Напоминание

"Наш потенциал"

Автор: Баркова Елена Федоровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №6"
Населённый пункт: г.Канаш Чувашская Республика
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Наш потенциал"
Дата публикации: 09.11.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6»

Проект

«Наш потенциал»

Авторы проекта:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Канаш, 10класс

Барыкина Софья

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Канаш, 10класс

Михайлова Екатерина

Научный руководитель:

Баркова Елена Федоровна

учитель истории и обществознания

Канаш - 2018

Оглавление

Паспорт проекта

1. Введение…………………………………………………………………1 -2 стр.

2. Основная часть ( исследовательская часть проекта)………………….3 – 8 стр.

3. Заключение ( выводы)………………………………………………… 9- 10 стр.

4. Список использованной литературы………………………………... 11 стр.

5. Приложение ……………………………………………………………..12 стр.

Паспорт проекта

Название проекта

«Наш потенциал»

Наименование

организации -

заявителя

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6»

Контактная

информация

Телефон 4 – 75 -19

Интерактивные

средства проекта

Диск с мультимедийной презентацией проекта

Авторы проекта

Барыкина С.. Михайлова Е.

Научный руководитель

Баркова Е.Ф., учитель истории и обществознания

Цель проекта

определить

интере сы

и

пот ребно сти

у ч а щ и хс я

подросткового возраста, изучить и

осмыслить

проблемы

рационального использования учебного и свободного от учебы

времени среди учащихся 5 – 11 классов МОУ « СОШ №6» и

выяснить,

влияет

ли

занятость

в

кружках

и

секциях

на

успеваемость и здоровье.

Рабочая гипотеза

Школьник может успешно учиться и развиваться как личность

лишь при условии, если он умеет разумно использовать время.

Основные задачи

проекта

1)Изучить научно – популярную литературу по теме проекта,

сформировать

навыки

работы

с

научной

литературой,

т.е.

научиться

конспектировать,

делать

ссылки,

грамотно

цитировать;

2) провести социологический опрос учащихся 5- 11 классов

средней школы № 6 и их родителей в соответствии с темой

проекта;

3) расширить знания родителей о кружках, факультативах и

внешкольных спортивных и образовательных секциях.

4).

Познакомить

школьников

с

резервами

времени

и

исследовать отношение учащихся МОУ « СОШ №6» к режиму

дня, здоровому образу жизни, к досугу.

Сроки реализации

1 месяц

Бюджет проекта

100 руб.

Конечный продукт

Диск с мультимедийной презентацией.

Эпиграф: «Мудрое распределение времени есть

основа для гармоничного развития человека»

1. Введение

Время люди научились ценить давно. Народная мудрость гласит: « Время – казна для

знающего ему цену», « Потерянную вещь можно найти, потерянное время - никогда». Что

может человек, каковы его резервы? В результате систематического и целенаправленно

организованного труда человек может достичь многого. Главный резерв времени учащихся

заключен в умении организовать учебную самостоятельную деятельность на уроке и

особенно дома, в наличии научно обоснованного режима дня. Второй по значению резерв

времени

скрыт

в

разумной

организации

свободного

времени. «Способность

умно

наполнять свободное время, - писал Б.Рассел, - есть высшая ступень личной культуры».

Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее

время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной

социальной

обстановке:

существует

огромное

количество

неформальных

групп,

тоталитарных сект, которые есть и в г. Канаш.

Образовательный аспект проекта:

1. Познакомить школьников с понятиями « разумное использование времени», «досуг,

свободное время», здоровый образ жизни»; 2. Обсудить проблему вреда бездумного

времяпрепровождения.

Развивающий аспект:

1. Научить школьников самостоятельно вести проектно-исследовательскую деятельность;

2. Научить работать с большим объемом информации; 3. Научить собирать, анализировать

и представлять информацию;

Воспитательный аспект:

1. Привить школьникам ценностные ориентации в жизни; 2. Убедить подростков в

необходимости вести здоровый образ жизни и научить разумно использовать время и

эффективно организовывать свой досуг.

Методические задачи учебного проекта:

1. Познакомить школьников с резервами времени. 2. Исследовать отношение учащихся

МОУ « СОШ №6» к режиму дня, здоровому образу жизни, к досугу. 3. Научиться

проводить анкетирование, анализировать и представлять его результаты.

Исходя из выбранной темы исследовательской работы, мы поставили

следующую цель: определить интересы и потребности учащихся подросткового возраста,

изучить и осмыслить проблемы рационального использования учебного и свободного

от учебы времени среди учащихся 5 – 11 классов МОУ « СОШ №6» и выяснить, влияет

ли занятость в кружках и секциям на успеваемость и здоровье.

Актуальность и важность поставленной проблемы заключается в том, что

во- первых, сейчас школьник так заорганизован, что свободного времени у него крайне

мало

и

лишь

разумное

использование

времени

открывает

возможность

каждому

школьнику раскрыть свои задатки, развить способности и стать тем, кем он действительно

может

стать,

поэтому

важно

научиться

разумному

целесообразному

использованию

времени, а низкий уровень культуры использования свободного времени может привести к

тому,

что

свободное

время

школьников

может

быть

занято

различными

видами

антикультуры ( азартные игры, неформальные группы, тоталитарные секты, запрещенные

виды деятельности и др.) или антиздоровья ( курение, алкоголь, наркотики и т.п.).

во – вторых, досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками

и

юношеством

фундаментальных

человеческих

потребностей,

в

процессе

досуга

формируется

и

развивается

личность,

досуг

способствует

самовыражению,

самоутверждению

и

саморазвитию, т.е. помогает формировать гармонично развитую

личность.

Предлагаемый проект может быть реализован в рамках элективных курсов

«Основы личностного самоопределения», «Мой выбор», на внеклассных занятиях,

классных часах. В результате самостоятельных исследований: определение уровня

занятости учащихся, уровня здоровья учащихся, сбора информации о кружках и секциях,

функционирующих на территории МОУ « СОШ № 6» и г. Канаш, учащиеся ответят на

вопросы: какое место в жизни школьника занимают кружки, компьютерные игры,

действительно ли компьютерная игра враг, почему некоторые выбирают улицу, а не

кружок или секцию для своего времяпрепровождения, что их заставляет сделать выбор,

как разнообразить свой досуг?

II Основная часть

Исследовательская часть проекта:

Этапы работы: 1 этап: организационный. Выбор темы, поиск партнеров, деление на

группы, определение задач и планирование своей деятельности, утверждение графика

выхода в Интернет для поиска необходимой информации. Роль учителя: направляет и

помогает в организации.

2 этап: поисковый. Учащиеся находят и изучают документы, собирают материал на

русском языке, готовят наглядность для презентации своих исследований. Роль учителя –

оказание помощи в выборе и работе с источниками. В основном же учитель наблюдает, так

как работа ведётся учащимися самостоятельно.

3 этап: Анализ найденной информации. Сбор фактической информации - проведение

анкетирования и тестирования. Роль учителя – проведение необходимых консультаций на

уроках и во внеурочное время.

4 этап: Предъявление промежуточных результатов в классах, обмен полученными

материалами.

5.этап: Презентация проекта и его конечного продукта на школьной конференции и

обсуждение результатов. Подведение итогов.

Участники проекта разделились на 3 группы и закипела работа.

Исследования проведенные в рамках проекта:

1 группа Исследование учеников 9 «В» класса

Е. Вопрос для исследования: Влияет ли занятость в кружках и секциях на

успеваемость и здоровье детей?

Цель исследования: Методом статистической обработки данных выяснить какова

динамика успеваемости и заболеваемости учащихся школы. Изучив динамику занятости

учащихся за последние два года, мы выяснили, что наблюдается рост занятости: В 2008

-2009 учебном году из 453 учащихся 5 – 11 классов посещают кружки, секции, курсы по

предметам 324 ученика, 52% учащихся, посещающих кружки – отличники и ударники.

2016-2017уч.год 2017-2018 уч.год

71,5%

72,8,5%

Затем мы обработали информацию об успеваемости учащихся, занятых в кружках и

секциях и не занятых (подсчитали средний балл по успеваемости).

2016-2017уч.год 2017-2018 уч.год

Посещают кружки и секции 4,2

4,3

Не посещают

3,8

3,7

Мы проследили одних и тех же учащихся за два года и выяснили, что дети, занятые в

кружках, секциях учатся лучше, т.е. показатели в успеваемости выше у тех, кто посещает

кружки. Следующим этапом было проследить, как обстоят дела с уровнем

заболеваемости. Мы сравнили количество пропущенных дней по болезни (среднее

количество пропущенных дней):

2016-2017уч.год

2017-2018 уч.год

Посещают кружки и секции

3, 25 дней

3,31дней

Не посещают

3,41день

3,47 дней

По завершении исследования можно сделать вывод: рост занятости учащихся это

хороший показатель работы кружков и секций. Но, что нас насторожило, чем выше

возраст, тем меньше занятость. И это не очень хорошая тенденция. Занятость в кружках и

секциях укрепляет здоровье детей, они меньше пропускают школу, меньше болеют. Дети,

посещающие кружки и секции успевают хорошо учиться. Поэтому мы призываем всех

найти себе занятие по интересам, записаться в кружок или секцию.

2 группа Исследование учеников 9 «в» класса:Иванова Е., Батькова М.

Многие родители озабочены тем, как дети проводят свободное время.

По данным исследований , 48 % опрошенных родителей волнует отсутствие

организованности у детей, неумение распорядиться своим временем, 16% родителей -

отсутствие глубоких, устойчивых интересов, только 15 % родителей имели достаточную

информацию о бесплатных и платных кружках и секциях в детских учреждениях

дополнительного образования в г. Канаш. Поэтому мы решили собрать информацию о

кружках, существующих в городе. Вопрос для исследования: Какие кружки и секции

функционируют на базе МОУ « СОШ №6»? и учреждениях дополнительного

образования? Цель исследования: собрать сведения о наличии кружков и секций в МОУ

« СОШ №6» и в УДО (учреждениях дополнительного образования) и выяснить какие

кружки и секции пользуются наибольшей популярностью.

На территории города имеются организации, где функционируют кружки и секции:

школы, Дом детского творчества, Физкультурно – оздоровительный комплекс, Дом

культуры, музыкальная школа, художественная школа.

Дом детского творчества предлагает нам много интересных кружков и секций ( смотреть

приложение). В школе работают кружки: « Компьютерная верстка», « Деловой

английский», « Деловой немецкий», « История в лицах», « Креативная математика», «

Деловой русский», «Этикет», «Вокальная группа», « Хоровая студия», « Рукоделие, «

Шахматы», «Шашки», « Народные промыслы», « Туристический», « Основы технического

моделирования», «Основы журналистского мастерства», секции «Легкая атлетика»,

«Волейбол», «Баскетбол», « Шейпинг», « Бокс», работают общественные клубы и

объединения: Патриотическое объединение « Карат», спортивно- оздоровительный союз «

Мы вместе», агиттеатр «Случайный свидетель», школьный детско- юношеский союз «

Радуга», детская художественная школа, а также есть интересные кружки в Доме

культуры. В Физкультурно-оздоровительном комплексе можно посетить тренажерный зал,

поиграть в теннис, поиграть в баскетбол и волейбол, есть каток, который с удовольствием

посещают наши ученики. Учащиеся нашей школы посещают с радостью многие кружки,

как в школе, так и в городе.

Мы пришли к следующим выводам: на территории города очень большое

количество кружков и секций, значит, ребятам есть чем занять себя в свободное

время.

3 группа. Исследование учеников 9 в класса:Асанова Т., Шибаев Д. Вопрос для

исследования: Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

На этом этапе исследования с учениками 8, 10-11 классов была проведена анкета, на

основе которой выяснилось: как учащиеся проводят свое свободное время. Вот

результаты:

На первый вопрос анкеты: «Что тебе больше всего нравится делать в свободное

время?» ответы распределились следующим образом:

Следующий вопрос анкеты был

таким: «Какого рода литературу ты любишь читать?». Ответы респондентов показали, что

подростки любят читать:

Далее нас интересовало, какое определение книги подросткам ближе всего: для

подростков 13 -15 лет книга – прежде всего информация.

Проводить время с друзьями.-49%

Смотреть телевизор – 18%

Работать с компьютером - 15%

Заниматься спортом- 8%

Посещать театры – 3%

Ходить на дискотеки -2 %

На вопрос «Принято ли в твоем кругу пить пиво, употреблять спиртные напитки,

курить, принимать наркотики?» отрицательно ответили 82 % респондентов.

Употребляют спиртные напитки -1,4 %.

Пьют пиво-5 %.

Курят-7 %.

Принимают наркотики-0%.

12 % подростков в компаниях и курят, и пьют пиво. Кроме того, анкетирование

показало, что 0,8 % из числа опрошенных девочек курят, пьют пиво и другие более

крепкие спиртные напитки.

На очередной вопрос: «Что такое, по-твоему, здоровый образ жизни?» учащиеся

ответили: «Здоровый образ жизни» – это:

Нас интересовало, кто или что является для подростков поддержкой и опорой в

трудную минуту.

1.

Занятия физической культурой и

спортом – 48%.

2.

Прогулки

на

свежем

воздухе

72%

3.

Отказ

от

вредных

привычек

74%

4.

Здоровое питание – 89%

5.

режим дня – 68%

Анкетирование показало, что для 64% респондентов главной поддержкой и опорой

являются друг (подруга), для 55% - родители, для 26% - брат (сестра), 6% из числа

респондентов ответили, что они сами себе поддержка и опора, 2 % в трудную минуту

обращаются к книге. Для 3% из числа опрошенных подростков поддержкой и опорой

оказался компьютер. Поэтому мы решили выяснить, какую роль играет компьютер в

жизни учеников?

4 группа: Исследование учеников: Алексеева А., Григорьева О, Миронова К. Цель

исследования: Выяснить каким образом увлечение компьютерными играми влияет

на успехи учеников школы, сколько часов в день проводят ребята за

компьютерными играми? Компьютерная игра – друг или враг? И выяснилось, что 10

мин. проводят за компьютером- 5% учеников, 30 мин. -17%, 1 час – 20%, 2 часа – 30%, 3

часа – 10%, 5 часов – 15%, 7 часов – 3% учеников.

Еще выяснялись вопросы: Может ли человек заболеть от компьютера? Положительный

ответ дали 20% анкетируемых. Испытываете ли вы агрессивность после неудач в

компьютерных играх? Да –8 %, иногда 13%. Представляете ли вы свою жизнь без

компьютера? Нет ответили – 15%.

По результатам исследования можно сделать выводы:

Компьютер занимает одно из ведущих мест в досуге учащихся школы.

Ребята предпочитают играть и почти совсем не используют обучающие игры.

Родители, в основном, не ограничивают время занятий.

Ребята не представляют свою жизнь без компьютера (15%).

Многочасовое времяпровождение за компьютерными играми, конечно, может привести к

нарушению здоровья, но ученики нашей школы проводят за компьютерами не более 2

часов в день (72%). Успеваемость учащихся, по мнению самих учащихся, не должна

понизиться, компьютер помогает в учебе, но оказалось, что не всем.

5 группа: Исследование учеников Скворцова Е., Николаева Е. Цель исследования:

Сравнительный анализ ответов девочек и мальчиков на открытые вопросы анкеты,

задумывались ли ребята на досуге о серьезных вопросах о будущей жизни.

На вопрос: «Есть ли у тебя цель в жизни? Если есть, то в чем она состоитответы

девочек распределились следующим образом:

закончить

школу,

поступить

учиться,

найти

хорошую

высокооплачиваемую

работу»-54%;

выйти замуж и иметь хорошую семью- 32%

не думали- 2%

Ответы мальчиков были такими:

«получить образование, найти хорошую работу, завести семью»-47 %;

«стремиться к лучшему»-3%.

«нет цели», «не задумывались»-2%.

«стать состоятельным человеком, иметь хорошую семью, построить дом».

«сделать карьеру» – 14%

Представляют интерес такие ответы мальчиков и девочек:

«вырасти хорошим человеком, сделать себе карьеру, заботиться о своей семье,

иметь много хороших друзей»;

«хочу выучиться и работать»;

«хочу стать хорошим человеком»;

«получить среднее образование и жить достойно»;

«стать хорошим человеком, состояться как личность, быть полезным обществу»;

«получить образование, найти хорошую работу, выйти удачно замуж и вырастить

ребенка»;

закончить

школу,

получить

хорошее

образование,

выйти

замуж

за

любимого

человека, быть хорошей матерью».

Очевидно, что и мальчики и девочки главной жизненной целью видят получение

хорошего образования, работы, создание семьи и хотят стать хорошим человеком. Это

очень важно.

Единичные ответы:

«хочу поехать за границу, увидеть море, города»;

«получить образование, обустроить жизнь, завести семью, добиться положения в

обществе»;

«хочу поехать в Сочи, увидеть пески, пляж, море, людей, покататься на водных

лыжах»;

«построить дом и обеспечить семью»;

«моя цель в жизни – получить образование, стать знаменитым спортсменом, иметь

семью»;

«как В.И. Ленин учиться, учиться, учиться, а потом жениться и иметь пару детей»;

Анкета « Каким ты видишь будущее для себя? Зависит ли будущее от тебя

самого?».

Мальчики ответили так:

«все зависит от твоего отношения к жизни, строить жизнь своими руками, значит

ты отвечаешь за свою жизнь сам»;

«делать, что тебе хочется»;

«да, все будущее зависит от меня»;

«я считаю, что помощь не повредит, но не стоит полагаться только на окружающих,

надо в жизни чего-нибудь добиться самому»;

«каждый человек сам выбирает, как ему жить»;

«я строю сам свою жизнь, и родители мне помогают».

У девочек были такие ответы:

«я считаю, что свою жизнь строить нужно не только своими руками, в нашей жизни

должны нам помочь наши родители и следить за нашим поведением»;

«я стараюсь все делать сама, чтобы не зависеть от других в будущем»;

«каждый человек сам выбирает, что ему делать, как себя вести, выбирает свой путь

в жизни»;

«все зависит от человека, он сам распоряжается своей жизнью»;

«да, так как все зависит от самого человека»

III Заключение ( общие выводы)

Итак, в своей исследовательской работе мы постарались определить интересы и

потребности учащихся 5 – 11 классов, чем заняты наши дети в свободное от учебы время,

влияет ли занятость в кружках на успеваемость и здоровье, расширить знания родителей о

кружках, факультативах и внешкольных спортивных и образовательных секциях. Для

этого мы изучили научно – популярную литературу по теме проекта, провели

социологический опрос, анкетирование учащихся средней школы № 6 и их родителей в

соответствии с темой проекта. 14 сентября 2018 г. Баркова Е.Ф провели родительскую

консультацию на тему: « Молодежная субкультура», где были обсуждены ряд

подростковых проблем, связанных с досугом учащихся.

Социологические опросы и анкетирование показало:

1) Занятость в кружках и секциях положительно влияет на успеваемость, не мешает, а

наоборот, помогает учиться и дети меньше болеют, т.е. большинство школьников умеют

разумно распределять время.

1)

Современные

подростки

предпочитают

проводить

свое

свободное

время

возле

телевизора и в компании друзей.

2) Любят читать легкую литературу.

3) Книга для них прежде всего - источник информации.

4) Правильно определяют, что такое «здоровый образ жизни», но, тем не менее, в кругу

приятелей, друзей пьют пиво, курят, употребляют спиртные напитки.

5) Главной поддержкой и опорой в трудную минуту считают друга (подругу).

6)

Главной

целью

в

жизни

девочки

считают

получение

хорошего

образования,

высокооплачиваемой работы и создание семьи, а мальчики – создание семьи, хорошую

работу и отдых.

7) В большинстве своем правильно понимают смысл выражения: «Свою жизнь я строю

своими руками». Почти половина (48%) из числа анкетируемых подростков считает, что

это выражение соответствует их жизненной позиции.

Рекомендации.

Чрезмерное увлечение компьютерными играми иногда приносит вред. Но все

должно быть в меру. В конце исследования ребятам и родителям были даны

рекомендации, как использовать компьютер без ущерба здоровья учеников.

Библиотекам необходимо:

разнообразить и усилить работу по организации досуга подростков, по пропаганде

здорового образа жизни;

применять активные формы работы с подростками;

регулярно выпускать рекомендательные библиографические списки литературы для

подростков по нравственным, этическим проблемам, по профилактике наркомании,

алкоголизма, табакокурения, правонарушений.

Была составлена памятка для учащихся - правила рационального расходования

времени, памятка для учащихся во время работы с компьютером, памятка для

родителей по использованию компьютера дома. Были проведены классные часы и

выступления учащихся на родительском собрании на темы: «Компьютер в жизни

школьников»,

« Досуг школьников». Была подготовлена мультимедийная презентация "Компьютер –

окно в мир или путь к одиночеству". Тема проведенного родительского собрания: «

Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству», где были поставлены задачи:

1.Познакомить родителей с компьютерными возможностями школы. 2.Показать

возможности использования компьютера в учебной деятельности в домашних

условиях. 3.Определить проблемы игромании. 4Были даны некоторые рекомендации

родителям.

.

Список использованной литературы

1.

Абрамова С.В. Организация учебно – исследовательской работы в школе.

М., Педагогический университет « Первое сентября», 2006.

2.

Бушканец М.Г. Учись беречь время. М., « Вако», 2006.

3.

Колесов Д. И. Не допустить беды. М., « Просвещение», 2005.

4.

Раченко Г.П. Мир семьи. М., « Педагогика», 2004.

5.

Родительские собрания. Издательство « Учитель – АСТ», Волгоград, 2005г.

6.

Воспитание школьников. № 4, 2004. « Что читают современные подростки»

7.

Воронов В.И. Неправильная организация досуга. М., « Просвещение»,2006.

Приложение

Анкета для учащихся 5 – 11 классов

1)

«Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?»

1 заниматься спортом

2 читать газеты, журналы

3 посещать театры

4 работать с компьютером

5 смотреть телевизор

6 проводить время с друзьями

7 ходить на дискотеки

2) «Какого рода литературу ты любишь читать?».

1 Легкую литературу.

2 Серьезную литературу.

3 Совсем не читаю.

4 Читаю только газеты и журналы

3 ) Какое определение книги тебе ближе:

1 книга – образование

2 книга – культура

3 книга – информация

4) Принято ли в твоем кругу:

1 пить пиво,

2 употреблять спиртные напитки,

3 курить,

4 принимать наркотики

5 Сколько часов в день проводите за компьютерными играми? Вызывают ли

компьютерные игры агрессию?

1 10 мин

2 30 мин.

3 1 час

4 2 часа

5 3 часа

6 5 часов

7 7 часов

Опрос родителей

1) Боитесь ли вы общения вашего ребенка с компьютером?

2) Изменилось ли поведение вашего ребенка после того, как он начал активно общаться с

компьютером?

3) Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?

4) Посещает ли ваш ребенок компьютерный клуб?

5) Вызывает ли это у вас тревогу?

6) Приходилось ли вам бывать в компьютерном клубе?

7) Считаете ли вы необходимостью использование компьютера на школьных уроках по

различным предметам.

Памятка рационального расходования времени

Точно и ясно формулируйте цель и задачи деятельности, поведения.

Всегда ищите наиболее целесообразные методы работы.

Ежедневно планируйте работу на завтра и на перспективу.

Нормируйте, регламентируйте, рассчитывайте работу во времени и пространстве.

Стремитесь находить и принимать оптимальные решения.

К работе приступайте сразу и всерьез.

Работайте творчески, не поддавайтесь шаблону.

Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления.

Правильно чередуйте различные виды деятельности.

Не делайте частых перерывов в умственной работе.

Разумно организуйте отдых в процессе работы, досуг после ее завершения.

Памятка « Как готовить домашние задания»

1 Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2 Если что- то не понятно, не стесняться, задать вопрос учителю.

3 Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение

незнакомых слов и выражений.

4 Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

5 Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и

запомнить.

6 Выполняя домашнее задание надо не только думать, как его сделать, а еще и решить, с

помощью каких средств и приемов этого надо добиться.

7 Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

8 перед выполнением домашней работы надо убедиться, что в дневнике записаны все

задания.

9 Нужно решить в какой последовательности лучше выполнить задания и сколько времени

понадобится на каждое из них.

10 На письменном столе должно лежать только то. Что необходимо для выполнения

задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и

кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по

следующему предмету.

Памятка для учащихся во время работы за компьютером.

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за

компьютером:

сидячее положение в течение длительного времени;

воздействие электромагнитного излучения монитора;

утомление глаз, нагрузка на зрение;

перегрузка суставов кистей;

стресс при потере информации.

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для

организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи,

отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто

много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что

ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни,

лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный

образ жизни часто приводит к ожирению.

Электромагнитноеизлучение.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если

на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Зрение.

Глаза

регистрируют

самую

мелкую

вибрацию

текста

или

картинки,

а

тем

более

мерцание

экрана.

Перегрузка

глаз

приводит

к

потере

остроты зрения.

Плохо

сказываются

на

зрении

неудачный

подбор

цвета,

шрифтов,

компоновки

окон

в

используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Перегрузка суставов рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов

по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это

может

привести

к

повреждению

суставного

и

связочного

аппарата

кисти,

а

в

дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают

резервные копии

своей

информации.

А

ведь

и вирусы не дремлют, и винчестеры

лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать

не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.

Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем

убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы,

бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать

самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".

Мы за работой.

Учащиеся, не посещающие кружки, живущие за пределами Восточного

микрорайона

класс

ФИ ученика

Домашний адрес

5 А

Егоров Иван.

ПМС - 205, 3 -24

5 Б

Владимирова Кристина

Янтиковское шоссе,3-10

5 В

Ермакова Светлана

Ул.Шоферская, 19

Мавлютов Азат

Ул. 30 лет победы, 106 -2

Сорокин Сергей

Ул. Машиностроителей,13 -230

Усов Никита

30 лет победы, 106 -9

6 м

Сергеева Татьяна

Дер. Ямурза, 26

7 А

Петров Денис

Поселок Элеватор, 11 -3

Садовских Денис

Ул. Садовая, 25

7 Б

Антонов Александр

ПМС– 205, 2-6

Илларионов Станислав

Элеватор, 8 -9

Курникова Алена

Элеватор, 5 -6

Прокопьев Александр

Ильича, 5 -31

Романова Ольга

40 лет Октября,91

7 В

Иванов Артем

ПМС -205, 4 -19

Байзабаева Маргарита

ПМС– 205, 4 -13

Егоров Александр

ПМС- 205, 3 -24

Калашников Константин

ПМС-205, 2 -27

Мавлютова Лейсан

Ул. Чапаева, 49

Кузьмин Димитрий

ДРСУ

Гасратова З.

Ул. 30 лет победы, 94-67

10 А

Алексеева Альбина

Ул. Трудовая, 5 -18

10 Б

Маркова О.

Ул. Шоферская,28

Степанова Т.

Пос. Элеватор, 8-21

11 а

Мирзоева Тамила

Ул. Фрунзе, 9 -2

11 б

Васильева Лариса

Ул. Крупской, 3 -9

Васильев Денис

Элеватор

Гимальдинов Рустам

Шевле, 103- 16

Григорьева Галина

Элеватор

Миронова Анастасия

Дер. Ямурза

Мифтахова Лиля

Янтиковское шоссе, 1 -7

10 Б

Мухранская Д.

Ул. Серова, 10

Сутулова О.

Ул. Коллекторная, 20

Учащиеся, не посещающие кружки, живущие в Восточном микрорайоне

класс

ФИ ученика

Домашний адрес

5 а

Кузьмин Александр

25 -85

5 Б

Григорьева Кристина

10 -75

Зайцева Юлия

8 - 48

Копылова Света

14 -49

Маркелов Никита

25 -57

Иванова Карина

25 -87

5 В

Волков Александр

25 -35

Елисеева Екатерина

18 -2

Зотиков Михаил

9 -33

Скороходова Анастаия

10 -2

Табакова Мария

32 -22

6 м

Аделхаева М.

20 -89

Григорьева Т

34 -41

Кириллова Ю.

9 -1

Макарова А.

15 -24

Мигусева О.

18 -35

7 А

Антонов И.

2 -22

Гаврилов А

29 -24

Жарков Р.

31 -72

Игнатьев Д.

24 -26

Козлов Д.

28 -15

Константинов М.

31 -2

Минебаева Р.

18 -3

Семенов Д.

7 -1

Смирнов В.

7 -78

7 в

Андреев П.

11 -2

Венцкус Р

3 -22

Мамышева М.

8 -6

Николаев Е.

31 -79

Отоян Т.

3- 33

Павлова С.

18 -37

Скороходова К.

10 -2

Шашков Р.

25 -84

Юманов В.

3 -2

Иванова Д.

18 -48

Ситников А.

19 -61

Тимошкин Д.

29 -67

8 в

Акобян М.

10 -92

Алексеева А.

2 -6

Васильев Д.

10 -100

Григорьева о.

9 -47

Иванова Н.

25 -48

Камалтдинов Э.

16 -54

7 Б

Зинатуллин М

5 -58

Измаилова А.

4 -43

Каюрова П.

1 -37

Ласточкина Н.

35 -11

Львова Д.

3 -26

Марков М.

20 -43

Пунегова В.

24 -7

Тимофеева М.

19 -6

Яковлева Е.

28 -56

10 Б

Краснов А.

25 -80

Саратовский М.

25 -98

11 А

Гаврилов С.

1-18

Шакиров Р.

11-79

10 А

Павлова К.

10 -112

Петрова А.

18 -13

Федоров Е.

8 -85

Щурбин И.

2 - 34

11 Б

Копылова А.

14 -12

Овсянников М.

5 -58

Семенов С.

34 -70

Хасянова А.

9 -57

Шашкова К.

18 -24

11 В

Немшилов Е.

19 -49

Прохоров А.

3 -3

Список учащихся, проводящих за компьютером продолжительное время

класс

Фамилия имя ученика

1

Кузьмин Александр

2

Маркелов Никита

3

5 В

Зотиков Михаил

4

6 м

Кириллова Ю.

5

6 м

Макарова А.

6

7 а

Петров Денис

7

7 а

Садовских Денис

8

Козлов Д.

9

Константинов М.

10

7 б

Марков М.

11

Пунегова В.

12

8 в

Алексеева А.

13

Васильев Д.

14

11 Б

Васильев Денис

15

11Б

Гимальдинов Рустам

16

11Б

Григорьева Галина

Беседа с учащимися:

Компьютер - друг или враг?

На сегодняшний день компьютер уверенно занимает свое

место в жизни многих людей, и с каждым днем он

охватывает все большие и большие просторы. Назревает

вопрос: это наш помощник или нет? Все семьи делятся

на те, которые имеют и не имеют компьютер дома, а

потом происходит деление на семьи, в которых

компьютер активно используется в повседневной жизни,

семьи, где не особенно поддерживается увлечение им

детей.

Некоторые родители категорически отвергают «компьютерную» форму препровождения

свободного времени ребенка, а другие не запрещают сидеть за компьютером, но постоянно

испытывают внутреннюю тревогу: ребенок допоздна сидит за монитором, мало общается

со сверстниками, редко бывает на улице. Так ли это на самом деле? Рассмотрим основные

предубеждения, связанные с компьютером.

Первое - постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребенка, в том числе

интеллектуальному и эмоциональному.

Да, с одной стороны, ребенок теряет

интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, он

становится пассивным потребителем информации, говорят, «рабом

Интернета», но с другой - некоторые дети используют Интернет и в качестве

библиотеки. Ведь совсем не обязательно ехать в библиотеку, когда, не выходя

из дома, можно получить доступ к не меньшему источнику информации, а

подчас и более точному и быстрому.

Ребенок может встретиться в Сети с тем, от чего мы

хотели бы уберечь его в реальной жизни. В Интернете

можно «набрести» на сайты националистических,

террористических организаций, но ведь он не

застрахован и в реальной жизни от встречи с этой частью

нашего бытия. Что можно сказать в этом случае? Только

постоянный контроль, доверительные отношения между

ребенком и родителями смогут обеспечить воспитание

критичности мышления и возможность осознания

полезной и негативной информации.

Предубеждение второе - компьютер не дает ребенку полноценного общения со

сверстниками, а некоторым и полностью его заменяет. Не совсем так.

Основная проблема заключается в каждом конкретном ребенке. Некоторым детям,

испытывающим сложности в общении со сверстниками в реальном мире, компьютер дает

возможность найти в виртуальном мире собеседника и даже друга. И снова мы

сталкиваемся с положительной и отрицательной стороной вопроса.

Острым вопросом в любых рассуждениях о пользе компьютера являются

компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред?

Попробуем рассмотреть

этот вопрос поподробнее. Положительные качества игр, как компьютерных,

так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно

одинаковы. Игры учат ребенка следовать какому-то набору правил,

добиваться результатов, и дух соперничества заставляет его улучшать свои

навыки. У игрока (все равно -компьютерного или дворового) постепенно

формируются такие качества, как воля к победе, терпение, настойчивость в

достижении цели. В компьютерных играх ребенок, переходя от простых игр к

сложным, будет вынужден больше думать, и в итоге интеллектуальный

уровень повысится.

С другой стороны, компьютер несет с собой

определенный вред здоровью ребенка. Он дает очень

большую нагрузку на зрительные органы, хотя

справедливости ради надо заметить, что вред от

компьютера не больше чем от телевизора. Есть

несколько правил, которые помогут свести вред от

работы с компьютером к минимуму:

Первое: нельзя забывать об обязательных перерывах в занятиях на компыотере

(каждый час не менее 15 мин), гимнастике для глаз. Нужно постоянно

контролировать зрение у врача-окулиста и при первых признаках его ухудшения

резко снизить время занятий на компьютере.

Второе: необходимо проконсультироваться со специалистом перед покупкой

компьютера и выяснить характеристики экрана монитора (наименее вредным

считается жидкокристаллический монитор).

Третье: обязательно следите за тем, чтобы ребенок контролировал свою позу во

время занятий на компьютере, чтобы у него не возникло нарушений осанки.

Необходимо следить за физическим самочувствием ребенка, состоянием его нервной

системы, и если его общее состояние не совсем в норме, то лучше подождать с работой на

компьютере до повышения жизненнго тонуса во избежание перегрузок организма.

От развития и прогрессирования близорукости можно обезопасить себя не очень

сложным комплексом оздоровительных упражнений, которые просты как все

гениальное. Для начала необходимо отвернуться от монитора компьютера и

закрыть глаза, быстро 10 раз зажмуриться, не разжимая век, потом также 10 раз

интенсивно поморгать. Желательно это проделывать как можно быстрее и как

можно шире открывая глаза.

Далее нужно закрыть глаза и нарисовать ими восьмерку, сначала вертикальную,

затем горизонтальную.

После этого надо помассировать виски у края глаз круговыми движениями

кончиков пальцев, но здесь есть маленький нюанс: пальцы правой руки необходимо

двигать по часовой стрелке, а пальцы левой - против.

В заключение этого нехитрого комплекса следуют "приемы дальнозоркости",

которые расслабят мышцы хрусталика. Для этого надо повернуться и

зафиксировать взгляд на самой отдаленной точке в пределах видимости, а потом

плавно перевести взгляд на кончик носа. Повторять "глазные стрелялки" надо по

10-15 раз трижды в день.