"Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса"

Автор: Заглядина Елена Петровна
Должность: учитель Изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 44
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья по ИЗО
Тема: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства,

как одно из условий повышения качества и эффективности

образовательного процесса.

Заглядина Елена Петровна
учитель Изо и черчения МАОУ СОШ № 44 г. Уфы Республики Башкортостан, высшей категрии «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». [1] Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Цели использования ИКТ на уроках Изо: -сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); - приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; - установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником; -помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации
образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. [2] Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. [3] Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может
обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров казахского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал
.
Применение ИКТ на уроках - расширяет возможность самостоятельной деятельности; - формирует навык исследовательской деятельности; - обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; - а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Преимущества использования ИКТ 1. Индивидуализация обучения; 2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. Рост объема выполненных на уроке заданий; 4. Расширение информационных потоков при использовании Internet. 5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. 6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера. Использование ИКТ позволяет проводить уроки: - На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация). - Обеспечивает наглядность. - Привлекает большое количество дидактического материала. - Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. - Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания). Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни». [4] Я уверена, что широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
Использованная литература [1] - древняя мудрость. [2] - Н.Г. Горяева «Первые шаги в мире искусства» 1991гд [3] – газета «Учительская плюс», 2013 год [4] - Е.И.Рерих, художник. 1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994. 2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – 3. 4. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. 5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988. 6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994. 7. Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6. 8. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44