Напоминание

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке технологии.

Автор: Седова Валентина Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Икшинская СОШ Московская область
Населённый пункт: пос. Икша Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация самостоятельной работы учащихся на уроке технологии.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация самостоятельной работы

учащихся на уроке технологии

.

Учитель технологии МОУ Икшинская СОШ

Седова Валентина Викторовна.

Успех

в

обучении,

в

том

числе

и

технологии

как

предмета,

в

значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно,

от

их

желания

выполнять

те

или

иные

виды

заданий,

пользоваться

справочной

литературой,

технологическими

картами,

заниматься

исследовательской

деятельностью.

А

моя

задача,

как

учителя

-

помочь

ученикам

сформировать

необходимые

навыки

самообразовательной

деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни.

Исторический

анализ

литературы

показывает,

что

проблема

самостоятельности

личности

издавна

привлекала

внимание

психологов

и

педагогов.

Уже

в

античной

педагогике

зародилось

первое

признание

самостоятельности

как

важного

средства

формирования

активного,

творческого человека, способного изменить мир. Уже в этот период времени

появляются

первые

упоминания

о

способах

рефлексии:

самопознание,

самовоспитание, самонаблюдение, самосовершенствование. Решающую роль

в воспитании и образовании отводится самому человеку.

Воспитание

самостоятельности

учеников

как

цель

образования

рассматривали Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци,

К.Д. Ушинский.

А.С.Макаренко

определял

смысл

воспитания

через

необходимость

формирования единого трудового коллектива педагога и воспитанников. В

основе

его

концепции

лежит

идея

воспитания

самостоятельного

и

деятельного члена общества.

Самостоятельность ученика выражается прежде всего в потребности и

умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой

1

ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она

проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных

учебных задач и выполнению их без посторонней помощи.

Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е.

рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками

информации, работать с различной литературой и т. д.

Образовательная область «Технология», включенная в инвариантную

часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана

создать

условие

для

развития

самостоятельности

учащихся

в

процессе

преобразовательной деятельности.

На коллегии Министерства образования

РФ

была

подчеркнута

приоритетная

роль

образовательной

области

«Технология» в подготовке учащихся к жизненному и профессиональному

самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Самостоятельная

работа

стимулирует

у

учащихся

произвольное

внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на

сравнении,

сопоставлении

непосредственно

изучаемых

предметов

и

отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос

полученного

задания

для

изучения

и

разнообразнее

возможности

его

решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и

произвольным оно становится. Это позволяет школьникам не только найти

правильный

ответ

на

заданный

учителем

вопрос,

но

и

обобщить

проведенный

сравнительный

анализ,

сформулировать

заключительные

выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.

Для

того

чтобы

самостоятельная

творческая

деятельность

была

продуктивной,

учащиеся

должны

осознавать

поставленную

перед

ними

задачу,

уметь

работать

с

учебником,

учебными

пособиями

и

первоисточниками,

делать

умозаключения,

выводы,

использовать

полученную информацию в различных видах деятельности.

2

Поэтому,

я

стараюсь

развивать

умение

учеников

самостоятельно

определять темы творческих работ, учитывая их возрастные особенности,

интересы и их личный опыт.

Прежде всего, учу школьников работать с

литературой.

Владение

большим

объёмом

информации

помогает

сформировать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения.

Элементы

исследования,

включенные

в

содержание

заданий,

значительно

повышают

уровень

научности

самостоятельной

работы,

выполняемой учащимися, но вместе с тем не снижают ее доступности. Если

сопоставить внешние признаки наблюдений за единичными объектами и

наблюдений

сравнительно-аналитического

характера,

самостоятельно

выполняемых

учащимися

при

изучении

технических

дисциплин,

то

отчетливо можно увидеть в них общие черты:

усиленное

проявление

чувственно-познавательной

деятельности,

стимулирующей формирование объективных представлений у школьников

об изучаемых объектах;

целостное

наглядно-образное

отражение

в

сознании

школьников

изучаемых объектов;

основу

наблюдений

составляет

запас

знаний,

приобретенный

жизненным опытом и предшествующим обучением.

Самостоятельная

работа,

как

на

уроках

технологии,

так

и

во

внеурочной

деятельности

способствует

формированию

навыков

самообразовательной

деятельности,

получению

новой

информации,

расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Выполнение

творческой

самостоятельной

работы

является

своего

рода

удовольствием, развлечением, отдыхом.

Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет

школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по

всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели,

изделии.

3

Метод

проектов

представляет

собой

гибкую

модель

организации

образовательно-воспитательного

процесса,

ориентированного

на

развитие

учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию

наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию,

проводя эксперименты и исследования.

Проектная

деятельность

учеников

состоит

из

трех

э т ап о в :

организационно-подготовительного, технологического и заключительного. На

первом этапе ученики проводят мини-исследования, осуществляют выбор и

обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, подбирают

материал,

осуществляют

планирование

технологического

процесса,

разрабатывают

документацию.

На

втором

этапе

ребята

выполняют

технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с

самоконтролем своей деятельности. На заключительном этапе проводится

контроль

и

испытание

изделия,

при

необходимости

корректируется

документация, проводится защита проекта.

Проектирование помогает учащимся на практике осознать роль знаний и

умений в жизни и обучении. Таким образом метод проектов – это способ

организации

самостоятельной

деятельности

учащихся,

направленный

на

решение

задачи

учебного

проекта,

интегрирующий

в

себе

проблемный

подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и

прочие

методики.

Он

позволяет

воспитывать

самостоятельную

и

ответственную

личность,

развивает

творческие

начала

и

умственные

способности.

Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему

исследовательский,

творческий

характер,

и

таким

образом

передать

учащемуся инициативу в организации своей самостоятельной познавательной

деятельности.

Метод

проектов

можно

рассматривать

и

как

итоговую

самостоятельную работу учащихся, и как способ, позволяющий приобрести

4

новые знания, удовлетворяющий индивидуальным потребностям личности

учащегося.

Повышение роли самостоятельной работы учеников на уроке - залог более

качественного

и

эффективного

обучения.

Выстраивая

уроки

в

данной

системе, я опираюсь на следующие дидактические принципы.

1

. Принцип

непрерывности

и

преемственности

процесса

образования. (урок – предметный кружок – профильное обучение)

2

. Принцип

системности

во

взаимодействии

базового

и

дополнительного образования.

Кабинет

по

сути

дела

является

центром

образования

и

воспитания, на базе которого проходят урочные занятия, работа кружка,

проектная деятельность.

3 . Принцип

индивидуализации

(личностно

ориентированного

подхода)

4. Принцип деятельностного подхода.

Через систему мероприятий учащиеся включаются в различные

виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для

каждого ребенка

5. Принцип творчества.

Каждое дело, занятие – творчество учащихся и педагогов.

6 . Принцип постоянного совершенствования и корректировки

программы обучения.

Действие

этого

принципа

обусловлено

необходимостью

учитывать изменения в социуме, потребностях детей и родителей.

7.

Принцип “свободы”.

Предусматривает

самостоятельный

поиск

неординарных

решений в системе ограничения учебной темой.

8.

Принцип доступности

Соответствие

учебного

материала

индивидуальным

и

возрастным особенностям детей.

9. Принцип комплексности, системности и последовательности.

Учебная

деятельность

связывается

со

всеми

сторонами

воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и

навыками опирается на то, что уже усвоено.

5

В своей деятельности я выбираю такие педагогические технологии,

которые

обладают

развивающим

потенциалом:

будят

мысль,

обогащают

чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения

и социального поведения в целом:

обучение в сотрудничестве;

личностное ориентирование;

проектирование;

межпредметная интеграция;

дифференцированное обучение.

Обучение в сотрудничестве – обучение в группах, выполнение командно-

игровой деятельности (диалог, ролевая игра, коллективное творческое дело,

презентация…)

Личностное

ориентирование

и

дифференцированное

обучение

означают использование индивидуальных заданий, разноуровневых тестов,

разное по степени сложности участие в выполнении заданий в группах, что

позволяет

видеть

отдельного

ученика

и

использовать

его

способности,

таланты, мобилизуя его личную мотивацию.

Проектирование

и

межпредметная

интеграция

в к л юч а е т

определенную

творческую,

исследовательскую

задачу,

требующую

интегрированных

знаний,

исследовательского

поиска

для

её

решения

(творческие, ролевые, межпредметные информационные проекты, где важны

знания,

полученные

учащимися

на

уроках

литературы,

русского

языка,

физики, химии, биологии, экологии, географии, математики).

Образовательная

область

«Технология»

открывает

большие

возможности

для

развития

самостоятельности

школьников

благодаря

следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических

знаний

значительная

роль

отводится

самостоятельной

созидательной

деятельности

учащихся;

во-вторых,

содержание

предмета

и

его

направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь

урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности

6

школьников

может

осуществляться

поэтапно:

на

уроке,

при

изучении

факультативного курса, в творческом объединении.

В

заключение

хочу

отметить,

что

при

всем

многообразии

видов

самостоятельной

работы

учащихся

успех

обусловлен

определенными

дидактическими условиями.

Первое

условие

наличие

у

учащихся

знаний,

позволяющих

понять

цель

задания,

его

содержание

и

последовательность

выполнения.

Второе

условие

присутствие

в

содержании

задания

нового

материала, придающего заданию исследовательское направление,

вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего

самостоятельного решения.

Третье

условие

необходимость

фиксации

результатов

самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.

Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с

другими видами самостоятельной работы на уроке.

П я то е

у с ло в ие

с а мо с тоя т е льна я

р а б от а

у ч е н и к а

соответственным образом оценивается учителем в конце урока –

это

стимул

для

проявления

школьниками

старательности

при

выполнении заданий.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый

исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный

мир

в

живых

красках,

ярких

и

трепетных

звуках,

в

сказке

и

игре,

в

собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,

фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к

сердцу ребёнка».

7

Библиографический список

1.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.:

Педагогика, 1982.

2.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для

учителя / К.Н.Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3.

Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и

методики. - М.: Педагогика, 1981.

4.

Временные требования к обязательному минимуму содержания

образовательной области “Технологии” (Технология, трудовое обучение,

черчение). - М.: Дрофа, 2001.

5.

Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области

“Технология”. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. -

с.13-20.

6.

Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д.

Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.

7.

Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области.

//Школа и производство. - 2000.- № 4.

8.

Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред.В.Д.

Симоненко. - Брянск; Ишим: НМД “Технология ”, 1998.

8