Напоминание

"Использование современных методов и приемов обучения, направленных на повышение эффективности усвоения исторического материала".

Автор: Колчина Тамара Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа- интернат АОП №3 г.Энгельса"
Населённый пункт: Саратовская область,г. Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных методов и приемов обучения, направленных на повышение эффективности усвоения исторического материала".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Использование современных методов и приемов обучения,

направленных на повышение эффективности усвоения исторического

материала» .

Учитель истории и обществознания – Колчина Т. А.

Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом

обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель.

Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача

формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения

самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать

(систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать

проблемные задачи; при этом важно создавать ситуацию успеха.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас

интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения;

традиционно в ней выделяют три метода:

1) пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые

должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем-

источником знаний. Основные методы -это лекция, чтение, опрос.

2) активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют

творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это

творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), интерактивное

обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся,

включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-

ориентированному подходу, так как они предполагают собой обучение

(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог

являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли

организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для

инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии

учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство

интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем

не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на

основе такого опыта.

Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось

равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой и

поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании

истории интерактивное обучение.

Главная цель всех педагогических приемов - научит учащихся мыслить,

анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно

добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный

выбор, представлять результаты своей работы.

Следует выделить несколько методов интерактивного

обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это:

“мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три

предложения ” и другие.

Мне хотелось бы познакомить вас с методами и приемами, которые можно

использовать в разных классах и на разных этапа урока.

Кластер

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые

поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «гроздь, пучок,

созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто

думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа

ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые

соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся

далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома. Например:

«Эпиграф»

В начале урока ученикам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске,

и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся

самостоятельно формулируют тему урока.

Например:

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник». (А.С. Пушкин)

Учащиеся сразу понимают, что тема урока будет связанна непосредственно с

преобразованиями Петра Великого.

Синквейн

В переводе с французского слово «синквейн» означает «стихотворение,

состоящее из пяти строк», которое пишется по определенным правилам.

1-я строка - существительное (название темы).

2-я строка - два прилагательных (определение темы).

3-я строка - три глагола, показывающих действия в рамках темы.

4-я строка - фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме.

5-я строка - вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от

ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию,

что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составление синквейна

позволяет развивать творческое мышление, выражать свое отношение к изу-

чаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Пример: Екатерина 2

Екатерина

Великая могучая

Провела , создала, основала

Основала Российскую академию наук

Императрица

Блеф -клуб

Суть игры – участники должны ответить верят они или нет в то или иное

утверждение. И я с вами проведу эту игру. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их

виселиц)

2) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые

называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за

революционную деятельность)

3) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи

промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

(Да)

Почему мы говорим интерактивным методикам «да»?

Высокая мотивация!

Прочность знаний!

Творчество и фантазия!

Коммуникабельность!

Активная жизненная позиция.

В заключении хотелось отметить, что применение в практике

преподавания интерактивных методов обучения способствуют

повышению интеллектуальной активности обучающихся,

следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные

обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным

желанием. У них наблюдается развитие навыков оригинального

мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить

заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно

мыслить и принимать решения.