Автор: Шахова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 97
Населённый пункт: Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего возраста, имеющими речевые нарушения"
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ В
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕ-
ЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:
ШАХОВА С.В.
ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ: Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений
1
речи у детей старшего дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА:
1.
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.
2.
Принцип единства диагностики непосредственного коррекционного процесса.
3.
Принцип дифференцированного подхода к детям с нарушениями речи в процессе формирования у них правильной речи.
4.
Принцип учета интересов всех участников коррекционного процесса.
5.
Принцип сотрудничества между учителем – логопедом и другими участниками коррекционного процесса с детьми, имеющими речевые
нарушения.
ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Динамическое наблюдение за состоянием речи воспитанников;
- Педагогический контроль за состоянием речи воспитанников;
- Педагогическая помощь воспитанников в речевом развитии;
- Создание предметно-развивающей среды в группах;
- Своевременное и полное устранение речевых нарушений у детей с ОНР (5-7 лет).
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА:
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Коррекция звукопроизношения;
- Развитие фонематического слуха;
- Формирование просодического компонента речи;
- Коррекция нарушения слоговой структуры;
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий;
- Обучение грамоте;
- Развитие ВПФ.
2
КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РАБОТНИКА
- Совершенствование артикуляций, тонкой и общей моторики;
- Автоматизация и дифференциация звуков;
- Развитие основных просодических компонентов речи;
- Формирование речевого и певческого дыхания, развитие голоса;
- Развитие музыкального слуха, фонематического восприятия;
- Обогащение словаря. Развитие связной речи;
- Развитие эмоциональной сферы, ВПФ.
КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
- Формирование четкости артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;
- Развитие фонематического слуха в процессе игры;
- Развитие тонких движений пальцев рук;
- Развитие координационных способностей;
- Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
- Формирование осанки и предупреждение ее нарушений.
КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;
- Развитие ВПФ;
- Совершенствование мелкой моторики;
- Развитие зрительно- моторной координации;
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедических занятиях;
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению;
- Активизация отработанной лексики.
3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ С УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ
Месяц
Неде-
ля
Название темы
Учитель-логопед
Педагог - психолог
Инструктор ФК
Музыкальный работ-
ник
Сен-
тябрь
1
Совместное обследование детей, заполнение речевой
и педагогической характеристики
2
3
Подбор
материала к
упражнениям
для
развития
зрительного
внимания
памяти и восприятия
Помощь в подборе материа-
ла к упражнениям для раз-
вития
зрительного
внима-
ния памяти и восприятия
Работа по подбору ритми-
ческого
сопровождения
к
комплексу утренних гимна-
стик
Подбор музыкального
сопровождения
к
за-
нятиям
хореографией
на месяц
4
Произносительная сторона речи: темп,
ритм, дыхание. Помощь в работе над
картотекой «Дыхательные упражнения»
Консультация
по
подбору
пособий и упражнений к за-
нятиям психогимнастикой
Организация и подбор пер-
сонажей к сюжетно – роле-
вым играм
Консультация
«Рису-
нок танца. Вальс с ли-
стьями»
Октябрь
1
Подбор материала по лексическим те-
мам.
Театрализованная
деятельность,
драматизация. Распределение ролей к
инсценировкам на праздник осени
Подбор
музыкального
со-
провождения
к
релаксаци-
онным упражнениям.
Работа по подбору ритми-
ческого
сопровождения
к
комплексу утренних гимна-
стик
Подбор музыкального
сопровождения
к
за-
нятиям
хореографией
на месяц
2
Общая мелкая моторика. Пальчиковая
гимнастика Подбор сценок, небольших
инсценировок, для инд. занятий. Под-
бор
музыки
к
занятиям
пальчиковой
гимнастикой
Театрализованная
деятель-
ность.
Консультация
по
выбору
персонажей
Консультация
«Осанка
де-
тей на занятии. Как помочь
ребенку сидеть прямо»
Консультации с хорео-
графом
по
распреде-
лению
двигательно
–
танцевальной
нагруз-
ки на музыкальном за-
нятии.
3
Совместная
работа
по
составлению
сценария
комплексного
занятия.
По-
мощь в подборе дидактических игр по
Консультация на тему «За-
стенчивые дети» помощь в
раскрепощении
таких
де-
Совместная
работа
по
со-
ставлению
интегрирован-
ного занятия. Работа по за-
Утренник
«Осенний
праздник»
Репетици-
онные
моменты.
За-
4
развитию мышления, памяти, зритель-
ного внимания и восприятия
тей»
креплению
ритмических
движений
на
физкультур-
ных занятиях
пись
общей
фоно-
граммы
4
Участие в проведении осеннего празд-
ника
Консультация: «Праздники в детском саду». Привлечение
узких специалистов к участию
Осенний
праздник.
Проведение
Ноябрь
1
Подбор материала по лексическим те-
м а м .
Р а з в и т и е артикуляционного
аппарата, фонематический слух, слу-
ховое внимание. Помощь в работе над
картотекой «Игра со словом»
Стеснительные и замкнутые
дети. Совместное обсужде-
ние по подбору репертуара
в работе с такими детьми.
Исполнению ролей в досу-
гах и праздниках
Работа
по
подбору
музы-
кального
сопровождения
к
комплексу утренних гимна-
стик
Подбор музыкального
сопровождения
к
за-
нятиям
хореографией
на месяц
2
Эмоционально
-волевая
сфера.
Само-
стоятельная деятельность детей. Эмо-
циональная раскованность в отображе-
нии характера в произведениях
Психологическая
подготов-
ка детей к участию в театра-
лизованном
новогоднем
представлении
Помощь в построении де-
тей на праздничных меро-
приятиях
Подготовка к праздни-
ку
новогодней
елки.
Обсуждение сценария
3
Подготовка к празднику новогодней елки. Обсуждение сценария, подбор действующих лиц в инсце-
нировках
Запись
общей
фоно-
граммы
новогоднего
праздника
4
Помощь по преодолению двигательного
автоматизма в плясках, играх, хорово-
дах
Консультация на тему «За-
стенчивые дети» помощь в
раскрепощении таких детей
Консультация «Как научить
детей правильно двигаться -
змейкой». Подбор комплек-
са релаксационных упраж-
нений.
Сужение,
расшире-
ние круга. Помощь в работе
над музыкально – ритмиче-
скими движениями
Консультация
хорео-
графа
«Как
добиться
легкости
в
выполне-
нии движений детьми
без
участия
взро с-
лых».
Согласование
танцевального
репер-
туара
праздничного
новогоднего
утренни-
ка
в
логопедических
группах
Декабрь
1
Помощь в работе над формированием у
детей способностей к пониманию раз-
личных эмоциональных состояний в те-
атрализованной деятельности
Исполнение
взрослых
ро-
лей на празднике. Помощь
по работе с педагогами по
подбору персонажей
Работа
по
подбору
музы-
кального
сопровождения
к
комплексу утренних гимна-
стик
Подбор музыкального
сопровождения
к
за-
нятиям
хореографией
на месяц
5
2
Совместная работа в разучивании детских ролей и стихов на новогод -
нем утреннике
Помощь
в работе над ди-
д а кт и ч е с к и м и
и г р а м и
направленных
на
развитие
двигательных навыков
Согласование
танце-
вального
репертуара
праздничного
ново-
годнего
утренника
в
логопедических
груп-
пах
3
Праздничные новогодние утренники. Помощь в проведении.
Участие в празднике
4
Январь
Новогодние каникулы
2
Подбор материала по лексическим те-
мам. Помощь в работе над картотекой
«Двигательные упражнения»
Работа по подбору дидакти-
ч е с ко г о
м а т е р и а л а
к
комплексу релаксационных и
мимических упражнений
Работа по подбору музы-
кально- ритмического со-
провождения к комплексу
утренних гимнастик
Координация детей во
время
кружения
по
одному и в парах. Шаг
с притопом. Как пра-
вильно обучить ребен-
ка
3
4
Совместная работа по составлению сценария спортивного праздника
посвященный «Дню Защитника Отечества»
Февраль
1
Подбор материала по лексическим те-
мам. Обсуждение сценария праздника
посвященного «Дню Защитника Отече-
ства» и «Праздника мам и бабушек»
Консультация
«Развитие
творческих
способностей
ребёнка на
занятии». Разы-
грывание
с
детьми
творче-
ских этюдов, импровизаций
Общеразвивающие
упражнения с предметом.
Упражнение с обручами
Общие элементы тан-
цевальных
движений.
Согласование.
По-
мощь в отработке
2
Помощь в работе по развитию у детей
словесной регуляции действий на осно-
ве согласования слова и движений. Под-
бор игр
Консультация
по выбору
персонажей
к
театрализо-
ванным играм и инсцениров-
кам
Упражнение с султанчика-
ми. Перестроение в 2 ко-
лонны
Танцевальные элемен-
ты: выставление ноги
на пятку; пружинка с
поворотом.
Как
пра-
вильно научить детей
3
Участие в празднике «День Защитника Отечества». Репетиционные и организационные моменты действия.
4
Совместная работа по подготовке инте-
грированного занятия
Помощь в работе с истерич-
ными детьми
Общеразвивающие упраж-
н е н и я
с
п р е д м е т о м .
Упражнение с мячом
Общие элементы тан-
цевальных
движений.
Согласование.
По-
мощь в отработке
Март
1
Подбор материала по лексическим те-
мам. Участие в проведение праздника
Консультация «Как справить-
ся с проблемой, если она уже
Работа по подбору музы-
кального
–ритмического
Проведение праздника
«8 Марта»
6
есть»
сопровождения к комплек-
су утренних гимнастик
2
Помощь в работе по усовершенствова-
нию речевых навыков с малоактивны-
ми детьми
Консультация
по
организа-
ции работы с малоактивными
логопедическими детьми на
занятиях
Помощь
в
работе
над
комплексом
дыхательных
упражнений.
Упражнение
«Выпад
вправо,
влево;
кружение в парах»
«Ритмопластика»
Взаимосвязь в работе.
Различные танцеваль-
ные элементы
3
Совместная работа по подбору комму-
никативных игр и дидактических игр
направленных на автоматизацию звуков
Помощь в подборе дидакти-
ческих
игр
по
развитию
мышления, памяти, зритель-
ного внимания и восприятия
4
Совместная
работа
над
комплексом
– ритмиче-
ских игр
Совместная постанов-
ка
праздничных
тан-
цев и инсценировок
Апрель
1
Подбор материала по лексическим те-
мам.
Взаимодействие по отработке дикции и
артикуляции текстов стихов и песен у
детей
Совместная работа по подбо-
ру коммуникативных игр
Консультации распределе-
нию двигательной нагруз-
ки на занятии
2
Помощь
по
изготовлению
дидактических
игр
направ-
ленных на развитие творче-
ской
активности
и
эмоцио-
нальной отдачи
Консультация
«Построе-
ние детей на спортивной
площадке». Формы пере-
строений
Подбор музыкального
сопровождения
к
за-
нятиям
хореографией
на месяц
3
Консультация по подбору игр и упраж-
нений направленных на развитие выра-
зительности
имитационно
–
подража-
тельных движений
« Ж е с т о к о с т ь
д е т е й »
консультация по проблеме.
«Сказкотерапия»
-
совмест-
ная работа над проектом
Обговаривание танце-
вального репертуара к
весенним праздникам:
« Д е н ь
П о б е д ы » ,
«Выпуск детей»
4
Подбор осетинских игр и
аттракционов
Май
1
Подбор материала по лексическим те-
мам
Помощь
в
работе
над
фор-
мированием у детей способ-
ностей к пониманию различ-
ных эмоциональных состоя-
ний в театрализованной дея-
тельности
Помощь в связи с трудно-
стями ориентации детей в
во время парного танца по
кругу
Проведение праздника
«День Победы»
2
Консультация
«Пространственные
представления
во
время
движения».
«Понимание вербальных инструкций»
Запись
общей
фоно-
граммы
к
празднич-
н ы м
у т р е н н и к а м
7
«Выпуск в школу» и
«День защиты детей»
3
Совместная подготовка праздника «День защиты детей» и Выпускного бала.
4
Согласование результатов диагностики с узкими специалистами
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ
ЦИКЛОВ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ
месяц
неделя
Название темы
Старшая группа
Подготовительная группа
Сен-
тябрь
1
Диагностика
2
3
Лицо и тело человека
Лицо и тело человека
4
Моя семья
Моя семья. Имена.
Октябрь
1
Имена.
Фрукты, овощи
2
Детский сад.
Лес: деревья, кустарники
3
Игрушки
Ягоды и грибы
4
Фрукты
Осень
Ноябрь
1
Овощи
Дикие животные
2
Лес. Деревья.
Домашние животные
3
Ягоды и грибы
Зимующие птицы
4
Осень
Домашние птицы
Декабрь
1
Дикие животные
Дом, его части
2
Домашние животные
Мебель
3
Зимующие птицы
Бытовые приборы
4
Новый год
Зима. Новый год
Январь
Новогодние каникулы
2
Зима
Одежда
3
Домашние птицы
Обувь, головные уборы
4
Дом, его части
Посуда и продукты питания
Февраль
1
Мебель
Животные холодных и жарких стран
2
Одежда
Транспорт
3
Обувь, головные уборы
Россия. Защитники Отечества.
4
Россия. Защитники Отечества.
Хлеб и злаки
Март
1
Весна. Мамин праздник.
Весна. Мамин праздник.
2
Посуда
Цветы
8
3
Продукты питания
Насекомые
4
Перелетные птицы
Перелетные птицы
Апрель
1
Весна. Ее признаки. Весенние работы в саду, поле, огоро-
де.
Рыбы
2
Цветы
Весна. Ее признаки. Весенние работы в саду, поле, огороде.
3
Насекомые
Космос
4
Профессии
Профессии
Май
1
Мой город
Мой город. Школа.
2
Транспорт
Лето. Признаки лета.
3
Лето. Признаки лета.
Времена года. Месяцы.
4
Времена года - итоговое
Времена года - итоговое
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ
ЦИКЛОВ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
№
Тема
Учитель – логопед
Педагог - психолог
Музыкальный руководи-
тель
Инструктор по ФК
1
Детский
сад
1
. Развитие понимания устной речи (умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
название предметов);
2. Закрепление лексической темы;
3. Усвоение притяжательных местоимений
1. Игра «Что прибавилось?»
2. Игра «Что изменилось?»
3. Игра «Составь картинку»
4. Игра «Мои друзья».
1.Утренняя гимнастика
«Дружба».
2. Подвижная игра «Мы ве-
селые ребята».
2
Овощи
1. Развитие понимания устной речи (умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий);
2. Соглас-е сущ. с глаг.ед.ч. н. вр.;
3. Употребление приставочных глаголов;
1. Игра «Да нет».
Материал: картинки овощей.
Ведущий загадывает один
объект. Дети задают вопро-
сы, сужающие поле поиска.
1. Игра «Кукушка» (муз. А.
Аренского, сл. А. Плещеева).
2. «Горошина» Карасевой
3.Логоритмика «Огород круг-
лый год».
1.Эстафета:
« отнеси овощи в погреб
2.Подвижные игры
«Собери овощи в корзину».
3
Игрушки
1. Развитие понимания речи (умение вслуши-
ваться в обращенную речь, выделять названия
предметов, признаков, действий);
2. Словообразование: употребление приста-
вочных глаголов брось, перебрось мяч;
1. Игра «Да, нет».
Материал: картинки игруш-
ки. Ведущий загадывает один
объект. Дети задают вопро-
сы, сужающие поле поиска.
1.Музыкально-дидактическая
игра: »Волшебный сунду-
чок»,
2.Жестовая игра: «Кто это?».
1.Подвижная игра «Собери
игрушки».
4
Фрукты
1. Развитие понимания устной речи (умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий);
2. Соглас-е сущ. с глаг.ед.ч. н. вр.;
3. Употребление приставочных глаголов;
1.
Игра «Да нет».
Материал: картинки фруктов.
Ведущий загадывает один
объект. Дети задают вопро-
сы, сужающие поле поиска.
1. Танец с зонтиками.
2. Динамическое упражнение
«Яблоки».
3. Пальчиковая гимнастика
«Варим компот».
1.Эстафета: «Мы собрали
урожай».
2. Подвижная игра
« Овощи и фрукты».
3. Игра с мячом «Съедобное
9
5
Человек.
Части
1. Развитие понимания устной речи (умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий);
2. Закрепление лексики;
3. Словообразование: использование сущ. с
1. «Простые аналогии»: ноги
- ботинки; руки -
перчатки; голова - шапка.
2. Сложные инструкции: по-
кажи правой рукой левую
1. Массаж носа «Труба».
2. Логоритмика: «Злой вол-
шебник».
3. Игра «Морозко».
4. Песенка «Ой, Мороз Ива-
1. Подвижная игра «Мороз-
красный нос».
2. Игра малой подвижности:
« Смотри на руки, ноги»;
Этюд – «Болит лапка, носик»
6
Грибы.
Ягоды
1
. Развитие понимания устной речи (умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий);
2. Закрепление лексики;
3. Употребление простых предлогов в, на,
1. «Вставки».
2. «Расположи в указанном
порядке».
3. «Четвертый лишний».
4. Игра «Топай - хлопай».
1. «Ой, в лесу есть калина».
2. Хоровод «Подарки осени».
3. Танец с зонтиками.
4. «Горошина» Карасевой.
Подвижные игры:
«Ловишка - ежик».
«Садовник» (соотнесение
формы, цвета) , «Поймай
грибок».
7
Семья
1. Развитие понимания речи: Умение вслуши-
ваться в обращенную речь, выделять названия
предметов, признаков, действий;
2. Закрепление лексики;
3. Усвоение притяжательных местоимений
1. Упр. «Четвертый лишний».
2. Упр. «Волшебные слова».
3.Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»,
. П/и «Моя семья».
2. «Папа, мама я» муз. Игра
3. Пальчиковая гимна-
стика «Сыночек»,
«Большой братец»,
1. Упражнение на координа-
цию речи с движениями
«Дело было вечером».
2. Подвижная игра «Помо-
жем маме», «Оркестр».
8
Хлеб и
злаки
1. Развитие понимания речи;
2.Умение вслушиваться в обращенную речь,
выделять названия предметов, признаков,
действий;
3. Закрепление лексики;
1. Играем в слова на кухне:
какое блюдо мама подает к
столу - вкусное, горячее, ва-
реное, жареное и др.
2. Игра «Какие продукты
1.Игра с мячом «Съедобное –
несъедобное»
2. физкультурное развлече-
ние «Быть здоровыми хотим»
9
Страна
1.Усвоение лексики;
2.Учить образовывать прилагательных от су-
ществительных;
3. Развивать умение согласовывать слова в
предложении.
1.Упр. «Я, ты, он, она»
2. Игра на внимание «Найди
страну»
3. Упр. «Найди похожие
влажки». 4. «Найди от-
1. Дидактическая игра «Назо-
ви улицу».
2. ОРУ «Строим дом».
3. Соревнование:
«Чемпионат России»
10
Деревья.
Лес
1. Развитие понимания устной речи: умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий;
2. Закрепление лексики;
3. Словоизм-е: сущ. ед.ч. во мн.ч.;
1. «Назови части» (дерева,
куста).
2. Отгадывание загадок о де-
ревьях.
3. Нарисуй нужную фигуру.
1. Ф/минутка «Ветер дует
нам в лицо».
2.Логоритмика: «Вальс
осенних листьев», «Листо-
пад».
1. ОРУ «Упражнения с ли-
стьями».
2. Дыхательное упражнение
«Ветер и листья».
3. Упражнения. «Деревья в
11
Одежда.
Обувь
1. Развитие понимания устной речи (умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий),
понимание обобщающего значения слов;
2. Словоизменение: окончания существитель-
1.Игра «4 лишний».
2.Упр. «Подарок на всех»
(если бы ты был волшебни-
ком).
3. Упр. «Что забыл нарисо-
1. Музыкальная игра «Шляпа
по кругу».
2. «Платочки» муз. Игра
3. Кто самый ловкий» муз.
4. Игра: «Веселые прачки».
1. Загадки о одежде.
2.Игра: «Что пропало?».
3. Эстафета:
«Зимняя и летняя одежда»
4. Подвижная игра :
12
Осень
1. Развитие понимания устной речи: умение
вслушиваться в обращенную речь, выделять
названия предметов, признаков, действий;
2. Закрепление лексики;
3. Словоизм-е: сущ. ед.ч. во мн.ч.;
1.Игра «Топай - хлопай»
Если явление природы соот-
ветствует осени- «ТОПАЙ»,
если нет-«хлопай».
2.Упр. « Дорисуй листопад»
1. Логоритмика «Осеннее пу-
тешествие».
2. Грустная песенка» Н. Фу-
раева.
3. «За грибами» Селезнева
1. Эстафета: «Мы собрали
урожай».
2. Подвижная игра « Овощи
и фрукты».
10
13
Професси
и
1. Закрепление лексики;
2. Согласование прилагательных с сущ. во
мн.ч. И.п;
3. Составление рассказа о профессиях роди-
телей по вопросам;
1. Игра «Кому какое орудие
труда».
2. Игра «Что не так?».
3. Упр. «Покажи и назови».
4. Пальчиковая гимнастика
1. Д/и «Кому что нужно?»
2. Пальчиковая гимнастика
«Веселые маляры».
4. Песня «Мы моряки».
5. Песня «Воспитатель».
1. ОРУ: «Дворники» с гим-
настической палкой.
2. Подвижные игры:
«Найди себе пару», «Кем
мы будем, мы не скажем, а
14
Домашни
е
1. Закрепление лексики;
2. Употребление предлогов (на, в, из, за, из-
за, под, из-под, с, к);
3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.
и мн. числе (пушистый кот – пушистые
1.Упр. «Угадай животное».
2. Игра «Простые анало-
гии»: собака-кость…
3.Упр. «4 лишний».
1. «Игра в стадо» (развитие
творческого воображения и
подражательности).
2. Пальчиковая гимнастика
«Буренушка».
1. Игра «Изобрази домашнее
животное».
15
Продукты
питания
1. Употребление предлогов (на, в, под, из, из-
под, из-за);
2. Употребление приставочных глаголов;
3. Образование относительных прил. со знач.
соотнесенности к продуктам питания (мяс-
1.Игра «Топай-хлопай»
2. Игра «Какие продукты
лежат в шкафу, в холодиль-
нике».
1. Музыкальная композиция
«Яблочко».
2. Песня «Ягода морошка»,
3. Хоровод «Каравай»
1. Дидактическая игра «По-
лезно, вредно».
2. Игра «Съедобное не съе-
добное».
16
Дикие
животные
1. Согласование прилагательных с сущ. во мн.ч.
И.п.
2. Словоизменение: окончания сущ. в В.п. (Мы в
зоопарке видели – Кого?- медведя, лису, волка)
3. Составление предложений с однородными чле-
1.Упр. «Угадай животное».
2. «Простые аналогии»: мёд-
медведь; ёж-иголки; лось-
рога.
1. П/г «Есть у каждого свой
дом»
2. П/и «На водопой» (коорди-
нация речи с движением).
3. Пальчиковая игра «Мед-
1.Пантомима «Изобрази жи-
вотное».
2. Подвижные игры:
«Волк во рву»,
«Хитрая лиса»,
17
Зимние
забавы.
1. Употребление предлогов (на, над, под, в, за, из,
из-за, из-под)
2. Употребление сущ. и глаголов в наст. и про-
шедш. времени (девочка танцует – девочка тан-
цевала)
1. «Что изменилось?» (разви-
тие памяти, внимания).
2. Беседа «Дружба начинает-
ся с улыбки».
3. «Найди сходства и раз-
1. «Новогодний хоровод»
(муз. Т. Попатенко , сл.
Найденовой) (имитация дви-
жений животных)
2. Новогодний бал
1. ОРУ «В лес, на ёлку».
2. Упражнение
«Попляшем?».
3. Пальчиковая гимнастика
«Ёлочка».
18
Зима
1. Закрепление лексики;
2. Употребление сущ. в ед.и мн.ч.;
3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.ч.
в ж. и м. роде (снежная горка – снежный
ком);
1.Игра «
топай-хлопай
»
Если
явление природы соответ-
ствует зиме-«ТОПАЙ», если
нет-«хлопай».
2.
Упр. «Лабиринты. Кто где
1. Развитие певческого дыха-
ния, пения: «Зимняя песен-
ка» (муз. М. Карасева, сл. С.
Вышеславцевой).
2. Логоритмика: «Зимние
1. Зимние развлечения
2. Упражнения «На санках»,
на лыжах
3. ОРУ «Зимняя зарядка».
4. Развивающая игра «Сложи
19
Дом.
Мебель
1. Закрепление лексики;
2. Употребление предлогов (в, на, под, за. из,
из-под, из-за, со);
3. Образование относительных прилагат.
(стол – деревянный,..);
1. Упр. «Четвертый лишний».
2.
Игра «Да нет».
Материал: картинки мебели.
Ведущий загадывает один
объект. Дети задают вопро-
1. Словесная игра «Обставим
комнату».
2. Жестовая игра. «Строим
дом».
3. Динамические упражнения
1.Игра малой подвижности:
«Ау!» я скажу тебе: «АУ!»,
угадай, где я стою
2. Подвижная игра
20
Зимующи
е птицы
1. Закрепление лексики;
2. Согласование прилагательных с сущ. в ед.
числе в жен., м.роде (зимняя, зимний);
3. Употребление предлогов (на, в, над, с, под,
из, за, из-за);
1. Игры: «Сравни двух пти-
чек» (устойчивость, распре-
деление, концентрация вни-
мания).
2. «Летите в свою стаю»
1. П/г «Это птичка –воро-
бей).
2. Логоритмика: «Птицы
зимой», «Синичкины забо-
ты».
1. ОРУ «Мы весёлые птич-
ки».
2. Подвижная игра «Голуби и
кот».
11
21
Посуда
1. Закрепление лексики;
2. Употребление предлогов (в, на, под, за. из,
из-под, из-за, со);
3. Употребление приставочных глаголов;
4. Образование относительных прилагатель-
1. Игра «Чего не хватает?'»
- сковорода без дна, кастрюля
без ручки.
2. Упр. «Зашумленные» пред-
меты.
1. Логоритмика: «Чайник».
2. «Подскажи словечко».
3. «Чем отличаются слова»
(развивать слуховое внима-
ние).
1. Артикуляционные упраж-
нения:
«Ветер», «Вьюга», «Игра с
ежом».
2. Подвижная игра «Кто
22
Домашни
е птицы
1. Закрепление лексики;
2. Употребление предлогов (на, в, из, за, под,
над, из-за, с);
3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.
числе в ж., м.роде (белый, белая);
1. Игры: «Сравни двух уто-
чек» (устойчивость, распре-
деление, концентрация вни-
мания): «Летите в свою
стаю» (аналитическое вос-
1. П/г «Это птичка – …»).
2. «Танец маленьких утят».
3. Фонетическая зарядка
«Далеко – высоко».
4. Песня-хоровод «Два весе-
1.ОРУ «Птичий двор»
2. Подвижная игра «Гуси
гуси».
23
Россия. Защитники отечества.
1. Закрепление лексики;
2. Употребление сущ. и глаголов в ед. и мн.ч.;
3. Употребление сущ. и глаголов в настоящем
и прошедшем времени;
4. Составление простого предложения по кар-
тинкам: И.п. сущ. + согласов.гл. + прям. до-
полнение в Тв.п. (Танкист управляет
танком);
5. Составление рассказа по картинкам с опо-
рой на вопросы.
1. Игра «Повтори шифр»
(развитие слухового и рече-
вого внимания».
2. «Разгадывание ребусов».
3.Упр. «Дорисуй предмет»
(танк, самолет, корабль, пуш-
ка).
4. Игра «Разложи картин-
ки последовательно и
составь по ним рассказ»
(серия из 4-5 сюжетных
картинок).
5. Упр. «Пространственные
фигурки» (сложи из счет-
ных палочек танк, самолет,
1. Музыкальная игра «Собе-
ри ракету» ( из геометриче-
ских фигур).
2. Логоритмика: «Бойцы -
молодцы».
3. Поппури «Я должен
Родину защищать».
4. «Солдатская песня»
П. Синявский.
1.ОРУ «Мы сильные и креп-
кие».
2.Физкультурное развлечение
«Защитники отечества»
3. Подвижная игра «У сол-
дат порядок строгий», «Бой-
цы – молодцы».
24
Животны
е жарких
1. Согласование прилагательных с сущ. во
мн.ч. И.п.;
2. Словоизменение: окончания сущ. в В.п.;
(Мы в зоопарке видели – Кого?- медведя,
лису, волка);
1.Выкладывание жирафа из
конструктора «Умный квад-
рат».
2. «Броуновское движение».
Дети ходят, не задевая друг
1.Ритмическая игра «Часы».
2.Чистоговорки..
3. Ритмопластика «Жираф».
1. ОРУ «Эти забавные жи-
вотные».
2.Подвижные игры: «Зе-
бры, львы, слоны», «Ло-
вишки с ленточкой».
25
8весна.
Мамин
1. Закрепление лексики;
2. Употребление глаголов и сущ. в настоящего
и прошедшего времени;
3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.
и мн.ч.;
1. Методика А.Н.Леонтьева
«Что не дорисовано в
предмете?» (дополни до
треугольника)
2. «Лабиринт» (подари маме
1.Утренник «Мамин день».
2. Упражнение «Дело было
вечером…».
3. Развивающая игра «Кто
назовёт больше действий».
1. ОРУ «Полюбуйтесь, мамы,
на нас - дошколят».
2. Упражнение «Дело было
вечером…».
3. Подвижная игра «Помощ-
26
Рыбы
1. Закрепление новой лексики;
2. Употребление сущ. в ед.и мн.ч.;
3. Употребление притяж. прилагательных (го-
лова - Чья? - щучья);
4. Употребление глаголов с разными пристав-
1.Составление из геометри-
ческих фигур «Рыбку».
2. «Заселяем аквариум».
3. Составление из палочек
1. «Наш весѐлый счѐт» дыха-
тельная гимнастика.
2. Считать на одном дыхании
с динамикой.
3. Артикуляционное упраж-
1.Упражнение «Рыбка».
2.
Игра «Рыбак и рыбка»
12
27
Мой
город
1. Закрепление новой лексики;
2. Употребление слов-антонимов (широкая -
узкая…);
3. Согласование прилагательных с сущ.;
4. Составление сложносочиненного предло-
1. Упр. «Лабиринт».
Помоги мальчику найти до-
рогу к дому.
2. «Построй дом из геомет-
рических фигур».
1. Упр. на координацию речи
с движением «Разыграй».
2. Динамические упражнения
«Гости».
3. Музыкально-ритмическая
1. ОРУ «Строим дом».
«Будь сильным».
2. Подвижные игры «Наша
квартира», «Весёлые ребя-
та»,
28
Весна
1. Образование прилагательных от сущ. (вес-
на – весенний, птица – птичий, тополь – то-
полиный);
2. Подобрать сущ. к прилагательным (м., ж.,
ср. род): весенний, - яя(-ая), -ее(-ое) весенняя
1.Д/и «Кто больше увидит?»
2.Игра «Лишняя картинка».
3.Игра «Разложи картинки
по временам года».
4. Игры на восприятие
1. Игровое упр. «Весна».
2. Пальчиковая гимнастика
«Ласточка».
3. Ритмическая игра «Часы».
4. Песня о весне (по выбору).
1. ОРУ «Весна, весна на ули-
це».
2. Подвижные игры: «С про-
талинки на проталинку»,
«Цветок на поляне».
29
Космос
1. Усвоение слов-антонимов (большой – ма-
ленький, сильный – слабый,…);
2. Образование относительных прилагатель-
ных: Ракета из металла – металлическая;
3. Расширение значений предлогов. Употреб-
1. Игра на внимание и за-
крепление названий геомет-
рических фигур.
2.«Составление ряда по усло-
виям» (карточки с планета-
1. П/и . «Космонавты».
2. Голосовое упраж-
нение
«Радиоволны».
3. Упражнение «Будем кос-
1. ОРУ «Мы сильные и креп-
кие»,
«Юные космонавты»,
«Космические мотивы».
30
Перелетн
ые птицы
1. Употребление приставочных глаголов. За-
кончить предложение нужным глаголом:
Скворец – Что сделал?- залетел в сквореч-
ник;
2. Употребление сущ. и глаголов в настоящем
1. Игры на восприятие цвета,
формы-размера:
найди птенцам маму;
узнай предмет по его части.
2.Проблемные вопросы:
1. Динамическое упражнение
«Птицы в скворечнике».
2. Пальчиковая гимнастика
«Ласточка».
3. Музыкальная композиция
1. О.Р.У: «Мы веселые птич-
ки», «Гуси».
2. Развивающая игра: «Собе-
ри птицу».
31
Транспор
т
1. Закрепление лексики;
2. Употребление предлогов (в, на, с, за, к, из-
за, из-под, под, у);
3. Образование относительных прилагатель-
ных (колесо из резины – резиновое __);
1. Игра на развитие внима-
ния «Назови цвет».
2. Игра «Сложи картинку и
назови, что получилось».
3. Игра «4-й лишний»
1. Мимическая гимнастика,
упражнение для лица (звуки
У, Ы).
2. «Светофор» Фрида
3. Музыкальная композиция
1. Дидактическая игра «что
делает?»
2. ОРУ «Машины»
3. Игра малой подвиж-
ности «Светофор».
32
Праздник
Победы
1. Закрепление новой лексики;
2. Составление и распространение предложе-
ний однородными членами;
3. Согласование сущ. с прилагательными в
роде и числе;
1. Упр. на координацию речи
с движением «Моя Россия».
2. Упр. «Салют».
3. Упр. «Маленький хра-
брец».
1. Песня. «Рядовой»
2. «Не совместимы дети и
война»
3. «Песня о мире»
4. Музыкальная композиция
1. «У солдат порядок стро-
гий».
2. Упр. речь с движением
«Будем в армии служить».
3. ОРУ «Солдаты».
33
Цветы
1. Подобрать прилагательные к существи-
тельным: ромашка-Какая? – белоснежная,
красивая,...;
2. Употребление существительных и глаголов
в ед. и мн.ч.;
1.Упр. «Подснежник»
2.Упр. «Одуванчик»
3. Упр. «Четыре стихии».
4. Упр. «Собери букет»
1. «Понюхай цветок» - дыха-
тельное упражнение
«Я иду с цветами» учить точ-
но интонировать
на одном звуке.
1. Подвижная игра « Садов-
ник».
34
Лето.
Спорт
1.Употребление в речи глаголов с разными
приставками;
2.Составление рассказов по картинке, по пла-
ну;
3. Закрепление новой лексики;
1.Упр. «Покажи и назови»
(показать и назвать виды
спорта, нарисованные на кар-
тинке).
2.«Лабиринты».
1. Упражнение: «Подскоки»,
«Прямой и боковой галоп»,
«Марш», « Бег на носочках».
2. Песня «Будем спортом за-
ниматься». Муз. Александро-
1. ОРУ «Силачи»
2. Физкультурное развлече-
ние « Сильные, ловкие, сме-
лые».
3. Спортивные соревнования
13
35
Насеком
ые
1. Закрепление новой лексики;
2. Употребление предлогов (на, за, в, под,
над, с, из-под, из-за, около);
3. Употребление приставочных глаголов (при-
летел – влетел - вылетел);
1. Д/и: «Кого не стало?»,
«4 лишний».
2. Классификация: летаю-
щие, ползающие.
3. Игры на восприятие цвета,
1. «Лето, лето к нам пришло»
В. Шаинского.
2. «Хоровод в лесу»
А. Филишенкова.
3. «Выйди солнышко» Р. Па-
1. ОРУ «Бабочки»
2. Пальчиковая гимнастика
«Пчела».
3. Подвижные игры «Мо-
тылёк», «Весёлые пчёлы».
14