"Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии"

Автор: Медведева Ольга Витальевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 43 с уиоп
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Краеведческий подход как средство формирования универсальных

учебных действий на уроках географии

1.

Особенности преподавания географии в условиях перехода на

ФГОС ООО
Современная школа всё настойчивее выдвигает на первый план образ выпускника как человека культуры, наделённого активной жизненной позицией, с широким и достаточно развитым для успешной социализации интеллектом. Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к новым Образовательным Стандартам требуют модернизации дидактической системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с реализацией идеи развития воспитательной направленности школьного географического образования через моделирование современного урока географии, которое обусловлено задачами стимулирования самостоятельности учащихся, развития стойкого познавательного интереса к географии, положительных мотивов к обучению. Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует перестройки образования, которое будет способствовать развитию у школьника высокой познавательной мыслительной активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. С особой остротой перед школой выдвигаются цели формирования и развития личности реб ѐ нка средствами обучения и воспитания, вед ѐ тся поиск эффективных путей их достижения. Это означает переход на более высокий уровень обучения школьников, который предполагает развитие таких качеств личности, как самостоятельность, творчество, активность. В основу стандарта общего образования второго поколения положена идея формирования российской идентичности, то есть формирования личности будущего россиянина как важнейшего условия укрепления российской государственности. Цель образования – становление развития высоконравственного, ответственного, инициативного, авторитетного гражданина, способного к творческой инновационной деятельности. Составляющими российской идентичности должны стать:  этническая и региональная идентичность как базовая идентичность человека.  гражданская идентичность россиянина, «Я – гражданин России». Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно- нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 1
Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:  семейной жизни;  культурно-регионального сообщества;  культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;  российской гражданской нации;  мирового сообщества. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 2
Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить родителей, родной край, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. «Мира не узнаешь, не зная своего края» - писал славный сын уральской земли П.П. Бажов. Чтобы любить искренне, необходимо знать свой край, свою малую родину. А для того чтобы знать необходимо изучать ее историю, природу, экономику. Если молодой человек будет интересоваться этим, значит вырастет гражданином, которому можно доверить страну. Из школьных стен должны выходить люди, для которых Россия – Родина, Земля – Кормилица. Необходимо помнить, что гражданственное воспитание – духовная безопасность России.
Таким

образом, целью моей работы является формирование положительной

идентичности и успешной социализации подростка в современных

социокультурных условиях в том месте, где он живет. Обращение к

региональной культуре, осознание ее ценности, приводит к тому, что

создается возможность для положительной само

идентификации,

воспитания патриотических чувств, толерантности, понимания единства

развития региона и России. Для достижения цели были определены

следующие задачи: использование географического и культурного

пространства региона при организации учебной и воспитательной

работы;

воспитание гражданина, знающего свой край, его историю,

культуру; создание условий для реализации самостоятельного научного

поиска учащихся.
Систематическое осуществление краеведческого подхода помогает целенаправленно формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, способствует развитию навыков научно- исследовательской работы. Свой край (город, район, область) ребята должны знать отлично, так как у каждого из них любовь к Родине связывается прежде всего с тем местом, где он родился и где он учится. «Патриотизм, – писал Илья Эренбург, – начинается с самого простого: с дерева возле дома, переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок…». Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного края. На уроках по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической географии даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания раннее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии на природу, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника.
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 3
Наиболее оптимальный с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, подростковый возраст, как пора осознания себя личностью, активного формирования социальных интересов, жизненных ценностей. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется присущей для этого периода специфической ситуацией развития, характеризующейся, с одной стороны, глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, и совпадением у современного поколения подростков этих процессов с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых, возрождением забытых ценностей. Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Каждый учебный предмет является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В географии ведущую роль играет
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 4
познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.
2.

Педагогический опыт
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. Анкетирование учащихся (представлено в папке «Мониторинг») показывает, что отдается предпочтение таким урокам, как путешествие, игра, урок - деловая игра, практикум, семинар, эксперимент, зачет, смотр знаний, интегрированный урок. При планировании урока необходимо четко определять цель, формулировать задачи и учить этому учащихся; более 50 % времени на уроке предусматривать на организацию активной, самостоятельной деятельности учащихся; учить учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; продуманно организовывать деятельность каждого ученика на протяжении всего урока, использовать дифференцированный подход к обучению; организовывать на уроке работу в разных режимах: коллективном, групповом, парами, индивидуально, ставить проблемные вопросы и направлять самостоятельный поиск ученика. Мною составлена программа использования краеведческого материала на уроках географии. Далее продемонстрируем, как посредством краеведческого подхода, удается формировать УУД на уроках географии. Краеведением занимаются представители разных наук, но наиболее близкой к краеведению оказывается география. А.С. Берг называл краеведение "географией родного края". Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. По образному выражению Н.Н. Баранского, они могут "увидеть мир в капле воды". Краеведческий подход дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу "от известному к неизвестному", "от близкого к далекому". Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию более отдаленных районов России и зарубежных стран. Конкретное проявление процессов географической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли.
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 5

Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 6

Познавательные УУД
Умение давать определение понятиям Понятия – основа теоретических знаний, логическая операция, выделяющая существенные признаки, отличающие понятия друг от друга
Свердло́

вская о́

бласть — субъект РФ, входит в

состав Уральского федерального округа,

административный центр

которого г.

Екатеринбург.

Задание: верно ли определение, можно

сформулировать его иначе?
Умение классифицировать Выделяем общие признаки; развиваем способность к комбинаторике.
Исеть, Чусовая, Пышма, Тура, Тавда. По каким

признакам объединены географические

объекты? Найди лишний.
Умение сравнивать Сравнение может быть по одному и по нескольким признакам .
Кавказские и Уральские горы;

западный и

восточный склон Урала
Умение моделировать В географии применяется при изучении: закономерностей размещения географических явлений и процессов, территориальных связей и взаимодействий, оптимального развития геосистем различного ранга.
Где лучше построить металлургический

комбинат? Как сохранить природно –

антропогенное равновесие ландшафтов вашей

местности?
Умение наблюдать Наблюдения за объектами гидросферы; за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды; фенологические наблюдения
Вести наблюдения за состоянием пруда в

Дендрологическом парке в сентябре – октябре -

ноябре
Умение экспериментировать Эксперимент предполагает проведение каких- либо практических действий с целью проверки и сравнения
Каков состав морской воды – эксперимент в 6

классе
Умения делать выводы и умозаключения Форма мышления, посредством, которой на основе имеющихся знаний и опыта выводится
Как будет меняться национальный состав

населения Свердловской области? Подберите

Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии. Медведева Ольга Витальевна. 201 5
Страница 7
новое знание.
географические аналоги города Екатеринбурга
Умение устанавливать причинно – следственные связи Это умение позволяет не только объяснять процессы, явления происходящие в природе и обществе, но и прогнозировать будущее
Почему западные склоны Урала получают

больше осадков, чем восточные?)
Освоение приемов логического запоминания информации, извлеченной из текста Чтение учебного текста; составление графической схемы; пересказ в парах с опорой на схему
Д/з – подбор иллюстративного материала по

данной теме (рисунки, фотографии,

репродукции картин)

Коммуникативные УУД
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; организация и планирование учебного сотрудничества; работа в группе; следование морально – этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Форма учебного сотрудничества – дискуссия на

тему «Где лучше жить: у нас или за границей?

Совместное рисование: ребята, сидящие за

одной партой, должны придумать, нарисовать

и представить иллюстрацию природной зоны

тайги или смешанных лесов.

Личностные УУД

Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии. Медведева Ольга Витальевна. 201 5
Страница 8
Предполагают жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения; выработку ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Участие в общественной жизни класса,

школы, района, города

Географические традиции в школе.

Ведение

географического

календаря в кабинете

географии, участие в районных и городских

акциях и мероприятиях. Акция «Марш

парков», «290 лет Екатеринбургу»

Ежегодный урок «День рождения

Екатеринбурга» 6-8 классы (18 ноября), «Урок

толерантности» 6 класс май, 7 класс 16

ноября (в Международный день

толерантности)

Система занятий ко дню местного

самоуправления 8-10 классы

Урок – игра «Знатоки географии» 7 класс

Сотрудничество с областной детской

библиотекой. Посещение выставок о

Екатеринбурге. Экскурсионная работа.

Элективные курсы краеведческого направления.

Регулятивные УУД
Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
В 6 - 7 классе

составляем по плану, используя

карты и справочную литературу, описание

реки, озера, моря, учимся самостоятельно

находить ошибки и оценивать работу.

В 8 -9 классе

, работая по предложенному и

самостоятельно составленному плану,

использовать наряду с основными и

Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии. Медведева Ольга Витальевна. 201 5
Страница 9

дополнительные источники информации

(справочная литература, сложные приборы,

интернет-ресурсы).

Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии. Медведева Ольга Витальевна. 201 5
Страница 10





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Душина И.В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.- М.: ООО Издательство «Астрель,2004, 218 с. 2. "Методика обучения географии в средней школе" (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1998 г. 3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М. Дрофа.2006. 4. Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. М.. 2007. 5. География. №14/2007. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения. 6. Авторские примеры заданий 7. Седых О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков в возрастных группах:11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет. Человек и общество: История и современность: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4 – Воронеж: ВГПУ, 2005. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. 9. Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008. 10. Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. 11. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. 12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении ФГОС основного общего образования.
Нормативные документы учителя географии
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. 2. Стандарт среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. 3. Примерная программа основного общего образования по географии.
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 11
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755) 5. «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ
Краеведческий подход как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Медведева Ольга Витальевна. 2015
Страница 12