Автор: Василенко Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание в начальной школе"
школе
Василенко Ольга Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Павловской СОШ№2
Воронежской области.
1.
Вступление.
B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом
воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в
начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно
любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за
то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике.
Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих
мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой
проживают, но и своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия
является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение детей в историю русской
культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие,
толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно
восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере
учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства,
но и личность детей.
Любовь к большой и малой родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые,
сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях,
живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не
успели сформироваться новые? Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание
нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей?
Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее
краше, богаче, крепче, счастливее.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно
актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных
ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для
воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной
истории. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на
возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие
гражданских и нравственных качеств личности.
2.
Патриот. Кто это?
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь
дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему
отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.
Так значение этих слов объясняется в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в
чём не нуждались. Для этого и нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей
Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то
государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих маленьких граждан.
3.
Теоретическая часть.
Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах
существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном
воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её
традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания
нашей России.
Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Я провожу следующую
работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о
Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых
обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению,
по трудовому обучению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и
теперешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.
В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, истории,
трудовому обучению, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого
можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и
родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе
авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя.
Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим
старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос
интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать
своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он
живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не
меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём, к примеру,
урок математики. В учебнике “Математика”, автор М.И.Моро, много задач с героями сказок. На
основе этого материала можно воспитывать у детей гордость за то, что в нашей стране так много
талантливых писателей, сказки которых знает детвора. Или вот, например, задача: “Школьники
собрали в теплице 900 кг овощей, 425 кг огурцов, 147 кг помидоров, а остальное – перец.
Сколько килограммов перца собрали школьники?”. Можно провести беседу о трудолюбии
школьников, о том, что ученики, работая в школьной теплице, обеспечивают себя овощами на
обед в школьной столовой. Чем не патриотическое воспитание. Вот и любовь к труду, к своей
школе, уважение к старшим, гордость за свою школу, в которой есть такая теплица. Или вот ещё
одно задание из этого же учебника: “Запиши с помощью цифр следующие даты: 22 июня 1941
года, 9 мая 1945 года. С какими событиями связаны эти даты?”. Вот ещё важная тема для
воспитательной работы по патриотическому воспитанию. И таких примеров можно привести
множество.
Возьмём теперь учебник по литературному чтению. Я работаю по учебнику “Литературное
чтение”, авторы Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева. В этом учебном комплекте очень много произведений
известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о
хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в
душах наших детишек. Возьмём рассказ Леонида Пантелеева, (настоящие его имя и фамилия
Алексей Иванович Еремеев), “Честное слово”. Из этого произведения дети узнают, как важно
держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: “Ещё
неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет
настоящий человек”. А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком,
который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Или прочтём отрывок из
стихотворения С. А. Есенина.
…Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Или другой отрывок того же автора.
…Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Здесь можно говорить о том, как сильно любит поэт свою Родину, о том, какие слова находит,
говоря о своих чувствах к Родине. Поговорить можно о детских чувствах, которые вызвало это
стихотворение, о том, за что они могут любить Россию. Это ли не патриотическое воспитание
любви к своей стране!
Или возьмём учебник по окружающему миру “Мир вокруг нас”, автор А. А. Плешаков. Возьмём
тему “Полезные ископаемые”. Разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными
ископаемыми, а это наши природные богатства, которые играют очень большую роль в экономике
нашей страны, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё
пример. В разделе “Путешествие по городам и странам”, 3 класс, есть тема “Золотое кольцо
России”. Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города
Золотого кольца, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные
туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много
узнать об истории нашего государства.
В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну,
которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также
другими государствами.
Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на
патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении
значимости определённых событий для истории России. Задачи заключаются в следующем:
расширение исторических знаний детей;
использование воспоминаний очевидцев событий;
актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у
детей представления о многогранности исторических явлений;
развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы,
находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять
время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования,
воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
Я с детьми посетила краеведческий музей нашего города, где дети узнали много интересного о
павловском придонье. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою
семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке,
сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников,
учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”.
Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых
играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в
нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не
подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают
детей. Особенно важно, я считаю, проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из
разных параллелей. Очень интересно прошли соревнования между командами пап и мам ,
которые вместе со своими детьми состязались в различных конкурсах На вечере отдыха «У мамы
руки золотые.»дети с гордостью рассказывали о своих мамах ,а потом с великим удовольствием
отведали блюда, приготовленные руками мам..
Каждый год 8 мая мы с учениками возлагаем цветы на братскую могилу. Встречаемся с
ветеранами ВОВ. Провожу мероприятия, посвящённые годовщине Победы в Великой
Отечественной войне 1941-45 гг.:
уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой
Отечественной войне 1941-1945годов”;
конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и
Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;
беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов В конце этого учебного
года я с ребятами буду писать сочинение на тему: “Война! Страшнее нету слова”.
4.
Заключение.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически,
а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не
безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что
происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть,
что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание
патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.