Автор: Кулистова Наталья Вячеславовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Петровский детский сад № 5"
Населённый пункт: посёлок Петровский Гаврилово-Посадский район, Ивановская область
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: "Мир вокруг нас"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Петровский детский сад № 5»
ПРОЕКТ
«МИР ВОКРУГ НАС»
Познавательно- исследовательский
проект для детей старшей группы
(опытно-экспериментальная
деятельность)
Н.В. Кулистова
2014-2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
2.
Участники проекта.
3.
Цель и задачи проекта.
4.
Предполагаемые результаты.
5.
Сроки реализации проекта.
6.
Материал и оборудование.
7.
Список использованной литературы.
8. Этапы реализации проекта:
- подготовительный;
- основной;
9. Мониторинг
10. Работа с родителями
11. Приложения
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(китайская народная мудрость)
1.
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей
дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения
играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития
дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для
родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития
дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий,
направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно -
экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у
дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание
окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями
реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой
определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты,
осуществляемые педагогом в специально организованных видах
деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми
самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения
опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я
забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы
каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на
эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на
формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения
общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной
деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в
группе.
2.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители старшей группы.
3.
Цель и задачи проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-
экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность,
активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах
окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость,
сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Развивать представления об основных физических явлениях
(отражение, преломление света, магнитное притяжение)
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет,
температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные
состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга;
Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
- Расширять представление об использовании человеком факторов
природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные -
для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление
детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и
глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям,
для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для
возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
4.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы
решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Умение применять методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться
специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской
деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности.
Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими
понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать
гипотезы.
5.
Сроки реализации:
с сентября по март учебного года
6. Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-
соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп,
шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для
занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран,
ноутбук, презентации Power Point.
7. Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.:
ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду».
Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников
с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии,
1990.№5
4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-
раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. « Детское экспериментирование —
путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологичес-
кой культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15
«Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир,
ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс,
1997 .
7. Рыжова Н.А. « Игры с водой и песком», Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей
старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. –
2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы
8. Этапы реализации проекта
1.
Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2.
Разработка перспективного плана работы с детьми (Приложение №1)
3.
Разработка конспектов занятий с детьми по опытно-
экспериментальной деятельности (Приложение №2)
4.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по
экспериментированию; (Фото - приложение №3)
5.
Анкетирование родителей (Приложение №4)
6.
Разработка перспективного плана работы с родителями
(Приложение №5)
7.
Оформление консультативного материала для родителей
(Приложение № 6)
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено
1.
специально-организованное обучение в форме занятий;
2.
совместная деятельность взрослого с детьми;
3.
свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
1.
Занятия;
2.
Эксперименты;
3.
Беседы;
4.
Наблюдение и труд;
5.
Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с
подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации
экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть
случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от
возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в
“Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на
выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос
ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Осознание того, что хочешь узнать;
Формирование задачи исследования, продумывание методики
эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение
результатов;
фиксирование результатов, анализ полученных данных;
словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в
опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся
познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при
наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины
которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение
художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве
педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую
активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики
сотрудничества.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к
изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты
напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все
проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий»
чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых
лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от
того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты
с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например,
после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском
шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации,
видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация
ветра).
Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование
представлений о собственном теле, человеческом организме.
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и
экспериментированию в основном, такая:
• Создание проблемной ситуации.
• Поиск возможных решений.
• Прогноз результата эксперимента.
• Проверка возможных решений, исходя из данных.
• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
• Обобщение
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности
предполагает в первую очередь создание педагогом условий для
возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей
предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на
познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в
“лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов –
в изодеятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной
деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер,
побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному
познанию.
Перспективный план работы с детьми (Приложение №1)
Сентябрь
Неделя
Занятия
Беседы
Наблюдения
Экскурсии,
другие
мероприятия
1недел
я
Занятие №1
«Наша Земля»
Глобус»
Цель: Расширять
знания детей об
окружающем
мире, жизни на
земле, растениях,
животных,
живой и неживой
природе.
Углублённо
знакомить с
водой, водными
резервуарами
(океаны, реки,
моря, озёра) и её
свойствами.
Продолжать
знакомить с
макетом Земли,
картой мира,
России.
«Что есть на
нашей
Земле»
Цель:
расширять
знания детей
о
поверхности
земли:
травой,
цветами,
водой.
Показ
презентаций
о явлениях
природы,
морях,
океанах
Наблюдения за
облаками,
небом, тучами,
солнцем и
другими
явлениями
природы.
Оформление
альбомов о
водных
ресурсах
Экскурсия в
рощу.
Зарисовки
детей «Портрет
Земли»,
«Глобус»
МОНИТОРИН
Г
2недел
я
Занятие №2
«Как хлеб на
стол пришёл»
Цель:
Познакомить
детей с
процессом
выращивания
хлеба,
изготовлении
муки, техникой,
старинными
инструментами
для обработки
хлеба.
Беседа
«Виды
хлеба»
Цель:
показать
детям
хлебные
изделия
(баранки,
булки,
каравай,
пряники,
сухари и др).
Сравнить их
свойства и
Наблюдение за
колосьями,
сбор полевых
букетов,
составление
икебаны с
колосьями.
Оформление
уголка «Хлеб»
Экскурсия на
поле.
Выставка
рисунков «Как
хлеб на стол
попал»
Воспитывать
бережное
отношение к
хлебу.
состав.
3недел
я
Занятие №3
«Свойства
некоторых
вещей»
Цель:
Познакомить
детей с
пластмассой,
железом, тканью
и другими
материалами
окружающими
нас.
Учить
пользоваться
журналом
научных
наблюдений.
«Что
окружает нас
в группе и из
чего оно
состоит?»
В группе
организовать
выставку
предметов,
изготовленных
из разных
материалов
(стекло,
железо,
пластмасса,
ткань, глина)
4недел
я
Занятие №4
«Наши
помощники -
органы чувств»
Цель: Расширять
знания детей о
своём теле.
Познакомить с
органами чувств
и их
назначением.
Дать
практическое
подтверждение
функции
анализаторов
(нос, глаза,
язык).
Продолжать
работать в
научном
журнале.
Беседа «Мы
такие
разные»
Цель: Учить
наблюдать и
сравнивать
себя и других
(волосы,
руки, цвет
глаз и другие
особенности)
.
Предложить
детям дома
наблюдать за
домашними
животными
(особенности
их органов
чувств)
Рисование:
«Мой портрет»
Прививать
навыки ЗОЖ
Октябрь
Недел
я
Занятия
Беседы
Наблюдения
Экскурсии,
другие
мероприяти
я
1недел
я
Занятие №5
«Волшебница
соль»
Цель: Познакомить
детей со
свойствами и
назначением соли,
её применением в
быту, медицине,
кулинарии.
Показать разные
виды соли:
морская, каменная,
мелкая
йодированная.
Показать, как
действует лёд на
снег. Учить
готовить соляной
раствор.
Предложить
детям
вспомнить
дорогу зимой.
Спросить,
почему на
дороге тает
снег.
Рассказывать
детям о том, как
добывают соль
(солончаки).
Почему в море
вода солёная?
Закреплять
знания о
применении
соли.
Наблюдать за
работой
повара (как
она солит
еду, зачем это
делает, какой
солью
пользуется)
2недел
я
Занятие №6
Занятие «Бумага –
наша помощница»
Цель:
Познакомить
детей с историей
происхождения
бумаги и
современным её
Беседы:
«Берегите
бумагу»
«Где изобрели
бумагу»
«Почему бумага
разная?»
производством,
свойствами,
применением
3недел
я
Занятие №7
«Свойства песка»
Цель:
Показывать разные
виды песка,
расширять знания
детей о свойствах
сухого и мокрого
песка. Расширять
знания детей о
применении песка
в строительстве,
стеклопроизводств
е.
Беседа «Горы»
Цель:
Знакомить
детей с
применением
полезных
ископаемых.
Учить
соблюдать
безопасность
при
проведении.
Закреплять
знания о
пройденном
материале.
Наблюдать за
песком в
песочнице
(сухой,
сырой,
лепится).
Оформить
выставку
изделий из
стекла
Постройки
из песка на
участке
4недел
я
Занятие №8
«Сердце»
Цель:
Познакомить детей
с назначением
сердца, показать
его положение.
Познакомить детей
с понятием пульс,
что это такое, как
его определять.
рассказывать детям
о мероприятиях
для укрепления
сердца
Прививать навыки
ЗОЖ
Беседа о
спортсменах,
занятиях
физкультурой,
пользе занятий
физической
культурой.
Беседа о врачах.
Познакомить со
специальностям
и врачей.
Плакат с
изображение
м сердца,
муляж
сердца.
Экскурсия в
детскую
консультаци
ю
Ноябрь
Неделя
Занятия
Беседы
Наблюдения
Экскурсии,
другие
мероприятия
1недел
я
Занятие №9
«Вулканы»
Цель:
Познакомит с
явлением природы
– вулкан. На
примере макета
вулкана показать
механизм его
действия
Познакомить с
профессиями
вулканолога,
метеоролога,
геолога.
Закреплять знания
безопасности при
проведении
«Цунами»
Беседа с
показом
видеофильма
«Торнадо.
Ветер»
Беседа с
показом
видеофильма
Цель:
Закреплять
знания о
явлениях
природы.
Познакомить
детей с
необычными
явлениями
Просмотр
открытого
занятия
«Вулканы».
опытов
природы.
Показ
презентации
о явлениях
природы
2недел
я
Занятие №10
«Магнит. Как
достать скрепку?»
Цель:
Познакомить с
магнитом. Дать
понятие
притяжения,
магнитного поля.
Учить рисовать
схемы.
Рассказы
воспитателя
о необычных
явлениях
природы
3недел
я
Занятие №11
«Удивительные
камни»
Цель: Показать
виды камней
(галька, булыжник,
гранит).
Закреплять знания
об их свойствах
(холодные,
тяжёлые).
Расширять знания
детей о свойствах
камней.
«Где
применяются
камни?»
В группе
организовать
выставку
различных
камней
(гранит,
булыжник,
камни разной
формы и
размеров).
4недел
я
Занятие №12
«Наше здоровье»
Цель:
Закрепить знания
о частях своего
тела, строением.
Продолжать
знакомить детей с
понятием
«здоровье». Кто
такой здоровый
человек. Учить
детей укреплять
здоровье.
В беседах
рассказывать
детям о
разных видах
закаливания
(воздушные,
водные).
Оформить
альбомы
изображающи
е полезные и
вредные
факторы для
здоровья.
Экскурсия в
рощу
Декабрь
Недел
я
Занятия
Беседы
Наблюдени
я
Экскурсии,
другие
мероприятия
1недел
я
Занятие №13
«Зачем нужна вода»
Цель:
Расширять знания
детей о значении
воды, её
применении.
Рассказывать о её
местоположении
(море, океан,
колодец и др). Дать
понятие чистой и
грязной воды.
Воспитывать в детях
бережное
отношение к воде.
Объяснять, что
Беседы с
показом
опытов
«Солёная
вода»
Беседы об
охране воды.
Познавательн
ые беседы о
крупных и
мелких
водных
резервуарах.
Наблюдаем
за снегом,
льдом,
сосульками
(если есть)
Изготовлени
е цветного
льда.
Экскурсия на
реку Нерль
жизнь зародилась в
воде.
2недел
я
Занятие №14
«Свойства воды»
Цель:
Совершенствовать
знания детей о воде
и её свойствах.
Закрепить
представление детей
о свойствах воды
(бесцветная, не
имеет запаха, без
вкуса). Развивать
познавательную
активность детей в
процессе
экспериментировани
я, выполнять
элементарные
опыты. Развивать
собственный
познавательный
опыт детей с
помощью наглядных
средств, схем и
информационно
коммуникационных
технологий.
Активизировать и
обогащать словарь
детей
существительными,
прилагательными и
глаголами по теме
занятия, развивать
связную речь,
умение рассуждать,
делать выводы,
познакомить со
словом фильтр,
фильтрация.
Воспитывать умение
работать в
«Где
применяется
вода»
На
прогулке:
«Что
получится,
если
поливать
снег горячей
водой и
почему?»
Просмотр
открытого
занятия
«Свойства
воды»
коллективе,
развивать дружеские
взаимоотношения.
Развивать
художественно-
эстетические
качества.
3недел
я
Занятие №15
«Свойства снега и
льда»
Цель:
Закреплять знания
детей о зиме,
явлениях природы.
Продолжать
знакомить с тремя
состояниями воды,
свойством льда и
снега.
Опыты с
водой на
улице
«Цветные
бусы для
Снеговика»
Цель:
Учить
сравнивать
снег и лёд.
Рисуем
снежные
постройки
4недел
я
Занятие №16
«Опорно-
двигательный
аппарат»
Цель:
Расширять
представления детей
о строении нашего
тела. Дать понятие о
значении костей, их
расположении в
нашем теле.
Показать
позвоночник, его
значение. Учить
детей
анализировать,
делать выводы.
Расширять знания о
пользе физкультуры,
спорта.
Прививать навыки
ЗОЖ
Беседа «Что
полезно есть
для
укрепления
костей».
Физкультурны
й досуг
совместно с
инструктором
по физической
культуре)
Январь
Неделя
Занятия
Беседы
Наблюдения
Экскурсии,
другие
мероприятия
1недел
я
КАНИКУЛЫ
КАНИКУЛЫ
КАНИКУЛЫ
КАНИКУЛЫ
2недел
я
Занятие №17
«Круговорот
воды в природе»
Цель: Объяснять
понятие
круговорота воды
в природе.
В альбоме для
научных
наблюдений
рисуем схему
круговорота
воды в
природе.
Показывать
зависимость воды
от температуры.
Учить соблюдать
безопасность.
3недел
я
Занятие № 18
«Где прячется
воздух. Свойства
воздуха»
Цель:
Установить, где
находится воздух
и как его
обнаружить.
Познакомить
детей с его
свойствами.
Показывать опыт
с феном (ветер).
На примерах
опытов с
воздушными
шариками,
пакетами
показать, что
воздух находится
везде. Объяснить
понятие
«невесомость в
космосе».
Закреплять у
детей полученные
понятия
Беседы о
правильном
дыхании,
вреде
различных
респираторны
х болезней.
Рассказывать о
пользе
прогулок на
свежем
воздухе,
пользе
хвойных
деревьев
Наблюдение
за весенним
воздухом на
прогулке.
Учить детей
анализировать
(воздух
чистый,
прозрачный,
прохладный)
Вводить
дыхательную
гимнастику на
занятиях и в
свободное
время
(«Поиграем
носиком»)
Просмотр
открытого
занятия
«Свойства
воздуха"
4недел
я
Занятие № 19
Цель: «Градусник.
Термометр»
Учить работать в
лабораторных
условиях.
Показать детям
различные виды
термометров,
градусник.
Объяснять, для
Беседы о
назначении
приборов для
измерения
температуры
Под
контролем
взрослого
организовать
выставку
приборов для
измерения
температуры
Вместе с
детьми
сделать
поделку из
картона
«термометр»
чего необходимо
мерить
температуру тела,
на улице. О чём
могут рассказать
термометр и
градусник.
Вместе с детьми
сделать
термометр из
бумаги. Замерять
температуру воды
(тёплой и
холодной),
температуру
воздуха,
температуру тела.
Февраль
Недел
я
Занятия
Беседы
Наблюдения
Экскурсии,
другие
мероприяти
я
1недел
я
Занятие № 20
«Волшебное
электричество?
Живые волосы»
Цель:
Познакомить
детей с
электричеством,
его применении,
способах
безопасности при
работе с ним
(только со
взрослым!!!).
Познакомить с
профессией
электрика,
энергетика, ГЭС,
АЭС. Опыты с
использованием
трения.
Использовать
проектор для
наглядности
(показ
презентации).
«О звёздах»
Беседа с
показом
презентации.
Беседовать о
применении
электричества
в
современном
мире.
Оформить
альбом
«Главные ГЭС в
России»
Выставка
бытовых
электроприборо
в.
Экскурсия к
Петровской
ГЭС, по
возможности
посетить
подстанцию
2недел
я
Занятие № 21
«Огонь наш друг
и враг»
Цель:
Познакомить со
свойствами огня
(выделяет тепло,
на нём можно
греть пищу, огонь
может
уничтожить
бумагу и др).
Рассказывать о
пользе огня и о
мерах
предосторожност
и в обращении с
Беседовать об
опасностях
при игре с
огнём,
приучать
детей не
шутить с
огнём.
Рассказывать
об ожогах.
Показ
презентации
«Как
добывали
огонь наши
предки»
Оформить
альбом «Его
величество
огонь», «Кто
такой
Прометей»
Экскурсия к
ППЧ №50
ним.
Воспитывать
безопасность при
проведении
опытов.
Рассказывать об
опасностях,
которые могут
произойти, если
играть с огнём.
3недел
я
Занятие № 22
«Виды масла, его
применение и
свойства»
Цель:
Познакомить
детей на
реальных
примерах с
различными
видами масла:
растительное,
оливковое,
сливочное,
ароматическое,
техническое.
Рассказывать
детям о его
применении,
назначении и
значении.
Познакомить
детей со
свойствами
масел. Учить
сравнивать
различные виды
масла по запаху,
состоянию.
Посмотреть
может ли масло
растворяться.
Продолжать
учить детей
соблюдать
Беседа с
показом
презентации
«Египет.
Мумии,
Масла»
Оформить
альбомы о
разных странах.
Показать детям
разные виды
аромамасел
Экскурсия в
химическую
лабораторию
Петровской
СОШ
безопасность во
время проведения
опытов.
4недел
я
Занятие № 23
«Пищеварение»
Цель:
Воспитывать
бережное
отношение к
своему здоровью,
прививать
основы
правильного
питания,
прививать
навыки ЗОЖ
Беседовать о
вкусовых
предпочтения
х детей.
Режим
питания. Для
чего его
необходимо
соблюдать.
Альбом
«Полезные и
вредные
продукты», «Как
правильно
сидеть за
столом»
Март
Неделя
Занятия
Беседы
Наблюдения
Экскурсии,
другие
мероприятия
1недел
я
Занятие № 24
«Посадка лука»
Цель:
Расширять
экологические
знания детей.
Знакомить со
способами
посадки лука
(почва и опилки).
Учить наблюдать
за ростом
растений в
различных
условиях (свет,
тень, полив и его
отсутствие) и
заносить
наблюдения в
журнал.
Воспитывать
любовь к природе
и желание
охранять и
ухаживать за ней.
Закреплять
способы ухода за
комнатными
растениями.
Учить соблюдать
безопасность.
Беседовать с
детьми о
растениях,
уходе за ними.
Что
необходимо
для их роста.
Закреплять
знания
классификаци
и растений
(трава, кусты,
деревья,
цветы)
Наблюдаем
за ростом
лука.
Посадить
лук в тени и
на солнце.
Экскурсия по
территории
детского сада.
Показывать
первоцветы
(мать и-мачеха,
подснежник,
первая трава)
2недел
Занятие № 25
я
«Свет и тень»
Цель: Понять, как
образуется тень,
ее зависимость от
источника света и
предмета, их
взаимоположения
.
3недел
я
Занятие № 26
«Как влияет
солнце на
растения. Есть ли
в солнце
витамины?»
Цель:
Учить детей
наблюдать за
солнцем,
выделять его
свойства (тёплое,
светлое).
Показать детям
спектр, учить
делать солнечного
зайчика с
помощью зеркала.
Показ
презентации о
солнечной
системе.
Беседа:
«Опользе и
вреде
солнечных
лучей»
«Что такое
загар»
Продолжаем
наблюдать за
луком в тени
и на солнце
4недел
я
Занятие № 27
Итоговое
(занятие
проводится с
учётом
пожеланий детей.
Можно провести
КВН, викторину)
МОНИТОРИН
Г
Картотека опытов и экспериментов, проводимых на занятиях
(Приложение № 7)
9. Мониторинг
- анализ результатов проекта. (Приложение №8 )
10. Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы,
поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с
водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где
можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители
помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей можно провести консультации по темам:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
«Экспериментирование с водой».
Количественные данные позволят проследить эффективность работы,
отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные
мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность
педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку
особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по
воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и
нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике
сотрудничества.
- Анкетирование.
- Перспективный план работы с родителями
- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
- Консультации для родительского уголка.
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить
цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно
спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта,
создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не
менее важно, определить направление поисковой и практической
деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и
детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт
сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и
всего персонала детского сада.
Приложения