"Как развивать детское сочинительство"

Автор: Захарова Валентина Михайловна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №56
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Как развивать детское сочинительство"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Как развивать детское сочинительство. Смысл детского сочинительства - построение воображаемого мира, цепи событий, которые не наблюдались в таком виде детьми в реальности, не почерпнуты из книг, кинофильмов, хотя, конечно, основы их содержания – знания и представления детей. Детское сочинительство очень полезно для развития воображения, творчества. Оно чрезвычайно привлекательно для детей, обогащает их эмоциональную жизнь, позволяет полнее реализовать значимые переживания. Переход к этой ступени развития начинается уже в старшем дошкольном возрасте. К этому возрасту дети уже готовы к детскому сочинительству по ряду причин. Увеличивается объём знаний об окружающей действительности, определяются и конкретизируются интересы детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участником которых хотел бы быть ребёнок. Для того, чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности, нужно овладение творческим сюжетосложением. Оно включает в себя умение ребёнка выделять целостные события, соединять их в разнообразные последовательности. Воспитателю следует начинать совместную с детьми работу не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всё более сложным преобразованиям (трансформациям) знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Наиболее удобным для начала работы являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка погружает в атмосферу условности, вымысла, что чрезвычайно привлекательно для детей. И, что очень важно, сюжеты волшебных сказок имеют общую, достаточно строгую композицию; отдельные события в них чётко очерчены, легко выделяются детьми. Несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют примерно такую общую сюжетную схему (последовательность событий): 1)обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним; 2)герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание (на доброту, смекалку и т.п.); 3) герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника (им может быть сам «даритель»), с помощью которого достигается искомый объект; 4) герой встречается с противником, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (борется с противником или решает заданные им трудные задачи); 5)герой побеждает противника и получает искомый объект; 6) герой возвращается домой и получает заслуженную награду. Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя такую общую смысловую последовательность событий, надо лишь изменить конкретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка. При преобразованиях можно использовать весь арсенал известных детям персонажей и коллизий – сначала из других сказок. А затем и из реалистических историй, кинофильмов и т.п.
Разумеется, приведенная общая схема волшебных сказок нужна именно воспитателю, а не детям. Ни в коем случае нельзя специально объяснять им схему и требовать придумывания «по схеме». В таком случае это превратится в учебную задачу и потеряет свою привлекательность как свободная и необязательная деятельность, как импровизация-творчество. Другое дело, что дети старшего дошкольного возраста знают много сказок и у них, конечно, есть интуитивные представления о том, как «бывает в сказке». Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта или персонажа) и препятствий на его пути. Воспитателю нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки(чтобы не растеряться, если один из них будет отвергнут детьми). Однако, следует понимать, что дети будут вносить свои предложения в очередных «кусочках» рассказа развёртывать сюжет по-своему, не так, как намеревался это делать взрослый). Придуманная вместе сказка всегда будет отличаться от замысла каждого из партнёров. Таким образом, сказка постепенно доводится до конца (получение героем искомого объекта и возвращения). Но дети часто обнаруживают желание продолжить сказку, задав новую задачу герою. В таком случае воспитателю лучше отложить продолжение игры на следующий раз. С этими детьми можно в следующий раз придумать ещё одну новую сказку, похожую или взять в качестве основы любую другую, по желанию участников.
В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагает начало сказки, соединяя в нём сразу сказочные и реалистические элементы (например: «Ивану – царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился её искать»; « У Емели была сестра, и родители попросили его отвезти девочку на санках в детский сад. Вдруг поднялась вьюга, и они заблудились» и т. п.). Чем неожиданнее будут предложения воспитателя и детей, тем интереснее будет сказка; возникнут оживлённые обсуждения – чьё предложение лучше, подходит ли оно к уже рассказанному и т.п. В дальнейшем воспитатель предлагает теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры), а «настоящие истории». Выбирая содержание для таких историй (о ком, о чём она будет), педагог опирается на детские интересы и стимулирует детей к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй может осуществляться уже в численно больших группах (до 4-5 человек). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой оказался, цель, которую он должен достичь) или предложив его сам, занимает в дальнейшем позицию наблюдателя, нежели активного участника. На этом этапе уже нет важен контроль за соблюдением очерёдности рассказчиков: каждый из детей готов уступить свой очередной «ход», если у партнёров появляются интересные предложения. Важно учитывать, что такая деятельность будет интересна и привлекательна для детей, если в начальном эпизоде, основе истории лежит какое-то
происшествие, вызывающее эмоциональное отношение детей, требующее мобилизации сил персонажей (проявления находчивости, смекалки), преодоления препятствий, лежащих на пути достижения их целей. Взрослый ненавязчиво и непринуждённо стимулирует детей к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; придумывание, развёртывание общей последовательности событий открывается для них как бы в «чистом» виде.