Напоминание

Декоративное рисование "Завиток" по мотивам хохломской росписи в подготовительной группе

Автор: Дразкова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: Конспект по образовательной области "Художественно – эстетическое развитие" непрерывная образовательная деятельность "РИСОВАНИЕ"
Тема: Декоративное рисование "Завиток" по мотивам хохломской росписи в подготовительной группе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЛУКОМОРЬЕ»

Муниципального образования город Ноябрьск

Конспект по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

непрерывная образовательная деятельность

«РИСОВАНИЕ»

Декоративное рисование «Завиток»

( по мотивам хохломской росписи) в подготовительной группе

Воспитатель:

Дразкова О.В.

2018 - 2019 учебный год

Программное содержание.

Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию,

основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко

концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные

движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материал.

Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для

рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы.

Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов;

краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

Связь с другими образовательными областями.

Знакомство

с

декоративно-прикладным

и

современным

искусством

(ткани,

посуда,

платки

и

др.),

рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

Ход занятия.

I Организационный момент.

Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в

области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных

и красивых

предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть

их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на

стульчики.

II Основная часть.

Часть 1

Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают

название презентации.

Слайд 1

-Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной

травы.

Слайд 2

-Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил

его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он

вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое

стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так

и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и

селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти

беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде,

собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские

посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера

как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и

жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские

краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не

простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет

прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много

вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда,

когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3-7

-Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда, яркая , радостная , богатая,

красочная!)

-Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)

-Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 8-10

-Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

Слайд 11

-Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали

хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

-Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой –

солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

-Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 12

Элементы травной росписи.

-Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Слайд 13

Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 14

Листики

Пожеланием

добра,

благополучия

и

счастья

с

давних

пор

на

Руси

считались

изображения

цветущих кустов и плодов.

Слайд 15

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их

одинаково.

Слайд 16

Ягодки смородины

Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный

вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

Слайд 17

А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

-Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации

делали уже тоже по своему представлению.

Слайд 18-20

-Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

Слайд 21

-Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

Слайд 22

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

Игра « Убери лишний предмет»

Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

Игра «Найди завиток на моем фартуке».

Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

Часть 2

-А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы –

мои подмастерья.

-Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для

хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать ? (завиток). Правильно завиток.

Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую

веточку в одну сторону, в другую сторону.

Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И

так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

Получается

очень

красивая

роспись.

А

какими

элементами

можно

еще

украсить

веточку?

(ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку

узором по своему желанию).

А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор

росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать

фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

Подумайте,

какие

цвета

гуаши

вы

будете

использовать

в

работе.

Какой

цвет

будет

ярче

выделяться на фоне досочки.

Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на

доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток.

Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

Дети рисуют под музыку.

III Итог

Анализ

Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим

выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и

любуются вашими произведениями.