Автор: Головина Екатерина Леонидовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Социализация обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации
Социализация обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации.
Головина Екатерина Леонидовна, мастер п/о
ГБПОУ ВО «Воронежский профессионально-
педагогический колледж»
Современное общество претерпевает существенные изменения, это относится и к
системе
образования
в
целом.
Инклюзивное
образование
в
РФ
находится
на
стадии
формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного
образования требует решения не только на местном, но и государственном уровне.
Модель инклюзии в нашей стране базируется, прежде всего, на взглядах Л.С.
Выготского, который определил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам,
социальная
среда
имеет
первостепенное
значение
для
развития
ребенка
с
ОВЗ.
Социальная среда оказывает огромное педагогическое и психологическое значение на
личность
ребенка,
но
необходимо
учитывать
то,
что
подростки
с
ограниченными
возможностями
имеют
слабые
социальные
связи,
особенно
низкие
социальные
возможности у подростков с умственной отсталостью и ЗПР.
К основным причинам этого можно отнести такие показатели как: эмоциональная
незрелость, расторможенность психических процессов, низкая потребность в общении,
психическая неустойчивость, низкая самооценка, низкий уровень критичности и т.д. И это
далеко не все причины, по которым подросткам с ограниченными возможностями тяжело
адаптироваться в социум.
Л.С.
Выготский
отмечал:
«что
всякий
телесный
недостаток–
будь
то
слепота,
глухота, паралич или умственная отсталость– вызывает как бы социальный вывих. Такой
ребенок с первых дней рождения, как только замечается в нем этот недостаток, даже в
собственной
семье
приобретает
особую
социальную
позицию,
и
его
отношения
с
окружающим миром протекают по иному, чем у нормальных детей руслу». [1].
Специфика
социальной
адаптации
этой
категории
обучающихся
связанна
с
наличием
у
них
особого
состояния
–
социальной
недостаточности.
Невозможность
овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную
социальную
среду,
и
комплексом
социальных
ролей,
норм,
правил
поведения,
соответствующих
возрасту
подростка
и
социальным
традициям
общества,
–
все
эти
обстоятельства
порождают
состояние
социальной
недостаточности,
которое
является
одной из ведущих причин социальных затруднений.
Работа по успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями
в условиях отделения подготовки квалифицированных рабочих ГБПОУ ВО «ВГППК»
проводится следующим образом:
1.
Диагностика актуального состояния личности.
2.
Развитие социального интеллекта обучающихся, умения правильно оценивать
себя, способность понимать окружающих.
3.
Снятие коммуникативной тревожности.
4.
Снижение аффективных состояний, повышенной возбудимости.
5.
Гуманизация социально-педагогической среды
6.
Обучение
умению
ориентироваться
в
социальных
ситуациях,
выбирать
адекватные способы взаимодействия.
7.
Формирование у обучающихся с ограниченными возможностями адекватного
восприятия своей социальной роли, для успешного освоения профессии.
8.
Работа с семьей проводится в форме консультации по вопросам воспитания и
развития
личности
обучающегося.
Даются
рекомендации
в
осуществлении
практических шагов семьи на пути социализации подростка.
На базе нашего отделения действует служба, которая осуществляет сопровождение
обучающихся на всем протяжении освоения профессии.
Опыт
работы
нашего
коллектива
показывает,
что
подростки
с
ограниченными
возможностями нормально адаптируются как к условиям массового образовательного
учреждения,
так
и
других
организаций.
Позитивный
аспект
такого
образования
заключается в том, что обучающиеся данной категории получают доступ в необходимую
среду «здоровых люде» и приобретают опыт эффективного взаимодействия с ними. Чем
раньше
он
почувствует
себя
«своим»,
тем
легче
и
уверенней
будет
его
дальнейшее
вхождение в этот мир.
Мы
тесно
сотрудничаем
с
общественными
организациями
и
развиваем
взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями с людьми, которые имеют
свою
жизненную
основу,
приобрели
навыки
сложных
жизненных
условиях
и
могут
передать
свой
опыт
подросткам.
Через
освоение
профессии
мы
стараемся
создавать
условия, которые позволят каждому подростку с ограниченными возможностями здоровья
реализовать себя в будущем, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими
людьми.
Помочь
окружающим
адекватно
воспринимать
людей
с
ограниченными
возможностями, доброжелательно относиться к ним в быту, обеспечивать им равные со
здоровыми людьми возможности.
Таким
образом,
работа
коллектива
нашего
отделения
дает
возможность
обучающихся
коррекционных
групп,
вместе
с
приобретением
профессии,
получить
психолого-социальную поддержку.
Литература:
1.
Блинова
Л.
Диагностика
и
коррекция
в
образовании
детей
с
задержкой
психического развития: Учеб.пособие.– М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.–136с.
2.
Малофеев
Н.Н.
Интегрированое
обучение
в
России:
задачи,
проблемы
и
перспективы/ Н.Н. Малофеев// Особый ребенок: исследования и опыт помощи.
– М., 2000. Вып.3: проблемы интеграции и социализации. С.-65-73.