Напоминание

"Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми"

Автор: Куликова Зинаида Дмитриевна
Должность: учитель-воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 222 с углубленным изучением немецкого языка "ПЕТРИШУЛЕ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми"
Дата публикации: 08.11.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми

Во все эпохи политика была, есть и всегда будет важнейшей сферой жизни

государства.

Участие в ней жителей этого государства определяет её будущее. Основа

всякого

государства

является

образование,

здравоохранение

и

армия.

Эти

составляющие

государства

являются

инструментами

для

решения

задач

связанные с жизненным устройством граждан:

Обеспечением работой;

Образованием;

Карьерным ростом;

Человеческими нормами поведения.

Знания, кругозор, наблюдения, личные впечатления об окружающем мире

человек

получает

с

детства

от

родителей,

через

детсадовское

и

школьное

сообщество, через СМИ, через ближайшее окружение. Окружение в значительной

степени играет позитивное или негативное влияние на подрастающего человека.

Исследования

социологов

объяснили

причины

негативного

состояния

некоторых слоёв общества:

Низкий уровень материального обеспечения;

Безработица;

Пребывание в постоянном состоянии нестабильности и тревожности;

Низкий уровень образования.

Как следствие этих неблагоприятных факторов – агрессия.

Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам

существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб

людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.

Учителя, воспитатели и родители отмечают, что агрессивных детей становится с

каждым годом все больше и больше. Никакое другое поведение так не раздражает

взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное.

Как вы знаете, агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких

высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда

ребенок

вызывает

вместо

сочувствия

всеобщее

раздражение

и

нередко

ответную агрессию. Часто в разговорах об агрессивных детях можно услышать

такие слова, как: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» и т.п.

1

А,

между

тем

известный

австралийский

психотерапевт

В.Оклендер

отмечает: «Я

воспринимаю

ребенка,

который

обнаруживает

деструктивное

поведение,

как

человека,

которым

движет

чувство

гнева,

отверженности,

тревоги,

незащищенности,

обиды…

У

него

часто

отмечается

низкая

самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он

чувствует,

иным

способом,

потому

что,

если

он

это

сделает,

он

может

утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что

это единственный путь, способствующий выживанию».

Эти слова я считаю ключом к пониманию агрессивного поведения ребенка

и отправной точкой для оказания ему действенной помощи.

Основные понятия: «агрессия» и «агрессивность».

Как

правило,

все

жалобы

взрослых

на

агрессивного

ребенка

укладываются в следующее описание его поведения: дерется, причиняет боль

другим детям, взрослым, угрожает.

Психологи

же

склонны

разделять

такие

понятия,

как агрессивное

поведение

ребенка

в

той

или

иной

ситуации

и агрессивный

ребенок

(где

агрессивные проявления считаются личностной чертой).

Поясню это. Каждый ребенок, развиваясь, попадает в ситуации, в ходе

которых испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения

своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих

родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут

толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще

действия

могут

заменять

на

угрозы,

ругательства,

оскорбления

либо

сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще,

чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной

реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться

более

приемлемым

в

обществе.

При

неправильном

отношении

агрессивное

поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне

оправдает мнение окружающих о себе, как об агрессивном ребенке.

Итак, следует

различать агрессивное поведение, которое может

быть естественным для того или другого периода развития ребенка,

или

которое

является

ситуативным,

и агрессивность

как

черту

личности.

Следовательно,

нужно

определиться

с

понятиями «агрессия»

и

«агрессивность».

Агрессия это

с одной стороны – биологически целесообразная форма поведения,

которая способствует выживанию и адаптации,

с другой - мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее

нормам

и

правилам

существования

людей

в

обществе,

наносящее

2

физический

вред

объектам

нападения

(од ушевленным

и

неодушевленным),

а

также

моральный

ущерб

живым

существам

(негативные переживания, состояние напряженности, подавленности,

страха и т.п.).

Это

одна

из

форм

реагирования

на

различные

неблагоприятные

в

физическом и психологическом отношении жизненные ситуации. Психологически

является одним из основных способов решения проблем, и выступает в качестве:

1.

Средства достижения какой-либо цели:

стремление привлечь к себе внимания сверстников (мальчик

вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко

лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе

внимание);

ущемление

достоинства

другого

с

целью

подчеркнуть

свое

превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у

него не хватает нужных деталей конструктора, мальчик кричит: "Ха-

ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и

нытик");

защита

и

месть

ответ

на

"нападение"

или

насильственное

изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

стремление быть главным (например, после неудачной попытки

занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его

друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной

игрушкой,

некоторые

дети

прибегали

к

прямому

насилию

над

сверстниками).

2.

Способа психологической разрядки (ребенок не выспался, мама

по дороге в детский сад наругала, ребята в группе сломали любимую

игрушку – чем не повод разозлиться и кого-нибудь обидеть, может

легче станет);

3.

Способа

удовлетворения

потребностей

в

самореализации

и

самоутверждении (каждый

день

ребенок

слышит:

«Так

делать

нельзя», «Не смей!». Если запреты звучат излишне категорично и их

чересчур много, то ребенок может отреагировать на них гневом.

Вам самим больше нравиться, когда вами командуют или когда

к вам прислушиваются?).

3

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что агрессия в

человеке

заложена

биологически.

Это

механизм,

позволивший

человеку

в

очень

давние

времена

выжить

среди

более

приспособленных

и

сильных

животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере

развития человека и образования общества, попала под контроль социальных

норм и функций.

Поэтому современные психологи выделяют позитивную и негативную

агрессию.

Позитивная агрессия обеспечивает человеку или группе людей

возможность выживания, безопасности и развития. Если кто-то угрожает вам, то с

ним нужно уметь вести себя твердо и уверенно, уметь дать отпор, и здесь может

помочь умеренное чувство гнева и дозированная демонстрация агрессии. Это

вовсе

не

означает,

что

нужно,

испытывая

гнев,

постоянно

проявлять

его

в

активной агрессивной форме (нападение, угроза). Но если постоянно оставлять

безнаказанным проявление враждебности других людей к вам, то это может

привести

к

страданию,

саморазрушению,

психосоматическим

заболеваниям.

Умеренный гнев придает силы и уверенности, а небольшая доля злости позволяет

выступить в свою защиту.

Если бы в человеке не было необходимой ему доли агрессивности, то не

было бы в нем и инициативы, и воли к победе, и готовности к борьбе. Такой

человек каждое препятствие воспринимал бы как непреодолимую преграду и

предпочел бы в конечном итоге уйти из действительности в мир иллюзий,

виртуальную реальность. Тем более, что форм ухода от действительности

существует множество: это и "зависание" в Интернете, и "привыкание" к

телевизору, не говоря уже об алкоголизме и наркомании.

Таким образом, каждая личность должна обладать определенной

степенью агрессии, которая просто необходима для активной жизни.

В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде

«двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения».

Негативная

агрессия

направлена

на

удовлетворение

своих

потребностей путем причинения вреда окружающим.

Грань между позитивной и негативной агрессией бывает иногда весьма

тонкой. Так, во многих боевиках мы видим, как положительный герой, добиваясь

весьма достойных личных или общественных целей, крушит все вокруг себя и при

этом нередко ненароком уничтожает чужую собственность, калечит и убивает

невинных людей.

Но, тем не менее, важно понимать одну вещь (может быть вы со мной не

согласитесь, но это подчеркивают многие специалисты) - что искоренять любые

проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо

добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально

4

допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы

человека.

Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики в РФ

определено

«создание

условий

для

формирования

личности

гармоничной,

постоянно

совершенствующейся,

эрудированной,

конкурентоспособной,

неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при

этом

адаптироваться

к

меняющимся

условиям

и

восприимчивой

к

новым

созидательным идеям».

Способы взаимодействия с агрессивным ребенком,

психологическая коррекция и профилактика агрессивного

поведения.

Общение с агрессивными детьми – это особая проблема, для решения

которой требуются определенные навыки и умения, как со стороны родителей, так

и педагогов.

Как уже отмечалось ранее, у агрессивного ребенка:

- слабо развит контроль над своими эмоциями;

- слабое сознание своих чувств и чувств других людей;

- низкий уровень эмпатии;

- ситуацию общения они заранее воспринимают настороженно и несколько

преувеличивают её опасность, т.е. они заранее настроены на борьбу.

Но позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно,

если взрослый обладает следующими навыками:

говорит

с

ребенком

о

своих

чувствах

и

переживаниях

на

языке

внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

«активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;

не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях

ребенка;

видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие

намерения;

обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Следует отметить, что, по мнению ряда специалистов, и я их в этом

поддерживаю, работа по коррекции агрессивного поведения ребенка обречена на

неудачу, если не будет соблюдаться ряд условий:

5

1.

Первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь

агрессивному

ребенку,

это искренняя

симпатия,

принятие

его

как

личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и

мотивов поведения.

Упражнение «Дырка».

Постарайтесь

акцентировать

внимание

на

достоинствах

ребенка

и

его

успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому

же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или

девочке самоуважение и позитивную самооценку.

2.

Во-вторых, необходимо

вести

специальную

терпеливую

и

систематическую, комплексную работу.

Здесь

есть

свои

трудности.

Вы

знаете,

что

в

большинстве

случаев

причины

агрессивности

ребенка

кроются

в

системе

детско-родительских

отношений.

Поэтому

без

устранения

или

ослабления

тех

или

иных

проблем

семейного воспитания полноценная коррекция агрессивного поведения ребенка

невозможна.

Оптимизация

детско-родительских

отношений

в

рамках

педагогической

деятельности

задача

довольно

сложная,

а

иногда

и

невыполнимая. Здесь необходима помощь специалистов: психолога, социального

педагога, психотерапевта.

Но есть методы и приемы, которые направлены на преодоление внешних

признаков, симптомов тех или иных трудностей ребенка. Этот вид работы вы

вполне можете осуществлять, взаимодействуя с ребенком. В таком случае ваши

усилия будут способствовать не только коррекции агрессивного поведения детей,

но и его профилактике, формированию у детей доброжелательных отношений

друг к другу.

Исходя из характерологических особенностей агрессивных детей

работу можно вести в следующих направлениях:

1.

работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для

окружающих способам выражения своего гнева;

2.

обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой

в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

3.

работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции

других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию,

доверию окружающим;

4.

прививать

конструктивные

навыки

общения

-

обучать

адекватным

поведенческим

реакциям

в

проблемной

ситуации,

способам

выхода

из

конфликта;

5.

развивать

позитивную

самооценку

способствовать

реконструкции

положительного «Я-образа», формированию позитивного самовосприятия и

самосознания;

6

6.

снижение

уровня

личностной

тревожности

через

использование

релаксационных техник.

Последовательность работы может быть произвольной. Важно, чтобы работа с

агрессивным ребенком начиналась с этапа отреагирования гнева для того,

чтобы

дать

свободу

истинным

скрытым

переживаниям

ребенка

(обидам,

разочарованию,

боли).

Ребенок,

не

пройдя

через

эту

стадию,

будет

сопротивляться

дальнейшей

работе.

После

этого

можно

перейти

к

коррекционной работе.

7