Напоминание

"Доброте нужно учить с детства"

Авторы: Беленкова Екатерина Владимировна, Парилова Елена Владимировна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №53
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: практико-ориентированный, долгосрочный проект
Тема: "Доброте нужно учить с детства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.ТОМСКА
Практико-ориентированный проект

«Доброте нужно учить с детства»
(роль детско-родительского клуба в инклюзивном образовании ДОО) Автор и руководитель проекта: Воспитатель I квалификационной категории Беленкова Е.В. Воспитатель Парилова Е.В. Томск 2015

Практико-ориентированный проект «Доброте нужно учить с детства»

Тип проекта
: практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта
: дети инклюзивной группы и их родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Срок реализации проекта
: 1 год.
Аннотация проекта
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области дошкольного, начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования. Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями. «Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба». Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета. «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений  Каждый человек способен чувствовать и думать  Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным  Все люди нуждаются друг в друге  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений 2
 Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Включение – это не интеграция:  Включение – это больше, чем интеграция  Молодые люди учатся вместе в обычной группе детского сада, школе  Специалисты приходят помогать детям  Обычные сады, школы изменяются  Внимание на возможности и сильные стороны ребенка  Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные  Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями  Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью  Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих Включение – это:  НЕТ специализированных классов в обычной средней школе  НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки  НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в детском саду, средней школе  НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.
Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:
 Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).  Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает – раскрытие каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ребенку и педагогам для достижения успеха.  В инклюзивном детском саду и школе каждого принимают и считают важным членом коллектива  Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах, детских садах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского
3 образования на период до 2010 года и т. д.) Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, группах детского сада, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе (группе детского сада), а не в специально выделенной группе (классе). Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Мировая практика инклюзивного образования
За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики- инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были
4 созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей- инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно- практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного

образования
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Актуальность.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. Закон об образовании и новый стандарт дошкольного образования требуют от нас ответственного отношения к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада. Детские сады с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех. И в этом смысле инклюзивное образование – образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности. Наиболее активное включение детей с ОВЗ происходит в дошкольном возрасте. Кроме того, этот возраст является сензитивным для включения детей с
5 ОВЗ, так как является периодом первоначального складывания личностных механизмов поведения, становления самосознания, образа «Я» ребенка и развития межличностных отношений с другими людьми (А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова). Дошкольники постигая свою уникальность, легче воспринимают отличия других, они более открыты к многообразию в отношениях с другими, более свободны от стереотипов старших, соответственно адаптация и социализация детей с ОВЗ происходит значительно легче. При изучении особенностей включения ребенка с ОВЗ в обычные группы детского сада, основным показателем успешности процесса являются отношения, которые складываются между детьми группы и ребенком с ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии. Можно предположить, что в инклюзивных группах межличностные отношения детей имеют более выраженный субъектно-объектных характер. С одной стороны снижается конкурентная позиция детей, поскольку соревнование с детьми с ОВЗ не имеет смысла, вследствие чего, возрастает сочувствие, помощь и поддержка по отношению к ним. С другой стороны присутствие детей с ОВЗ создаёт для других детей богатые возможности для утверждения своего превосходства и повышения своей значимости, что ведёт к усилению общей конкурентности и конфликтности. Совместная жизнь детей разных возможностей становится некоторым катализатором, усиливающим проявление того или иного начала межличностных отношений. Эти отношения могут быть основаны либо на помощи, поддержке, соучастии к детям с ОВЗ (преобладание субъектного начало), либо на их подавлении, обесценивании или игнорировании (преобладание объектного начала). Все чаще в образовательной практике случаются положительные прецеденты включения детей с ОВЗ, в группы обычно развивающихся детей и каждый такой случай способствует постепенным системным изменениям в обществе, ведет к смене стереотипов восприятия, мнений, убеждений. Но наряду с положительными примерами бывают неудачные случаи, которые происходят из-за неготовности внешних - средовых условий или человеческих факторов. В настоящее время, когда включение детей в образовательные группы приобретает все более массовый характер, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. И поэтому становится возможным проявление негативного отношения к ребенку, имеющего те или иные нарушения, и его родителям. Потому что из-за недостаточной информированности зачастую родители здоровых детей просто не знают, как общаться с детьми-инвалидами и их родителями. Мы понимаем, что процесс инклюзии должен перейти из стихийного процесса, в организованный, имеющий в основе законодательную, психолого-педагогическую, методическую базу. Именно поэтому одной из главных задач специалистов нашей ДОО при организации инклюзивного воспитательно-образовательного процесса стоит психолого-педагогическое сопровождение всех участников инклюзивного процесса, в том числе и родителей детей общеразвивающих групп. Основными факторами взаимодействия воспитателей и специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнены встречи – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и
6 получают новый опыт общения со всеми участниками. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы. Присутствие на встречах детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними. С этой целью для реализации проекта в инклюзивной группе создан Детско- родительский клуб «Мы вместе».
Цель проекта:
Организация и осуществление специального коррекционно- образовательного процесса, направленного на преодоление адаптивного кризиса и налаживание положительных межличностных отношений между всеми участниками инклюзивной группы.
Задачи проекта:
1. Формирование у здоровых детей и родителей умение воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему; 2. Создание атмосферы терпимости, милосердия друг к другу, развитие стремления к сотрудничеству; 3.Снижение уровня страха у здоровых, нормально развивающихся детей перед возможной инвалидностью; 4. Формирование у здоровых детей умения видеть других детей и сотрудничать с ними, иногда за счет ущемления своих интересов; 5. Развитие навыков общения и нестандартного мышления.
7
Реализация проекта

Этап проекта

Содержание этапа

проекта

Результат этапа

проекта

Сроки

выполнения

Организационны

й
1. проведение анкетирования родителей, 2. выявление особенностей детско– родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности). 3.обобщение результатов и выдвижение задач; 4. определение цели и задач деятельности детско- родительского клуба. 5.создание и планирование деятельности родительского клуба 1.результаты анкетирования 2.результаты наблюдения. 3.открытие детско-родительского клуба. 4.Перспективный план работы детско- родительского клуба «Мы вместе» Сентябрь
Основной
1.составление сценария заседаний клуба; 2.Организационно е собрание для родителей общеобразовательной группы «Доброте нужно учить с детства» Цель: познакомить родителей с инклюзивным образованием в ДОО. Собрание проводится совместно с педагогом – психологом ДОО. 3.подбор информации для родителей по темам 1.Сценарии встреч клуба 2.Тематические выставки совместных работ детей и их родителей: «Новый год», «Я и мама», «Мой папа», «Светлая Пасха». 3.Альбом детско-родительского клуба «Мы вместе» 4.Проведение акций «Подкормите птиц зимой», «Посади дерево» Октябрь-май
4.изготовление пригласительных листов с указанием темы и даты проведения мероприятия 5.подбор информационного и продуктивного материала для стендов и родительского уголка и памяток для родителей, 6.Работа с детьми: - подбор материала для изготовления подарков, сюрпризов, -заучивание стихотворений, -обыгрывание ситуаций для обсуждения родителями, 7.проведение встреч клуба согласно перспективному плану (Приложение № 1) 5. Участие в конкурсах ДОО: «Осенние поделки», «Снежные постройки», «Изготовление кормушек», «Новогоднее оформление» 6.Выпуск газет, посвященных встречам клуба. 7. Картотека мини-консультаций для родителей. 8. Праздники и развлечения на основе русских традиций: «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха» 9. Театрализация сказки «Теремок»
Заключительный
1.Сбор информации о проведении заседаний 2.Повторное анкетирование родителей. 3. Обобщение опыта работы детско- родительского клуба «Мы вместе» 1.Результаты анкетирования. 2.Сбор информации для планирования работы Детско-родительского клуба на следующий учебный год. 3. Презентация проекта и опыта работы педагогов по работе клуба на педагогическом совете МАДОУ Май 9
Приложение № 1
Перспективное планирование встреч детско-родительского клуба

«Мы вместе»

Дата проведения

мероприятия

Тема мероприятия

Ответственные
Октябрь 1.Развлечение «В гостях у друзей» Воспитатели групп, музыкальный руководитель Ноябрь 1.День рождения осенних именинников. 2.Праздничный концерт, посвященный Дню матери, чаепитие Воспитатели Музыкальный руководитель Хореограф Декабрь 1.Театрализация сказки «Теремок» для родителей в рамках Декады инвалидов, чаепитие. 2.Конкурс «Рецепты Новогоднего стола», дегустация рецептов, выбор победителя. Воспитатели групп Музыкальный руководитель Руководитель театральной студии Хореограф Январь 1.Рождественские встречи. 2. «Поможем друзьям нашим меньшим» в рамках проведения акции «Подкормите птиц зимой» Воспитатели групп Февраль 1. «Щедрая Масленица». Дегустация блинов. 2.День рождения зимних именинников 3.Спортивный праздник, посвященный празднику 23 февраля. Воспитатели групп Музыкальный руководитель Руководитель по физическому воспитанию Март 1.История чая. 2.Праздничный концерт, посвященный празднику 8 марта. Чаепитие «Я и моя мама» Воспитатели групп Музыкальный руководитель Хореограф Апрель 1.Праздник праздников Пасха 2.История самовара Воспитатели групп Музыкальный руководитель Май 1.День рождения весенних именинников. 2. Чаепитие, посвященное окончанию учебного года. Воспитатели групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог 10

Ссылки на источники:
1.Инклюзивная практика в дошкольном образовании/Т.В.Волосовец.-Москва: Мозаика-синтез, 2011 2. Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 3. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива» 4. Метод обогащения воспитательного опыта родителей//Е.П. Арнаутова.- Дошкольное воспитание,2004.- № 94. 5.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах/сост. Е.А.Лапп, Е.В. Шипилова.-Волгоград: Учитель,2016. 6.Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007. 11