Напоминание

"Армия – отличная школа жизни…"

Автор: Матвеева Елена Владимировна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Покров, Петушинского района, Владимирской области
Наименование материала: социальный проект
Тема: "Армия – отличная школа жизни…"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Покров»

Петушинского района Владимирской области

«Армия – отличная школа жизни…»
(социальный проект)




Выполнили:


ученики 5-11 классов МБОУ СОШ №1 г. Покров


Руководитель:

Матвеева Елена Владимировна, учитель ОБЖ
2015 год г. Покров

Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………3 2. Механизмы реализации проекта ………………………………………….4 3. Ожидаемые результаты проекта…………………………………………..4 4. Взгляды современной молодежи на службу в армии и пути решения этой проблемы………....……………………………………………………..5 5. Пути реализации проекта………………………………..………………….8 6. Заключение………………………………………………………………..…21 7. Приложения..……………………………………………………….……….22 8. Список использованной литературы………………………………..…….35 2

1.

Введение:

Актуальность:


Армия (франц.) - государственное сухопутное войско; военная рать, воинство, сила. Армия во все времена была, есть и будет одним из главных социальных институтов российского общества. В советское время было очень почётно служить в вооружённых силах, а на того, кому туда по какой-либо причине не получалось пойти, смотрели с осуждением. Теперь же перспектива быть солдатом Российской армии не вызывает никакого восторга у наших юношей. Нежелание молодежи служить в армии, к сожалению, становится нормой современности. Отношение к армии изменилось не сегодня. Изменившееся отношение к армии является частью изменившегося общества.
Цель:
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи:

1.
Воспитывать чувство верности своему Отечеству через формирование активной гражданской позиции.
2.
Привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам современного общества.
3.
Сформировать психологическую и интеллектуальную готовность учащихся к профессиональному и личностному самоопределению. 3

2. Механизмы реализации проекта:
1.Изучение и подбор нормативных документов, знакомство с Федеральными законами в области подготовки граждан к военной службе на уроках обществознания и ОБЖ (март 2014 г. по март 2015 г.). 2.Изучение результативности работы школы по военно – патриотическому воспитанию учащихся (апрель 2014 г. по март 2015 г.). 3.Проведение социологического опроса учащихся 9-11 классов «Отношение к службе в армии» (март 2014 г.). 4.Участие в районном Дне призывника (24 апреля 2014 г.). 5. Экскурсия в воинскую часть н.п. Костино 23449 с целью ознакомления с условиями жизни и быта военнослужащих (май 2014 года). 6. Мероприятие по открытию мемориальных досок в память о выпускниках нашей школы, погибших при военных действиях в Чеченской республике (7 мая 2014 года). 7. Встреча с выпускником 2008 г. МБОУ СОШ №1 г. Покров Дериченко Никитой (октябрь 2014 год). 8. Конкурс детских рисунков на тему: «В армии служить почетно» (ноябрь 2014 г.). 9. Сбор материала для создания книги «В армии служить почетно» с последующим ее выпуском (ноябрь 2014 г.). 9.Организация и проведение акции «Посылка и письмо солдату» (декабрь 2014 г. - январь 2015 г.). 10.Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню Защитника Отечества, подготовленного учащимися школы для военнослужащих (февраль 2015 год). 11. Создание групп в социальных сетях: - «В Контакте» под названием «Престиж службы в армии», - «Одноклассники» под названием «В армии служить почётно» (февраль 2015 г.). 12.Сравнительный анализ социологических опросов учащихся 9-11 классов (март 2015).
3.Ожидаемые результаты проекта:
4
Результативность реализации проекта измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества
4.

Взгляды современной молодежи на службу в армии
5

и пути решения этой проблемы:
В наше время одним из актуальных вопросов в жизни молодого поколения является: «Зачем служить в армии и зачем армия вообще нужна? Чтобы найти чёткий ответ на этот вопрос, мы решили провести исследование, которое поможет нам понять, что же изменилось с тех пор, когда наши предки ценой своих жизней защищали нашу Родину и не думали какую бы причину им найти, чтобы не служить. Ответы на эти вопросы очевидны. Россия - независимое государство, значит, ее задача — защищать права и свободы тех граждан, которые в ней живут. Добиться такого результата мы можем только при наличии сильной армии, которую будет бояться враг. Иначе ее могут завоевать другие страны и это мы наблюдаем по ситуации в Украине. Любой здоровый мужчина нашей страны должен быть готов в любой момент встать на защиту своей Родины. Для чего мне нужна служба в армии? Этот вопрос задают себе огромное количество призывников в наше время. Очень неприятно бывает услышать: служить мне незачем, я никому ничего не должен. При этом почти никто не вспоминает о законе. В нашем государстве издано много законов, регулирующих службу в армии: они осуществляют правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. Нарушение этого закона может в будущем обернуться серьёзными неприятностями. При отсутствии военного билета юноши не имеют возможности устроиться на хорошую работу, не могут получить загранпаспорт. Даже путешествовать по России будет затруднительно: в любой момент уклониста могут арестовать. Жить в постоянном страхе придётся долго. То есть, 6
уклонившийся от армии человек автоматически превращается в изгоя на многие годы, он не только будет испытывать негатив и презрение от людей, но и преследоваться законом. А те юноши, которые с гордостью и мужеством отслужили в рядах ВС РФ, становятся полноценными, уважаемыми гражданами нашей страны, не имеют никаких жизненных преград. Служба в рядах вооруженных сил повлияет на него положительно - за время службы он приобретает отличную физическую форму, спортивную фигуру и обучится нескольким профессиям, которые в дальнейшем могут ему быть полезными. К сожалению, по мнению наших призывников, в службе в армии есть и негативные моменты, из-за которых наша современная молодёжь не спешит служить: Во-первых - «армия – это зря потраченное время», так говорят юноши. Конечно, гораздо проще прожить этот год с друзьями, родителями, развлекаясь и веселясь, чем в казарме, подчиняясь строгому распорядку и дисциплине. Конечно, это довод для молодых ученых, людей, увлеченных своим хобби или учебой, делающих карьеру, а вот для большинства это просто фраза, позволяющая прикрыть свою лень. Отслужившие в армии считают, что тот, кто мог бы провести эти годы с пользой на гражданке, тот проведет их с пользой и в армии. А многим было бы полезнее как раз попасть в армию, получить хороший опыт социального взаимодействия, специальность, определиться с взглядами на жизнь. Во-вторых - дедовщина и ее последствия. Есть, к сожалению, немало негативных примеров, которые в целом создают отрицательный образ армии. На самом деле, иерархия (и не только в армии) подразумевает не оскорбление, а подчинение. Причина дедовщины не в самой армии, а в засилье аморальных форм поведения и ложных ценностей, которые доминируют в нашем обществе. Дедовщина в некоторых войсковых частях, к сожалению, сопровождается унижением человеческого достоинства и физическим насилием. Проявления дедовщины могут быть очень разными. В большинстве случаях она не связана 7
с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют работы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. Все что выходит за рамки уставных отношений наказывается и в среде военнослужащих. Все-таки в большинстве частей стараются создавать нормальные условия для прохождения военной службы. В третьих - это чрезвычайно низкий престиж военной службы, скажем так: «Просто, не хотят служить», современное молодое поколение не приучено к высоким физическим и эмоциональным нагрузкам, а также стремится избежать жёсткой дисциплины. Армия без дисциплины - не армия, поэтому у граждан, проходящих службу, серьёзно урезаются права и свободы. И куда бы юноша ни попал служить, легко там не будет. Исходя из этого, у нас появилось желание, исследовать данный вопрос, Почему молодежь так считает? В настоящее время необходимо выходить на решение этих задач в общенациональном масштабе, привлекая государственные институты, ведомства, заинтересованные в этой работе общественные организации и средства массовой информации. Пришло время рассматривать в качестве одной из приоритетных проблем национальной безопасности формирование моральной и психологической готовности молодежи к защите Отечества, привитие качеств гражданина и патриота. Это лишь несколько направлений, по которым следовало бы двигаться, чтобы постараться уже в ближайшее время радикально исправить положение дел с отношением молодежи к военной службе. Ведь большинство военнослужащих в Вооруженных силах - молодые люди в возрасте до 30-ти лет и общество должно сделать все, чтобы оружие находилось в руках у воина-патриота, воина- гражданина, которому можно было бы доверять. Для повышения престижа армии в современном обществе необходимо объединение усилий органов государственного управления и общественных институтов.
5.

Пути реализации проекта:
8


На одном из уроков ОБЖ наш учитель рассказал нам о выпускнике школы, который недавно прошел службу в рядах Вооруженных сил РФ. Этот рассказ заставил нас задуматься над вопросом службы в армии. В дальнейшей дискуссии по данному вопросу наши мнения разделились. Собрав группу единомышленников из учеников 10 класса, мы решили изучить данную проблему – почему молодежь уклоняется от службы в армии и доказать молодежи, чья точка зрения отлична от нашей, что служба в армии это конституционная обязанность гражданина нашей страны. Разделившись на группы, мы приступили к реализации проекта:
1.Изучение и подбор нормативных документов, знакомство с

Федеральными законами в области подготовки граждан к военной

службе на уроках обществознания и ОБЖ (март 2014 г. по март 2015 г.):

1.

Конституция Российской Федерации.
Рассмотрим этот вопрос со стороны закона. Первым источником, который мы изучим, будет Конституция Российской Федерации. Статья 59: 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
2.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от

11.11.2003 N 141-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по 9
защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
3.Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от

25.07.2002 N 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
В этих федеральных законах чётко отражены правовые аспекты службы в армии, которые перерабатываются и совершенствуются в интересах наших призывников. К примеру, с сентября 2015 года у россиян призывного возраста появится выбор - идти на год в казарму или получить армейскую специальность в вузе и быть зачисленным в мобилизационный резерв. Тех, кто выберет второй вариант, ждут 450 часов теоретической подготовки на военной кафедре вуза, в военно-учебном центре или воинской части, а также три месяца практики в армейских лагерях. Все это время зачтут за срочную службу, каждый из студентов затем получит военный билет солдата или сержанта запаса, пишет "Российская газета".
4.

Уголовный Кодекс Российской Федерации
: Осуществили подборку наиболее важных документов по запросу Уклонение от службы в армии (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. 1.Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) 2.Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на 10
срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ).
2.Изучение результативности работы школы по военно –

патриотическому воспитанию учащихся (апрель 2014 г. по март 2015 г.).

Районная военно – спортивная игра «Зарница»:
Результаты участия команды нашей школы: - 2010 г – 1 место - 2011 г. – 2 место - 2012 г. – 1 место - 2013 г. – 3 место - 2014 г. – 3 место
Учебные сборы:

Учебный

год

Количество

юношей 10

классов,

прошедших

учебные сборы

Результаты

2009 -

2010
18 человек - Мартыненко Всеволод (10б) - Кимаев Стас (10а) - Неверовский Иван (10а)
2010 - 2011
15 человек - Крюков К.(10б) - 2 место - разборка АК 1 место - бег 100 м 1 место - прыжки в длину с места - Базаров Е.(10а) - 3 место - бег 100м - Бектимиров Т. (10б) - 3 место -подтягивание 2 место - прыжки в длину с места 1 место - метание гранаты - Кобызев К.(10б) - 3 место - прыжки в длину с места - Афонин А.(10а) - лучший командир отделения
2011 - 2012
12 человек - 11

Учебный

год

Количество

юношей 10

классов,

прошедших

учебные сборы

Результаты

2012 -

2013
16 человек - Пахомов О.(10а) - 2 место - бег 100м - Сорокин М. (10б) - 2 место - бег 100м
2013 –

2014
16 человек -Кузнецов А. (10а) – 2 место в прыжках в длину с места - Аракелян С. – 3 место - подтягивание на перекладине - Разумовский С. – 3 место подтягивание на перекладине и 2 место в метании гранаты - Беспалов Р. – 1 место – подтягивание на перекладине
2014-2015
14 человек - Авдеев М. - 3 место подтягивание на перекладине - Пименов Д. - 2 место метание гранаты
3.Проведение социологического опроса учащихся 9-11 классов

«Отношение к службе в армии»

(март 2014 г.):
В ходе проведения наших исследований, мы провели социологический опрос юношей 9 - 11 классов, которые высказали своё мнение по вопросу службы в армии. В опросе приняли участие 78 человек: Значительная часть молодых людей не имеет желания служить в армии
(нет – 65%, да – 35%);
Основными причинами отсутствия желания служить в армии являются
(дедовщина – 38%, длительность -12%, учёба – 24%, состояние

здоровья – 20%, физическая подготовка – 6%).
Чем привлекает ребят служба в армии
(повысить уровень

физической подготовки – 47%; проверить себя - 29%; только 24% -

считают, что это долг перед Родиной).
На вопрос: как вы считаете, армия престижна? Ответили:
да – 35%,

нет – 60%, и не ничего не ответили – 5%.
12
На вопрос: Если армия не престижна, то надо ли поднимать её престиж? Ответили –
да – 75%, нет – 15%, не ответили – 10%.
Что такое альтернативная служба?
Да – 60%, нет – 40%.
На какую службу предпочли бы пойти вы?
Служба по призыву – 60%,

альтернативная – 40%.
По результатам предварительного опроса было выявлено, что не хотят или не готовы служить в армии больше половины опрошенных ребят (65%) по моральным и психологическим проблемам, ввиду этого мы делаем выводы, что необходимо работать над формированием гражданской позиции современной молодежи.
4.Участие в районном Дне призывника (24 апреля 2014 г.):
Согласно плана районных мероприятий два раза в год юноши 10 классов принимают участие в Дне призывника. 24 апреля 2014 год на базе нашей школы был проведён районный День призывника, в котором принимали участие учащиеся 10 классов нашей школы, МБОУ СОШ №2 г. Покров и МБОУ Вольгинская СОШ. Для проведения данного мероприятия был приглашён Фомин Евгений Владимирович, майор запаса, председатель ассоциации «Ветераны боевых действий ВВ МВД РФ». Мероприятие проводилось в несколько этапов: 1. Просмотр видео фильма «Учреждения высшего профессионального образования МЧС России». 2.Беседа об особенностях военной службы. 3.Практические занятия по строевой подготовке, сборке-разборке АК, ознакомление с обмундированием военнослужащих. 4.Подведение итогов Дня призывника у Поклонного креста с приглашением протоиерея отца Леонида, настоятеля Свято-Покровского Храма, и депутата Петушинского Совета народных депутатов Ющенко В.И.
5. Экскурсия в воинскую часть н.п. Костино 23449 с целью ознакомления с

условиями жизни и быта военнослужащих (май 2014 года):
13

6.

Встреча с выпускником 2008 г. МБОУ СОШ №1 г. Покров Дериченко

Никитой (октябрь 2014 год):
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма» (Н.Г.Чернышевский) В ходе нашего исследования мы решили выяснить, есть ли среди учеников нашей школы отважные ребята, которые без страха отправились служить в вооруженные силы Российской Федерации. Мы обратились к руководству школы и узнали, что в стенах нашей школы много таких героев, которые служат или служили в разных городах России, вдали от своих родных. Про одного из них, мы хотим Вам рассказать. Этот юноша, Дериченко Никита - выпускник нашей школы, 2008 года. Мы организовали с ним встречу и спросили его мнение по поводу службы в армии. Он с большим удовольствием высказал свою точку зрения, и поддержал нашу позицию. Из рассказа Никиты, мы можем сделать выводы, что в военной службе есть и положительные моменты, главное быть человеком и иметь цель в жизни. Мы видим юношу, которого воспитала наша школа и наши учителя, она привила ему чувство патриотизма, ответственности за свою семью, своих близких и свою Родину. Ученики 9 и 11 классов очень внимательно слушали его рассказ и делились с ним своим мнением, которое, по их словам, изменилось после встречи с ним в положительную сторону.
(Приложение №2).

7.

Конкурс детских рисунков на тему: «В армии служить почетно»

(ноябрь 2014 г.):
В конкурсе принимали участие ученики с 5 по 11 классы. Была организована выставка рисунков. Лучшие работы будут напечатаны в книге «В армии служить почетно».
8.

Сбор материала для создания книги «В армии служить почетно» с

последующим ее выпуском (ноябрь 2014 г.).
14


(работа по созданию книги будет продолжена)
9.Организация и проведение акции «Посылка и письмо солдату»

(декабрь 2014 г. - январь 2015 г.).
В ходе работы над проектом мы провели очень полезное и важное мероприятие - общешкольную Акцию - «Посылка и письмо солдату». В нашей акции приняли участие дети, родители и педагоги школы. Ребята нарисовали замечательные рисунки на тему «Армия» и написали интереснейшие письма, адресованные солдатам, читая которые, мы могли увидеть их заинтересованность в службе в армии уже сейчас. Их родители помогли подготовить и подобрать подарок для военнослужащих. Нами было собрано 53 письма, в которых ученики задавали вопросы военнослужащим о службе, кто-то нарисовал и подписал открытки, кто-то постарался и сочинил стихотворение. Мы собрали 4 больших посылки, в которые ребята положили самые различные подарки, начиная от продуктов питания, сладостей до канцелярских принадлежностей и различных нужных, в солдатской жизни, вещей. (
Приложение №3
).
10.Организация и проведение праздничного концерта, посвященного Дню

Защитника Отечества, подготовленного учащимися школы для

военнослужащих

(февраль 2015 год):
В связи с тем, что в феврале, мы отмечаем, такой важный в жизни солдата праздник, мы предложили руководству в/ч Костино провести праздничный концерт, организованный силами учеников и педагогов нашей школы - на что был получен положительный ответ. Наша школа разработала сценарий, в котором принимало участие 65 учащихся с 3 по 11 классы, мы отправили его на утверждение представителям воинской части. После чего, мы официально были приглашены на их торжественное мероприятие, посвященное празднованию «23 февраля». 20 февраля 2015 года, в 13.00, за артистами были отправлены два военных автобуса, которые ожидали их около здания школы. Мероприятие получилось 15
очень долгим и интересным, наши артисты очень постарались, были рады, что им выпала такая честь выступить перед настоящими Защитниками нашего Отечества. Учащиеся исполняли песни, танцевали, рассказывали стихи, показывали литературные и спортивные композиции. Военнослужащие, их семьи и руководители части, были довольны посмотреть концерт и выразили нам свою благодарность. Когда ребята нашего младшего хора исполняли песню «Служить России», весь зал им подпевал! Мы в торжественной обстановке вручили солдатам наши подарки и счастливые поехали домой. В душе понимая, что мы постарались и сделали одно большое и доброе дело. Этим мероприятием, в котором поучаствовало так много людей, Наша школа может ГОРДИТЬСЯ! Мы проводим огромную воспитательную работу со школьниками различного возраста, показываем и рассказываем им, какая она, эта жизнь, по ту сторону армейской службы. (
Приложение №4
)
11. Создание групп в социальных сетях:

- «В Контакте» под названием «Престиж службы в армии»,

- «Одноклассники» под названием «В армии служить почётно»

(январь 2015 г.):
В ходе исследования мы создали социальные группы в сети Интернет: «В Контакте»: группа «Престиж службы в армии» и «Одноклассники»: группа «В армии служить почётно», где в данный момент проводится опрос на тему «Взгляды современной молодёжи на службу в армии». Участником опроса является любой желающий, вступивший в группу. В данных группах объявлен конкурс на лучший рисунок по данной теме. Если сравнить активность работы групп, то мы наблюдаем, что до начала проведения мероприятий по проекту, желающих вступить в данную группу не было, но после проведения нами грандиозной и важной работы, число желающих сравнительно возросло, у нас получилось заинтересовать школьников.
12.Сравнительный анализ социологических опросов учащихся 9-11

классов (март 2015):
16
Мы провели повторный социологический опрос юношей 9 -11 классов, которые участвовали в первом опросе и тех, кто изъявил желание поучаствовать в нем после проведенных мероприятий. Всего в опросе приняло участие 96 человек. Значительная часть молодых людей не имеет желания служить в армии
(нет – 22%, да – 78%);
Основными причинами отсутствия желания служить в армии являются
(дедовщина – 11%, длительность -10%, учёба – 54%, состояние

здоровья – 4%, физическая подготовка – 21%).
Чем привлекает ребят служба в армии
(повысить уровень

физической подготовки – 52%; проверить себя - 24%; только 24% -

считают, что это долг перед Родиной).
На вопрос: как вы считаете, армия престижна? Ответили:
да – 75%,

нет – 25%, и не ничего не ответили – 0%.
На вопрос: Если армия не престижна, то надо ли поднимать её престиж? Ответили –
да – 90%, нет – 10%, не ответили – 0%.
Что такое альтернативная служба?
Да – 100%, нет – 0%.
На какую службу предпочли бы пойти вы?
Служба по призыву – 89%,

альтернативная – 11%.
По результатам повторного опроса мы сделали вывод о том, что наша работа дала положительные результаты.
13.Мероприятие по открытию мемориальных досок в память о

выпускниках нашей школы, погибших при военных действиях в

Чеченской республике

(7 мая 2014 года):
Служба в армии имеет свое продолжение… В нашей неспокойной жизни очень много печальных примеров, когда погибают молодые ребята, которые честно и мужественно исполняют свой долг перед Отечеством. В 7 мая 2014 года, накануне Дня победы в Великой 17
отечественной войне, МБОУ СОШ №1 г. Покров, провела торжественное мероприятие по открытию мемориальных досок в память о солдатах, погибших при боевых действиях, на войне в Чеченской республике, которые были выпускниками нашей школы и трагически погибли, защищая нашу Родину (Газета «Без границ» 14(28) от 14.05.2014 года). Мемориальные доски посвящены трём её выпускникам: Евгению Юрьевичу Воронецкому, Владиславу Валерьевичу Широкову и Сергею Александровичу Шмыглёву. Эти ребята все трое посмертно награждены орденом «Мужества». Присутствие на этом мероприятии, заставило многих задать себе вопрос: «Чем виноваты те мамы, дети, которых погибли, тем, что они правильно воспитали своих детей? Ведь они совсем молоденькие мальчишки, только окончившие школу, бесстрашно шли под пули врага, не задумываясь, о том, что завтра их может уже не быть. Я бы до земли поклонилась этим Матерям, которые испытали столько горя, но воспитали для России настоящих героев. Эта потеря, которую невозможно восполнить. До сих пор не могу, забыть тот момент, когда у учеников нашей школы наворачивались слёзы, а из их сердец как бы исходило: «Спасибо Тебе, солдат! За мою жизнь и за жизнь моих близких…» В этот момент меня посетили мысли, нужно сделать так, чтобы отбор на военную службу был справедливым, таким образом, в наших частях будет больше солдат и больше силы, больше шансов выжить нашим солдатикам, а образование, оно никуда не уйдёт. Ряды российской армии редеют и это нужно исправлять. Нужно воспитывать в ребятах чувства патриотизма, смелость, мужество и чувство собственного достоинства!!!! Наша школа активно занимается патриотическим воспитанием, своих учеников. Для себя, я вижу огромные плюсы, так как у меня появляется свой взгляд по данному вопросу, а самое главное хочется отдать долг, своими добрыми делами, тем людям, которые охраняют мой покой и покой моей семьи, которые дают нам возможность жить…Я бы никогда ничего не пожалел для русского солдата! Конечно же, это было бы каплей в море, так как он делает для меня намного больше, но всё же… 18
Не случайно, что это событие совпало с великим праздником Победы. Ведь память о погибших солдатах любой эпохи, будет жить всегда. Мы должны помнить тех людей, которых, к глубокому сожалению, с нами уже нет, возлагать им цветы на памятные даты, как можно больше рассказывать о них подрастающему поколению, делать так, чтобы память о них, о их мужестве и подвигах не умирала никогда. 23 февраля 2015 года, ученики и учителя МБОУ СОШ №1 г. Покров, возложили цветы к мемориальным доскам, настоящим героям нашей школы, отдавшим свои жизни за нашу жизнь. Подвиг этих ребят навсегда останется в наших сердцах, как пример настоящего бойца российской армии. Мой ученик пришел с войны… Как странно это слышать было, Пока сама не ощутила: Мой… ученик… пришел… с войны! Он был когда-то озорной И в знаньях не блистал особо, Но года два он огневой Дорогой шел и видел много… Не просто видел – пережил, Поэтому при встрече в школе Он всех ребят взрослее был, 19
Мудрее и серьезней, что ли… Все говорили – он молчал, Как будто бы чего стеснялся, А после первой тост поднял За тех, кто там еще остался, За друга, что погиб в бою, За то, что память сохранится, И бывший класс был как в строю, Ему не мог не подчиниться. Как будто он еще там был, Как будто я его моложе… Он жизнь одну уже прожил И вдвое стал мудрей и строже… И среди полной тишины Бокал с вином он поднимает… Мой ученик пришел с войны – 20
Он цену жизни уже знает!
(Минеева С.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г. Покров)

6. Заключение
Работа над нашим проектом будет продолжаться и в дальнейшем. Мы постарались создать условия для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности наших учеников, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. 21

7. Приложения:

Приложение №1.
Социологический опрос (анкета) учащихся МБОУ СОШ №1 города Покров «Твоё отношение к военной службе?» 1. Класс ____, принимавший участие в социологическом опросе . 2. Известно ли тебе, что-нибудь о службе в армии? А) Да Б) Нет 3. Хотелось бы Тебе получать больше информации по вопросам службы в армии? 4. Хотелось бы Тебе служить в армии? 5. Назовите причины нежелания служить в армии? 6. Каковы причины, по которым бы вы хотели служить в армии? 7. Как вы считаете, армия престижна в наше время? 8. Если армия не престижна, то надо ли поднимать её престиж? 22
9. Знаете ли вы, что такое альтернативная служба? 10. Какую службу вы бы предпочли? 11. С какими проблемами на Ваш взгляд, в наше время приходится сталкиваться при прохождении службы в рядах Российской Армии? 12. Ваши предложения по решению проблем в Вооружённых силах Российской Федерации? 13.Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
Приложение № 2.



Встреча с выпускником нашей школы, отслужившем в армии в

Преображенском полку г. Москвы.
« ......Каждый юноша должен служить в армии. Это мое мнение! Армия делает из юноши настоящего мужчину: сильного, смелого, уверенного в себе, настоящего защитника, в первую очередь, своей семьи и, конечно, Родины!!! Вот и мой час пробил! Повестка! Военкомат!.... Прибыли на комиссию во Владимир. Стали распределять, кто куда поедет служить. Был жесткий отбор: чтобы не был судим, не привлекался, не пил, не курил, был физически здоров, занимался спортом,...... и никаких татуировок!!! И я попал в 154 комендантский полк г. Москвы (сейчас это Преображенский полк) в роту почетного караула. Служить в таком полку - очень почетно! Даже суровые будни не были помехой. Каждый день физическая подготовка, тренировки на плацу в любую погоду, подготовка парадной одежды - внешний вид должен быть безупречен. Рота Почетного караула участвует в таких мероприятиях, как сопровождение Президента и других высокопоставленных лиц, встреча иностранных гостей, возложение венков и т.д. А самым значимым событием для меня было участие в Параде Победы 9 мая. За хорошую службу награжден краткосрочными отпусками и грамотой руководства части. 23
Служить, конечно, нелегко, но через это должен пройти каждый мужчина!!!»
Никита Дериченко,

выпускник 2008 год, МБОУ СОШ №1 г. Покров

Приложение №4

СЦЕНАРИЙ
КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте! В предверии такого замечательного праздника – 23 февраля Вас поздравляют учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Покров» Петушинского района, Владимирской области. Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник – День защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин. А мужчины по праву считаются защитниками нашей Родины, нашего Отечества. Это также день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу. Служить в армии почетное право и обязанность каждого мужчины. Он либо был, либо есть, либо будет воином. Мы поздравляем Вас, дорогие воины, и начинаем наш праздничный концерт. Встречайте вокальную группу «Гармония»! Руководитель – Ляшенко Елена Анатольевна. 24
1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«Кто если не мы»
Долгие века наша Родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света. Сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро – монгольская орда, потом с запада тяжелой стеной шли рыцари – крестоносцы. Мчались на Москву поляки и литовцы, и всегда шел защищать свою землю простой солдат. В отечественной войне 1812 года проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему «застрял» под Москвой непобедимый Наполеон, а в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ от мала до велика встал на защиту Родины.
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«СОРОКОВЫЕ – РОКОВЫЕ»
День нашей армии сегодня Сильней ее на свете нет! Привет, защитникам народа, Российской армии, привет! Нам не страшны любые непогоды Есть у страны надежный щит – На страже мира, счастья и свободы, Солдат Российской армии стоит.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«АХ, ЭТИ ТУЧИ В ГОЛУБОМ…»
В мужской замечательный праздник, В день силы и славы страны Желаем Вам крепкого счастья, Здоровья, а также любви! 25
2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: И ясной дороги желаем, Пусть будет удача всегда! Сегодня мы Вас поздравляем Ведь Вами гордится страна. Вас приветствуют Праводелова Анастасия, Тимощук Руслана и Каунина Алина. Встречайте!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«Мы вместе»
Примите подарок от театра танца «Вдохновение» (руководитель Муханова Светлана Николаевна)
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР

«ВАЛЬС»
Велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми отважными, умными, сильными духом. Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую. Ведь на защиту родной земли вставали сильные и мужественные воины. Вас приветствуют победители районных Президентских состязаний. Встречайте их бурными аплодисментами!
СПОРТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Холодные ветра шумят натужено, А в теплых окнах светят огоньки. Солдат в строю. Всегда он там, где нужен, 26
1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: Будь это степи, горы иль пески. Солдат на марше. Родине присяга В его душе незыблемо живет, Как вечный свет единственного стяга, Ведущего вперед, всегда вперед. Солдат в делах. Пускай не сахар служба. Превыше прочих чувств – Отчизне долг, К тому же в трудный час мужская дружба Поможет и на выручку придет. Солдат в учебе. Все постигнуть надо. Чтоб защищать страну, коль грянет гром, И для него заветная награда – Быть первым в деле боевом! Служи, солдат! Ты сын земли родимой, И, верность клятве воинской храня, Храни вот также – верно, нерушимо Покой земли, и маму, и меня!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Кошелева Мария «За дальнею околицей»
Мы поздравляем Вас тепло С днем армии и флота, Пусть будет радость от того, Что помнит, чтит и любит кто – то. И пусть улыбка промелькнет, И пусть разгладятся морщины, И пусть весна в душе поет, Ведь это праздник Ваш, мужчины. Февраль, последний шаг зимы, Она к концу стремится, Но продолжает сердце пусть Как в молодости биться! Вас приветствует выпускница 2014 года нашей школы Матвеева Валерия! Встречайте! 27
1 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«Младший лейтенант»

Матвеева Валерия
Вас приветствуют старшеклассники нашей школы, рок- группа «Виктория»! Встречайте!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

Рок – группа «Виктория»
А мы продолжаем наши поздравления и вновь на сцене Першикова Елизавета и Пышкин Сергей. Встречайте!
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР

«САМБО»
Поздравляем с Днем защитника Отечества, И желаем сильной половине человечества: Счастья и здоровья бесконечного, Жизни абсолютно обеспеченной! Много радости и только лишь добра, И любая пусть сбывается мечта!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«ХУТОРЯНКА» ОСИПОВА ЕКАТЕРИНА
О тех, кто пал в боях – давайте помолчим, Не стоит попусту тревожить павших души, Чтоб ненароком вечный сон их не нарушить, Мы их минутой памяти почтим. Защитники Отечества, отцы, А для кого-то прадеды и деды Все, что могли отдали для победы И в землю спать легли уставшие бойцы. 28
1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: 2 ведущий: 1 ведущий: В день воинов отважных – 23 февраля Мы поздравлять своих героев будем, Но и о тех, погибших, не забудем, Хвала живущим! Пухом умершим земля!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР.

«ОФИЦЕРЫ»

Матвеева Валерия
23 февраля - День Российской Армии! Вверх орудия палят, всех салютом балуют. Шлют они от всей страны благодарность воинам, Что живём мы без войны, мирно и спокойно. Дед мой в армии служил. У отца - награды. Вот и я давно решил, что пойду в солдаты! Знаю, надо подрасти... Нужно стать взрослее... Но ведь я себя вести по-мужски умею! Защищаю во дворе маленьких и слабых И справляю в феврале День Армейской славы. Я сумел бы выполнять, как солдат, задания. Попрошу меня принять в армию заранее! Приглашаем на сцену самых маленьких участников нашей программы – хоровой коллектив «Остров детства» (руководитель Матвеева Елена Владимировна) и Дровникову Екатерину.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«МИР В ТВОИХ РУКАХ»
Тех, кто служит, кто в погонах, Поздравляем от души! Вы всегда везде готовы Нам на помощь поспешить. В этот зимний день – ваш праздник, 29
2 ведущий: Мы хотим вам пожелать: Будьте веселы, отважны! Жизни – лет сто двадцать пять! Мы вас ценим, мы вас любим И за все благодарим! Среди праздников и будней В вашу честь играет гимн!
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

«СЛУЖИТЬ РОССИИ»

ХОР все вместе: «С праздником!!!»
30

Приложение №5
В ходе нашей работы мы заинтересовали младших школьников поработать корреспондентами и взять интервью у своих близких родственников, которые прошли службу в армии. «Папа, Игорь Юрьевич Фадеев, служил с 1987 по 1989 гг.в гор.Богодухов, Харьковской области. Он служил в Войсках ПВО - противовоздушной обороны. Защищал небо нашей страны от возможных нападений со стороны врагов. Служба в армии папе понравилась, и он с большим интересом рассказывает о ней». Иван Фадеев 4 "Б" класс. «Папа, Алексей Владимирович Смагин, окончил Рязанский Военный автомобильный институт. Во время учёбы он заключил контракт о прохождении воинской службы, поэтому всё время учёбы был курсантом. После окончания ему было присвоено звание лейтенанта». Елизавета Смагина 4"Б" класс. «Мой папа, Дровников Роман Вячеславович, служил в Севастополе на Черноморском флоте. Два долгих года он провёл вдали от дома. Во время службы он получил награду "У развёрнутого знамени" за отличные успехи в боевой и политической подготовке, примерность в воинской дисциплине и активное участие в общественной работе. Папа очень часто говорит о том, что именно служба в армии научила его ценить дружбу, разбираться в людях. Мой папочка самый мужественный, умный, справедливый и ответственный человек. 31
Я горжусь тем, что он не побоялся служить. Это подвиг, и мы с мамой ценим это!!!!» Екатерина Дровникова 6 "А" класс. «Предназначение каждого мужчины - защищать Отечество. Мой папа служил с 1989 по 1991 гг. в городе Шарья - это небольшой город в Костромской области, где и находилась сапёрная часть № 28110. Служил папа в звании сержанта, был командиром отделения радиорелейных связей. Также он был в командировках в г. Кологрив, г. Вохма, г. Мантурово. Папа смелый, сильный, справедливый. Он - настоящий мужчина». Елизавета Кузьмина 4 "Б" класс. «Мой папа в армии служил за Полярным кругом в городе Мурманске. И служил он связистом. Во время службы солдаты часто выезжали в сопки на военные учения. Папа должен был поддерживать связь между подразделениями. Это было нелегко, особенно зимой, когда сильные морозы и полярная ночь. Мой папа стал в армии настоящим солдатом, преодолел все трудности и вернулся домой». Екат ерина Сергеева 6 "А" класс. «Мой папа,Каменских Дмитрий Владимирович, служил в армии 19 лет назад. Он проходил службу в ВДВ и был разведчиком. В армии папа много занимался спортом. Его научили стрелять из всех видов оружия. Особенно ему понравилось летать на самолёте и прыгать с парашютом. Часто разведчики находились в лесу, где их учили ориентироваться на местности, выслеживать врага. Служить моему папе понравилось». 32
Вячеслав Каменских 6 "А" класс. «Мой папа, Болдырев Михаил Станиславович, служил в армии на космодроме "Плесецк". Там запускают спутники Земли и ракеты. Чтобы быть хорошим солдатом, надо многому научиться: метко стрелять, управлять сложными механизмами, выживать в походных условиях. Папа со всем этим справился и каждый год заслуженно отмечает праздник День Защитника Отечества!» Артемий Болдырев 6 "А" класс. «Моего брата зовут Андрей. Ему 19 лет. Сейчас он служит в городе Псков в военно-воздушных войсках. Брат у меня очень сильный, смелый, добрый! Стихотворение для БРАТА. Я ждала тебя целый год. Все денёчки в году посчитала. Ты вернулся и вот... Возле дома тебя я встречаю. И, поверьте, не стыдно ничуть Слёзы лишь крокодильи такие.... Я могу теперь только вздохнуть: "Братишка, мы с тобой отслужили!" Алина Макарцева 4 "Б" класс. «В нашей семье много мужчин, служивших в армии. В декабре вернулся мой двоюродный брат Евгений. Он служил в танковых войсках и был командующим машины. Когда он был на учениях, его показывали по телевизору. Все мои братья возвращались из армии сержантами». Максим Асланов 4 "Б" класс. «Мой папа, Сергей Кузнецов, служил на Северном Кавказе в 1995-1996 гг. Он 33
служил весте с Сергеем Шмыглёвым, который героически погиб в Чечне. Война это всегда страшно. Папа не любит рассказывать нам о пережитом, но я знаю, что ему было очень тяжело. Несмотря на все трудности, он вернулся живой и здоровый. Для меня мой папа - настоящий герой и защитник Родины. Я очень им горжусь!» Иван Кузнецов 4 "Б" класс.
Приложение №6
ЧТО ДАЛА ВАМ СЛУЖБА В АРМИИ? С таким вопросом обратились ученики нашей школы к представителям мужской половины населения нашего города. Тимофей Аркадьевич, 57 лет: - Армия мне очень многое дала: и школу жизни прошел, и за границей побывал. Служил в начале 70-х годов в Германии. Наша часть находилась недалеко от города Потсдам. Воспоминания о службе остались до сих пор. Там все не так, как у нас: дома, машины, а главное, что меня поразило – это идеальная чистота везде. Обилие различных фруктов: и сливы, и груши, и яблоки, и черешня. Сказка! Очень запомнились учения, побывали мы на реках Одер, Шпрее и Эльба. Хорошо к нам, советским солдатам, относилось местное население. Удивительно: когда ехали на стрельбище, девчонки немецкие в кузов цветы нам бросали. Вячеслав, 32 года: - Служил во внутренних войсках Министерства внутренних дел. Для меня армия – это опыт общения в мужском коллективе. В армии человек проявляет все свои как положительные, так и отрицательные качества. Сразу видно, кто ты и на что способен. Владимир Геннадьевич, 48 лет: 34
- Служил в дальней (стратегической) авиации в Прикарпатском военном округе. Обслуживали ТУ-16, ТУ-22, ТУ-95. С детства мечтал стать летчиком. Помню, бегал на аэродром посмотреть на «кукурузник», с большим трепетом дотрагивался до него. Даже сам мечтал сделать настоящий самолет. В библиотеке взял книгу «Авиация и космонавтика». Прочитал все 700 страниц! Выписывал журналы про авиацию, даже составлял альбом, в который вклеивал вырезки и картинки из газет и журналов об авиации. Семь раз настойчиво поступал в Калужское летно-техническое училище. Наверное, это и повлияло на то, что меня направили служить в авиацию, хотя больше половины моих ровесников ушли в Афганистан и многие не вернулись. До сих пор авиация – часть моей жизни. Увлечение, которому отдаю большую часть своего свободного времени – пилотаж. Армия дала многое: силу воли, закалку, другой взгляд на жизнь. Как говорится, в армии человек проходит и огонь, и воду, и медные трубы. Андрей, 21 лет: - Служил я в Космических войсках. Мы были первым призывом, проходящим срочную службу за год. Служба прошла быстро: не успели освоиться – пора домой. Ни капельки не жалею, что отслужил в армии: стал ответственнее, да и ума прибавилось. Денис, 29 лет: - Служил в Санкт-Петербургской академии связи. Считаю, что в армию нужно идти. Она дисциплинирует, учит порядку, дает осознать, что жизнь – не простая штука и что мужчина должен быть мужчиной, защитником, а не размазней. Игорь, 23 года: - Служба в армии – это обязанность и долг каждого нормального здорового мужчины. Я с большим желанием шел в армию. И сейчас сам понимаю, что не зря. Ведь сейчас при приеме на работу стараются учитывать - проходил молодой человек службу в армии или нет, сам с этим столкнулся. Сам я совсем недавно по семейным обстоятельствам был уволен в запас. И, прослужив в армии три года и пять месяцев, сначала «срочку» в разведывательно-десантной роте и позже в роте охраны, а затем контрактником там же, могу с уверенностью сказать, что армейская школа дает мужчине многое, а главное – полное переосмысление своей жизни и понимание своей взрослости. До армии все надеются на других, после – на себя. Именно армия выработала во мне серьезность самостоятельность и мужество. Совет молодым: не бойтесь службы в армии, она делает из нас настоящих мужчин! 35

8. Список использованной литературы:

1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 мая 2006 г.).
3.
Российская газета", N 63-64, 02.04.1998.
4.
Проект федерального закона № 285634-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву».
5.
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы", постановление Правительства Российской федерации от 11 июля 2005 г. № 422. Москва
6.
Кабанов Д.И., Симон М.Е. Молодежь как носитель социальной проблемы - отношение к армии// Сборник МГУ, 2008 5.
7.
Клементьева Р.П., Николаева В.А. Призыв на военную службу// Социол. исслед. 2007. №
8.
Новик В.К., Передняя Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи// Социол. исслед. 2006. № 2.
9. .
Шевцов В.В. Отношение школьников и студентов к военной службе// Социол. исслед. 2006. № 6.
10.
© КонсультантПлюс, 1992-2015
11

.
© КонсультантПлюс, 1992-2015
12.
© КонсультантПлюс, 1992-2015 36

13.
"Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475,
14.
© КонсультантПлюс, 1992-2015 37