Напоминание

Определение сущности цели обучения как педагогического явления

Авторы: Осипенкова Ирина Владимировна, Гашичев Алексей Владимирович
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Педагогический институт ТОГУ
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Определение сущности цели обучения как педагогического явления







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Цель обучения представляет собой целостную систему ориентиров,

которые определяют основные направления педагогической деятельности,

включающей в себя задачи умственного развития личности, формирование

ее

взглядов

и

убеждений,

задачи

становления

индивидуальности,

что

актуализирует необходимость поиска реальных механизмов для выявления

сущности цели обучения в педагогической науке.

Для определения сущности цели мы обратились к работам, в которых в

разных аспектах рассматривается педагогическая цель и целеобразование в

педагогике (О.А. Бобылева, В.Г. Воронцова, Н.Я. Коростылева, О.Е. Лебедев,

О.Г. Прикот, В.В. Сериков, Н.Г. Стрикун, М.Н. Лебедева и др.).

Согласно

первому

аспекту

сущность

цели

рассматривается

как

структурный

компонент

педагогической

деятельности

вне

ее

связей

с

социально-культурным контекстом. В этом случае цель трактуется, прежде

в с е г о ,

к а к предвосхищаемый

результат, определяющий

характер

педагогической деятельности (О.А. Бобылева, В.Г. Воронцова, О.Е. Лебедев

О.Г. Прикот, В.В. Сериков, Н.Г Стрикун и др.), в нашем случае – обучения

(преподавания).

Трактовка

цели

как

предвосхищение

результата

педагогической

деятельности,

по

мнению

О.А. Бобылевой,

О.Е. Лебедева,

Н.Г. Стрикун

обосновывает

единство

субъективного

и

объективного

компонентов

реализации

цели

в

содержании

и

процессе

образования

и

обучения,

обуславливает качество и результативность профессиональной деятельности.

Педагогические цели, отражающие подход к определению желаемых

результатов с позиций педагогической науки и практики, в одном случае

определяют, какие знания, умения. Во втором случае цели определяют, опыт

какой деятельности должен или может освоить обучающийся.

В первом случае акцент делается на усвоение социального опыта, во

втором – на формировании, развитии индивидуального опыта познавательной

или практической деятельности (О.Е. Лебедев). Таким образом, в дидактике

цель

– предметная

проекция

будущего

(Н.Г. Стрикун).

По

отношению

к

педагогическому процессу цель моделирует будущее, т.е. существует как

идеальное

представление

о

деятельности.

В

таком

своем

значении

цель

определяет

способ

дальнейшей

деятельности

и

выступает

как

модель,

воплощающая педагогическую идею.

Второй

аспект

сущности

цели

соотносит

цель

с

результатом,

что

подчеркивает

ее

телеономичность

и

обогащает

научные

представления

о

процессе достижения цели.

Так,

В.Г. Воронцова,

В.В. Сериков,

О.Г. Прикот

и

др.

считают,

что

измерить

материальное

воплощение

цели

в

результате

в

педагогической

практике

невозможно,

поскольку

учебный

процесс

не

сводится

к

определению и реализации «модели ученика» как планируемого результата.

Поэтому процесс учения, в котором осуществляется нормальное развитие

личности, и есть одновременно его результат. Самым значимым результатом

профессиональной

деятельности

педагога

является

т во рч е с к и

организованный,

образовательный

процесс

(В.Г. Воронцова).

А

педагогическая

система

существует

исключительно

ради

процесса,

а

не

результата (О.Г. Прикот).

Отсюда следует, что основной педагогический смысл понятия «цель»

определяется как результат, который должен быть достигнут, ради которого

ставятся и решаются заранее сформулированные цели.

В

рамках

динамического

подхода

конкретизируется

и

процесс

педагогического целеполагания, в котором принимают участие два субъекта.

По

мнению

И.А.

Володарской,

Н.Я. Коростылевой,

Л.М. Митиной,

Я.С.

Турбовского

и

др.,

целеполагание

сопряжено

с

активностью

ученика

и

учителя,

которая

проявляется

в

осознании

личностью

мотивов

своей

деятельности, умении ставить цель, в осознании самого себя как субъекта

соответствующего вида деятельности. В этом плане выделяются два варианта

организации педагогом целеполагания учащихся: принятие школьником уже

готовых целей, которые ставит перед ним учитель, и формирование опыта

учащихся к самостоятельному целеполаганию.

Таким

образом,

педагогическая

цель

воплощает

двойственный

характер,

присущий

педагогическому

процессу

в

целом,

интегрирующий

деятельность разных субъектов (Н.Я. Коростылева): цели имеют внутренний

источник

(личностный

запрос

ученика

на

содействие

в

его

развитии

и

становлении), с учетом внешнего, в виде социальных ожиданий общества,

учителя, семьи.

Педагогическая

цель

не

только

предполагает

соответствующую

деятельность, но и сама является деятельностью, предполагает воздействие

на процесс формирования личности и соответствующие изменения в этом

процессе.

Отсюда

следует,

что

поставить

педагогическую

цель

означает

определить

те

изменения

в

личности

учащегося,

которых

хочет

достичь

педагог и обеспечить ее достижение. Однако важнейшим условием успеха

педагогического

процесса

является

взаимодействие

поставленных

целей

педагогов и учащихся.

В

рамках

третьего

аспекта

сущности

цели

педагогическую

интерпретацию

получила

взаимосвязь

целей,

мотивов

и

потребностей

в

учебно-познавательной

деятельности

(Е.В. Бондаревская,

Д.Н.

Богоявленская, Н.А. Менчинская А.В. Петровский, Т.П. Ильевич и др.).

По мнению А.В. Петровского, мотив определяется как побуждение к

деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

В

п о д т в е р ж д е н и е

э т о г о

п о л о ж е н и я

Е . В . Бондаревская,

Д.Н. Богоявленская,

Н.А. Менчинская,

исследуя

значение

мотивов

в

формировании

познавательной

деятельности,

утверждают,

что

мотивы

выполняют

побудительную

функцию

и

определяют

уровень

активности

познавательной деятельности человека.

Развивает эту мысль Т.П. Ильевич, отмечая, что возникновение мотивов

и целей обучения зависит от специфических факторов учебной деятельности:

от организации образовательного процесса; от субъективных особенностей

учащихся

(возраст,

пол,

способности,

интеллектуальное

развитие)

и

субъективных

особенностей

педагога

(личностные

особенности,

такт,

культура).

Приведенные рассуждения позволили нам сделать вывод о том, что

активность

личности

всегда

связана

с

потребностями

человека

и

вытекающими

отсюда

мотивами

деятельности.

Поэтому

одними

из

важнейших средств стимуляции интеллектуальной деятельности учащихся

являются

выработка

и

стимуляция

положительной

мотивации

к

учебной

деятельности.

Таким

образом,

в

представленных

педагогических

подходах

цель

трактуется как предвосхищаемый результат деятельности. По отношению к

педагогическому процессу цель существует как идеальное представление об

учебно-познавательной деятельности.

Условием успеха педагогического процесса является взаимодействие

поставленной цели педагогов и учащихся, поэтому цель является не только

идеальным представлением о результате деятельности, но и предстает как

сама деятельность, которая воздействует на процесс формирования личности.

Цель

обучения

выступает

как

запрограммированный

результат,

который

человек

получает

в

процессе

учебной

деятельности.

Ради

достижения

результата ставятся и решаются заранее сформулированные цели.

Список использованной литературы:

1. Бобылева О.А. Развитие идеи целеполагания в построении обучения

в отечественной дидактике середины 50-х – 80-х гг. XX века: дисс… к.п.н. –

Хабаровск, 2008. – 178 с.

2. Лебедев О.Е. Цели в системе образования как объект и предмет

научного

исследования

/ Смыслы

и

цели

образования:

инновационный

аспект. Сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-

внедренческое предприятие ИНЭК, 2007. – 300 с.

3. Стрикун Н.Г. Педагогический анализ целеполагания современного

российского образования: дисс… к.п.н. – М., 1998. - 163 с.

4. Коростылева

Н.Я.

Педагогическое

целеполагание

в

современной

школе как объект управления: дисс… к.п.н. – СПб., 2002. – 227 с.

5. Ильевич Т.П. Технология проектирования учебных задач в контексте

личностно-ориентированного целеполагания: дисс…к.п.н. – Ростов н/Дону,

2001. – 207 с.