Напоминание

"Развитие мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев рук детей с тяжёлой умственной отсталостью"

Автор: Харламова Оксана Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СКОШ г. Нытва
Населённый пункт: Нытва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев рук детей с тяжёлой умственной отсталостью"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев рук на уроках

с детьми с тяжёлой умственной отсталостью.

У

детей

с

тяжелой

умственной

отсталостью

на

уроках

трудовой

деятельности

наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной

умелости.

Дети

не

могут

выполнять

целенаправленные

действия

руками,

испытывают

затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.

Кроме того, у

большинства обучающихся отмечается недостаточность мышечной силы.

По развитие мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев рук на уроках

трудовой деятельности с детьми с тяжёлой умственной отсталостью применяем такие

методы:

Пальчиковая

гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования

движений пальцев рук. Большое внимание уделяется развитию согласованности действий

обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.

1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца.

Выполняется правой, левой и обеими руками.

2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его

поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими

руками.

3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения,

менять положение рук.

4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на

ребро, 3 - ладонь лежит на столе.

5. Пространственная координация движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку

ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения

рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, стихов при

помощи пальцев. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют

развитию речи. В ходе пальчиковых игр обучающиеся, повторяя движения за учителем,

активизируют

моторику

рук.

Тем

самым

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Лепка:

Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики имеет

лепка. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее

становятся движения их пальцев. Для лепки можно использовать пластилин, глину, воск,

соленое

тесто.

Очень

важен

пластилин,

поскольку

его

необходимо

предварительно

разминать. Такая деятельность развивает силу пальцев, умение управлять ими.

Мозаики:

Для

развития

мелкой

моторики и

дифференцированных

движений

пальцев

рук

представляют различные виды мозаичной работы: мозаика, аппликации, коллажи.

Для мозаики можно использовать гальку, камни, крупы, пенопласт, яичную скорлупу, бисер,

бумагу. Работа с этими материалами даст обучающимся дополнительный опыт в обращении

с бытовыми предметами.

Работа

с

ножницами

тренирует

руки,

укрепляет

и

развивает

мелкие

мышцы.

Знакомим с приемами резания бумаги: только кончиками ножниц и всей плоскостью лезвия.

По

ходу

игр

и

занятий

нужно

научить

обучающихся

по

необходимости

поворачивать

изделие и менять угол наклона ножниц.

Рисование:

Развитию

мелкой

моторики

очень

способствует

рисование.

Для

рисования

используем различные трафареты всевозможных животных, птиц, геометрических фигур,

разнообразных лекал с линиями. Хороший эффект дают игры, сопряженные с рисованием.

Упражнения для развития четкости линий, координации движений является дорисовывание

рисунков

по

клеточкам.

Рисовать

и

раскрашивать

желательно

не

красками

или

фломастерами, а цветными карандашами, которые требуют усилия руки.

Трафареты и лекалы

Упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и

глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами обучающийся накладывает его на

лист бумаги и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем снимает с листа

трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки

(штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки

сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять

примерно ширину строчной буквы. На занятиях обучающиеся строят из геометрических

фигур разные предметы, заштриховывают их.

Шнуровка

Игра

способствует

улучшению

координации

движений,

гибкости

кисти

и

раскованности движений.

Берется

большая

карточка,

на

которой

по

краям,

а

также

в

центре

в

определенной

последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При

помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и

т.д.);

г) выполнить обмётку через край;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Развитие чувствительности кончиков пальцев

Для

этого

легким

потряхиванием

расслабляют

всю

руку

обучающегося

и

в

особенности кисть руки. Учитель захватывает руку ребенка ниже запястья и яркой щеткой

осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают

разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое

время.

Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а

яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть яркими и

различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки обучающегося и щетка в момент

соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.

Тактильные

ощущения

развиваются

на

занятиях

по

осязанию

под

зрительным

контролем

предметов

с

шероховатой

поверхностью.

Совершенствование

пальцевого

осязания необходимо для формирования у обучающегося правильного захвата игрушек.

Нестандартное оборудование:

Для координации движений пальцев рук можно использовать игры с нестандартным

оборудованием - прищепками, камешками, бусами, крупами, горошинами, пуговицами. Не

традиционное

использование

предметов

стимулирует

умственную

деятельность,

способствует

хорошему

эмоциональному

настрою,

снижает

психоэмоциональное

напряжение. Главная цель таких игр — переключение внимания, улучшение координации и

мелкой моторики, что напрямую воздействует на развитие умственно отсталых детей.

Прищепками

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Ребристым карандашом

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

Шишками

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сосновая шишка нам колет ладошки.

Мы покатаем шишку немножко.

Мячиком су-джоку

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

Упражнения

для

пальцев

и

кистей

рук

с

использованием

различных

предметов –

уникальное средство для развития мелкой моторики.

Благотворное воздействие на движение

всей

кисти

пальцев

руки

оказывают

игры

с

предметами:

мозаика,

пазлы,

пирамидки,

матрешки, счетные палочки, строительные наборы.

Огромное значение имеют настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино. Во

время игр у обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью развиваются творческие

способности,

воображение,

координация

движений

рук.

С

их

помощью

дети

учатся

ориентироваться

на

плоскости,

закрепляют

знание

основных

геометрических

фигур,

запоминают цифры и буквы.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Зажигина

О.А.

Игры

для

развития

мелкой

моторики

рук

с

использованием

нестандартного оборудования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

2.

Комарова Т.С. Формирование

графических

навыков

у

дошкольников.

М.:

Просвещение, 1980, –152 с.

3.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей

спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. :

Просвещение, 2009.

4.

Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

5.

Савушкина

А.Г.

Развитие

мелкой

моторики

(пальчиковая

гимнастика).

Старшая

группа Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.

6.

Рымчук

Н.

Пальчиковые

игры

и

развитие

мелкой

моторики.

Оригинальные

пальчиковые

игры. Раннее

развитие

малыша. Ростов

н/Д:

Владис:

М.:

РИПОЛ

классик, 2008.

7.

Узорова О. Н. Пальчиковые игры, М., 2006г