Напоминание

"Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе"

Автор: Новичкова Елена Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская С(К)ОШИ VII-VIIIвидов"
Населённый пункт: Смоленская область, Вяземский район, деревня Черное
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе».
Наиболее важными в специальной педагогике и психологии являются вопросы, связанные с изучением умственной отсталости
.
Среди всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья наибольшее число составляют дети, имеющие тяжелые и выраженные нарушения интеллекта. Очень важно не расширять это понятие и отграничивать истинно отсталых детей, у которых, помимо их позднего развития характерны грубые нарушения всех сторон психики, мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Речь, как правило, отличается глубоким недоразвитием. Прежде всего оно проявляется в значительном запаздывании всех этапов ее развития. Степень недоразвития речи соответствует уровню общего психического недоразвития. Память этих детей отличается малым объемом. И значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне. Внимание у детей, имеющих нарушения интеллекта, всегда в той или иной степени нарушено. Его трудно привлечь, оно мало устойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. В нашей стране учебно-воспитательная работа с детьми, имеющими тяжелые и выраженные нарушения интеллекта осуществляется в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях системы образования, здравоохранения. Дети с нарушениями интеллекта находятся в детских домах-интернатах, где с ними ведется учебно- воспитательная работа по специальной программе. В коррекционной школе на протяжении всех 9 лет обучения дети учатся чтению, письму, устной и письменной речи – что является формированием речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Их четыре: 1. Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию; 2. Аудирование (слушание) – восприятие звуков и их понимание; 3. Письмо – использование графических символов для передачи речи; 4. Чтение – восприятие графических символов и их понимание. Когда мы говорим о развитии речи, то предполагаем, что складывается она из основных элементов многолетнего педагогического опыта работы, в том числе и с детьми с ТУО( тяжелая умственная отсталость). 1. Обогащение словаря. 2. Грамматической речи учащихся: - словосочетание, предложение; - части речи;(только общее представление) 3. Работа с текстом (сочинения, изложения). 4. Творческие работы. 1. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Коррекционная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Сразу оговорюсь, что дети с нарушением интеллекта, лучше владеют «бытовым» словарным запасом. При помощи слов мышление человека связывается с объективной действительностью, но наши «особенные» дети, воспринимают слово, как абстрактную единицу. И если, изучая новое слово, учитель не подкрепит свою речь иллюстрацией или предметом, слово так и останется простым набором звуков.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов-словарных. Словарные слова - одна из проблем коррекционной школы. Если она не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает усугубляться. Учитывая особенности заболевания обучающихся, на повтор словарных слов отводится ежеурочно(!) определенное время. Ученики моего класса имеют личные, рукописные словари с обязательными иллюстрациями для лучшего запоминания. Поскольку дети живут в интернате, то социализация оставляет желать лучшего, и спасает только видео - экскурсия. Во всех: с 1 по 9 классах большое значение придается словарно-орфографической работе, в результате которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Словарики мы заводим сразу из общих тетрадей, чтобы хватило на несколько лет. Навык написания слов, в т.ч. и словарных во многом зависят от психологических возможностей детей, их активного словарного запаса, к сожалению, за редким исключением, мизерного. Для того, чтобы дети лучше запоминали словарные слова я использую следующие задания и вопросы. -Прочтение слова учителем «орфографически».(Медленно, по слогам, четко проговаривая каждый звук. При этом, настаиваю, чтобы проговаривали со мной). -Самостоятельное чтение слова ребенком.(В классе каждый читает вслух, жужжащим чтением, потом про себя. В классе из 5 человек умеют сливать слоги 3, остальные просто повторяют). -Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, тогда рисунки, видео фрагменты). Орфографическая работа над словом( самое трудное для детей с нарушением интеллекта) – Постановка ударения, выделение цветным карандашом трудной буквы. – Звукобуквенный анализ слова. – Деление слова на слоги и на слоги для переноса.( Хлопаем, считая слоги, кулачок к подбородку, слушая гласные). Заучивание правописания данного слова: – Подбор однокоренных слов.(Мы не выделяем корень слова, ищем родственные слова). – Составление словосочетания, предложения с этим словом. – Загадки, поговорки с данным словом. Запись слова в орфографический словарик, иллюстрирование нового слова. – Составление рассказа из нескольких изученных словарных слов. – Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.(Это работа может занять большую половину урока, а то и весь). – Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий). Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить (а в работе с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения), что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать обязательную систему повторения и приучать учащихся к работе со словарями различных видов (орфографический). Так как у нас дети с ТУО, работа с другими словарями просто невозможна.
2. Для работы над словосочетанием и предложением применяю такие психологические ситуации, в процессе которых учащимся необходимо высказаться, но в связи с тем, что речь умственно отсталых детей очень скудна, использую специальные речевые упражнения: рифмовка, скороговорка, доскажи словечко. 3. Творческие работы по развитию речи строю с учетом всех видов деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо). Также обязательным атрибутом в любом(!) классе является наглядность. 4.Работа с текстом (сочинения, изложения). Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, которые построены на подражании. Не стоит забывать, что объем памяти умственно отсталых детей ничтожно мал и поэтому за счет устного пересказа и письменного изложения 3-10 предложений обогащается речь школьника, он как-будто подражает писателю. Все педагоги коррекционных школ знают, как трудно научить психически больного ребенка строить предложения, проявлять инициативу и активность в рождении речи. И далеко не все обучающиеся даже одного класса в состоянии написать сочинение и изложение. Я в своей педагогической практике учитываю трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям. Предполагаю, что ученик, слушая или читая рассказ, сможет уловить мысль и передать ее своими словами. Для написания изложения использую такие виды работ: – Составляем план( не больше 3 пунктов, обязательная запись на доске). – Выделяем главную мысль( многоразовый повтор). Все «опасные» слова написаны на доске. – Сверяем написанное с записью на доске, в учебнике. – Каждый ученик, используя план, проговаривает изложение. Пишем. Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения. У детей с нарушением интеллекта лучше всего получаются сочинения повествовательного характера. При этом, неизбежны повторы слов, лексические ошибки. Работа по формированию навыка написания сочинения сродни работе над изложением. Различие заключается в кропотливой индивидуальной работе. В объяснительной записке к программе коррекционной школы отмечается ведущая роль развития речи в обучении русскому языку и литературному чтению. Работа по развитию речи ведется на протяжении всех лет обучения. Таким образом, практическая задача развития речи школьников реализуется через использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка. На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта как учителя-словесника, можно сделать следующие выводы: 1. В работе над развитием речи необходимо опираться на ведущий принцип коррекционной направленности, а также особенностей заболевания ребенка. 2. Для эффективности работы использовать разнообразную методическую вариативность по развитию речи (в любом возрасте очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки). 3.Знакомство с литературными произведениями помогает детям осознать свои чувства, приучает их последовательно, грамотно излагать свои мысли, повышает самоуважение. Здесь следует заметить, что не все умственно отсталые дети в состоянии правильно понять смысл прочитанного.
4. Грамотное и красивое и высказывание в устной и письменной форме формирует у детей уверенность в себе, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию, социализирует их. 5. Специальная задача коррекции речи школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них универсальных учебных действий, воспитания личности. Таким образом, развитие речи на уроках русского языка направлено на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.