"Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Автор: Онищенко Наталья Марковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 98 "Загадка"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Материал для размещения на сайте «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи». Онищенко Наталья Марковна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 98 «Загадка» г.Норильска Пояснительная записка 1
Статья направлена на коррекционную работу с детьми воспитателей групп компенсирующей направленности. Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Этот материал поможет в работе с детьми в данном направлении. Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь 2
проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое. В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить самому. Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. В нашей группе дети имеют общее недоразвитие речи. У детей отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, Это способствует возникновению психологических особенностей. Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, что в свою очередь порождает специфические черты общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности. 3
Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями. Учитывая, что коммуникативные нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи самостоятельно не устраняются, а речевые проблемы способствуют их усугублению и развитию в дальнейшем своей целью считаю компенсировать имеющиеся недостатки у детей и получить такого воспитанника, который мог бы конкурировать среди своих сверстников, свободно общаться, не замыкаясь в своих недостатках. Для обследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи мною была разработана диагностическая карта на основе методики М.А.Поваляева, с помощью которой можно исследовать разные стороны коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А именно: уровень речевого развития (фонематический слух, словарное развитие), личностную сферу ребенка, сформированность коммуникативных навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), уровня развития коммуникативной культуры. Оценка коммуникативных умений проводила с учётом следующих критериев: активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является инициатором общения ); умение слушать и понимать речь; умение строить общение с учётом ситуации; лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми; ясность и последовательность выражения своих мыслей; использование форм речевого этикета. На основании диагностики определила направления коррекционного воздействия, формы и приёмы работы по формированию у детей коммуникативных компетенций. Направления коррекционного воздействия: - развитие неречевых и речевых средств общения; - формирование умения применять средства общения в разнообразных коммуникативных ситуациях; - развитие активности в различных формах общения; - формирование определённых форм, свойств и качеств личности (например, умений следовать правилам поведения). Основные методы, приемы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно использую в своей работе: - коммуникативные игры, - беседы-обсуждения из личного опыта, 4
- разыгрывание и решение “проблемных ситуаций”, - ритмические и интонационные игры со словом, - моделирование и анализ ситуаций, составление пиктограмм, схем высказываний; - чтение и обсуждение художественных произведений, - беседы, сочинение историй; - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. -мимические упражнения, - психологические этюды, - упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера); - игротерапия, - релаксации. В качестве эффективных в этом направлении использую разные виды игр. Так как в игре развивается речь ребёнка, он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре; в игре у ребёнка формируются нравственные нормы. Этическая сторона взаимоотношений отклик на плохое и хорошее. Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и на закрепление, автоматизацию этих умений. Такие игры как «Давайте поздороваемся», «Комплименты», «Клубочек» создают непринужденную обстановку, помогает детям влиться в коллектив, развивает умение выслушивать мнение участников на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Игра «Цветик-семицветик», «Вежливые слова», развивает умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива, развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игры, которые знакомят детей с понятиями «язык жестов», «мимика»: «Я желаю тебе...» (показать при помощи мимики и изобразить графически то , что предлагается детям , например , грустный человек , удивлённый...). Упражнения и игры на развитие мимических движений (поднять брови, опустить, нахмурить брови, улыбнуться, наморщить нос): определи эмоции”, “Мимическая гимнастика”, “Музыка и эмоции»,“Зеркало”,“Передача чувств”, “Сказки наизнанку”, “Добрые – злые”, “Сурдоперевод”, “Немое кино”. Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые воспринимают и понимают её: “Изобрази без предмета”, “Через стекло”, “Подарок другу”, “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”, “Времена года”. Использую упражнения, основанные на моделировании различных проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения. Проблемные ситуации способствуют развитию у детей речевого этикета. Предметом особого 5
внимания были ситуации обращения и привлечения внимания, просьбы, благодарности, извинения, отказа. Дети становятся «корреспондентом» и берут интервью у сверстников на разные темы »; по результатам приобретенных знаний составляют познавательный рассказ и проводят экскурсию для друзей. Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают правила, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься помогают игры «Ручеек», «слепец и повадырь». В процессе коррекционного воздействия использую игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции. Важное средство развития навыков совместной деятельности - сюжетно- ролевая игра. Дети сочиняют сюжеты, обыгрывают их. Такие игры оказывают особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных, нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию, но и снимают мышечное и эмоциональное напряжение. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Релаксация, рисование на песке способствуют снятию эмоционального напряжения, более открытому общению. Использую рисование – как своеобразная графическая речь, помогает общению с помощью знаков, символов, рисунков: “Рисунок”, “Использование символов”, “Незаконченный рисунок”. Использую в качестве наглядных средств мультфильмы. Сначала просмотр осуществляется при выключенном звуке - комментирую действия персонажей и стимулирует детей к их воспроизведению. Затем дети смотрят мультфильм с включенным звуком - акцентирую внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимика, жесты, пантомимика). Использую такой прием, как рассказывание различных стихов, сказок с помощью схем. Игра “Добрые и злые” - учит работать в паре, исследовать противоположные эмоциональные проявления, придумывать диалоги для героев. 6
Развитие навыков общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и дома, в семье. Провожу разъяснительную работу с родителями по формированию коммуникативных навыков у детей. С этой целью организовывались родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, проводится анкетирование родителей (“Как я играю с ребенком дома”), индивидуальные беседы, консультации («Развиваем способности детей», «Развитие творческого воображения и мышления детей», «И тогда он будет говорить» “Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей”; “Правила поведения в процессе общения родителей с детьми”; “Совершенствование собственных умений в общении родителей с детьми”), совместные праздники, выставки, конкурсы; разработала памятки, рекомендации, картотеку “Домашняя игротека”. Благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в нашей группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Дети расслабились, перестали стесняться своей речи, они реализовали свою скрытую потребность в общении, почувствовали удовлетворение от общения. В результате проделанной работы у наших детей сформировался навык свободного общения с взрослыми и детьми: дети не боятся вступать в процесс общения (просьба, приветствие, поздравление и т.д.), они начали ориентироваться в партнёрах при общении (находит темы для разговора со знакомыми и не знакомыми людьми), употребляет в речи слова, знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражают мысли. Наши дети вписываются в детскую среду, являются предпочтительными в общении, имеют успех, проявляя свои способности, попадая в коммуникативные ситуации, самостоятельно организовывает своё поведение, принимает адекватные правила и проявляет волевое усилие, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников. Этому свидетельствуют участие наших детей в мероприятиях детского сада и города: театральная весна, музыкально-спортивное шоу «Хэйро», конкурсы чтецов и т.п. В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы – воспитатели и родители. 7
8