой

деятельности

по

изучению

уровня

сформированности

педагогических умений участников. [1, с.88].

Следующей формой работы с родителями является

педагогическая

мастерская.

Мастерская

позволяет

построить совместный диалог классного руководителя и

родителей.

Учитель,

знаток

педагогики

и

психологии,

выступает

в

роли

мастера,

который

организует

9

сотрудничество так, чтобы родители создали собственный

продукт. [5, с.12-15].

Родительские тренинги – активная форма работы с

родителями,

которые

хотят

изменить

механизм

взаимодействия

со

своим

ребенком,

сделать

его

более

открытым и доверительным.

Л е к ц и я

форма

психолого-педагогического

просвещения,

раскрывающая

сущность

той

или

иной

проблемы

воспитания.

Лучший

лектор-

сам

учитель-

воспитатель,

знающий

интересы,

проблемы

и

заботы

родителей.

Главное

в

лекции

научный

анализ

воспитательных

явлений,

ситуаций.

Поэтому

в

лекции

следует

вскрывать

причины

явлений,

условия

их

протекания, механизм проведения ребенка, закономерности

развития его психики, правила семейного воспитания. [1,

с.86-87].

Практикум

форма

выработки

у

родителей

педагогиче ских

умений

по

во спитанию

д е т е й ,

эффективному

решению

возникающих

педагогических

ситуаций,

своеобразная

тренировка

педагогического

мышления родителей- воспитателей.

В

ходе

педагогического

практикума

учитель

предлагает

найти

выход

из

какой-

либо

конфликтной

10

ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях

родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить

свою позицию в той или иной предполагаемой или реально

возникшей ситуации[1, с.87-88].

О с н о в н о й

з а д ач е й родительского

семинара

является

расширение

знаний

родителей

о

психологии

воспитания, о педагогических приемах взаимодействия в

детьми,

изменение

отношения

родителей

к

самому

процессу воспитания.

При

проведении

семинаров

могут

использоваться

следующие приемы:

1.Мини

лекции

приглашенных

специалистов

(педагогов,

психологов,

социальных

работников,

дефектологов и т.д.) по отдельным вопросам.

2.

Групповые

дискуссии,

в

основе

которых

конкретные

педагогические

ситуации,

пережитые

родителями.

3.Книжная

терапия,

суть

которой

заключается

в

обсуждении

специально

подобранных

педагогом

к

семинару

научно-

популярных

методических

пособий,

посвященных

проблемам

семейной

жизни

и

семейного

воспитания.

11

Прочно

вошла

в

жизнь

начальной

школы

такая

форма работы с родителями, как день открытых дверей,

отрытый урок [1, с.88]..

В некоторых школах для этого

выделяется

определенный

день

месяца,

в

других

назначается

в

зависимости

от

условий

школы,

необходимости

решения

тех

или

иных

педагогических

проблем. В этот день в школу приглашаются все родители.

Родительские

конференции - форма просвещения

родителей,

которая

расширяет,

углубляет

и

закрепляет

знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой

тематике.

Наиболее

эффективными

и

содержательными

являются конференции по обмену опытом в воспитании

детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и

та же проблема рассматривается под различными углами

зрения. [1, с.87].

Родительские

ринги

одна

из

дискуссионных

форм общения родителей и формирования родительского

коллектива. Родительский ринг проводится с той целью,

чтобы многие папы и мамы могли утвердиться в правоте

своих

методов

воспитания

и

провести

ревизию

своего

педагогического

арсенала,

задуматься

над

тем,

что

в

воспитании своего ребенка они делают правильно, а что

совсем не так.

12

Следующая активная форма работы с родителями -

совместные мероприятия родителей с детьми.

Одной

из

форм

участия

родителей

является

деятельность

школьного

и

классного

родительского

комитета. Родительский

комитет

представительный

орган

родительской

общественности.

Это

о собая

оперативная

группа

родителей

класса,

которая

является

с в я з у ю щ и м

з в е н о м

м е ж д у

с е м ь е й ,

ш к о л о й ,

общественностью и учащимися класса.

Индивидуальные формы работы

Индивидуальные

консультации проводятся

по

инициативе родителей или по инициативе учителя.

Пос ещения

на

дому

эффективная

форма

индивидуальной

работы

педагога

с

родителями.

При

посещении

семьи

происходит

знакомство

с

условиями

жизни ученика.

Переписка

с

родителями

-

письменная

форма

информирования

об

успехах

их

детей.

Допускается

извещение

родителей

о

предстоящей

совместной

деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы

и

пожелания

в

воспитании

детей.

Главное

условие

переписки – доброжелательный тон, радость общения.

13

Диагностическая работа

Диагностическая

работа

проводится

с

целью

получения информации об особенностях развития ребенка

в

с емье,

об

уровне

с емейного

во спит ания,

о

взаимоотношениях членов семьи.

Наблюдение

описательный

психологический

метод исследования, заключающийся в целенаправленном

и

организованном

восприятии

и

регистрации

поведения

изучаемого

объекта.

При

наблюдении

важно

помнить

о

требованиях

его

проведения:

сохранение

условий

естественности

прохождения

исследуемых

явлений,

целенаправленное

изучение

и

поэтапная

фиксация

результатов.

Наблюдение как метод исследования используется

у ч и т е л е м

н ач а л ь н ы х

к л а с с о в

п р и

п о с е щ е н и и

неблагополучных семей на дому. Учитель ведет журнал

посещения

таких

семей,

фиксирует

полученные

результаты

туда,

анализирует

ситуацию

развития

семьи,

дает рекомендации и делает выводы.

Опрос – психологический метод, заключающийся в

осуществлении

взаимодействия

между

людьми,

участвующими

в

опросе,

посредством

получения

от

субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

14

Опрос

можно

рассматривать

как

один

из

самых

распространенных

методов

получения

информации

о

субъектах

респондентах

опроса.

Учитель

начальных

классов в своей работе использует такие два вида опроса,

к а к

п и с ь м е н н ы й

– анкетирование,

и

у с т н ы й

диагностическая беседа.

Диагностические беседы – их лучше использовать

для

предупреждения

конфликтных

ситуаций,

для

налаживания

взаимоотношений

между

родителями

и

детьми, между отдельными педагогами и семьей. В беседе

педагог должен больше слушать и слышать, а не давать

рекомендации воспитания и назидания.

Индивидуальные

диагно стиче ские

бе с ед ы

позволяют

устранить

отрицательные

и

укрепить

положительные факторы в семейном воспитании.

Чтобы

беседы

классного

руководителя

достигали

цели,

а

его

слово

воспринималось

как

руководство

в

воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный

совет родителям, но и подсказать, как его выполнить, не

только найти правильную форму общения во время беседы,

но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для

беседы время и место.

15

Рассказывая

о

ситуации,

послужившей

причиной

вызова в школу, попросить у родителей совета, что, по их

мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а

затем дать свои рекомендации. В такой беседе естественно

возникает

вопрос

о

повторной

встрече

для

того,

чтобы

выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова

наметить пути дальнейшей работы..

Анкетирование

психологический

метод,

в

котором

в

качестве

средства

для

сбора

сведений

используется специально оформленный список вопросов -

анкета.

Используется

с

целью

получения

какой

либо

информации

об

анкетируемом.

Оно

позволяет

наиболее

четко следовать намеченному плану исследования, так как

процедура «вопрос- ответ» строго регламентирована.

В своей работе учитель использует анкетирование в

работе

с

родителями

при

подготовке

к

родительским

собраниям для выяснения различных семейных проблем и

трудностей, возникающих у родителей с детьми.

Также учитель может использовать такой метод как

тестирование. Этот метод позволяет быструю обработку

данных,

так

как

используются

стандартизированные

вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу

значений.

16

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В 1 КЛАССЕ

Первый год учебы в школе имеет большое значение.

От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем.

Значит, первый класс серьезное испытание как для ребенка

так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы

семейного воспитания.

-Знакомство

с

родителями

буд у щ и х

первоклассников

лучше

проводить

в

мае-июне,

чтобы

они

после

определенных

советов

и

рекомендаций, смогли принять необходимые меры

для

устранения

существующих

и

выявленных

недостатков в подготовленности детей к обучению в

школе.

-К первому родительскому собранию учитель

готовится задолго до намеченного времени, ведь от

того,

как

он

пройдет,

зависит

все

дальнейшее

сотрудничество с семьей будущего первоклассника.

Удобно приглашать обоих родителей – письменно,

рассылать пригласительные письма.

Цель

первого

родительского

собрания:

знакомство с родителями, сбор банка данных семьи; советы

и рекомендации учителя и психолога.

17

Советы по организации первого родительского

собрания:

-Собрание

начинается

с

небольшого

рассказа

учителя

о

себе.

Кроме

имени,

фамилии,

назвать

педагогический стаж, образование, ведь родителям тоже

интересно узнать об учителе своего ребенка,

-Попросить

родителей

кратко

рассказать

о

семье

Подобное

знакомство

создаст

более

доверительную

атмосферу.

-Собрание можно начать такими словами « С этого

дня ваши дети стали и моими. Радости и огорчения у нас

теперь общие» . Такое начало располагает родителей к

учителю, указывает на единство стремлений.

-Далее

даются

советы

по

готовности

ребенка

к

школе. Полезно пригласить психолога.

-После этого решаются организационные моменты .

Необходимо

определиться

со

школьной

формой,

проинформировать

родителей

о

необходимых

учебных

принадлежностях

,

оговаривается

подготовка

к

первому

сентября

-

Так

же

на

этом

собрании

начинается

изучение

классным руководителем семей учащихся .

18

Родителям

предлагается

заполнить

Анкету

для

родителей первоклассников (ПРИЛОЖЕНИЕ А), данные

которой необходимы для заполнения социального паспорта

семьи и класса.(ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Пример

разработки

такого

родительского

собрания

представлен

в

электронном

приложении

к

данным методическим рекомендациям.

До

начала

учебного

года,

вторым

шагом

для

изучения

семьи

являются посещения

на

дому с целью

узнать

психологический

климат

в

семье,

состав

семьи,

материально-бытовые

условия,

отношение

старших

к

ребенку, применение поощрений и наказаний,

Каждое посещение – по графику, с предварительной

договоренностью с родителями, в удобное для них время. К

таким

посещениям

учитель

тщательно

готовится.

Надо

продумать,

на

что

особо

обратить

внимание,

о

чем

спросить, что посоветовать.

При всей неповторимости каждой семьи, учителя

должно заинтересовать следующее:

- психологический климат в семье, состав семьи;

- общий порядок в доме: есть ли отдельная комната для

р е б е н к а ,

с п е ц и а л ь н ы й

с т о л

д л я

з а н я т и й ;

- беседа со всеми членами семьи о воспитании, о здоровье,

19

и н д и в и д у а л ь н ы х

о с о б е н н о с т я х

р е б е н к а ;

- о применении поощрений и наказаний в семье.

Таким образом, у учителя появился банк данных о

семье будущего первоклассника. Теперь ему за оставшееся

время,

надо

определить

цель

и

задачи

обучения

и

воспитания.

На

первое

место

ставятся

проблемы

физического и психического здоровья учащихся, поскольку

именно от них зависят успехи в учебе и уровень общего

развития.

Следующее родительское собрание планируется по

окончанию

первой

учебной

недели

сентября.

На

этом

собрании

необходимо

подвести

итоги

первой

недели

обучения, объяснить систему обучения в 1 классе – почему

не ставятся оценки и не задается домашнее задание. На

этом же собрании избирается родительский комитет

Для

того,

чтобы

отслеживать

успехи

и

неудачи

ребенка в школе и для более плотного взаимодействия с

родителями в начале первого класса можно использовать

такую форму работы , как «Дневник общения родителей

и учителя».

В таком дневнике учитель рассказывает родителям

как вел себя ребенок, как отвечал, какое настроение было у

него, а родители пишут ,

с каким настроением ребенок

20

вернулся

из

школы,

что

его

заинтересовало,

какие

проблемы

возникли.

Но

такая

форма

работы

требует

больших временных затрат. Поэтому можно организовать

это только с родителями

отдельных детей,

у которых

возникают какие-то глобальные трудности.

Таким

образом.,

организация

и з н ач а л ь н о

правильного взаимодействия с родителями- залог успеха в

дальнейшем сотрудничестве .

21

КЛАССНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

Согласно

Закону

«Об

образовании»,

типовым

положениям

об

общеобразовательных

учреждениях

и

уставу школы классные родительские комитеты должны

организовываться в каждой школе.

Цель

создания:

защита

интересов

и прав

несовершеннолетних

детей в школе и

оказание

помощи

администрации

и

педагогическому

коллективу

в

организации учебно-воспитательного процесса.

В «Положении о родительском комитете класса»,

подписанным

директором

в

каждом

учебном

учреждении , прописано:

-в чем заключается работа родительского комитета

в классе

- как его правильно выбрать,

-как часто проводить заседания,

-основные права и обязанности

Состав родительского комитета класса:

- Формируется на первом собрании из родителей

учащихся класса на добровольной основе ;

- Количество 4-7 человек (в зависимости от общего

количества человек) ;

22

- Утверждается путем голосования на срок 1 год

или

на

все

годы

обучения,

это

зависит

от

желания

родителей;

-

В

состав

родительского

комитета

входит

председатель

и

несколько

членов,

ответственных

за

отдельные участки работы.;

-Каждый

из

ответственных

подбирает

группу

активных

родителей.

Каждая

группа

распределяет

обязанности. Например:

Следит за успехами детей в учебе;

Помогает в организации работы со

слабоуспевающими и неуспевающими учениками;

Организует

экскурсии,

поход ы,

внеклассные мероприятия;

Отвечает

за

трудовое

воспитание

детей;

Помогает

решать

экономические

и

социально-бытовые проблемы;

- Обычно председатель комитета класса входит в

состав родительского комитета школы, но это может быть и

другой его представитель.

Права

и

обязанности

родительского

комитета

класса

23

Права:

принимать участие в организации на

уровне

класса

в

учебно-воспитательном

процессе

(посещать уроки, мероприятия), а также досуга детей

класса (экскурсии, культурные походы);

совместно с классным руководителем

проводить работу с проблемными семьями (посещать

на дому, проводить беседы, организовывать помощь);

оказывать помощь в покупке пособий

и

других

необходимых

вещей

для

полноценного

учебного процесса и досуга;

р е ш ат ь

хо з я й с т в е н н о - б ы т о в ы е

вопросы

относительно

занимаемого

классом

кабинета;

вносить предложения об оптимизации

учебного процесса;

быть отмеченными любыми формами

поощрения;

в

случае

необходимости

привлекать

необходимых

специалистов

для

разрешения

сложившихся проблем в семьях учащихся.

Обязанности:

24

организовывать

взаимосвязь

между

родителями класса и педагогом;

вовлекать

родителей

в

совместную

деятельность

с

их

детьми

и

участвовать

во

внеурочных мероприятиях;

быть

корректными

в

общении

с

родителями, детьми и педагогом;

представлять интересы класса на всех

уровнях;

вести

необходимую

документацию

(протоколы родительских собраний, планы работы на

учебный

год,

примерный

график

собраний,

«Положение о родительских комитетах класса»);

предоставлять

письменный

отчет

о

потраченных денежных средствах.

Периодичность проведения заседаний:

Заседания

классного

родительского

комитета

проводятся

по

мере

необходимости,

для

решения

насущных вопросов, но не реже 3-4 раз за учебный год.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

25

Универсальной формой взаимодействия учителя с

родителями

является родительское

собрание.

О н о

призвано стать местом обсуждения

актуальных проблем

учебно-воспитательной

работы,

проведения

бесед

педагогического содержания, организации обмена опытом

по

воспитанию

детей

в

семье,

анализа

нестандартных

подходов в реализации воспитательных задач и т.д.

Периодичность проведения:

-Школьные родительские собрания -2 раза в год.

Здесь

родителей

знакомят

с

документами

о

школе,

с

основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

-Классные

родительские

собрания

проводятся

5-6

раз

в

год.

На

них

обсуждаются

задачи

учебно-

во спит атель ной

работы

класс а,

п л а н и р о в а н и е

воспитательной

работы

в

классе,

намечаются

пути

наиболее

тесного

сотрудничества

семьи

со

школой,

подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь

тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости,

но

и

рассматривают

актуальные

проблемы.

На

таких

собраниях

обсуждение

успеваемости

не

сама

цель,

а

мостик к той или иной педагогической проблеме.

26

Виды

родительских

собраний

многообразны:

организационные,

собрания

по

плану

родительского

всеобуча,

тематические,

собрания

диспуты,

итоговые

(четвертные)

и

т.д.

Тематика

родительских

собраний

составляется

классным

руководителем,

обсуждается

на

родительском

комитете.

Очередная

тема

собрания

выбирается

всеми

родителями.

Примерная

тематика

родительских

собраний

представлена

в

приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Подготовка

и

проведение

родительского

собрания:

1.Тема

родительского

собрания

должна

быть

актуальна для родителей.

2.Тщательно продумать «сценарий» собрания.

3.Подготовить

вопросы,

которые

следует

задать

родителям.

4.Продумать оформление классной комнаты, чтобы

она соответствовала проблеме обсуждения.

5.Провести анкетирование родителей и (или) детей,

чтобы посмотреть на проблему их глазами.

6.Подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие

материалы,

которые

раскрывают

отдельные

моменты

из

жизни класса.

27

7.Расставить столы и стулья по кругу, чтобы все

чувствовали себя в одинаковых условиях.

8.Продумать

персональное

приглашение

каждому

родителю на собрание.

9.Привлекать к подготовке собрания родительский

комитет класса или отдельных активных родителей

10. Родительское

собрание должно проводиться в

удобное для родителей время.

11. Общение классного руководителя и родителей

должно быть тактичным и выдержанным.

12. Родительское собрание не должно навешивать

ярлыков.

Примерная структура родительского собрания :

1.Вступительное

слово

классного

руководителя

(представление гостей) - 5 мин.

2 . А н а л и з

а н к е т

р о д и т е л е й

( к л а с с н ы м

руководителем,

психологом,

учителем),

чтобы

ярче

обнажить проблему встречи - 5-7мин.

3.Выступление по теме: специалист или классный

руководитель.

Выступление

должно

быть

ярким,

лаконичным, доступным - 10-15мин.

4.Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.

28

5.Ана лиз

успеваемо сти

класс а

к л а с с н ы м

руководителем.

Начинать

только

с

положительных

результатов. Никогда не называть по фамилии отстающих,

недисциплинированных детей, не «клеймить их позором».

Анализ

должен

выражать

уверенность,

что

совместная

работа позволит исправить положение дел.

В

заключительной

части

встречи

классный

руководитель

благодарит

родителей

за

у ч а с ти е ,

совместную работу.

Советы психологов:

-Перед

началом

собрания

лучше

«оставить

за

дверью» плохое настроение

-Отведите

на

проведение

собрания

не

более

1,5

часов

-Обращаться к родителям по имени и отчеству

-Перед

началом

родительского

собрания

объявите

вопросы, которые планируете обсудить

-Начинать

с

позитивного,

затем

поговорить

о

негативном,

завершить

разговор

предложениями

на

будущее

-Предупредите родителей, что не вся информация

может быть передана детям

-Поблагодарите всех, кто нашел время придти

29

-Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете,

как трудно ребенку учиться

личной

беседе

оценивайте

успехи

детей

относительно их потенциальных возможностей

-Доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не

означает «плохой человек»

-Родитель должен уйти с собрания с ощущением,

что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

-Обсуждать присутствующих родителей за неявку на

предыдущих собраниях

-Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных

классов

-Давать негативную оценку всему классу

-Переоценивать значение отдельных предметов

- И с п оль зо ват ь

в

о б щ е н и и

с

р од и т е л я м и

назидательный тон

Учителю

следует проанализировать

результаты

проведенного собрания по плану:

1.

Какова

повестка

р од и те л ь с ко го

собрания и ее целесообразность на данном этапе?

2.

Н а с ко л ь ко

к в а л и ф и ц и р о в а н н о

раскрыта тема?

30

3.

Как

организован

обмен

мнениями

и

лучшим опытом семейного воспитания?

4.

Р е ко м е н д о в а н а

л и

р о д и т е л я м

педагогическая литература по изучаемой теме?

5.

Предложены

ли

родителям

памятки,

советы по теме лектория?

6.

Организована

ли

выставка

детских

работ?

7.

Выявлены ли причины недостатков в

работе класса? Поставлены ли задачи?

8.

К а ко в

х а р а к т е р

в ы с т у п л е н и я

родителей?

9.

С д е л а н ы

л и

в ы в о д ы

п о

обследованному

вопросу?

Принято

ли

решение?

Насколько оно корректно, реально?

10.

Выполнено

ли

ранее

п р и н я то е

решение?

11.

Н а с коль ко

т а кт и ч е н

к л а с с н ы й

руководитель по отношению к родителям учащихся

(особенно слабых)?

12.

Подготовлено ли помещение?

31

13.

К а к о в а

я в к а

р о д и т е л е й ,

прослеживается ли их заинтересованность делами

класса?

14.

Вывод

руководителя

об

уровне

подготовки и проведения родительского собрания.

Предложения по повышению эффективности этой

работы

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальные

консультации

проводятся

по инициативе родителей или по инициативе учителя.

Поводы

для

приглашения

родителей

на

консультацию:

- результаты наблюдений педагога за ребенком

- проблемы общения ребенка с классом и педагогами

- конфликтная ситуация

- плохая успеваемость и другие

Пригласить

родителей

на

индивидуальную

консультацию можно:

-написав в дневнике ребенка

- приготовив специальное приглашение

32

-позвонив

по

телефону

(Начать

разговор

можно

словами: «Здравствуйте! Я бы хотела с вами поговорить. Я

думаю, что ваш ребенок мог бы учиться лучше. Давайте

вместе подумаем, что можно сделать»)

Если в коллективе есть проблемы, касающиеся

нескольких

семей,

то

можно

провести

тематическую

консультацию.

Она

требует

серьезной

подготовки

со

стороны

учителя,

специалистов.

Темы

для

подобных

консультаций

тщательно

отбираются.

Подобная

консультация

будет

полезна

только

в

том

случае,

если

родители осознают проблему, из-за которой их пригласили.

В тематических консультациях могут принимать участие

специалисты, которые могут помочь найти оптимальный

вариант

решения

проблемы.

Это

социальный

педагог,

психолог,

представитель

правоохранительных

органов

и

т.д.

При

проведении

консультаций

важно

помнить

следующие требования:

1.Консультации проводятся по запросам родителей,

ребенка и классного руководителя.

2.Заранеее

необходимо

договориться

о

времени

встречи

33

3. Учитель и родители должны быть уверены в том,

что будет достаточно времени для разговора

4.Учитель должен заранее сформулировать задачу

разговора,

обозначить

его

направление

как

совместный

поиск решения

5. Проблема, которая будет обсуждаться, классному

руководителю

хорошо

известна

и

рассматривалась

им

самим

с

различных

позиций:

ребенка,

родителей,

педагогов.

6.

Вначале

беседы

необходимо

поблагодарить

родителей за то, что они пришли, выразить надежду на то,

что

совместными

усилиями

удастся

справиться

с

возникшими трудностями. Отметить позитивные моменты

у ребенка и начать с них.

7.

Изложить

ситуацию.

Стараться

сохранять

дружеский, доверительный тон разговора, быть готовым

понять позицию родителей.

8.

В

ходе

консультации

необходимо

д ат ь

возможность заинтересованным сторонам высказать свое

мнение и свое отношение к проблеме.

9.

Участники

консультации,

которые

пытаются

помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой

проблеме.

34

10.В ходе консультации неуместно сравнивать детей

друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах,

успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

11.Консультация специалистов, педагогов, классного

руководителя

должна

дать

родителям

ре а льные

рекомендации

по

проблеме.

Рекомендации

могут

быть

письменными или устными.

12.Консультация

должна

быть

перспективной,

способствовать реальным изменениям в семье в лучшую

сторону.

13.Результаты консультации не должны стать темой

обсуждения посторонних людей [13, с.294], [22, с.110-117].

В

ходе

индивидуальной

консультации

педагог

должен

внимательно

слушать

родителей

и

всем

своим

поведением

способствовать

тому,

чтобы

они

охотно

рассказывали о своем ребенке как можно больше.

Посещения на дому

При

посещении

семьи

происходит

знакомство

с

условиями жизни ученика.

Требования к организации посещения:

1. Педагог должен предупреждать о предполагаемом

визите с указанием дня и цели посещения.

35

2.

Посещение

возможно

только

после

получения

разрешения родителей, так как не многие родители готовы

к тому, чтобы их беспокоили дома.

3.

Посещение

педагогом

семьи

должно

оставить

хорошее

впечатление.

Для

этого

необходимо

вначале

поговорить

на

отвлеченные

темы,

расспросить

о

традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в

семье и лишь потом обсуждать причину прихода.

3.

Педагог

должен

побеседовать

с

родителями

о

характере

ребенка,

его

интересах,

его

склонностях,

об

отношении

к

родителям,

к

школе,

проинформировать

родителей

об

успехах

его

ребенка,

дать

советы

по

организации выполнения домашних заданий и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ДОСУГОВЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Родители

частые

гости

и

на

внеклассных

мероприятиях.

Это

и

спортивные

соревнования

«Папа,

мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные

Международному

женскому

дню

8

марта,

и

вечера

36

«Встреча

с

профессией»,

и

концерты

художественной

самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих

детей

родителям,

открыть

для

себя

еще

не

известные

стороны их интересов, увлечений, таланта.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка

концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и

спектаклей;

соревнования,

конкурсы,

КВН;

домашние

клубы

выходного

дня;

кружки,

организованные

родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные

коллективные

дела

класса,

проводимые

совместно

с

родителями,

имеют

огромный

воспитательный

эффект.

Возможно,

например,

проведение

вечера-встречи

«Мир

увлечений

нашей

семьи»,

на

котором

демонстрируются

поделки,

сувениры

все

то,

чем

семья

увлекается

в

свободное время.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета для родителей первоклассников

Ц е л ь : выяснить

основные

сведения

о

ребенке,

поступающем в школу и его семье.

Порядок проведения:

37

Вопросы

Ответы

1.

Общие сведения о семье

1.1.ФИО ребенка

1.2.Дата рождения ребенка

1.3.Сведения о матери:

- ФИО

-Дата рождения

-Образование

- Специальность

-Место работы

- Проживает ли совместно с ребенком

1.4.Сведения об отце:

- ФИО

-Дата рождения

-Образование

- Специальность

-Место работы

- Проживает ли совместно с ребенком

1.5.Сведения о других членам семьи,

проживающих совместно с ребенком.

1.6.Наличие других детей в семье, их

возраст.

1.7.Кто из всех членов семье больше времени

проводит с ребенком?

1.8.Наличие совместного досуга всех членов

семьи.

1.9.Жилищные условия семьи.

2.

Сведения о здоровье ребенка

2.1.Часто ли Ваш ребенок болеет

простудными заболеваниями?

2.2.Наличие хронических заболеваний и

травм.

2.3.Эмоциональность и впечатлительность

ребенка (высокая, средняя, низкая)

38

2.4.Физическая активность, непоседливость

ребенка

2.5.Ваш ребенок- правша или левша?

3.

Сведения о готовности ребенка к школе

3.1.Посещал ли Ваш ребенок дошкольное

образовательное учреждение? (Если «да», то

в течение скольких лет)

3.2.Посещал ли ребенок секции, кружки?

Какие?

3.3.Какие навыки самообслуживания

развиты у ребенка? (самостоятельность в

уборке игрушек, постели и т.д.)

3.4.Как ваш ребенок помогает в работе по

дому?

3.6. Как вы оцениваете психологическую и

интеллектуальную готовность ребенка к

школе?

4.

Интересы и способности ребенка

4.1.Любимые занятия вашего ребенка? (игра

со сверстниками, чтение ему книг вслух,

рисование, лепка, пение, конструирование,

придумывание новых игр, пересказ историй

и сказок, просмотр детских передач,

мультфильмов, игры на компьютере)

4.2.Какие качества и способности вашего

ребенка вы наиболее цените?

4.3.От каких дурных привычек вы

стремитесь отучить ребенка?

4.4.Какие индивидуальные особенности

вашего ребенка должен знать и учитывать

при обучении педагог?

4.5.Что бы вы хотели знать и какие советы

получить от педагога, школьного психолога,

логопеда, других специалистов нашего

39

образовательного учреждения?

4.6.Дополнительные сведения, которые вы

бы хотели сообщить педагогу о себе и

ребенке.

Обработка результатов: Родители будут знать, что

важно знать их учителю начальных классов об их семье,

какие особенности ребенка учесть при обучении в школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Социальный паспорт семьи

Ф.И..О. ученика, дата рождения, место

проживания.

Ф.И.О.матери, дата рождения , место

работы, образование.

Ф.И.О.отца, , дата рождения , место

работы, образование.

Семья

полная

(если

оба

родителя

р о д н ы е

и л и

р е б ё н о к

усыновлён),неполная(сожитель).

40

Родители разведенные.

Вдовы

Одинокие матери,отцы.

Количество детей в семье.

Количество

детей,

обучающихся

в

школе.(Ф.И.О.класс)

Родители инвалиды.

-

Родители пенсионеры.

-

Родители,

отслужившие

в

горячих

точках.(указать где ?)

-

Семья

малообеспеченная

(считается,

если получают д/компенсацию)

Родители б/работные

Родители работают, но не оформлены

Семья

малообеспеченная

(доход

на

каждого

члена

семьи

не

превышает

прожиточный минимум)

41

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тематика родительских собраний

Класс

Тематика собраний

1

«Первый раз, в первый класс!»

«Режим дня в жизни школьника»

«Трудности

адаптации

первоклассников

к

школе»

«Значение

эмоций

для

ф о рм и р о ва н и я

положительного

взаимоотношения

ребенка

с

окружающим миром»

«Родителям о внимании и внимательности»

«Что надо знать о леворукости ребенка?»

2

«Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит

меня всегда!»

«Первые уроки школьной отметки»

«Законы жизни семьи. Законы жизни класса»

«Роль

книги

в

развитии

интеллектуальных

способностей ребенка»

«Поощрение и наказание детей в семье»

«Отец- звучит гордо!»

3

«Семейные традиции»

«Эстетическое воспитание ребенка в семье»

42

«Перелистывая страницы учебного года»

4

«Особенности

обучения

в

4

выпускном

классе»

«О родных и близких людях с любовью»

«Поговорим о дружбе»

«Речевые навыки и их значение в дальнейшем

обучении школьников»

«Как уберечь ребенка от насилия.»

«Ка к

п одготов и т ь

де т е й

к

и т о г о в ы м

переводным работам?»

43