Напоминание

"Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего возраста, имеющими речевые нарушения"

Автор: Шахова Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 97
Населённый пункт: Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего возраста, имеющими речевые нарушения"
Дата публикации: 07.11.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ В

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕ-

ЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

ШАХОВА С.В.

ЦЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ: Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений

1

речи у детей старшего дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА:

1.

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.

2.

Принцип единства диагностики непосредственного коррекционного процесса.

3.

Принцип дифференцированного подхода к детям с нарушениями речи в процессе формирования у них правильной речи.

4.

Принцип учета интересов всех участников коррекционного процесса.

5.

Принцип сотрудничества между учителем – логопедом и другими участниками коррекционного процесса с детьми, имеющими речевые

нарушения.

ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- Динамическое наблюдение за состоянием речи воспитанников;

- Педагогический контроль за состоянием речи воспитанников;

- Педагогическая помощь воспитанников в речевом развитии;

- Создание предметно-развивающей среды в группах;

- Своевременное и полное устранение речевых нарушений у детей с ОНР (5-7 лет).

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА:

- Развитие артикуляционного аппарата;

- Коррекция звукопроизношения;

- Развитие фонематического слуха;

- Формирование просодического компонента речи;

- Коррекция нарушения слоговой структуры;

- Усвоение норм лексико-грамматических категорий;

- Обучение грамоте;

- Развитие ВПФ.

2

КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РАБОТНИКА

- Совершенствование артикуляций, тонкой и общей моторики;

- Автоматизация и дифференциация звуков;

- Развитие основных просодических компонентов речи;

- Формирование речевого и певческого дыхания, развитие голоса;

- Развитие музыкального слуха, фонематического восприятия;

- Обогащение словаря. Развитие связной речи;

- Развитие эмоциональной сферы, ВПФ.

КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

- Формирование четкости артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

- Развитие фонематического слуха в процессе игры;

- Развитие тонких движений пальцев рук;

- Развитие координационных способностей;

- Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

- Формирование осанки и предупреждение ее нарушений.

КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

- Развитие ВПФ;

- Совершенствование мелкой моторики;

- Развитие зрительно- моторной координации;

- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедических занятиях;

- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению;

- Активизация отработанной лексики.

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ С УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ

Месяц

Неде-

ля

Название темы

Учитель-логопед

Педагог - психолог

Инструктор ФК

Музыкальный работ-

ник

Сен-

тябрь

1

Совместное обследование детей, заполнение речевой

и педагогической характеристики

2

3

Подбор

материала к

упражнениям

для

развития

зрительного

внимания

памяти и восприятия

Помощь в подборе материа-

ла к упражнениям для раз-

вития

зрительного

внима-

ния памяти и восприятия

Работа по подбору ритми-

ческого

сопровождения

к

комплексу утренних гимна-

стик

Подбор музыкального

сопровождения

к

за-

нятиям

хореографией

на месяц

4

Произносительная сторона речи: темп,

ритм, дыхание. Помощь в работе над

картотекой «Дыхательные упражнения»

Консультация

по

подбору

пособий и упражнений к за-

нятиям психогимнастикой

Организация и подбор пер-

сонажей к сюжетно – роле-

вым играм

Консультация

«Рису-

нок танца. Вальс с ли-

стьями»

Октябрь

1

Подбор материала по лексическим те-

мам.

Театрализованная

деятельность,

драматизация. Распределение ролей к

инсценировкам на праздник осени

Подбор

музыкального

со-

провождения

к

релаксаци-

онным упражнениям.

Работа по подбору ритми-

ческого

сопровождения

к

комплексу утренних гимна-

стик

Подбор музыкального

сопровождения

к

за-

нятиям

хореографией

на месяц

2

Общая мелкая моторика. Пальчиковая

гимнастика Подбор сценок, небольших

инсценировок, для инд. занятий. Под-

бор

музыки

к

занятиям

пальчиковой

гимнастикой

Театрализованная

деятель-

ность.

Консультация

по

выбору

персонажей

Консультация

«Осанка

де-

тей на занятии. Как помочь

ребенку сидеть прямо»

Консультации с хорео-

графом

по

распреде-

лению

двигательно

танцевальной

нагруз-

ки на музыкальном за-

нятии.

3

Совместная

работа

по

составлению

сценария

комплексного

занятия.

По-

мощь в подборе дидактических игр по

Консультация на тему «За-

стенчивые дети» помощь в

раскрепощении

таких

де-

Совместная

работа

по

со-

ставлению

интегрирован-

ного занятия. Работа по за-

Утренник

«Осенний

праздник»

Репетици-

онные

моменты.

За-

4

развитию мышления, памяти, зритель-

ного внимания и восприятия

тей»

креплению

ритмических

движений

на

физкультур-

ных занятиях

пись

общей

фоно-

граммы

4

Участие в проведении осеннего празд-

ника

Консультация: «Праздники в детском саду». Привлечение

узких специалистов к участию

Осенний

праздник.

Проведение

Ноябрь

1

Подбор материала по лексическим те-

м а м .

Р а з в и т и е артикуляционного

аппарата, фонематический слух, слу-

ховое внимание. Помощь в работе над

картотекой «Игра со словом»

Стеснительные и замкнутые

дети. Совместное обсужде-

ние по подбору репертуара

в работе с такими детьми.

Исполнению ролей в досу-

гах и праздниках

Работа

по

подбору

музы-

кального

сопровождения

к

комплексу утренних гимна-

стик

Подбор музыкального

сопровождения

к

за-

нятиям

хореографией

на месяц

2

Эмоционально

-волевая

сфера.

Само-

стоятельная деятельность детей. Эмо-

циональная раскованность в отображе-

нии характера в произведениях

Психологическая

подготов-

ка детей к участию в театра-

лизованном

новогоднем

представлении

Помощь в построении де-

тей на праздничных меро-

приятиях

Подготовка к праздни-

ку

новогодней

елки.

Обсуждение сценария

3

Подготовка к празднику новогодней елки. Обсуждение сценария, подбор действующих лиц в инсце-

нировках

Запись

общей

фоно-

граммы

новогоднего

праздника

4

Помощь по преодолению двигательного

автоматизма в плясках, играх, хорово-

дах

Консультация на тему «За-

стенчивые дети» помощь в

раскрепощении таких детей

Консультация «Как научить

детей правильно двигаться -

змейкой». Подбор комплек-

са релаксационных упраж-

нений.

Сужение,

расшире-

ние круга. Помощь в работе

над музыкально – ритмиче-

скими движениями

Консультация

хорео-

графа

«Как

добиться

легкости

в

выполне-

нии движений детьми

без

участия

взро с-

лых».

Согласование

танцевального

репер-

туара

праздничного

новогоднего

утренни-

ка

в

логопедических

группах

Декабрь

1

Помощь в работе над формированием у

детей способностей к пониманию раз-

личных эмоциональных состояний в те-

атрализованной деятельности

Исполнение

взрослых

ро-

лей на празднике. Помощь

по работе с педагогами по

подбору персонажей

Работа

по

подбору

музы-

кального

сопровождения

к

комплексу утренних гимна-

стик

Подбор музыкального

сопровождения

к

за-

нятиям

хореографией

на месяц

5

2

Совместная работа в разучивании детских ролей и стихов на новогод -

нем утреннике

Помощь

в работе над ди-

д а кт и ч е с к и м и

и г р а м и

направленных

на

развитие

двигательных навыков

Согласование

танце-

вального

репертуара

праздничного

ново-

годнего

утренника

в

логопедических

груп-

пах

3

Праздничные новогодние утренники. Помощь в проведении.

Участие в празднике

4

Январь

Новогодние каникулы

2

Подбор материала по лексическим те-

мам. Помощь в работе над картотекой

«Двигательные упражнения»

Работа по подбору дидакти-

ч е с ко г о

м а т е р и а л а

к

комплексу релаксационных и

мимических упражнений

Работа по подбору музы-

кально- ритмического со-

провождения к комплексу

утренних гимнастик

Координация детей во

время

кружения

по

одному и в парах. Шаг

с притопом. Как пра-

вильно обучить ребен-

ка

3

4

Совместная работа по составлению сценария спортивного праздника

посвященный «Дню Защитника Отечества»

Февраль

1

Подбор материала по лексическим те-

мам. Обсуждение сценария праздника

посвященного «Дню Защитника Отече-

ства» и «Праздника мам и бабушек»

Консультация

«Развитие

творческих

способностей

ребёнка на

занятии». Разы-

грывание

с

детьми

творче-

ских этюдов, импровизаций

Общеразвивающие

упражнения с предметом.

Упражнение с обручами

Общие элементы тан-

цевальных

движений.

Согласование.

По-

мощь в отработке

2

Помощь в работе по развитию у детей

словесной регуляции действий на осно-

ве согласования слова и движений. Под-

бор игр

Консультация

по выбору

персонажей

к

театрализо-

ванным играм и инсцениров-

кам

Упражнение с султанчика-

ми. Перестроение в 2 ко-

лонны

Танцевальные элемен-

ты: выставление ноги

на пятку; пружинка с

поворотом.

Как

пра-

вильно научить детей

3

Участие в празднике «День Защитника Отечества». Репетиционные и организационные моменты действия.

4

Совместная работа по подготовке инте-

грированного занятия

Помощь в работе с истерич-

ными детьми

Общеразвивающие упраж-

н е н и я

с

п р е д м е т о м .

Упражнение с мячом

Общие элементы тан-

цевальных

движений.

Согласование.

По-

мощь в отработке

Март

1

Подбор материала по лексическим те-

мам. Участие в проведение праздника

Консультация «Как справить-

ся с проблемой, если она уже

Работа по подбору музы-

кального

–ритмического

Проведение праздника

«8 Марта»

6

есть»

сопровождения к комплек-

су утренних гимнастик

2

Помощь в работе по усовершенствова-

нию речевых навыков с малоактивны-

ми детьми

Консультация

по

организа-

ции работы с малоактивными

логопедическими детьми на

занятиях

Помощь

в

работе

над

комплексом

дыхательных

упражнений.

Упражнение

«Выпад

вправо,

влево;

кружение в парах»

«Ритмопластика»

Взаимосвязь в работе.

Различные танцеваль-

ные элементы

3

Совместная работа по подбору комму-

никативных игр и дидактических игр

направленных на автоматизацию звуков

Помощь в подборе дидакти-

ческих

игр

по

развитию

мышления, памяти, зритель-

ного внимания и восприятия

4

Совместная

работа

над

комплексом

– ритмиче-

ских игр

Совместная постанов-

ка

праздничных

тан-

цев и инсценировок

Апрель

1

Подбор материала по лексическим те-

мам.

Взаимодействие по отработке дикции и

артикуляции текстов стихов и песен у

детей

Совместная работа по подбо-

ру коммуникативных игр

Консультации распределе-

нию двигательной нагруз-

ки на занятии

2

Помощь

по

изготовлению

дидактических

игр

направ-

ленных на развитие творче-

ской

активности

и

эмоцио-

нальной отдачи

Консультация

«Построе-

ние детей на спортивной

площадке». Формы пере-

строений

Подбор музыкального

сопровождения

к

за-

нятиям

хореографией

на месяц

3

Консультация по подбору игр и упраж-

нений направленных на развитие выра-

зительности

имитационно

подража-

тельных движений

« Ж е с т о к о с т ь

д е т е й »

консультация по проблеме.

«Сказкотерапия»

-

совмест-

ная работа над проектом

Обговаривание танце-

вального репертуара к

весенним праздникам:

« Д е н ь

П о б е д ы » ,

«Выпуск детей»

4

Подбор осетинских игр и

аттракционов

Май

1

Подбор материала по лексическим те-

мам

Помощь

в

работе

над

фор-

мированием у детей способ-

ностей к пониманию различ-

ных эмоциональных состоя-

ний в театрализованной дея-

тельности

Помощь в связи с трудно-

стями ориентации детей в

во время парного танца по

кругу

Проведение праздника

«День Победы»

2

Консультация

«Пространственные

представления

во

время

движения».

«Понимание вербальных инструкций»

Запись

общей

фоно-

граммы

к

празднич-

н ы м

у т р е н н и к а м

7

«Выпуск в школу» и

«День защиты детей»

3

Совместная подготовка праздника «День защиты детей» и Выпускного бала.

4

Согласование результатов диагностики с узкими специалистами

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ

ЦИКЛОВ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ

месяц

неделя

Название темы

Старшая группа

Подготовительная группа

Сен-

тябрь

1

Диагностика

2

3

Лицо и тело человека

Лицо и тело человека

4

Моя семья

Моя семья. Имена.

Октябрь

1

Имена.

Фрукты, овощи

2

Детский сад.

Лес: деревья, кустарники

3

Игрушки

Ягоды и грибы

4

Фрукты

Осень

Ноябрь

1

Овощи

Дикие животные

2

Лес. Деревья.

Домашние животные

3

Ягоды и грибы

Зимующие птицы

4

Осень

Домашние птицы

Декабрь

1

Дикие животные

Дом, его части

2

Домашние животные

Мебель

3

Зимующие птицы

Бытовые приборы

4

Новый год

Зима. Новый год

Январь

Новогодние каникулы

2

Зима

Одежда

3

Домашние птицы

Обувь, головные уборы

4

Дом, его части

Посуда и продукты питания

Февраль

1

Мебель

Животные холодных и жарких стран

2

Одежда

Транспорт

3

Обувь, головные уборы

Россия. Защитники Отечества.

4

Россия. Защитники Отечества.

Хлеб и злаки

Март

1

Весна. Мамин праздник.

Весна. Мамин праздник.

2

Посуда

Цветы

8

3

Продукты питания

Насекомые

4

Перелетные птицы

Перелетные птицы

Апрель

1

Весна. Ее признаки. Весенние работы в саду, поле, огоро-

де.

Рыбы

2

Цветы

Весна. Ее признаки. Весенние работы в саду, поле, огороде.

3

Насекомые

Космос

4

Профессии

Профессии

Май

1

Мой город

Мой город. Школа.

2

Транспорт

Лето. Признаки лета.

3

Лето. Признаки лета.

Времена года. Месяцы.

4

Времена года - итоговое

Времена года - итоговое

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ

ЦИКЛОВ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Тема

Учитель – логопед

Педагог - психолог

Музыкальный руководи-

тель

Инструктор по ФК

1

Детский

сад

1

. Развитие понимания устной речи (умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

название предметов);

2. Закрепление лексической темы;

3. Усвоение притяжательных местоимений

1. Игра «Что прибавилось?»

2. Игра «Что изменилось?»

3. Игра «Составь картинку»

4. Игра «Мои друзья».

1.Утренняя гимнастика

«Дружба».

2. Подвижная игра «Мы ве-

селые ребята».

2

Овощи

1. Развитие понимания устной речи (умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий);

2. Соглас-е сущ. с глаг.ед.ч. н. вр.;

3. Употребление приставочных глаголов;

1. Игра «Да нет».

Материал: картинки овощей.

Ведущий загадывает один

объект. Дети задают вопро-

сы, сужающие поле поиска.

1. Игра «Кукушка» (муз. А.

Аренского, сл. А. Плещеева).

2. «Горошина» Карасевой

3.Логоритмика «Огород круг-

лый год».

1.Эстафета:

« отнеси овощи в погреб

2.Подвижные игры

«Собери овощи в корзину».

3

Игрушки

1. Развитие понимания речи (умение вслуши-

ваться в обращенную речь, выделять названия

предметов, признаков, действий);

2. Словообразование: употребление приста-

вочных глаголов брось, перебрось мяч;

1. Игра «Да, нет».

Материал: картинки игруш-

ки. Ведущий загадывает один

объект. Дети задают вопро-

сы, сужающие поле поиска.

1.Музыкально-дидактическая

игра: »Волшебный сунду-

чок»,

2.Жестовая игра: «Кто это?».

1.Подвижная игра «Собери

игрушки».

4

Фрукты

1. Развитие понимания устной речи (умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий);

2. Соглас-е сущ. с глаг.ед.ч. н. вр.;

3. Употребление приставочных глаголов;

1.

Игра «Да нет».

Материал: картинки фруктов.

Ведущий загадывает один

объект. Дети задают вопро-

сы, сужающие поле поиска.

1. Танец с зонтиками.

2. Динамическое упражнение

«Яблоки».

3. Пальчиковая гимнастика

«Варим компот».

1.Эстафета: «Мы собрали

урожай».

2. Подвижная игра

« Овощи и фрукты».

3. Игра с мячом «Съедобное

9

5

Человек.

Части

1. Развитие понимания устной речи (умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий);

2. Закрепление лексики;

3. Словообразование: использование сущ. с

1. «Простые аналогии»: ноги

- ботинки; руки -

перчатки; голова - шапка.

2. Сложные инструкции: по-

кажи правой рукой левую

1. Массаж носа «Труба».

2. Логоритмика: «Злой вол-

шебник».

3. Игра «Морозко».

4. Песенка «Ой, Мороз Ива-

1. Подвижная игра «Мороз-

красный нос».

2. Игра малой подвижности:

« Смотри на руки, ноги»;

Этюд – «Болит лапка, носик»

6

Грибы.

Ягоды

1

. Развитие понимания устной речи (умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий);

2. Закрепление лексики;

3. Употребление простых предлогов в, на,

1. «Вставки».

2. «Расположи в указанном

порядке».

3. «Четвертый лишний».

4. Игра «Топай - хлопай».

1. «Ой, в лесу есть калина».

2. Хоровод «Подарки осени».

3. Танец с зонтиками.

4. «Горошина» Карасевой.

Подвижные игры:

«Ловишка - ежик».

«Садовник» (соотнесение

формы, цвета) , «Поймай

грибок».

7

Семья

1. Развитие понимания речи: Умение вслуши-

ваться в обращенную речь, выделять названия

предметов, признаков, действий;

2. Закрепление лексики;

3. Усвоение притяжательных местоимений

1. Упр. «Четвертый лишний».

2. Упр. «Волшебные слова».

3.Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»,

. П/и «Моя семья».

2. «Папа, мама я» муз. Игра

3. Пальчиковая гимна-

стика «Сыночек»,

«Большой братец»,

1. Упражнение на координа-

цию речи с движениями

«Дело было вечером».

2. Подвижная игра «Помо-

жем маме», «Оркестр».

8

Хлеб и

злаки

1. Развитие понимания речи;

2.Умение вслушиваться в обращенную речь,

выделять названия предметов, признаков,

действий;

3. Закрепление лексики;

1. Играем в слова на кухне:

какое блюдо мама подает к

столу - вкусное, горячее, ва-

реное, жареное и др.

2. Игра «Какие продукты

1.Игра с мячом «Съедобное –

несъедобное»

2. физкультурное развлече-

ние «Быть здоровыми хотим»

9

Страна

1.Усвоение лексики;

2.Учить образовывать прилагательных от су-

ществительных;

3. Развивать умение согласовывать слова в

предложении.

1.Упр. «Я, ты, он, она»

2. Игра на внимание «Найди

страну»

3. Упр. «Найди похожие

влажки». 4. «Найди от-

1. Дидактическая игра «Назо-

ви улицу».

2. ОРУ «Строим дом».

3. Соревнование:

«Чемпионат России»

10

Деревья.

Лес

1. Развитие понимания устной речи: умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий;

2. Закрепление лексики;

3. Словоизм-е: сущ. ед.ч. во мн.ч.;

1. «Назови части» (дерева,

куста).

2. Отгадывание загадок о де-

ревьях.

3. Нарисуй нужную фигуру.

1. Ф/минутка «Ветер дует

нам в лицо».

2.Логоритмика: «Вальс

осенних листьев», «Листо-

пад».

1. ОРУ «Упражнения с ли-

стьями».

2. Дыхательное упражнение

«Ветер и листья».

3. Упражнения. «Деревья в

11

Одежда.

Обувь

1. Развитие понимания устной речи (умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий),

понимание обобщающего значения слов;

2. Словоизменение: окончания существитель-

1.Игра «4 лишний».

2.Упр. «Подарок на всех»

(если бы ты был волшебни-

ком).

3. Упр. «Что забыл нарисо-

1. Музыкальная игра «Шляпа

по кругу».

2. «Платочки» муз. Игра

3. Кто самый ловкий» муз.

4. Игра: «Веселые прачки».

1. Загадки о одежде.

2.Игра: «Что пропало?».

3. Эстафета:

«Зимняя и летняя одежда»

4. Подвижная игра :

12

Осень

1. Развитие понимания устной речи: умение

вслушиваться в обращенную речь, выделять

названия предметов, признаков, действий;

2. Закрепление лексики;

3. Словоизм-е: сущ. ед.ч. во мн.ч.;

1.Игра «Топай - хлопай»

Если явление природы соот-

ветствует осени- «ТОПАЙ»,

если нет-«хлопай».

2.Упр. « Дорисуй листопад»

1. Логоритмика «Осеннее пу-

тешествие».

2. Грустная песенка» Н. Фу-

раева.

3. «За грибами» Селезнева

1. Эстафета: «Мы собрали

урожай».

2. Подвижная игра « Овощи

и фрукты».

10

13

Професси

и

1. Закрепление лексики;

2. Согласование прилагательных с сущ. во

мн.ч. И.п;

3. Составление рассказа о профессиях роди-

телей по вопросам;

1. Игра «Кому какое орудие

труда».

2. Игра «Что не так?».

3. Упр. «Покажи и назови».

4. Пальчиковая гимнастика

1. Д/и «Кому что нужно?»

2. Пальчиковая гимнастика

«Веселые маляры».

4. Песня «Мы моряки».

5. Песня «Воспитатель».

1. ОРУ: «Дворники» с гим-

настической палкой.

2. Подвижные игры:

«Найди себе пару», «Кем

мы будем, мы не скажем, а

14

Домашни

е

1. Закрепление лексики;

2. Употребление предлогов (на, в, из, за, из-

за, под, из-под, с, к);

3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.

и мн. числе (пушистый кот – пушистые

1.Упр. «Угадай животное».

2. Игра «Простые анало-

гии»: собака-кость…

3.Упр. «4 лишний».

1. «Игра в стадо» (развитие

творческого воображения и

подражательности).

2. Пальчиковая гимнастика

«Буренушка».

1. Игра «Изобрази домашнее

животное».

15

Продукты

питания

1. Употребление предлогов (на, в, под, из, из-

под, из-за);

2. Употребление приставочных глаголов;

3. Образование относительных прил. со знач.

соотнесенности к продуктам питания (мяс-

1.Игра «Топай-хлопай»

2. Игра «Какие продукты

лежат в шкафу, в холодиль-

нике».

1. Музыкальная композиция

«Яблочко».

2. Песня «Ягода морошка»,

3. Хоровод «Каравай»

1. Дидактическая игра «По-

лезно, вредно».

2. Игра «Съедобное не съе-

добное».

16

Дикие

животные

1. Согласование прилагательных с сущ. во мн.ч.

И.п.

2. Словоизменение: окончания сущ. в В.п. (Мы в

зоопарке видели – Кого?- медведя, лису, волка)

3. Составление предложений с однородными чле-

1.Упр. «Угадай животное».

2. «Простые аналогии»: мёд-

медведь; ёж-иголки; лось-

рога.

1. П/г «Есть у каждого свой

дом»

2. П/и «На водопой» (коорди-

нация речи с движением).

3. Пальчиковая игра «Мед-

1.Пантомима «Изобрази жи-

вотное».

2. Подвижные игры:

«Волк во рву»,

«Хитрая лиса»,

17

Зимние

забавы.

1. Употребление предлогов (на, над, под, в, за, из,

из-за, из-под)

2. Употребление сущ. и глаголов в наст. и про-

шедш. времени (девочка танцует – девочка тан-

цевала)

1. «Что изменилось?» (разви-

тие памяти, внимания).

2. Беседа «Дружба начинает-

ся с улыбки».

3. «Найди сходства и раз-

1. «Новогодний хоровод»

(муз. Т. Попатенко , сл.

Найденовой) (имитация дви-

жений животных)

2. Новогодний бал

1. ОРУ «В лес, на ёлку».

2. Упражнение

«Попляшем?».

3. Пальчиковая гимнастика

«Ёлочка».

18

Зима

1. Закрепление лексики;

2. Употребление сущ. в ед.и мн.ч.;

3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.ч.

в ж. и м. роде (снежная горка – снежный

ком);

1.Игра «

топай-хлопай

»

Если

явление природы соответ-

ствует зиме-«ТОПАЙ», если

нет-«хлопай».

2.

Упр. «Лабиринты. Кто где

1. Развитие певческого дыха-

ния, пения: «Зимняя песен-

ка» (муз. М. Карасева, сл. С.

Вышеславцевой).

2. Логоритмика: «Зимние

1. Зимние развлечения

2. Упражнения «На санках»,

на лыжах

3. ОРУ «Зимняя зарядка».

4. Развивающая игра «Сложи

19

Дом.

Мебель

1. Закрепление лексики;

2. Употребление предлогов (в, на, под, за. из,

из-под, из-за, со);

3. Образование относительных прилагат.

(стол – деревянный,..);

1. Упр. «Четвертый лишний».

2.

Игра «Да нет».

Материал: картинки мебели.

Ведущий загадывает один

объект. Дети задают вопро-

1. Словесная игра «Обставим

комнату».

2. Жестовая игра. «Строим

дом».

3. Динамические упражнения

1.Игра малой подвижности:

«Ау!» я скажу тебе: «АУ!»,

угадай, где я стою

2. Подвижная игра

20

Зимующи

е птицы

1. Закрепление лексики;

2. Согласование прилагательных с сущ. в ед.

числе в жен., м.роде (зимняя, зимний);

3. Употребление предлогов (на, в, над, с, под,

из, за, из-за);

1. Игры: «Сравни двух пти-

чек» (устойчивость, распре-

деление, концентрация вни-

мания).

2. «Летите в свою стаю»

1. П/г «Это птичка –воро-

бей).

2. Логоритмика: «Птицы

зимой», «Синичкины забо-

ты».

1. ОРУ «Мы весёлые птич-

ки».

2. Подвижная игра «Голуби и

кот».

11

21

Посуда

1. Закрепление лексики;

2. Употребление предлогов (в, на, под, за. из,

из-под, из-за, со);

3. Употребление приставочных глаголов;

4. Образование относительных прилагатель-

1. Игра «Чего не хватает?'»

- сковорода без дна, кастрюля

без ручки.

2. Упр. «Зашумленные» пред-

меты.

1. Логоритмика: «Чайник».

2. «Подскажи словечко».

3. «Чем отличаются слова»

(развивать слуховое внима-

ние).

1. Артикуляционные упраж-

нения:

«Ветер», «Вьюга», «Игра с

ежом».

2. Подвижная игра «Кто

22

Домашни

е птицы

1. Закрепление лексики;

2. Употребление предлогов (на, в, из, за, под,

над, из-за, с);

3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.

числе в ж., м.роде (белый, белая);

1. Игры: «Сравни двух уто-

чек» (устойчивость, распре-

деление, концентрация вни-

мания): «Летите в свою

стаю» (аналитическое вос-

1. П/г «Это птичка – …»).

2. «Танец маленьких утят».

3. Фонетическая зарядка

«Далеко – высоко».

4. Песня-хоровод «Два весе-

1.ОРУ «Птичий двор»

2. Подвижная игра «Гуси

гуси».

23

Россия. Защитники отечества.

1. Закрепление лексики;

2. Употребление сущ. и глаголов в ед. и мн.ч.;

3. Употребление сущ. и глаголов в настоящем

и прошедшем времени;

4. Составление простого предложения по кар-

тинкам: И.п. сущ. + согласов.гл. + прям. до-

полнение в Тв.п. (Танкист управляет

танком);

5. Составление рассказа по картинкам с опо-

рой на вопросы.

1. Игра «Повтори шифр»

(развитие слухового и рече-

вого внимания».

2. «Разгадывание ребусов».

3.Упр. «Дорисуй предмет»

(танк, самолет, корабль, пуш-

ка).

4. Игра «Разложи картин-

ки последовательно и

составь по ним рассказ»

(серия из 4-5 сюжетных

картинок).

5. Упр. «Пространственные

фигурки» (сложи из счет-

ных палочек танк, самолет,

1. Музыкальная игра «Собе-

ри ракету» ( из геометриче-

ских фигур).

2. Логоритмика: «Бойцы -

молодцы».

3. Поппури «Я должен

Родину защищать».

4. «Солдатская песня»

П. Синявский.

1.ОРУ «Мы сильные и креп-

кие».

2.Физкультурное развлечение

«Защитники отечества»

3. Подвижная игра «У сол-

дат порядок строгий», «Бой-

цы – молодцы».

24

Животны

е жарких

1. Согласование прилагательных с сущ. во

мн.ч. И.п.;

2. Словоизменение: окончания сущ. в В.п.;

(Мы в зоопарке видели – Кого?- медведя,

лису, волка);

1.Выкладывание жирафа из

конструктора «Умный квад-

рат».

2. «Броуновское движение».

Дети ходят, не задевая друг

1.Ритмическая игра «Часы».

2.Чистоговорки..

3. Ритмопластика «Жираф».

1. ОРУ «Эти забавные жи-

вотные».

2.Подвижные игры: «Зе-

бры, львы, слоны», «Ло-

вишки с ленточкой».

25

8весна.

Мамин

1. Закрепление лексики;

2. Употребление глаголов и сущ. в настоящего

и прошедшего времени;

3. Согласование прилагательных с сущ. в ед.

и мн.ч.;

1. Методика А.Н.Леонтьева

«Что не дорисовано в

предмете?» (дополни до

треугольника)

2. «Лабиринт» (подари маме

1.Утренник «Мамин день».

2. Упражнение «Дело было

вечером…».

3. Развивающая игра «Кто

назовёт больше действий».

1. ОРУ «Полюбуйтесь, мамы,

на нас - дошколят».

2. Упражнение «Дело было

вечером…».

3. Подвижная игра «Помощ-

26

Рыбы

1. Закрепление новой лексики;

2. Употребление сущ. в ед.и мн.ч.;

3. Употребление притяж. прилагательных (го-

лова - Чья? - щучья);

4. Употребление глаголов с разными пристав-

1.Составление из геометри-

ческих фигур «Рыбку».

2. «Заселяем аквариум».

3. Составление из палочек

1. «Наш весѐлый счѐт» дыха-

тельная гимнастика.

2. Считать на одном дыхании

с динамикой.

3. Артикуляционное упраж-

1.Упражнение «Рыбка».

2.

Игра «Рыбак и рыбка»

12

27

Мой

город

1. Закрепление новой лексики;

2. Употребление слов-антонимов (широкая -

узкая…);

3. Согласование прилагательных с сущ.;

4. Составление сложносочиненного предло-

1. Упр. «Лабиринт».

Помоги мальчику найти до-

рогу к дому.

2. «Построй дом из геомет-

рических фигур».

1. Упр. на координацию речи

с движением «Разыграй».

2. Динамические упражнения

«Гости».

3. Музыкально-ритмическая

1. ОРУ «Строим дом».

«Будь сильным».

2. Подвижные игры «Наша

квартира», «Весёлые ребя-

та»,

28

Весна

1. Образование прилагательных от сущ. (вес-

на – весенний, птица – птичий, тополь – то-

полиный);

2. Подобрать сущ. к прилагательным (м., ж.,

ср. род): весенний, - яя(-ая), -ее(-ое) весенняя

1.Д/и «Кто больше увидит?»

2.Игра «Лишняя картинка».

3.Игра «Разложи картинки

по временам года».

4. Игры на восприятие

1. Игровое упр. «Весна».

2. Пальчиковая гимнастика

«Ласточка».

3. Ритмическая игра «Часы».

4. Песня о весне (по выбору).

1. ОРУ «Весна, весна на ули-

це».

2. Подвижные игры: «С про-

талинки на проталинку»,

«Цветок на поляне».

29

Космос

1. Усвоение слов-антонимов (большой – ма-

ленький, сильный – слабый,…);

2. Образование относительных прилагатель-

ных: Ракета из металла – металлическая;

3. Расширение значений предлогов. Употреб-

1. Игра на внимание и за-

крепление названий геомет-

рических фигур.

2.«Составление ряда по усло-

виям» (карточки с планета-

1. П/и . «Космонавты».

2. Голосовое упраж-

нение

«Радиоволны».

3. Упражнение «Будем кос-

1. ОРУ «Мы сильные и креп-

кие»,

«Юные космонавты»,

«Космические мотивы».

30

Перелетн

ые птицы

1. Употребление приставочных глаголов. За-

кончить предложение нужным глаголом:

Скворец – Что сделал?- залетел в сквореч-

ник;

2. Употребление сущ. и глаголов в настоящем

1. Игры на восприятие цвета,

формы-размера:

найди птенцам маму;

узнай предмет по его части.

2.Проблемные вопросы:

1. Динамическое упражнение

«Птицы в скворечнике».

2. Пальчиковая гимнастика

«Ласточка».

3. Музыкальная композиция

1. О.Р.У: «Мы веселые птич-

ки», «Гуси».

2. Развивающая игра: «Собе-

ри птицу».

31

Транспор

т

1. Закрепление лексики;

2. Употребление предлогов (в, на, с, за, к, из-

за, из-под, под, у);

3. Образование относительных прилагатель-

ных (колесо из резины – резиновое __);

1. Игра на развитие внима-

ния «Назови цвет».

2. Игра «Сложи картинку и

назови, что получилось».

3. Игра «4-й лишний»

1. Мимическая гимнастика,

упражнение для лица (звуки

У, Ы).

2. «Светофор» Фрида

3. Музыкальная композиция

1. Дидактическая игра «что

делает?»

2. ОРУ «Машины»

3. Игра малой подвиж-

ности «Светофор».

32

Праздник

Победы

1. Закрепление новой лексики;

2. Составление и распространение предложе-

ний однородными членами;

3. Согласование сущ. с прилагательными в

роде и числе;

1. Упр. на координацию речи

с движением «Моя Россия».

2. Упр. «Салют».

3. Упр. «Маленький хра-

брец».

1. Песня. «Рядовой»

2. «Не совместимы дети и

война»

3. «Песня о мире»

4. Музыкальная композиция

1. «У солдат порядок стро-

гий».

2. Упр. речь с движением

«Будем в армии служить».

3. ОРУ «Солдаты».

33

Цветы

1. Подобрать прилагательные к существи-

тельным: ромашка-Какая? – белоснежная,

красивая,...;

2. Употребление существительных и глаголов

в ед. и мн.ч.;

1.Упр. «Подснежник»

2.Упр. «Одуванчик»

3. Упр. «Четыре стихии».

4. Упр. «Собери букет»

1. «Понюхай цветок» - дыха-

тельное упражнение

«Я иду с цветами» учить точ-

но интонировать

на одном звуке.

1. Подвижная игра « Садов-

ник».

34

Лето.

Спорт

1.Употребление в речи глаголов с разными

приставками;

2.Составление рассказов по картинке, по пла-

ну;

3. Закрепление новой лексики;

1.Упр. «Покажи и назови»

(показать и назвать виды

спорта, нарисованные на кар-

тинке).

2.«Лабиринты».

1. Упражнение: «Подскоки»,

«Прямой и боковой галоп»,

«Марш», « Бег на носочках».

2. Песня «Будем спортом за-

ниматься». Муз. Александро-

1. ОРУ «Силачи»

2. Физкультурное развлече-

ние « Сильные, ловкие, сме-

лые».

3. Спортивные соревнования

13

35

Насеком

ые

1. Закрепление новой лексики;

2. Употребление предлогов (на, за, в, под,

над, с, из-под, из-за, около);

3. Употребление приставочных глаголов (при-

летел – влетел - вылетел);

1. Д/и: «Кого не стало?»,

«4 лишний».

2. Классификация: летаю-

щие, ползающие.

3. Игры на восприятие цвета,

1. «Лето, лето к нам пришло»

В. Шаинского.

2. «Хоровод в лесу»

А. Филишенкова.

3. «Выйди солнышко» Р. Па-

1. ОРУ «Бабочки»

2. Пальчиковая гимнастика

«Пчела».

3. Подвижные игры «Мо-

тылёк», «Весёлые пчёлы».

14