Напоминание

"Технология деятельностного метода обучения на уроках литературного чтения в начальной школе."

Автор: Лаврентьева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Угранская средняя школа"
Населённый пункт: с.Угра Угранского района Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: "Технология деятельностного метода обучения на уроках литературного чтения в начальной школе."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технология деятельностного метода обучения

на уроках литературного чтения в начальной школе.

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он долженвыполнять, обдумыв

ая это заранее: на каждом уроке он должен чего- нибудьдостигнуть, сделать шаг дальше и з

аставить весь класс сделать этот шаг. К. Д. Ушинский.

которую он

должен выполнять,

обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен

чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и

заставить весь класс сделать

этот шаг»

К. Д. Ушинский

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу.

которую он должен

выполнять, обдумывая это

заранее:

на каждом уроке он должен

чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и

заставить весь класс сделать

этот шаг»

К. Д. Ушинский

которую он должен

выполнять, обдумывая это

заранее:

на каждом уроке он должен

чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и

заставить весь класс сделать

этот шаг»

К. Д. Ушинский

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее

время

возникает

очень

много

вопросов

и

споров

по

поводу

организации

учебной

деятельности. Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Сегодня

важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его

общекультурное,

личностное

и

познавательное

развитие,

вооружить

таким

важным

умением, как умение учиться.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

выдвинул

новые

требования к результатам освоения основных образовательных программ. Сегодня одна

из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы вооружить

обучающихся

багажом

знаний,

а

в

том,

чтобы

привить

умения,

позволяющие

им

самостоятельно

добывать

информацию

и

активно

включаться

в

творческую,

исследовательскую деятельность. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о

том, как и где их применять. Поэтому и появилась потребность в деятельностном методе

обучения, идея которого состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде,

они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности,

становятся маленькими учеными. Деятельностный подход ломает многие привычные

стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений

«учитель – ученик ». Как добиться того, чтобы дети включались в деятельность, а не

ждали

пока

учитель

сам,

им

все

расскажет?

Учитель

должен

организовать

исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой

проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Моя задача,

как учителя, заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать

и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами

вышли на ключевую проблему урока.

Принципом моей педагогической деятельности при переходе на ФГОС НОО стало

следующее высказывание И. Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от

меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить

собственные

идеи».

Ориентируясь

на

современные

требования

к

процессу

обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок

продвинулся в развитии. Значит, я должна организовать структуру урока так, чтобы:

1.Во время урока каждый ученик осознал личностный смысл. Учащийся должен знать

для чего он учится.

2.Во

время

урока

ученик

должен

развивать

универсальные

учебные

действия.

3. Урок должен быть деятельностным. Урок только тогда будет деятельностным,

когда 30% от урока отведено учителю и 70% от урока на самостоятельную работу

учеников.

Наши ученики – очень счастливые люди, потому что они еще многого не знают, а

потому ждут открытий, невероятных свершений. Они искренне верят в то, что в жизни

есть необычайные явления и предметы. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что чудеса,

которые встречаются в текстах, в принципе совсем не чудеса. Но хорошо помним, что

маленький

ученик

искренен,

открыт

миру,

чувствителен

к

красоте

образа,

природы

человеческих

отношений.

И

если

сейчас

не

разбудить

его

воображение,

то,

как

показывает опыт, сделать это в подростковом возрасте практически невозможно. Поэтому

урокам литературного чтения я уделяю особое внимание. На мой взгляд, они в системе

развивающего

обучения

помогают

ребенку

реализовать

скрытые

возможности,

способствовать росту творческого потенциала, формированию творческого, вдумчивого

чтения.

На уроках литературного чтения происходит формирование базовых компетенций:

общекультурной,

информационной,

коммуникативной.

Отсюда

вытекает

актуальность

реализации системно-деятельностного подхода в преподавании литературного чтения в

начальной школе. Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный

урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение

и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным,

способным вовлечь каждого ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у

учеников интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя

урок.

Используя на уроках системно-деятельностный подход, веду работу по направлениям:

- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

-

предлагаю

дифференцированные

учебные

задания

и

формы

работы,

поощряю

к

самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию.

Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об

этом,

я

тщательно

продумываю

каждый

этап

урока, cоставляю

задания,

подбираю

вопросы, использую различные приёмы активизации учеников. Слежу, чтобы на всех

этапах

урока

ученики

были

вовлечены

в

активную

мыслительную

и

практическую

деятельность. Стараюсь построить урок таким образом, чтобы ученики самостоятельно

определили тему урока. Создаю проблемную ситуацию, прошу сделать вывод и задавая

наводящие вопросы направляю ребят на главные цели урока. Учебный труд, как и всякий

другой,

интересен

еще

и

тогда,

когда

он

разнообразен. Чтобы

у

учащихся

возник

познавательный интерес, надо их «столкнуть» с «преодолимой трудностью», то есть,

создать проблемную ситуацию; чтобы решить её, выполняются учебные действия (на

этом этапе необходимо создание ситуации успеха).

В основе системно-деятельностного подхода к обучению чтению - разнообразные

приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу: решение задач и

заданий

практического

характера,

разгадывание

ребусов,

загадок,

игры,

уроки-

путешествия, уроки-семинары, уроки-диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не

будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и

ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную

идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».

Для выстраивания своей системы работы и достижения качественных результатов

учебной деятельности использую следующие образовательные технологии:

1.Игровые и тестовые технологии,

2.Технология личностно-ориентированного обучения;

3.Информационные технологии;

4.Технология КТД,

5.Технологии проблемно-диалогического обучения.

6.Технология развития критического мышления

7.Проектная технология.

В реализации деятельностного подхода мне также помогают следующие методы и

приемы:

эмоциональный отклик на прочитанное;

составление планов, схем, закладки и выписки, цитаты;

оставление викторин по прочитанному;

пересказ (полный, сжатый, выборочный);

коллективная драматизация художественных произведений;

реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»

игры с исполнением / сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.)

исполнителя – слушателя или зрителя;

создание собственных высказываний и текстов на

основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации;

аналоги и реконструкция);

коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;

обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при

подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составление памяток и

алгоритмов;

чтение с остановками;

прием «Верите ли вы, что…»;

мозговой штурм;

таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

работа с вопросниками;

написание творческих работ;

создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

логическая цепочка;

уголки

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения

сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её

использованию. Моя задача как учителя – развивать у школьников такие читательские

навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных

ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат

базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым

условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Уроки литературного чтения помогают ученику стать личностью, которая может и

хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их

определять, искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть

результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая

при этом встречающиеся трудности.

Среди

общепринятых

форм

работы

по

литературному

чтению

наиболее

продуктивной

считаю

моделирование.

Моделирование

это

введение

системы

заместителей

(условных

обозначений)

жанров,

а

также

составление

схем,

планов

и

моделей обложек книг. Задания строю от простых, (например, дополни модель обложки

названием произведения и фамилией автора), постепенно усложняя: 1) определи по

модели тему и жанр произведения; 2) рассмотри заместители жанров и назови любой

рассказ, любое стихотворение, любую сказку. На мой взгляд, моделирование на уроках

литературного чтения позволяет актуализировать развитие познавательных интересов

учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и

умений, а также 4 способов деятельности. Это решение двух важнейших для начальной

школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге,

научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. При помощи УМК

«Начальная школа 21 века» успешно решаю ещё одну задачу: развитие творческой

деятельности

обучающихся.

Приведу

примеры

таких

заданий:

1)

откройте

секрет

превращения

слов,

продолжите

игру

2)

определите

закономерность,

и

продолжи

выполнение задания в клеточках; 3) отгадайте загадку и нарисуйте отгадку 4) работа над

выразительностью

чтения

Все

творческие

задания

по

литературному

чтению

носят

обучающий

характер,

поэтому

они

выполняются,

как

правило,

в

классе,

под

моим

руководством.

В

своей

работе

активно

использую

включение

школьников

в

антиципирующую

деятельность.

С

помощью антиципации –

догадки,

мысленного

предвосхищения

содержания и плана последующего изложения – ученик « забегает» мыслью вперед. Этот

приём

удачно

применяется

на

этапе

подготовки

к

восприятию

литературного

произведения, в ходе первичного восприятия текста. Например, перед чтением русской

народной сказки «У страха глаза велики» задаю такой вопрос «Прочитайте название

сказки. Как вы думаете, о чём она?» Это важный момент подготовительного этапа,

способствующий

повышению

активности

и

осознанности

детей

при

работе

с

новым

произведением

предопределение

учащимися

содержания

произведения

по

его

названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся

до чтения произведения. После прочтения произведения происходит бурное обсуждение

прочитанного. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой

первичного восприятия, во время которого ученики не только высказывают впечатления о

прослушанном произведении, но и проверяют свои прогнозы. Задавая вопросы по ходу

чтения, вовлекаю детей в процесс «вчитывания» в текст. Этот приём учит вниманию к

слову. Читатель превращается в своеобразного соавтора: он сам «продолжает» авторский

текст,

мысленно

«пишет»

продолжение.

Такая

позиция

вызывает

высокую

интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора,

помогает

замечать

все

отклонения,

все

неожиданные

ходы

и

оттенки,

невольно

настраивает

на

критический

лад

во

всех

случаях

расхождений

между

догадкой

и

действительным ходом мысли автора.

Для

развития

концентрации

внимания

у

младших

школьников

использую

такие

известные

упражнения,

как «Осмысленное

чтение»,

«Ловушка».

Такой

вид

работы

провожу как индивидуально, так и в парах и по группам.

Самостоятельно мыслить и работать побуждает детей работа над исследованиями

«Как я усвоил сказку?», «Восстанови последовательность событий в сказке по рисункам»,

«Словарно-лексическая работа», «Художественные средства произведения».

На

уроках

литературного

чтения

учащиеся

также

могут моделировать

«живые

картины» к отдельным эпизодам произведения по типу «стоп-кадров». Этот вид работы

можно использовать в качестве физкультминуток. Такой вид работы позволяет раскрыться

каждому ребёнку, развивает его фантазию, делает его уверенным

Именно

на

уроках

литературы

мы

непосредственно

работаем

со

словом,

предложением,

текстом;

учимся

составлять

планы,

конспекты,

аннотации,

рецензии

информационных сообщений, аргументировать высказывания; у ребят воспитывается

бережное, уважительное отношение к слову. Для того чтобы ребенок сознавал важность

чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с

помощью чего автор создает образ. С этой целью в содержание урока были включены

произведения разных жанров, изображающих один объект; в текстах присутствуют слова

разные по сфере употребления, по индивидуальным изобразительным средствам автора.

Это дало возможность показать, насколько разнообразен и удивителен мир литературы.

Так, при изучении темы «Жизнь дана на добрые дела» у детей возникает вопросы: «А

какие дела – добрые?», «Могут ли быть дела – злые?» Сначала кажется всё понятно, но

потом возникает вопрос: «Что такое добро?» Чтобы ответить на этот вопрос, необходима

дополнительная

информация;

начинается

процесс

решения

проблемы:

где

получить

нужную информацию. Класс делится на три группы, и каждой группе предлагаются

различные

источники

информации,

выбранные

детьми:

словари,

материалы

сети

Интернет.

Одна

группа

раccуждает

самостоятельно.

Подобное

задание

позволяет

ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения, и в то же

время показывает возможные затруднения при изучении данного вопроса. Учащиеся в

ходе исследования делятся информацией с другими группами, приходят к выводу, что у

слова «добро» есть два значения: материальное и духовное. coтветственно возникает

вопрос: «Какое богатство для человека важнее?» Рассуждая, ребята приходят к выводу,

что надо совершать больше хороших дел в своей жизни и приносить людям радость.

Урок литературного чтения выстраиваю как диалог, который является наиболее

эффективным

методом

формой

изучения

произведения.

У

детей

в

ходе

диалога

возникает

открытие,

рождаются

разные

мнения.

Диалог

помогает

установлению

коммуникативных отношений между его участниками, в какой-то степени играет роль в

развитии индивидуальных творческих способностей..Проводя подобную работу со своими

учениками, уже с первого класса ввожу элементы дискуссии, учу приемам общения, для

принятия различных точек зрения, разъяснения своего мнения. Так, например, рассказ М.

Зощенко «Самое главное» предлагаю послушать в исполнении профессионального чтеца,

но делаю остановки, чтобы задать вопросы детям: «Могло бы это событие произойти?»

«Как

бы

ты

поступил

в

этой

ситуации?»

«Герой

рассказа

найдёт

в

себе

силы

измениться?» и т.д. Строя гипотезу, ученик обращается к своим знаниям по данному

вопросу. Благодаря этому он заранее погружается в круг обсуждаемых проблем, а затем

активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего

опыта.

Для сотрудничества, которое способствует развитию уверенности человека в себе, я

часто использую работу в парах. Oна

помогает

детям

быстро coриентироваться. Эту

работу я провожу не от случая к cлучаю, а систематически. Учитывая, что основным

направлением

моей

концепции

является

личностно-ориентировочный

подход,

все

задания,

предлагаемые

мной

для

индивидуальной,

парной

и

групповой

работы,

дифференцированы по степени сложности. Дети сами выбирают предложенные варианты

задания с учетом своих возможностей, что необходимо для coздания ситуации успеха у

каждого

ученика.

Я

умышленно

не

отдаю

приоритетов

ни

не

одному

из

вариантов

задания,

чтобы

не

сковывать

инициативу,

ведь

система

развивающего

обучения

направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию

coзнательности,

самостоятельности,

инициативности,

споcoбности

к

самопознанию

и

рефлексии.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные

приёмы рефлексии: метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой

индекс, смайлики и т.д.

Итак, системно-деятельностный подход в преподавании литературного чтения – это

не

совокупность

образовательных

технологий,

методов

и

приемов,

это

своего

рода

философия,

которая

дает

возможность

учителю

творить,

искать,

становиться

в

содружестве

с

учащимися

мастером

своего

дела,

работать

на

высокий

результат,

формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению

образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

А

мне,

учителю,

хочется,

чтобы

урок

был

продуктивным,

интересным

и

запоминающимся каждому ребенку. Хороший урок – тот, где царит деловая творческая

обстановка,

где

желания

школьников

размышлять

«бьют

ключом»,

где

они

охотно

вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических

концепций, не боясь попасть впросак.