"Инновационная форма оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Автор: Горбатенко Жанна Михайловна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР д/с "Аленка"
Населённый пункт: город Абаза, республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационная форма оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад «Аленка»
Инновационная форма
оздоровительной работы
с детьми дошкольного возраста
Горбатенко Жанна Михайловна
Воспитатель
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу
жизни являются первостепенной задачей нашего учреждения. В связи с этим в детском
саду проводится разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья
детей, реализуется комплекс воспитательно - образовательных, оздоровительных и
профилактических мероприятий.
Занимаясь оздоровительной работой с детьми, серьёзное внимание уделяю
анализу исходного состояния их здоровья и физического развития, а также соблюдению
физиологически целесообразного режима дня, созданию системы закаливающих
процедур и условий для достаточной двигательной активности детей.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении нужен
дифференцированный подход, позволяющий обеспечить максимальное развитие
каждого ребенка в соответствии с возможностями, мобилизации активности и
самостоятельности через разные формы. Это утренняя гимнастика, психогимнастика,
подвижные игры, динамические паузы, физкультурные занятия, система
оздоровительных процедур.
Наряду с традиционными использую и нетрадиционные формы, такие как массаж,
фитотерапия, упражнения с элементами йоги.
В 2014 году я начала вводить элементы горизонтального балета (технология Н.Н.
Ефименко) в работу. Завораживающая музыка, плавные и нежные движения…
Ребятишки в восторге!
Горизонтальный пластический балет позволяет отойти от традиционных
физкультурных занятий, объединив положительные черты художественной гимнастики,
балета, аэробики, музыкального занятия. Он оказывает колоссальное положительное
физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя комплексы
горизонтального пластического балета, дети погружаются в особый мир движений,
музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций.
Горизонтально-пластический балет помогает ребёнку развивать гибкость, хорошую
осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространённых
заболеваний позвоночника, как, например, сколиоз, укрепить внутренние органы и
улучшить общее состояние. Упражнения балета укрепляют мышцы, делают их более
эластичными, разрабатывают суставы, делают движения ребёнка красивыми и
пластичными, развивают силу воли, дают возможность узнать многое о себе. Эта
технология позволила детям не только укрепить своё здоровье, но и получить большое
удовольствие от выполнения предложенных упражнений. Мы разучили с детьми такие
комплексы как «Утро», «Волшебное пробуждение», «Здравствуй, солнышко!» и другие.
Исходная стартовая поза: лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслаблено и
спокойно. Завершающей же позой всегда должна быть поза: стоя на коленях,
спина выпрямлена, руки протянуты к солнцу, пальцы выпрямлены и разведены,
т.е. взрослые и дети вместе радуются жизни, солнцу, новому дню, природе.
Все движения плавные, мягкие, пластичные, они словно растягиваются во времени.
Физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, что позволяет
знакомить детей с красивой классической и современной музыкой. Дети движениями
выражают характер музыки, выделяют игровые образы, например, цветы, фонтан,
дельфины, морские водоросли и т.д. Движения должны быть красивыми, изящными,
законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. У детей
развивается чувство ритма.
Комплексы горизонтального пластического балета могут проводиться вместо
комплексов гимнастики пробуждения - как утром, так и после дневного сна. Для
материально - технического обеспечения требуется наличие удобного полового
покрытия. Для музыкального обеспечения балета необходимо иметь музыкальный
центр с набором соответствующей музыки (шум моря, пение птиц и т.д.). Каждая
программа включает в себя: разучивание, повторение с отработкой движений и умением
войти в образ и полное самовыражение под музыкальное и голосовое сопровождение.
Комплексы рассчитаны на детей от 4-х до 7 лет, продолжительностью 20-25 минут.
В работе над пластическим балетом необходимо учитывать 3 ступени сложности
программы:
1. «По подражанию» - самый легкий, простой уровень, когда дети за педагогом
повторяют все его движения.
2. Самостоятельно, но с необходимой помощью педагога отдельным детям.
3. «Полное самовыражение» - заключительный уровень программ
горизонтального пластического балета. Дети выражают своё понимание музыки и
чувство движения.
Все комплексы дают возможность видоизменять их, вносить что-то новое, т.е.
проявлять творчество и инициативу. Все зависит от умения воспитателя погрузиться
в мир эмоций вместе с детьми и радоваться каждый раз тому новому, чего удалось
достичь и познать.
В течение года заполняю листы здоровья и диагностические карты состояния
физического и двигательного развития детей, что позволяет проследить динамику
развития каждого ребёнка, учесть индивидуальные особенности и обеспечить его
психофизическое развитие.
Работа, проводимая в системе, даёт положительные результаты. Дети эмоциональны,
пластичны, умеют легко и красиво двигаться, меньше подвержены простудным
заболеваниям.