"Загадка множественного числа"

Автор: Пожарская Любовь Вячеславовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Сатинская ООШ"
Населённый пункт: с.Сатино, Сивинского района, Пермского края
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Загадка множественного числа"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема
«Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).( 94) (Русский язык. В 2-х частях Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.)
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Цель урока:
создать условия для открытия учащимися новых теоретических сведений о существительных, имеющих форму только множественного числа, и освоения способов применения этих сведений в языковой и речевой практике. Предполагаемые
результаты урока
(подцели):
Личностные
: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся,.
Метапредметные:
развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; развитие умений работы с информацией из различных источников, осуществления коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Предметные:
осмысление теоретических сведений о плюралиатантумах и их применение на практике; умение отличать существительные, имеющие обе формы числа, от существительных, имеющих форму только множественного числа; умение рассуждать на лингвистические темы.

Ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты деятельности 1. Организа- ционный момент
.
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке. Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л) 2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их примене-ния Повторить теоретические сведения об изменении существительных по числам, потренироваться в определении форм единственного и множественного числа, проверить домашнее упражнение Задаёт вопросы для повторения: -Что вы знаете о формах числа у существительных в современном русском языке? -Какая ещё форма числа была у существительных в древнерусском языке? -Что она обозначала? Проверка домашнего упражнения (упр. 394): -Зачитайте существительные, которые получились при образовании формы множественного числа именительного падежа в домашнем упражнении. -В каком случае могут быть образованы иные формы множественного числа именительного падежа (дополнительный Учащиеся отвечают на вопросы для посторения, вспоминают о форме двойственного числа, приводят примеры. Зачитывают полученные в упражнении 394 формы именительного падежа множественного числа. Отвечают на проблемный вопрос: «Если образовывать формы множественного числа именительного падежа от тех же слов в другом значении (лист (бумаги); кол (оценка); зуб (человека)), они будут другими: листы, колы, зубы. Приведём примеры предложений: Земля устлана дубовыми
листьями
. –
Листы
бумаги лежали на столе. Границы участка помечены деревянными
кольями
. – В тетради по Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).
проблемный вопрос)? -Проиллюстрируй свои выводы предложениями с примерами. русскому языку встречались двойки и
колы
» 3.. Столкнове-ние знания и незнания Столкнуть имеющиеся у школьников знания о формах числа у существи-тельного с незнанием того, что в русском языке есть существитель-ные, имеющие форму только множествен-ного числа Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели. Группа «Экспертов» проводит работу по статье Д. Розенталя. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Остальные учащиеся работают над дифференцированным заданием. Работают индивидуально. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводят способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р) 4. Целепола-гание (на основе уточнения неизвестного) и планирова-ние этапов деятельнос-ти Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности
I.
Предлагает ученикам отгадать загадки, записать отгадки в тетрадь.
II.
В технологии проблемного диалога организует наблюдение: 1.Прочитайте слова 2. Что их объединяет? (окончание мн. ч. и-ы) 3 Как же мы будем отличать существительные, имеющие 1.Отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадь. 2.Проводят наблюдение над морфемами. 3.Выделяют тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). Работать в группе,
форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа?
III.
Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (Обсудите в группах, какие слова можно выписать для тематической группы. Дополните своими примерами). участвовать в выработке решения (К). 5. Открытие новых знаний Создать условия для исследования существительных- плюралиатантумов и осмысления их признаков Вместе с детьми выполняет упражнения Вместе с учителем выполняют упражнения 6. Выве-дение способа примене- ния новых знаний Выявление последовательности действий при применении новых знаний Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задания индивидуально. Записывают существительные, употребляемые только во мн.числе. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
Выполняют работу в группе. 7. Закрепле-ние новых знаний и отработка способа их примене-ния Закрепить знания о существительных, имеющих форму только множественного числа, сформировать умение применять эти знания в различных ситуациях Уточняет понимание задания, осуществляет контроль Выполняют задание сначала в группах, затем индивидуально оформляют свою страничку. Оценивание работы (самоконтроль и взаимоконтроль) Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р). 8. Рефлексия. Подведение итогов урока. Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки Организует рефлексию через подводящий диалог. Отвечают на вопросы, подводят итог работы. Выставляют оценки. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) 9. Домашнее задание Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Применить новые знания в творческой ситуации 1) Подготовиться к рассказу об именах сущ., имеющих форму только множественного числа (§ 45, таблица в тетради) 2)написать рассказ на одну из тем «В магазине», «Готовим блины на Масленицу», «В школьной мастерской» , используя существительные, употребляемые только во мн.числе. Записывают задание.

Приложение к уроку.

1. Отгадайте загадки:
1. Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы) 2. Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) 3. Зубасты, а не кусаются. (Грабли) 4. С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)
2. Выпишите из списка слова одной тематической группы.

1 группа
- парные предметы (бриджи, брюки, ползунки, сани, ворота, вилы, джинсы, колготы, клещи, лосины, ножницы, носилки, очки, шорты, штаны, шаровары)
2. группа
- отрезки времени, явления природы (будни, сумерки, каникулы, хлопья, заморозки)
3. группа
– вещества (брызги, объедки, опилки, дрожжи, духи,
4. группа
– еда (пельмени, сухофрукты, сливки, спагетти, консервы, макароны, тефтели, фисташки) Слова для справок Бигуди Будни Обои Объедки Сухофрукты Сливки
Бриджи Брюки Бусы Брызги Весы Ворота Вилы Грабли Дрожжи Джинсы Джунгли Дрова Духи Дебаты Деньги Жалюзи Жмурки Заморозки Именины Опилки Прятки Пельмени Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти Каникулы Консервы Колготы Качели Клещи Лосины Макароны Мемуары Ножницы Носилки Оковы Очки Спагетти Сани Сумерки Тропики Торги Т
е
фтели Фисташки Хлопоты Хлопья Ходики Четки Чары Шашки Шорты Шахматы Штаны Шаровары Ясли
3. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание.
Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
Карточка 4
Одна из легенд гласит, что в XVI столетии владелец таверны, распол…женной недалеко от Неаполя, готовил для посетителей лапшу разных ви- дов. Однажды его доч (ь) играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Увидев «игрушки», находчивый хозяин св…рил трубочки, п…лил их специальным томатным соусом и дал новое блюдо гостям. Посетители таверны были в востор- ге. Это заведение стало излюбленным местом неаполитанцев, а ее хозяин, сколотив приличное состояние, вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству необычной продукции. Звали этого удачного предпринимателя Марко Арони, а блюдо, конечно же, назвали _____________________ (макароны), сопоставив имя и фамилию «изобретателя». Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (
Очи,
т.е. глаза, в единственном числе –
око
.) Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
4. Создайте страничку «Портфеля читателя»

Задание: прочитайте текст, найдите существительное (существительные), употребляемые только во множественном числе, дайте

толкование этому слову и сделайте иллюстрацию.

Группа №1
Все исчезло из
очей;
На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У
ворот
собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор…(В.Жуковский «Спящая царевна»)
Группа №2
Докторам хорошо, а рабочим - лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат. Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод. Народа - уйма целая, тысяча двести. Чего один не сделает - сделаем вместе, Можем
железо
ножницами
резать, краном висящим тяжести тащим; молот паровой гнет и рельсы травой. Олово плавим, машинами правим. Работа всякого нужна одинаково. (В. Маяковский «Кем быть?»)
Группа №3
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Брозды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В
салазки
жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… *** Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. *** Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ
Коньками
звучно режет лёд
…(
Пушкин А.С. Из романа «Евгений Онегин»)
Группа №4
Я шел зимою вдоль болота В галошах, В шляпе И в
очках.
Вдpyг по pеке пронесся кто-то Hа металлических Крючках. Я побежал скорее к речке, А он бегом пустился в лес, К ногам приделал две дощечки, Присел, Подпpыгнyл И исчез. И долго я стоял y речки, И долго думал, сняв очки: «Какие странные Дощечки И непонятные
Крючки!» (Даниил Хармс. Я шёл зимою вдоль болота…»)
Портфель читателя

ЗАДАНИЕ 6. «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Задание по произведению: Автор книги: Срок выполнения: Выпиши непонятные слова в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Выясни и запиши их значение, если получится, попробуй нарисовать. Слово и его значение Иллюстрация к слову
1 группа Эксперты Прочитайте отрывок из книги
«Современный русский язык» под редакцией Д.Э.Розенталя.
Проведите исследование текста. Ответьте на следующие вопросы: 1) Какие числа имело имя существительное в древнерусском языке? 2) Сколько слов входит в категорию существительных, употребляющихся только во множественном числе? 3) Какие группы относятся к этим существительным? (приведите 1-2 примера) 4) Какие признаки объединяют эти слова? (можно посмотреть ответ на этот вопрос в учебнике русского языка) Обязательно отразите эти вопросы в своем выступлении.
Свое выступление можете начать со слов:
Мы, как эксперты, исследовали текст отрывка из истории о числе имен существительных и пришли к выводу, что в древнерусском языке было _______________ числа: ________________________. Потом _______________ число исчезло, а существительные из этого числа перешли в разряд _________________________________ . В русском языке их более ______________ . К ним относятся ______________________(приведите 1-2 примера устно) . Таким образом, проведя это исследование, мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза об истории имен существительных только во множественном числе _________________ (доказана/ опровергнута).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. В современ- ном русском языке в эту категорию входят около 600 (шестисот) слов. Подавляющее большинство из них относятся к сле - дующим категориям: существительные, обозначающие 1) явления природы (потёмки, сумерки) 2) праздники (именины, смотрины) 3) игры (жмурки, прятки) 4) отрезки времени (каникулы, сутки); 5) вещества (белила, дрожжи, дрова, духи, консервы, макароны, опилки, отруби, сливки, стружки, чернила и т. д.) 6) парные предметы ( брюки, вилы, грабли, качели, ножницы, очки, перила, тиски, часы, шахматы, шашки, щип - цы и т. д.); 7) географические и астрономические названия ( Альпы, Балканы, Горки, Жигули, Карпаты, Пиренеи, Холмогоры, Черкассы, Близнецы)