"Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе"
Автор: Новичкова Елена Васильевна Должность: учитель
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская С(К)ОШИ VII-VIIIвидов"
Населённый пункт: Смоленская область, Вяземский район, деревня Черное
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе"
«Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе».
Наиболее важными в специальной педагогике и психологии являются вопросы, связанные с
изучением умственной отсталости . Среди всех категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья наибольшее число составляют дети, имеющие тяжелые и
выраженные нарушения интеллекта. Очень важно не расширять это понятие и отграничивать
истинно отсталых детей, у которых, помимо их позднего развития характерны грубые
нарушения всех сторон психики, мышления, речи, памяти, внимания, моторики,
эмоционально-волевой сферы. Речь, как правило, отличается глубоким недоразвитием.
Прежде всего оно проявляется в значительном запаздывании всех этапов ее развития.
Степень недоразвития речи соответствует уровню общего психического недоразвития.
Память этих детей отличается малым объемом. И значительным количеством искажений при
воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково
низком уровне. Внимание у детей, имеющих нарушения интеллекта, всегда в той или иной
степени нарушено. Его трудно привлечь, оно мало устойчиво, дети легко отвлекаются. Им
свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее
поставленной цели. В нашей стране учебно-воспитательная работа с детьми, имеющими
тяжелые и выраженные нарушения интеллекта осуществляется в специальных
(коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях системы образования,
здравоохранения. Дети с нарушениями интеллекта находятся в детских домах-интернатах,
где с ними ведется учебно- воспитательная работа по специальной программе. В
коррекционной школе на протяжении всех 9 лет обучения дети учатся чтению, письму,
устной и письменной речи – что является формированием речевых умений и навыков, то
есть видов речевой деятельности. Их четыре:
1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
2. Аудирование (слушание) – восприятие звуков и их понимание;
3. Письмо – использование графических символов для передачи речи;
4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание.
Когда мы говорим о развитии речи, то предполагаем, что складывается она из основных
элементов многолетнего педагогического опыта работы, в том числе и с детьми с
ТУО( тяжелая умственная отсталость).
1. Обогащение словаря.
2. Грамматической речи учащихся:
- словосочетание, предложение;
- части речи;(только общее представление)
3. Работа с текстом (сочинения, изложения).
4. Творческие работы.
1. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми
разделами курса русского языка.
Коррекционная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления
школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит
богатство их словарного запаса. Сразу оговорюсь, что дети с нарушением интеллекта, лучше
владеют «бытовым» словарным запасом. При помощи слов мышление человека
связывается с объективной действительностью, но наши «особенные» дети, воспринимают
слово, как абстрактную единицу. И если, изучая новое слово, учитель не подкрепит свою
речь иллюстрацией или предметом, слово так и останется простым набором звуков.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как
усвоить написание непроверяемых слов-словарных. Словарные слова - одна из проблем
коррекционной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и
продолжает усугубляться. Учитывая особенности заболевания обучающихся, на повтор
словарных слов отводится ежеурочно(!) определенное время. Ученики моего класса имеют
личные, рукописные словари с обязательными иллюстрациями для лучшего запоминания.
Поскольку дети живут в интернате, то социализация оставляет желать лучшего, и спасает
только видео - экскурсия.
Во всех: с 1 по 9 классах большое значение придается словарно-орфографической работе, в
результате которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в
специальных списках для каждого класса. Словарики мы заводим сразу из общих тетрадей,
чтобы хватило на несколько лет.
Навык написания слов, в т.ч. и словарных во многом зависят от психологических
возможностей детей, их активного словарного запаса, к сожалению, за редким
исключением, мизерного.
Для того, чтобы дети лучше запоминали словарные слова я использую следующие задания и
вопросы.
-Прочтение слова учителем «орфографически».(Медленно, по слогам, четко проговаривая
каждый звук. При этом, настаиваю, чтобы проговаривали со мной).
-Самостоятельное чтение слова ребенком.(В классе каждый читает вслух, жужжащим
чтением, потом про себя. В классе из 5 человек умеют сливать слоги 3, остальные просто
повторяют).
-Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, тогда рисунки, видео
фрагменты).
Орфографическая работа над словом( самое трудное для детей с нарушением
интеллекта)
–
Постановка ударения, выделение цветным карандашом трудной буквы.
–
Звукобуквенный анализ слова.
–
Деление слова на слоги и на слоги для переноса.( Хлопаем, считая слоги, кулачок к
подбородку, слушая гласные).
Заучивание правописания данного слова:
–
Подбор однокоренных слов.(Мы не выделяем корень слова, ищем родственные
слова).
–
Составление словосочетания, предложения с этим словом.
–
Загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик, иллюстрирование нового слова.
–
Составление рассказа из нескольких изученных словарных слов.
–
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.(Это работа
может занять большую половину урока, а то и весь).
–
Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно
помнить (а в работе с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения), что существует
процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать обязательную
систему повторения и приучать учащихся к работе со словарями различных видов
(орфографический). Так как у нас дети с ТУО, работа с другими словарями просто
невозможна.
2. Для работы над словосочетанием и предложением применяю такие психологические
ситуации, в процессе которых учащимся необходимо высказаться, но в связи с тем, что речь
умственно отсталых детей очень скудна, использую специальные речевые упражнения:
рифмовка, скороговорка, доскажи словечко.
3. Творческие работы по развитию речи строю с учетом всех видов деятельности
(слушание, чтение, говорение, письмо). Также обязательным атрибутом в любом(!) классе
является наглядность.
4.Работа с текстом (сочинения, изложения).
Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, которые построены
на подражании. Не стоит забывать, что объем памяти умственно отсталых детей ничтожно
мал и поэтому за счет устного пересказа и письменного изложения 3-10 предложений
обогащается речь школьника, он как-будто подражает писателю. Все педагоги
коррекционных школ знают, как трудно научить психически больного ребенка строить
предложения, проявлять инициативу и активность в рождении речи. И далеко не все
обучающиеся даже одного класса в состоянии написать сочинение и изложение.
Я в своей педагогической практике учитываю трудности, с которыми сталкивается школьник
в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям.
Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, сможет уловить мысль и передать ее
своими словами.
Для написания изложения использую такие виды работ:
–
Составляем план( не больше 3 пунктов, обязательная запись на доске).
–
Выделяем главную мысль( многоразовый повтор). Все «опасные» слова написаны на
доске.
–
Сверяем написанное с записью на доске, в учебнике.
–
Каждый ученик, используя план, проговаривает изложение. Пишем.
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных
форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать
на начальных этапах обучения. У детей с нарушением интеллекта лучше всего получаются
сочинения повествовательного характера. При этом, неизбежны повторы слов, лексические
ошибки. Работа по формированию навыка написания сочинения сродни работе над
изложением. Различие заключается в кропотливой индивидуальной работе.
В объяснительной записке к программе коррекционной школы отмечается ведущая роль
развития речи в обучении русскому языку и литературному чтению.
Работа по развитию речи ведется на протяжении всех лет обучения.
Таким образом, практическая задача развития речи школьников реализуется через
использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка.
На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта как учителя-словесника,
можно сделать следующие выводы:
1. В работе над развитием речи необходимо опираться на ведущий принцип коррекционной
направленности, а также особенностей заболевания ребенка.
2. Для эффективности работы использовать разнообразную методическую вариативность по
развитию речи (в любом возрасте очень нравится детям работа в форме игры,
соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).
3.Знакомство с литературными произведениями помогает детям осознать свои чувства,
приучает их последовательно, грамотно излагать свои мысли, повышает самоуважение.
Здесь следует заметить, что не все умственно отсталые дети в состоянии правильно понять
смысл прочитанного.
4. Грамотное и красивое и высказывание в устной и письменной форме формирует у детей
уверенность в себе, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию,
социализирует их.
5. Специальная задача коррекции речи школьников с психическим недоразвитием является
составной частью учебного процесса и решается при формировании у них универсальных
учебных действий, воспитания личности.
Таким образом, развитие речи на уроках русского языка направлено на коррекцию высших
психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и
речевого развития.