"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Полховская Наталья Анатольева Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 21 "Семицветик"
Населённый пункт: город Железнодорожный, Московской области
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: "Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"
МБДОУ ЦРР д/с № 21 «Семицветик»
«Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста»
( Представление педагогического опыта)
Воспитатель
Полховская Н.А.
г.Железнодорожный, 2015г.
Свое выступление я хочу начать со слов об эмоциях. Эмоции играют важную роль в
жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства
господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и
выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице,
в позе, жестах, во всем поведении. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые,
непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми
приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны
объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения
общаться со сверстниками. Поэтому девиз мой звучит так: « Мы на свет родились, чтобы
радость дарить!».
Я хочу поделиться с Вами опытом работы по теме «Развитие эмоционального
мира детей младшего дошкольного возраста». Работая в дошкольном образовательном
учреждении уже 3 год, столкнулась с одной из самых серьезных социальных проблем, с
которой наверняка сталкиваются многие мои коллеги - это нарушение коммуникативных
навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей. Я обратила внимание на
то, что эмоциональной сфере ребенка, к сожалению, не всегда уделяется достаточное
внимание в отличие от его интеллектуального развития. А технологизация современной
жизни, к сожалению, замыкает детей на компьютерах, телевизорах, отсюда серьезные
трудности в общении с окружающими.
Начав работу по данной теме, я изучила методическую литературу. Особенно
ценными для меня оказались справочник дошкольного психолога Г.А.Широковой,
а также
пособие для практических работников ДОУ Т.А.Данилина «В мире детских эмоций», я
узнала, что именно в дошкольный период особенно активно развиваются психические
процессы у ребенка. Отсюда мы видим и актуальность данной темы.
В своей работе я поставила такую
цель : обогащение эмоциональной сферы
ребенка в процессе накопления жизненного опыта и знаний через взаимодействие и
познание окружающего мира.
Задачи я поставила перед собой такие:
•
обучение детей пониманию себя и умению быть в мире «с собой»;
•
воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства
понимания и потребности в общении;
•
формирование и развитие положительных эмоциональных состояний у детей;
•
формирование у детей умений практического владения выразительными
движениями (мимикой, жестами) – средствами выражения эмоциональных
состояний;
•
выработка положительных черт характера, способствующих лучшему
взаимопониманию и полноценному общению ребенка со сверстниками и
взрослыми;
•
создание основы для формирования в дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Механизм решения данной проблемы я видела в том, что в качестве одних
из важных задач воспитания должны рассматриваться формирование:
- «умных» эмоций,
-коррекция недостатков эмоциональной сферы.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои
эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты
психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с
фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-
воспитательного процесса, так и на занятиях, где дети переживают эмоциональные
состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а
также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том,
что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже
понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и
детям.
Для этого я использовала следующие методические средства:
-ролевые игры;
-психогимнастические игры;
-коммуникативные игры.
Своей находкой считаю реквизиты для игр, которые изготовила сама и с
помощью родителей «коврики злости и радости», «уголок настроения», «подушка
для битья» и др., которые использовала на своих занятиях. (остановиться на одном
реквизите подробнее).
Надо отметить, что в психологии существует несколько классификаций эмоций.
Одной из них, наиболее удобной является классификация К. Изарда, в основу которой
положены фундаментальные эмоции: радость, удивление, гнев, отвращение, страх,
интерес, горе, презрение, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории,
являются производными. Этой классификации я и придерживалась в своей работе.
А
также в своей работе я использовала эмоционально-символический метод Дж. Аллона
в частности групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха,
печали и т.д. Этот метод я реализовывала с помощью следующих упражнений:
-коммуникативные упражнения;
-игры-драматизации;
- дидактические игры;
- пальчиковую гимнастику.
Эти упражнения способствовали развитию основ произвольности психической
регуляции у детей, помогали решать следующие задачи:
-фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
-подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
-повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Использование данных методик способствовало формированию и развитию
положительных эмоциональных состояний у детей, формирование у детей умений
практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами
выражения эмоциональных состояний, а также созданию основы для формирования в
дальнейшем адекватной самооценки ребенка.
Для выявления результатов работы над данной темой я совместно с психологом
провела исследование. Надо сказать, что существует большое количество методов
психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Так, например,
Л.П.Стрелкова предлагала выявить особенности эмоционального развития ребенка и
оценить его эмоциональное состояние используя наблюдение, эксперимент и
проектировочные рисуночные тесты. Мы же использовали методику Люшера.
Суть первого исследования состоит в том, что р
ебенку предлагают
продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика
(девочку).
Анализ результатов исследования в начале учебного года показал, что основная масса
детей испытывали трудности при изображении с помощью жестов и пантомимики
заданные виды эмоций.
На конец учебного года значительно возросло количество детей, которые без особого
затруднения выражали с помощью мимики и пантомимики заданные им виды эмоций.
Можно сделать следующий вывод: результат исследования подтверждает
результативность проводимых мною мероприятий направленных на формирование у
детей умений практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) -
средствами выражения эмоциональных состояний;
Суть второго исследования заключалась в том, чтобы
изучить восприятие детьми
графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха,
гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года
возросло количество детей, которые без затруднения определяли графические
изображения эмоций.
Делаем вывод: полученные результаты исследования подтвердили эффективность
проводимых мною занятий с детьми, направленных на опознание эмоций с помощью
графических изображений.
Результаты психодиагностического исследования эмоционального фона детей,
проведенного по цветовому тесту М. Люшера. Исследование проводилось два раза в год и
анализ результатов исследования показал, что в конце учебного года возросло количество
детей, у которых преобладает положительный (72%) и нормальный (22%) эмоциональный
фон. Количество детей с отрицательным эмоциональным фоном на конец учебного года
снизилось.
Вывод: эти результаты исследования подтверждают результативность проводимых
мною мероприятий.
Подводя итог нужно сказать следующее: Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит
от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По мере развития личности
у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической
саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и
действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли,
желания и возможности гармонию духовной жизни. Как я уже говорила родители и
воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с
ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший
источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым
необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те
или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. В чем и
заключалась моя работа. Считаю, что мой опыт работы помог мне изучить
эмоциональную сферу детей. Позволил разнообразить комплексную работу по коррекции
эмоциональной сферы дошкольника и снять барьеры в общении.
Нужно отметить также, что главной составляющей в своей работе считаю работу
с родителями. Любая профессиональная деятельность воспитателя может дать хорошие
результаты лишь в том случае, если родители детей являются его единомышленниками и
принимают активное участие в жизнедеятельности группы, оказывают посильную помощь
воспитателю в решении тех или иных вопросов. Преемственность в воспитании и
обучении детей в детском саду и семье – непременное условие социально -
эмоционального развития детей.
Свою работу с родителями строю по следующим правилам:
-родители активные участники всех групповых и общегрупповых мероприятий;
-
родители активные участники всех родительских собраний;
-
родители активные помощники воспитателя во всех
мероприятиях.
В перспективе работы по данной теме считаю нужным продолжить работу с
родителями, а точнее разработать программу, т.к. именно они являются помощниками и
союзниками в работе воспитателя.
Опытом работы по данной теме я уже делилась со своими коллегами, с родителями
на родительских собраниях. Считаю, что данный опыт работы будет полезен в связи с
актуальностью данной темы.