Автор: Минтюшинова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "СКОШ №2"
Населённый пункт: город Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка. Интеграция предметов в коррекционной школе.
Тема: Урок "Интеграция предметов: чтение, трудовое обучение в 4 классе ".
Минтюшинова Ирина Геннадьевна. Интегрированный урок.
4 «А» класс VIII вида
Тема: Подарки Зимы.
Интеграция предметов:
Чтение – С.Прокофьева «Подарки Зимы»;
Трудовое обучение - Работа с бумагой «Снежинка».
Цель:
*Раскрыть содержание текста, художественные и поэтические особенности произведения.
Совершенствовать технику и выразительность чтения. Способствовать эмоциональному
воспитанию учащихся. Выполнять поделку по технологической карте.
*Формировать умение пользоваться сносками. Продолжать работу по обогащению и уточнению
словарного запаса и развитию связной речи; активизировать словарный запас учащихся с ОВЗ
*Формировать творческое воображение. Формирование социальной адаптации.
*Развивать выразительность и эмоциональную отзывчивость. Прививать навыки культуры труда и
аккуратности.
*Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук, аналитико-синтетическую деятельность.
зрительную и слуховую память учащихся.
*Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: учебники, карточки со словами, технологическая карта, набор картинок «времена
года», набор для рефлексии.
Ход урока.
I.
Организация начала урока.
Поздоровайтесь с гостями.
-Времени у нас мало, а сделать должны много. Покажите настрой на
работу. Проверьте организацию рабочего места (порядок рабочего места,
постановка стула).
II.
Эмоциональный настрой на урок. (да - нет)
- Дружно, эмоционально ответьте «ДА» или «НЕТ» на мои вопросы.
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
III.
Подготовка к восприятию нового произведения.
-Сегодня на уроке чтения мы познакомимся со стихотворением
замечательной детской писательницы, сценариста, драматурга. Софьи
Прокофьевой.
- Кто расскажет, чем занимается писательница …. , а что она делает, как
сценарист и драматург… .(уточнения учителя).
- По её произведениям поставлены спектакли, сняты фильмы.
-Софья Прокофьева написала много сказок, интересных поучительных
историй, такие как
«Приключение жёлтого чемоданчика», «Сказка про Машу и Ойку»,
«Повелитель волшебных ключей», а ещё продолжила приключения
Профессии
(значение слов
сценарист, драматург,
спектакль - кратко)
Белоснежки.
- напомните мне, кто в знаменитой сказке у Белоснежки были друзьями? А
в сказках Прокофьевой у Белоснежки появятся много других интересных
друзей.
- В библиотеке вы можете найти книги с её произведениями и дома
прочитать их младшим братьям и сёстрам…
IV.
Изучение нового материала.
-На доске написано название стихотворения. Прочитаем вслух.
Ваши предположения – О чём пойдёт речь?
- Я прочитаю, а вы мне потом скажете, оправдались ли ваши
предположения?
- Чтение стихотворения учителем. (Ответы учащихся на вопросы,
поставленные учителем, перед первичным восприятием текста).
Вопросы.
- Какие подарки принесла Зима?
-Отчего на окне появились «звёзды, листья, завитушки»?
-Почему ребятам стало жарко в декабре?
- А вы чем любите заниматься зимой?
V.
Закрепление изученного материала.
-Открываем учебники.
1. Подготовительная работа к чтению.
- Как мы должны уметь читать стихотворение? (ответы)
-
Когда нам может пригодиться навык правильного, выразительного,
безошибочного чтения?
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
* упражнение «Пиджак на вешалку».
* упражнение «Приведи и отведи звук»(ЗИМА).
- Учимся читать трудные слова. (на-хло-бу-чи-ла, спо-за-ран-ку, за-ви-
туш-ки.)
-Словарная работа. Прочитать слово, его значение.
Показать действия. (шапку) Употребление в речи.
-Образование слов. (завиток, завитушки) Заменить другим словом.
2.Выразительное чтение по логически завершенным частям –
четверостишиям.
-Как показать выразительное чтение… (делать паузы на точках,
запятых, тире; выделять голосом основное слово на строчке; видеть
восклицательный знак и показывать голосом восклицание – радость).
3. Чтение в парах: первый вариант читает первые и третье четверостишие,
а второй вариант – второе.
4. Оцените друг друга – показав эмоцию:
весёлый смайлик – ваш сосед прочитал замечательно, он старался;
задумчивый смайлик – сосед старался, но у него что-то не получилось.
Показ книги из
библиотеки.
Домашнее чтение.
Следить за речью,
полные ответы.
Развитие речи:
свежий воздух,
движения,
правильный выбор
одежды для прогулок.
Вдох через нос, выдох
через рот.
Русский язык:
гласные, согласные
звуки.
Связь с жизнью.
Русский язык:
синонимы.
Русский язык:
Парные согласные
Дифференцированный
подход.
Правила работы в
парах.
Рефлексия.
- Так для чего мы учимся читать? (ответы)
-Чтобы окружающие могли вас слышать, и им приятно было вас слушать.
- Потренируемся. - Чтение вслух. Выразительность.
VI. Физминутка.
Динамическая пауза (видео).
Зарядка для глаз. (Методика Базарного) Дома у вас не будет такого стенда -
посмотреть на окно, на стену, на потолок, на пол. Перед выполнением
домашнего задания не забудьте её сделать.
VII. Сообщение темы по труду.
- Посмотрите внимательно на страницу учебника.
-Чего не хватает? – Иллюстрации к стихотворению.
- Мы любим делать с вами переходы с одного предмета на другой и плавно
их соединять.
-И я предлагаю вам соединить чтение с трудом.
Сделать иллюстрацию к стихотворению, с помощью аппликации.
-Выбираем картинки к произведению.
- Про какое время года говорится в стихотворении?
-Помогите мне выбрать правильные картинки из набора «Времена года».
- Согласие с выбором показывайте Смайликами.
- Картинки вывешиваем на стенд.
- Какие подарки нам приготовила Зима.
Один из подарков мы начали готовить на прошлом уроке. И этот подарок
будет присутствовать в нашей иллюстрации.
Прочитать. (про себя, вслух желающие)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
Это кружевце летало
Село на нос и пропало.
С неба падают зимою
И кружатся над землею.
Легкие пушинки,
Белые …. (СНЕЖИНКИ).
- Какие правила из русского языка вы видите в этом слове? (Ответы)
-Закрыли учебники по чтению, приготовили рабочее место для урока труда:
ножницы, клей, технологическую карту «Последовательность изготовления
снежинки».
-Что такое технологическая карта? Каким словом можно заменить это
выражение? Где в жизни вы можете увидеть инструкцию и как её
использовать.
- Часть работы мы сделали на прошлом уроке. Сейчас продолжаем работу.
Работать будем в парах. Перед работой сделаем …
I.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчик к пальчику идет,
Приёмы зарядки для
глаз в домашних
условиях.
Развитие речи:
повторение времени
года, занятий зимних
для детей, ЗОЖ
Набор для рефлексии.
Два человека
начинают оформлять
стенд.
Русский язык:
орфографическая
зоркость (шипящие с
гласными, безударная
проверяемая гласная)
Русский язык:
синонимы.
Связь с жизнью.
Мелкая моторика.
Друга
он
себе
найдет.
(переход
от
пальчика
к
пальчику
–
большой-мизинец)
«лепим снежки»,«смотрим» «разогреваем пальчики от холода»
II.
Практическая работа.
1.Повторим правила работы в парах:
-Работай в парах тихо, аккуратно, не мешая друг другу.
-Внимательно читай инструкцию и выполняй работу по образцу.
-Выполнил работу - помоги другу.
-Наш девиз «Один за всех и все за одного!»
2.Работа с клеем (безопасность)
Вытираем руки салфеткой.
- Показ выполнения поделки.
-Кто первым сделает поделку, не забывает навести порядок на рабочем
месте.
Подведение итогов.
-Готовые снежинки прикрепляем к доске и к стенду.
-Возьмите напечатанное стихотворение, прочитаем его вместе.
- Подходит наша иллюстрация к тексту?
- А итогом нашей работы будут предложения, которым вы придумаете
конец:
-Я научился…
-Мне понравилось…
- Я затруднялся…
- Моё настроение…(смайлики)
- Пригодится это вам в дальнейшем? Где?
– Поблагодарим за работу на уроке друг друга.
– Спасибо!
Р.S.*Мы с вами привыкли видеть снег белого цвета. А в природе в разных
местах выпадал розовый снег, зеленый и , даже, черный. Это зависит от
бактерий, которые живут в снегу.
*Снег падает тихо, однако как выяснили ученые эта тишина не для всех,
когда снежинка касается поверхности воды, она издает высокочастотный
звук, который не слышен человеку и хорошо слышен рыбам, которых этот
звук очень пугает и раздражает.
*Слышали ли вы , как скрипит снег в морозную погоду? Это под тяжестью
вашего тела ломаются лучики снежинок.
*Ученые подсчитали, что каждый кубический метр снега содержит около
350 млн. снежинок и, самое удивительное, ни одна из них не повторяет
другую.
*Все они имеют шестиугольную форму, пятиконечных снежинок не бывает
(это выдумка советских художников).
Развитие речи:
культура общения,
взаимопомощь.
Чтение + труд
Рефлексия.
Развитие речи:
Связь с жизнью,
полные ответы,
следить за речью.