Напоминание

"Современные элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической практике ДОУ"

Автор: Овтина Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 98 "Загадка"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Современные элементы здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической практике ДОУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 «СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ» Валентина Владимировна Овтина МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка» города Норильска, Красноярского края воспитатель 1 категории т. 89048999185 Период дошкольного детства – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте происходит становление функциональных систем организма ребенка, активно развиваются познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь), которые являются важнейшей составной частью его психического развития, а также выступают основой формирования умственных способностей ребенка. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития дошкольника. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В то же время, моя педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. У них отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, а также имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Это отрицательно влияет не только на речевую активность детей, но и приводит к ограничению процесса их свободного общения, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности у дошкольников, препятствует овладению знаниями. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми с использованием целого ряда логопедических технологий, среди которых я хочу выделить здоровьесберегающие технологии. Данные технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей. На фоне комплексной коррекционно-логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
2 Основным направлением здоровьесберегающей деятельности считаю рациональную организацию непосредственной образовательной деятельности в группе, которую провожу в режиме смены динамичных поз, для чего использую мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещении (подиумы, кубы). Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем двигательной активности дополняю проведением дыхательной и игровой гимнастики, некоторыми приемами самомассажа, дифференцированных физкультминуток, пальчиковой гимнастики, а также релаксации. Дыхательная гимнастика, на мой взгляд, занимает важное место в коррекционно-логопедической помощи дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи. Оттого, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Кроме того, без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Чем сильнее выдох, тем выраженнее эффект. В собственной педагогической практике я предлагаю детям следующие упражнения: «Подуй на цветочек», «Подуй на снежинку», «Буря в стакане», когда выдуваемый через соломинку воздух бурлит на дне стакана, также широко использую надувание воздушных шаров и мыльных пузырей. Другим методом, активно используемым мной в коррекционно- логопедической практике, является игровая гимнастика (логоритмика), которая представляет собой комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи, и применяется для усвоения воспитанниками различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Материал в данном случае подаю воспитанникам поэтапно: сначала разучиваются движения, затем текст, потом все вместе. Большая часть работы строится на жестах, движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что в конечном итоге дает детям положительные и радостные эмоции. Раскрепощаются даже самые малоактивные дошкольники, что позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. В целях активизации кровообращения в области губ и языка у детей, стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса данных мышц использую самомассаж.
3 Например, предлагаю детям оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Или сжимать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делать вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Использование приемов самомассажа широко применяю по следующим причинам:  Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.  Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.  Можно использовать без специального медицинского образования. При появлении утомления, снижения работоспособности, потери интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников, снятия у них статического утомления различных мышц. Варианты выполнения физкультминуток детьми могут быть самыми различными: сидя, стоя, в кругу и т.д. Кроме того, в рамках физкультминутки провожу гимнастику для глаз. Она служит для расслабления и снятия зрительного напряжения. Например, упражнение «ЖУК»: В класс к нам жук влетел Зажужжал и запел Ж-Ж-Ж-Ж Вот он вправо полетел- Каждый вправо посмотрел. (указывают рукой направление и прослеживают взглядом). Вот он влево полетел- Каждый влево посмотрел. Жук на нос хочет сесть- Не дадим ему присесть! (Правой и левой рукой попеременно указывается направление движения к носу со стороны) Жук приземлился, (Направления движения вниз и приседания). Зажужжал и закружился: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж (делают вращательные движения руками и встают). В процессе проведения физкультминуток, во время которых движение сочетается со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается
4 поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи. Активизируется имеющийся словарный запас. Систематическое использование пальчиковой гимнастики наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, способствует повышению работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогают снять напряжение. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. В своей практике использую самые разнообразные пальчиковые игры и упражнения: с мелкими предметами, со скороговорками, со стихами; самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»; пальчиковый театр и др. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий провожу мышечную релаксацию. Упражнения для релаксации способствуют также расслаблению и снятию напряжения. Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста. Я стараюсь так построить наше взаимодействие с воспитанниками, чтобы они сами захотели заниматься, не принуждая их, а стремлюсь заинтересовать, увлечь и при этом не навредить психологическому и физическому состоянию. И в этом мне помогает игра. Ведь не секрет, что именно игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. В своей деятельности я использую игры, способствующие успокоению и организации детей, преодолению замкнутости, неуверенности, игры на расслабление мышц лица, освобождение от мышечных зажимов, требующие общения и взаимодействия детей и взрослого:  игры, включающие в себя различные виды логопедической гимнастики: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую, мимическую;  речевые игры (подвижные игры с речевым содержанием; игры – хороводы; игры – драматизации; дидактические, словесные игры; игры с использованием физкультурного оборудования);  игры на формирование и развитие слухового и речевого внимания, фонематического восприятия;  игровые упражнения на формирование правил сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня; есть продукты, полезные для здоровья; соблюдать гигиенические правила; соблюдать гигиену одежды и обуви. Практика показывает, что в игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать
5 происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Для успешной реализации всех перечисленных здоровьесберегающих технологий стремлюсь соблюдать следующие условия:  выстраивать коррекционно-развивающую работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;  обеспечивать рационально организованный двигательный режим;  создавать благоприятный эмоционально-психологический климат;  обеспечивать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. В заключении хочу обратить ваше внимание, что позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на создание целостной здоровьесберегающей среды и отвечающую единству целей и задач. Именно системное и последовательное использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической практике, преемственность в деятельности всех специалистов дошкольного учреждения способствуют повышению эффективности работы по сохранению и поддержанию здоровья детей, имеющих речевые нарушения. Что касается моей педагогической практики, применение элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической деятельности позволяет мне организовать здоровьесберегающую среду с учетом интересов ребенка, поддерживать его активность, самостоятельность, инициативность, в конечном итоге – повысить эффективность коррекционной работы. Как результат: дети нашей группы вписываются в детскую среду, являются предпочтительными в общении, имеют успех в кругу сверстников. Кроме того, в группе наблюдается снижение уровня заболеваемости детей за последние три года в среднем на 11 % и соответственно повышение процента посещаемости.
6 Список литературы 1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 156 с. 3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. 4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 64 с. 5. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 159 с. 6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: Методические рекомендации для воспитателей. – М., 1992. – 60 с. 7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2004. – 176 с. 8. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с. 9. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с. 10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2002. – 44 с. 11.Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007. – №2. – С.65-68. 12.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Аст, Астрель, 2002. – 94 с.