Напоминание

Социализация обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации

Автор: Головина Екатерина Леонидовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Социализация обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Социализация обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации.

Головина Екатерина Леонидовна, мастер п/о

ГБПОУ ВО «Воронежский профессионально-

педагогический колледж»

Современное общество претерпевает существенные изменения, это относится и к

системе

образования

в

целом.

Инклюзивное

образование

в

РФ

находится

на

стадии

формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного

образования требует решения не только на местном, но и государственном уровне.

Модель инклюзии в нашей стране базируется, прежде всего, на взглядах Л.С.

Выготского, который определил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам,

социальная

среда

имеет

первостепенное

значение

для

развития

ребенка

с

ОВЗ.

Социальная среда оказывает огромное педагогическое и психологическое значение на

личность

ребенка,

но

необходимо

учитывать

то,

что

подростки

с

ограниченными

возможностями

имеют

слабые

социальные

связи,

особенно

низкие

социальные

возможности у подростков с умственной отсталостью и ЗПР.

К основным причинам этого можно отнести такие показатели как: эмоциональная

незрелость, расторможенность психических процессов, низкая потребность в общении,

психическая неустойчивость, низкая самооценка, низкий уровень критичности и т.д. И это

далеко не все причины, по которым подросткам с ограниченными возможностями тяжело

адаптироваться в социум.

Л.С.

Выготский

отмечал:

«что

всякий

телесный

недостаток–

будь

то

слепота,

глухота, паралич или умственная отсталость– вызывает как бы социальный вывих. Такой

ребенок с первых дней рождения, как только замечается в нем этот недостаток, даже в

собственной

семье

приобретает

особую

социальную

позицию,

и

его

отношения

с

окружающим миром протекают по иному, чем у нормальных детей руслу». [1].

Специфика

социальной

адаптации

этой

категории

обучающихся

связанна

с

наличием

у

них

особого

состояния

социальной

недостаточности.

Невозможность

овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную

социальную

среду,

и

комплексом

социальных

ролей,

норм,

правил

поведения,

соответствующих

возрасту

подростка

и

социальным

традициям

общества,

все

эти

обстоятельства

порождают

состояние

социальной

недостаточности,

которое

является

одной из ведущих причин социальных затруднений.

Работа по успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями

в условиях отделения подготовки квалифицированных рабочих ГБПОУ ВО «ВГППК»

проводится следующим образом:

1.

Диагностика актуального состояния личности.

2.

Развитие социального интеллекта обучающихся, умения правильно оценивать

себя, способность понимать окружающих.

3.

Снятие коммуникативной тревожности.

4.

Снижение аффективных состояний, повышенной возбудимости.

5.

Гуманизация социально-педагогической среды

6.

Обучение

умению

ориентироваться

в

социальных

ситуациях,

выбирать

адекватные способы взаимодействия.

7.

Формирование у обучающихся с ограниченными возможностями адекватного

восприятия своей социальной роли, для успешного освоения профессии.

8.

Работа с семьей проводится в форме консультации по вопросам воспитания и

развития

личности

обучающегося.

Даются

рекомендации

в

осуществлении

практических шагов семьи на пути социализации подростка.

На базе нашего отделения действует служба, которая осуществляет сопровождение

обучающихся на всем протяжении освоения профессии.

Опыт

работы

нашего

коллектива

показывает,

что

подростки

с

ограниченными

возможностями нормально адаптируются как к условиям массового образовательного

учреждения,

так

и

других

организаций.

Позитивный

аспект

такого

образования

заключается в том, что обучающиеся данной категории получают доступ в необходимую

среду «здоровых люде» и приобретают опыт эффективного взаимодействия с ними. Чем

раньше

он

почувствует

себя

«своим»,

тем

легче

и

уверенней

будет

его

дальнейшее

вхождение в этот мир.

Мы

тесно

сотрудничаем

с

общественными

организациями

и

развиваем

взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями с людьми, которые имеют

свою

жизненную

основу,

приобрели

навыки

сложных

жизненных

условиях

и

могут

передать

свой

опыт

подросткам.

Через

освоение

профессии

мы

стараемся

создавать

условия, которые позволят каждому подростку с ограниченными возможностями здоровья

реализовать себя в будущем, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими

людьми.

Помочь

окружающим

адекватно

воспринимать

людей

с

ограниченными

возможностями, доброжелательно относиться к ним в быту, обеспечивать им равные со

здоровыми людьми возможности.

Таким

образом,

работа

коллектива

нашего

отделения

дает

возможность

обучающихся

коррекционных

групп,

вместе

с

приобретением

профессии,

получить

психолого-социальную поддержку.

Литература:

1.

Блинова

Л.

Диагностика

и

коррекция

в

образовании

детей

с

задержкой

психического развития: Учеб.пособие.– М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.–136с.

2.

Малофеев

Н.Н.

Интегрированое

обучение

в

России:

задачи,

проблемы

и

перспективы/ Н.Н. Малофеев// Особый ребенок: исследования и опыт помощи.

– М., 2000. Вып.3: проблемы интеграции и социализации. С.-65-73.