Напоминание

"Учителя-писатели или писатели-учителя...?"

Автор: Ким Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 24"
Населённый пункт: г.о. Балашиха, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Учителя-писатели или писатели-учителя...?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учителя - писатели Учителя – писатели или писатели – учителя?... 2015 год объявлен годом литературы. На уроках (на всех этапах обучения, начиная с первого класса) мы рассказываем ребятам о великих писателях: М.В. Ломоносове, В.А.Жуковском, А.Крылове, Л.Н. Толстом, А.И.Солженицыне… А ведь эти люди являются не только писателями, но и учителями, которые открывали школы, вели просветительскую работу, создавали учебники, воспитывали, развивали и обучали целые поколения. Они не в меньшей степени педагоги, чем писатели. Об этом необходимо помнить и говорить современным ученикам. Их произведения сегодня актуальны, а самое главное – они учат жизни. Кто такие учителя? Это образованные люди, жертвующие своей свободой и личными интересами ради науки и просвещения. Их мучает любознательность, инстинктивная тяга к знаниям, и самое главное – стремление поделиться накопленным богатством со своими учениками. К сожалению, сегодня дети совсем не знают истории школы, и тех учителей, которые стояли у истоков развития педагогической мысли, и поэтому уходит из нашей жизни уважение к учительскому труду. Недаром говорят, что без прошлого нет настоящего и будущего. Михаил Васильевич. Ломоносов. (1711-1765) Огромное значение для развития Российской литературы, науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого и учителя Михаила Васильевича Ломоносова. Сын крестьянина-помора, он рано выучился грамоте. Первыми учебниками молодого человека стали учебник грамматики Смотрицкого и арифметики Магницкого. Но элементарные знания не удовлетворили любознательного юношу. В девятнадцать лет он, не имея средств, пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, назвавшись дворянским сыном, поступил в Славяно-греко- латинскую академию. Его успехи в учении оказались столь значительны, что в 1736 г. он в числе 12 лучших учеников направляется в Петербург, а затем за границу, в Германию - учиться химии, физике, горному делу. С 1741 г. начинается активная, разносторонняя научная и просветительская деятельность М. В. Ломоносова. В 1745 г. он был назначен профессором химии Петербургской Академии наук, а позже избран академиком. А. С. Пушкин так перечислял его заслуги “… Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, 1
Учителя - писатели исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник”. Михаил Васильевич был крупнейшим педагогом-теоретиком и педагогом-практиком. В течение многих лет он занимал должность директора гимназии, для которой составлял учебные планы. «Гимназия, - пишет Ломоносов, - является первой основой всех свободных искусств и наук. Из неё, следует ожидать, выйдет просвещённое юношество…» Им написано несколько учебников: по грамматике, риторике, физике. Особенно большое значение имела его «Российская грамматика». Ломоносов стоял у истоков создания первого в России университета при Академии наук, ныне носящим его имя. Он сам разрабатывал принципы и методы обучения. Безмерно одаренный, Ломоносов, поистине, дал путевку в жизнь всей российской науке. Но не только об образованной элите грезил он. В первую очередь Ломоносов заботился о поднятии благосостояния русского народа. Он требовал для простых людей свободного доступа в университет, создания бессословных школ, ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, добивался издания книг, требовал вести борьбу с различными народными суевериями, с ворожбой и гаданиями. Как истинный гений, он увлекался не только естественными науками. Нам он известен и как талантливый литератор. Сегодня на уроках мы изучаем такие произведения Ломоносова, как
«Случились вместе два

Астронома в пиру» -
шуточное стихотворение, о знаменитых астрономах Копернике и Птолемее. Стихотворение схоже с басней моралью о невежестве человека, незнающего, что Земля вертится вокруг солнца, а не наоборот.
Теория «трех штилей» Ломоносова
XVIII века, способствовала упорядочению языковых норм, и это являлось одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русского языка и литературы.
«Ода на день

восшествия на престол Елисаветы Петровны"
– образец торжественной оды, которая славила великое событие и великого героя. "
Разговор с

Анакреонтом"-
в этой оде философского характера, посвящённой России, Ломоносов ведёт разговор с Анакреонтом- древнегреческим поэтом, воспевшим радости и наслаждения земного бытия о судьбе своего отечества. Оды и стихотворения писателя насыщены метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и другими тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта». А без стихотворения
«Я знак бессмертия себе воздвигнул...»(
перевод Горация), может быть, не было бы стихотворения А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: (1836г.) Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, 2
Учителя - писатели Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи Эольски И перьвому звенеть Алцейской Лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. 1747 Заслуги М.В. Ломоносова показывают, что он внёс неоценимый вклад не только в русскую словесность, но и во всё российское просвещение. Ломоносовскую цитату из письма к его сестре Марье Васильевне: «Через учение – к счастью» можно выложить большими буквами на фронтоне каждой школы. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Ещё один педагог и поэт – В.А.Жуковский. Будучи известным писателем и почётным членом, а затем и академиком Петербургской АН, в 1825 году он становится наставником и учителем сына Николая I – Александра – будущего императора Александра II. Пользуясь своим положением при дворе, Жуковский путешествует с сыном императора по Уралу и пытается помочь сосланным в Сибирь декабристам и их семьям. Во многом, благодаря его заступничеству, от крепостного права был освобождён украинский поэт Тарас Шевченко. Жуковский оказал огромное влияние на творчество А.С.Пушкина.. Василий Андреевич для Пушкина являлся не только старшим другом, но и учителем.. Жуковский открыл молодому поэту, как с помощью слова можно выразить душевные переживания, внутреннюю жизнь человека… «Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — признавал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни». 3
Учителя - писатели Юный ученик подражает своему учителю. В послании 1816 года Пушкин признавался, что взял Жуковского себе в пример («Мне ты пример…») Именно Василий Андреевич встал на защиту Пушкина в 1820 году, когда Александру Сергеевичу за вольнолюбивые стихи грозила ссылка в Сибирь. Жуковский использовал всё своё влияние, чтобы ссылка в Сибирь была заменена ссылкой на юг России. Он ввёл Пушкина в литературу, и он же принял последний вздох гениального поэта. Благодаря хлопотам Жуковского, семья погибшего Пушкина получила материальную поддержку от царя. Николая I. Василий Андреевич был верен памяти рано ушедшего друга. Высоконравственные, благородные поступки Жуковского не могли пройти даром для Александра II, и, вполне вероятно, что подписание Манифеста об отмене крепостного права в 1861 году было принято, в том числе, и под влиянием талантливого учителя. Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Он был незаконнорожденным сыном владельца села Мишенского помещика Афанасия Ивановича Бунина и турчанки Сальхи. Для получения дворянского титула Маленькому Васе была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Сначала Василий Андреевич обучался дома, затем в частном пансионе. Потом поступил в Благородный пансион при Московском университете, где и начал писать свои первые романтические стихи. В русскую литературу он ввёл романтическое направление и такие жанры, как элегия, баллада, романс. Школьная программа представлена рядом баллад поэта и сказкой
«Спящая царевна»,
которую он создал, соревнуясь с пушкинской «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях». В 5 классе проводится литературный анализ двух этих сказок. В балладе
«Светлана»
писатель обращается к национальному русскому обычаю- гаданию в ночь перед Крещением. Кто не знает строк: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; «Светлану» несколько раз упоминает и цитирует Пушкин («Евгений Онегин», глава 3, строфа V; глава 5, строфа X, эпиграф к главе 5; эпиграф к повести «Метель»). В комментарии к «Евгению Онегину» (Гл. III, V, 2-4) В начале 1830-х годов Жуковский много переводит. «Благодаря Жуковскому, - говорил Белинский, – немецкая поэзия – нам родная». В школьные учебники входят
«Лесной царь»
, перевод баллады Гёте, и баллада
«Кубок»
– перевод стихотворения Шиллера. В 1841 Жуковский получает отставку и переселяется в Германию, где женится на Елизавете Рейтер. Скончался он в Баден-Бадене 24 апреля 1852 4
Учителя - писатели года. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры… Василий Андреевич Жуковский не просто писатель-романтик, пополнивший литературу замечательными произведениями, но прежде всего учитель, вдохновивший людей на подвиги во имя Отечества. Лев Николаевич Толстой (1828—1910) В 1859-1862 годах наступает расцвет педагогической деятельности Л.Н.Толстого. Да, именно педагогической. В 1857 (а потом и в 1860) году он едет за границу и называет эту поездку «путешествием по школам Европы». Толстой посетил тогда Германию, Францию Швейцарию, Англию, Бельгию. Свои впечатления от виденного он выразил словами: «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии». Эта поездка окончательно убеждает его открыть свою школу. В 1859 г. Толстой осуществляет задуманное и открывает школу в Ясной Поляне где, не имея педагогического образования, сам становится учителем. В книге «Час ученичества» С.Соловейчик пишет о Толстом: «Ребят он зовёт шутливыми кличками: «Васька-карапуз», «Мурзик», «Обожженное Ушко». Ребята смеются: – А вас как дразнили в детстве? – Меня? Левка-пузырь… На уроке было полное равноправие… Учитель считает, что дети – те же взрослые, и такие же у них потребности, и так же они мыслят, и все они сами хотят учиться – нечего их заставлять, ибо принуждением взрослые не поддерживают учение, а губят его…» В 1862 году выходит его журнал «Ясная Поляна», в котором писатель- учитель фиксирует свои педагогические мысли, разрабатывает методики преподавания, рассказывает об интересных случаях на уроках, в которых раскрывались особенности крестьянских детей. Однако, вскоре журнал был сочтён правительством изданием, ломающим устои религии и нравственности... Вышедший в декабре 1862 года двенадцатый его номер оказался последним. В 70-е годы Толстой пишет «Азбуку» и «Новую азбуку», ради которой прерывает даже работу над «Анной Карениной». «Азбука» графа Л.Н. Толстого – комплекс учебных материалов из четырех книг. В этих книгах Лев 5
Учителя - писатели Николаевич знакомит ребят с окружающим миром. На их страницах материалы по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Многие произведения занимают всего три-четыре строки, но они, тем не менее, точно и выразительно раскрывают проблематику содержимого. Вот, к примеру, басня «Ноша» : Два человека шли вместе по дороге и несли на плечах каждый свою ношу. Один человек нес, не снимая всю дорогу, а другой всё останавливался, снимал ношу и садился отдыхать. Но ему надо было всякий раз опять поднимать ношу и опять взваливать на плечи. И тот, который снимал ношу, больше устал, чем тот, который нес, не снимая. Книги писателя были самыми популярными учебниками в школах того времени наряду с «Родным словом» Ушинского. «Азбуку» мою, – писал Толстой двоюродной тетке, – пожалуй, не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил на нее труда и любви больше, чем на все, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся». Тексты, помещённые в «Азбуку» (загадки, притчи, пословицы, маленькие рассказы бытового характера, басни), проникнуты глубинным смыслом. Например, пословицы: «Одна голова не бедна, а бедна — так одна", "Голенький ох, а за голеньким Бог", "Добрых людей слушаться – решетом воду носить", "Прыткий набежит, а на тихого Бог нанесет", имеют неоднозначное толкование. Благодаря тому, что учебные материалы носят проблемный характер, они являются благодатным материалом для формирования свободной личности. Ведь воспитание свободной личности – вот главная цель писателя-учителя. До сих пор педагогические работы Толстого живы, их используют, например, в некоторых образовательных учреждениях, работающих по системе «Школа Л.Н.Толстого». Кроме того, не так давно издана переработанная «Азбука» (составлена на основе «Азбуки» и «Новой азбуки») с сохранением оригинальных текстов, но в современной орфографии. 6
Учителя - писатели Таким образом, очевидно, что творчество графа Толстого выходит за рамки изучаемых нами в школе литературных произведений, оно носит широкий просветительский характер, формирующий основные принципы русской национальной образовательной системы : принцип свободы, доступности обучения, наглядности и связи обучения с жизнью. Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) За свою долгую и трудную жизнь А.И. Солженицыну пришлось сменить множество профессий – от научного работника до плотника. Но первой же и любимой своей профессии Солженицын был школьным учителем. Учить детей в школе для Солженицына, по его собственному признанию, было счастьем. В свободное от учительства время он писал рассказы, повести, занимался историко-литературными исследованиями. В середине августа в 1941 году, после окончания Ростовского государственного университета, Солженицын получил распределение на работу в среднюю школу города Морозовска Ростовской области. Однако, уже в октябре учитель математики Александр Солженицын получил мобилизационную повестку в военкомат и по окончанию артиллерийских курсов стал офицером 794-й Отдельного армейского разведывательного дивизиона. Затем фронт, тяжёлые бои, высокие боевые награды, а потом арест, допросы и долгие годы тюрем и лагерей… После лагерного заключения в 1953 года Александра Солженицына. под конвоем доставили к месту вечной ссылки в районный центр на севере Джамбульской области Казахской ССР — Кок-Терек. С трудом и не сразу, ему удалось устроится там учителем математики, физики и астрономии в местную среднюю школу. Как оказалось, там училось много детей из ссыльных семей: немцы, украинцы, корейцы, греки. Солженицын пишет: «При таком ребячьем восприятии я в Кок-Тереке захлебнулся преподаванием и три года (а может быть, много бы ещё лет) был счастлив даже им одним. Мне не хватало часов расписания, чтоб исправить и восполнить недоданное им раньше, я назначал им вечерние дополнительные занятия, кружки, полевые занятия, астрономические наблюдения – и они являлись с такой дружностью и азартом, как не ходили в кино. Мне дали и классное руководство, да ещё в чисто казахском классе, но и оно мне почти нравилось» В апреле 1956 года его ссылка была отменена и, получив общегражданский паспорт и попрощавшись со школой, он уехал из Кок- Терека. В тот же год, осенью, А.И. Солженицын становится учителем Мезиновской средней школы во Владимирской области и селится в доме у 7
Учителя - писатели Матрёны Васильевны Захаровой — будущей героини «Матрёнина двора». Однако, в феврале 1957 года Матрёна Васильевна трагически погибает, и Александр Исаевич решает покинуть опустевшее для него село. Следующим местом работы учителя Солженицына стала рязанская школа имени Н.К. Крупской. Во время летних каникул 1959 года Солженицын написал большой рассказ «Щ–854. Один день одного зэка». Впоследствии, по совету А.Т. Твардовского, он был переименован в «Один день Ивана Денисовича» и 1962 году опубликован в журнале «Новый мир». Тогда же, на гребне успеха «Ивана Денисовича», Солженицына принимают в Союз писателей РСФСР, и он увольняется из рязанской школы, чтобы отдать все силы писательскому труду. Какова же дальнейшая судьба Солженицына-учителя? В 1974 году писателя изгнали из СССР за «антисоветскую деятельность», и лишь 17 сентября 1991 года Генеральный прокурор СССР объявил о прекращении дела по статье об измене Родине, возбуждённого в 1974 году, за отсутствием состава преступления. Триумфально возвратившись из изгнания в 1994 году, Александр Исаевич посетил многие памятные для него места. Среди них — родные для писателя школы во Владимирской области и Рязани, где сотни детей помнят Александра Исаевича как прекрасного учителя математики, физики, астрономии. Ныне эта школа № 2 носит его имя. Осенью 2008 года Министерство образования объявило Солженицына символом русской культуры ХХ века, отметив заслуги Александра Исаевича в области литературы и педагогической деятельности. Льюис Кэрролл (1832 – 1898) В нашей школьной программе представлены не только произведения отечественных писателей, но и зарубежных классиков. Одним из их представителей является английский учитель математики Льюис Кэрролл, который для своей ученицы Алисы Лидделл написал произведения «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», горячо любимые детьми и взрослыми во всём мире, в том числе, и у нас, в России. Чарльз с детства увлекался математикой, и после окончания университета, остался в Оксфорде, где в 1855 году был назначен профессором математики. Помимо преподавательства он писал стихи и прозу, увлекался фотографией, изобретал и сочинял логические задачки. Влияние творчества Кэрролла прослеживается в произведениях целого ряда классиков мировой литературы более позднего периода, таких как Генри Джеймс, О’Генри, Редьярд Киплинг, Джеймс Джойс, Франц Кафка, американский детский 8
Учителя - писатели писатель Фрэнк Баум – автор книг о волшебной стране Оз, и, наконец, Владимир Набоков... Многие писатели на разных этапах своего жизненного пути работали педагогами, открывали школы, писали учебники – заботились о народном образовании: Гаврила Романович Державин (1743 – 1816) открыл шесть народных училищ в Тамбове и школу в своём доме. Он сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников. Именно Державин благословил молодого Пушкина на творческий путь. Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) обучал детей князя С.Голицына иностранным языкам и словесности. Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) хотя и не был учителем, оказал огромное влияние на развитие русского литературного языка: ввёл множество новых слов-неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный») варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) преподавал историю и географию в Петербургском университете, давал частные уроки. Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) составил проект «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами её учеников. Николай Алексеевич Некрасов ( 1821 – 1877) открыл на свои средства бесплатное «училище для обучения крестьянских детей грамоте» Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) был домашним учителем в семье художника Майкова. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) – известный литературный критик, писатель, публицист, издатель «Современника», преподавал в Саратовской гимназии. Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками. Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) после Октябрьской революции преподавал в Ельце в школе второй ступени. В документах читаем: «Отдел по народному образованию Елецкого уезда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению народных масс». Каждый писатель в той или иной мере является наставником, поскольку своими произведениями учит читателей общечеловеческим ценностям, быть достойным членом общества. Как сказал М.Горький: «Человек умирает, мысль его остается жить... Писатель – человек, так сказать, публично мыслящий... У нас, на Руси, мысль писателя имеет особенную воспитательную ценность, пользуется исключительным вниманием». Однако, как мы видим, многие из них были ещё и действующими педагогами, 9
Учителя - писатели тем самым ещё более увеличив свой вклад в культуру нашей страны, повысив уровень образованности населения. Закончить свою работу мне хочется строчками из басни Крылова «Листы и корни», мораль которой заключается в том, что без людей, стоящих у истоков образования, горячо любящих свою родную землю, не было бы современного общества и современной школы. Мы корни дерева, на коем Вы цветете. Красуйтесь, в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весною лист новый народится, А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас.
Библиография
1. Соловейчик «Час ученичества», М. «Просвещение»,1981г. 2. А.П.Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 3. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики", «Просвещение", Москва, 1982 г. 4. М.М.Голубков. Александр Солженицын: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1999 5. Солженицын А.И. Двести лет вместе. В 2 томах. Серия: Исследования новейшей русской истории. М., Русский путь, 2001-2002 6. Учебник – хрестоматия по литературе 6 класса под. Ред. В.Я.Коровиной.Басня И.А.Крылова «Листы и корни». 7. Алиса в стране чудес (Пер. Бориса Заходера) Приключения Алисы в стране чудес (пер.Н.Демурова) 8. Интернет-ресурсы. 9. Державин Гавриил Романович «Сочинения. Под ред. Я. Грота. Том 9. 1883» 10.Учебник – хрестоматия по литературе 8 класса: статья: «Из литературы 18 века.»,2009 10