Авторы: Осипенкова Ирина Владимировна, Гашичев Алексей Владимирович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Определение сущности цели обучения как педагогического явления
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
Цель обучения представляет собой целостную систему ориентиров,
которые определяют основные направления педагогической деятельности,
включающей в себя задачи умственного развития личности, формирование
ее
взглядов
и
убеждений,
задачи
становления
индивидуальности,
что
актуализирует необходимость поиска реальных механизмов для выявления
сущности цели обучения в педагогической науке.
Для определения сущности цели мы обратились к работам, в которых в
разных аспектах рассматривается педагогическая цель и целеобразование в
педагогике (О.А. Бобылева, В.Г. Воронцова, Н.Я. Коростылева, О.Е. Лебедев,
О.Г. Прикот, В.В. Сериков, Н.Г. Стрикун, М.Н. Лебедева и др.).
Согласно
первому
аспекту
сущность
цели
рассматривается
как
структурный
компонент
педагогической
деятельности
вне
ее
связей
с
социально-культурным контекстом. В этом случае цель трактуется, прежде
в с е г о ,
к а к предвосхищаемый
результат, определяющий
характер
педагогической деятельности (О.А. Бобылева, В.Г. Воронцова, О.Е. Лебедев
О.Г. Прикот, В.В. Сериков, Н.Г Стрикун и др.), в нашем случае – обучения
(преподавания).
Трактовка
цели
как
предвосхищение
результата
педагогической
деятельности,
по
мнению
О.А. Бобылевой,
О.Е. Лебедева,
Н.Г. Стрикун
обосновывает
единство
субъективного
и
объективного
компонентов
реализации
цели
в
содержании
и
процессе
образования
и
обучения,
обуславливает качество и результативность профессиональной деятельности.
Педагогические цели, отражающие подход к определению желаемых
результатов с позиций педагогической науки и практики, в одном случае
определяют, какие знания, умения. Во втором случае цели определяют, опыт
какой деятельности должен или может освоить обучающийся.
В первом случае акцент делается на усвоение социального опыта, во
втором – на формировании, развитии индивидуального опыта познавательной
или практической деятельности (О.Е. Лебедев). Таким образом, в дидактике
цель
– предметная
проекция
будущего
(Н.Г. Стрикун).
По
отношению
к
педагогическому процессу цель моделирует будущее, т.е. существует как
идеальное
представление
о
деятельности.
В
таком
своем
значении
цель
определяет
способ
дальнейшей
деятельности
и
выступает
как
модель,
воплощающая педагогическую идею.
Второй
аспект
сущности
цели
соотносит
цель
с
результатом,
что
подчеркивает
ее
телеономичность
и
обогащает
научные
представления
о
процессе достижения цели.
Так,
В.Г. Воронцова,
В.В. Сериков,
О.Г. Прикот
и
др.
считают,
что
измерить
материальное
воплощение
цели
в
результате
в
педагогической
практике
невозможно,
поскольку
учебный
процесс
не
сводится
к
определению и реализации «модели ученика» как планируемого результата.
Поэтому процесс учения, в котором осуществляется нормальное развитие
личности, и есть одновременно его результат. Самым значимым результатом
профессиональной
деятельности
педагога
является
т во рч е с к и
организованный,
образовательный
процесс
(В.Г. Воронцова).
А
педагогическая
система
существует
исключительно
ради
процесса,
а
не
результата (О.Г. Прикот).
Отсюда следует, что основной педагогический смысл понятия «цель»
определяется как результат, который должен быть достигнут, ради которого
ставятся и решаются заранее сформулированные цели.
В
рамках
динамического
подхода
конкретизируется
и
процесс
педагогического целеполагания, в котором принимают участие два субъекта.
По
мнению
И.А.
Володарской,
Н.Я. Коростылевой,
Л.М. Митиной,
Я.С.
Турбовского
и
др.,
целеполагание
сопряжено
с
активностью
ученика
и
учителя,
которая
проявляется
в
осознании
личностью
мотивов
своей
деятельности, умении ставить цель, в осознании самого себя как субъекта
соответствующего вида деятельности. В этом плане выделяются два варианта
организации педагогом целеполагания учащихся: принятие школьником уже
готовых целей, которые ставит перед ним учитель, и формирование опыта
учащихся к самостоятельному целеполаганию.
Таким
образом,
педагогическая
цель
воплощает
двойственный
характер,
присущий
педагогическому
процессу
в
целом,
интегрирующий
деятельность разных субъектов (Н.Я. Коростылева): цели имеют внутренний
источник
(личностный
запрос
ученика
на
содействие
в
его
развитии
и
становлении), с учетом внешнего, в виде социальных ожиданий общества,
учителя, семьи.
Педагогическая
цель
не
только
предполагает
соответствующую
деятельность, но и сама является деятельностью, предполагает воздействие
на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом
процессе.
Отсюда
следует,
что
поставить
педагогическую
цель
означает
определить
те
изменения
в
личности
учащегося,
которых
хочет
достичь
педагог и обеспечить ее достижение. Однако важнейшим условием успеха
педагогического
процесса
является
взаимодействие
поставленных
целей
педагогов и учащихся.
В
рамках
третьего
аспекта
сущности
цели
педагогическую
интерпретацию
получила
взаимосвязь
целей,
мотивов
и
потребностей
в
учебно-познавательной
деятельности
(Е.В. Бондаревская,
Д.Н.
Богоявленская, Н.А. Менчинская А.В. Петровский, Т.П. Ильевич и др.).
По мнению А.В. Петровского, мотив определяется как побуждение к
деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
В
п о д т в е р ж д е н и е
э т о г о
п о л о ж е н и я
Е . В . Бондаревская,
Д.Н. Богоявленская,
Н.А. Менчинская,
исследуя
значение
мотивов
в
формировании
познавательной
деятельности,
утверждают,
что
мотивы
выполняют
побудительную
функцию
и
определяют
уровень
активности
познавательной деятельности человека.
Развивает эту мысль Т.П. Ильевич, отмечая, что возникновение мотивов
и целей обучения зависит от специфических факторов учебной деятельности:
от организации образовательного процесса; от субъективных особенностей
учащихся
(возраст,
пол,
способности,
интеллектуальное
развитие)
и
субъективных
особенностей
педагога
(личностные
особенности,
такт,
культура).
Приведенные рассуждения позволили нам сделать вывод о том, что
активность
личности
всегда
связана
с
потребностями
человека
и
вытекающими
отсюда
мотивами
деятельности.
Поэтому
одними
из
важнейших средств стимуляции интеллектуальной деятельности учащихся
являются
выработка
и
стимуляция
положительной
мотивации
к
учебной
деятельности.
Таким
образом,
в
представленных
педагогических
подходах
цель
трактуется как предвосхищаемый результат деятельности. По отношению к
педагогическому процессу цель существует как идеальное представление об
учебно-познавательной деятельности.
Условием успеха педагогического процесса является взаимодействие
поставленной цели педагогов и учащихся, поэтому цель является не только
идеальным представлением о результате деятельности, но и предстает как
сама деятельность, которая воздействует на процесс формирования личности.
Цель
обучения
выступает
как
запрограммированный
результат,
который
человек
получает
в
процессе
учебной
деятельности.
Ради
достижения
результата ставятся и решаются заранее сформулированные цели.
Список использованной литературы:
1. Бобылева О.А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения
в отечественной дидактике середины 50-х – 80-х гг. XX века: дисс… к.п.н. –
Хабаровск, 2008. – 178 с.
2. Лебедев О.Е. Цели в системе образования как объект и предмет
научного
исследования
/ Смыслы
и
цели
образования:
инновационный
аспект. Сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-
внедренческое предприятие ИНЭК, 2007. – 300 с.
3. Стрикун Н.Г. Педагогический анализ целеполагания современного
российского образования: дисс… к.п.н. – М., 1998. - 163 с.
4. Коростылева
Н.Я.
Педагогическое
целеполагание
в
современной
школе как объект управления: дисс… к.п.н. – СПб., 2002. – 227 с.
5. Ильевич Т.П. Технология проектирования учебных задач в контексте
личностно-ориентированного целеполагания: дисс…к.п.н. – Ростов н/Дону,
2001. – 207 с.