Напоминание

"Патриотическое воспитание в начальной школе"

Автор: Василенко Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Патриотическое воспитание в начальной

школе
Василенко Ольга Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Павловской СОШ№2 Воронежской области.
1.

Вступление.
B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей. Любовь к большой и малой родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые? Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.
2.

Патриот. Кто это?
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.
Так значение этих слов объясняется в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого и нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих маленьких граждан. 3.
Теоретическая часть.
Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Я провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению, по трудовому обучению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и теперешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины. В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, истории, трудовому обучению, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя. Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём, к примеру, урок математики. В учебнике “Математика”, автор М.И.Моро, много задач с героями сказок. На основе этого материала можно воспитывать у детей гордость за то, что в нашей стране так много талантливых писателей, сказки которых знает детвора. Или вот, например, задача: “Школьники собрали в теплице 900 кг овощей, 425 кг огурцов, 147 кг помидоров, а остальное – перец. Сколько килограммов перца собрали школьники?”. Можно провести беседу о трудолюбии школьников, о том, что ученики, работая в школьной теплице, обеспечивают себя овощами на обед в школьной столовой. Чем не патриотическое воспитание. Вот и любовь к труду, к своей школе, уважение к старшим, гордость за свою школу, в которой есть такая теплица. Или вот ещё одно задание из этого же учебника: “Запиши с помощью цифр следующие даты: 22 июня 1941 года, 9 мая 1945 года. С какими событиями связаны эти даты?”. Вот ещё важная тема для воспитательной работы по патриотическому воспитанию. И таких примеров можно привести множество. Возьмём теперь учебник по литературному чтению. Я работаю по учебнику “Литературное чтение”, авторы Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева. В этом учебном комплекте очень много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о
хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек. Возьмём рассказ Леонида Пантелеева, (настоящие его имя и фамилия Алексей Иванович Еремеев), “Честное слово”. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: “Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек”. А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Или прочтём отрывок из стихотворения С. А. Есенина. …Но и тогда, Когда во всей планете Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. Или другой отрывок того же автора. …Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”. Здесь можно говорить о том, как сильно любит поэт свою Родину, о том, какие слова находит, говоря о своих чувствах к Родине. Поговорить можно о детских чувствах, которые вызвало это стихотворение, о том, за что они могут любить Россию. Это ли не патриотическое воспитание любви к своей стране! Или возьмём учебник по окружающему миру “Мир вокруг нас”, автор А. А. Плешаков. Возьмём тему “Полезные ископаемые”. Разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши природные богатства, которые играют очень большую роль в экономике нашей страны, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В разделе “Путешествие по городам и странам”, 3 класс, есть тема “Золотое кольцо России”. Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также другими государствами. Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. Задачи заключаются в следующем:  расширение исторических знаний детей;  использование воспоминаний очевидцев событий;  актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей представления о многогранности исторических явлений;
 развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;  повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма. Я с детьми посетила краеведческий музей нашего города, где дети узнали много интересного о павловском придонье. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”. Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают детей. Особенно важно, я считаю, проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из разных параллелей. Очень интересно прошли соревнования между командами пап и мам , которые вместе со своими детьми состязались в различных конкурсах На вечере отдыха «У мамы руки золотые.»дети с гордостью рассказывали о своих мамах ,а потом с великим удовольствием отведали блюда, приготовленные руками мам.. Каждый год 8 мая мы с учениками возлагаем цветы на братскую могилу. Встречаемся с ветеранами ВОВ. Провожу мероприятия, посвящённые годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.:  уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой Отечественной войне 1941-1945годов”;  конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;  конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;  беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов В конце этого учебного года я с ребятами буду писать сочинение на тему: “Война! Страшнее нету слова”. 4.
Заключение.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.