"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Полховская Наталья Анатольева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 21 "Семицветик"
Населённый пункт: город Железнодорожный, Московской области
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: "Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ ЦРР д/с № 21 «Семицветик» «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста» ( Представление педагогического опыта) Воспитатель Полховская Н.А. г.Железнодорожный, 2015г.
Свое выступление я хочу начать со слов об эмоциях. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками. Поэтому девиз мой звучит так: « Мы на свет родились, чтобы радость дарить!». Я хочу поделиться с Вами опытом работы по теме «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста». Работая в дошкольном образовательном учреждении уже 3 год, столкнулась с одной из самых серьезных социальных проблем, с которой наверняка сталкиваются многие мои коллеги - это нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей. Я обратила внимание на то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. А технологизация современной жизни, к сожалению, замыкает детей на компьютерах, телевизорах, отсюда серьезные трудности в общении с окружающими. Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой, а также пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я узнала, что именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы у ребенка. Отсюда мы видим и актуальность данной темы. В своей работе я поставила такую
цель
: обогащение эмоциональной сферы ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через взаимодействие и познание окружающего мира.
Задачи я поставила перед собой такие:
• обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «с собой»; • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении; • формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей; • формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний; • выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и взрослыми; • создание основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка. Механизм решения данной проблемы я видела в том, что в качестве одних из важных задач воспитания должны рассматриваться формирование: - «умных» эмоций, -коррекция недостатков эмоциональной сферы. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно- воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже
понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. Для этого я использовала следующие методические средства: -ролевые игры; -психогимнастические игры; -коммуникативные игры. Своей находкой считаю реквизиты для игр, которые изготовила сама и с помощью родителей «коврики злости и радости», «уголок настроения», «подушка для битья» и др., которые использовала на своих занятиях. (остановиться на одном реквизите подробнее). Надо отметить, что в психологии существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной является классификация К. Изарда, в основу которой положены фундаментальные эмоции: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, интерес, горе, презрение, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Этой классификации я и придерживалась в своей работе. А также в своей работе я использовала эмоционально-символический метод Дж. Аллона в частности групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали и т.д. Этот метод я реализовывала с помощью следующих упражнений: -коммуникативные упражнения; -игры-драматизации; - дидактические игры; - пальчиковую гимнастику. Эти упражнения способствовали развитию основ произвольности психической регуляции у детей, помогали решать следующие задачи: -фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; -подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения; -повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения. Использование данных методик способствовало формированию и развитию положительных эмоциональных состояний у детей, формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных состояний, а также созданию основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка. Для выявления результатов работы над данной темой я совместно с психологом провела исследование. Надо сказать, что существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, например, Л.П.Стрелкова предлагала выявить особенности эмоционального развития ребенка и оценить его эмоциональное состояние используя наблюдение, эксперимент и проектировочные рисуночные тесты. Мы же использовали методику Люшера. Суть первого исследования состоит в том, что р ебенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Анализ результатов исследования в начале учебного года показал, что основная масса детей испытывали трудности при изображении с помощью жестов и пантомимики заданные виды эмоций. На конец учебного года значительно возросло количество детей, которые без особого затруднения выражали с помощью мимики и пантомимики заданные им виды эмоций. Можно сделать следующий вывод: результат исследования подтверждает результативность проводимых мною мероприятий направленных на формирование у детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) - средствами выражения эмоциональных состояний; Суть второго исследования заключалась в том, чтобы изучить восприятие детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?» Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, которые без затруднения определяли графические изображения эмоций. Делаем вывод: полученные результаты исследования подтвердили эффективность проводимых мною занятий с детьми, направленных на опознание эмоций с помощью графических изображений. Результаты психодиагностического исследования эмоционального фона детей, проведенного по цветовому тесту М. Люшера. Исследование проводилось два раза в год и анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество детей, у которых преобладает положительный (72%) и нормальный (22%) эмоциональный фон. Количество детей с отрицательным эмоциональным фоном на конец учебного года снизилось. Вывод: эти результаты исследования подтверждают результативность проводимых мною мероприятий. Подводя итог нужно сказать следующее: Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. В чем и заключалась моя работа. Считаю, что мой опыт работы помог мне изучить эмоциональную сферу детей. Позволил разнообразить комплексную работу по коррекции эмоциональной сферы дошкольника и снять барьеры в общении. Нужно отметить также, что главной составляющей в своей работе считаю работу с родителями. Любая профессиональная деятельность воспитателя может дать хорошие результаты лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают посильную помощь воспитателю в решении тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и семье – непременное условие социально - эмоционального развития детей. Свою работу с родителями строю по следующим правилам: -родители активные участники всех групповых и общегрупповых мероприятий; - родители активные участники всех родительских собраний; - родители активные помощники воспитателя во всех мероприятиях. В перспективе работы по данной теме считаю нужным продолжить работу с родителями, а точнее разработать программу, т.к. именно они являются помощниками и союзниками в работе воспитателя. Опытом работы по данной теме я уже делилась со своими коллегами, с родителями на родительских собраниях. Считаю, что данный опыт работы будет полезен в связи с актуальностью данной темы.