Напоминание

"Циклограмма игровой деятельности воспитанников"

Автор: Гамаюнова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Алёнушка" с.Шабаново"
Населённый пункт: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Циклограмма игровой деятельности воспитанников"
Дата публикации: 05.12.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ «Детский сад № 12 «Алёнушка»с.Шабаново»

Циклограмма игровой деятельности воспитанников

Методическая разработка

Составитель: Гамаюнова Н.А.

Воспитатель первой квалификационной категории

С.Шабаново 2018г.

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Краткая характеристика детских игр

3.

Циклограмма организации игровой деятельности в средней группе

4.

Развитие и руководство игровой деятельностью

5.

Методические рекомендации для воспитателя

6.

Заключение

7.

Список литературы

8.

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт

повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей

главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с

социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной

подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Социальный

мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или

виртуальным общением. Поэтому, мы- воспитатели детских садов, просто обязаны

вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую. Игру, в

которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт

мир, отношения объектов и людей в этом мире. Игру, в которой ребёнок «примеряет»

на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление,

эмоции, воображение. Возвращение игры безусловно приветствуется педагогами, но в

связи с этим возникают вопросы при планировании игровой деятельности. Как создать

условия для оптимизации игровой активности дошкольников в каждой возрастной

группе? Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при

умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый

уровень развития игровой деятельности. Игра динамична там, где

руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех

факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой

деятельности на всех возрастных ступенях. В связи с этим, нами определена

тема исследования: «Составление циклограммы игровой деятельности.

Цель исследования: теоретически выявить классификацию игр и составить

циклограмму игровой деятельности для воспитанников средней группы.

Гипотеза исследования: предполагается, что руководство в предметно-игровой среде

группы будет осуществляться более успешно при систематическом использованием

всех видов игр, согласно их

классификации и участию взрослого как партнера в детской деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме

исследования.

2. Рассмотреть классификацию игр детей данного возраста.

3. Разработать циклограмму игровой деятельности в средней группе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован

качественный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

исследования.

Практическая значимость работы состоит в разработке классификации

игр и методического сопровождения к их проведению, которая поможет

педагогу включать их в планирование с учётом возраста детей и в

соответствии с требованиями ФГОС.

Основное содержание работы изложено на страницах.

Краткая характеристика детских игр

Все игры дошкольников делятся

на две основные группы: творческие

и игры с

правилами.

Творческие –игры делятся на сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные,

игры со строительным материалом. Таким играм свойственны такие черты как:

эмоциональная насыщенность, свобода, самостоятельность, активность, творчество

детей.

Игры

с

правилами- игры,

предназначенные

для

решения

определенных

задач

обучения и воспитания детей.

Это игры с готовым содержанием, с фиксированными

правилами.

Краткая характеристика форм организации детских игр

1.Игры, инициаторами которых становятся сам дети-самостоятельные игры:

сюжетно-ролевые;

театрализованные;

игры со строительным материалом.

2. Игры, рождающиеся по инициативе педагога:

обучающие с ярко выраженной задачей ;

дидактические ( по содержанию - математические, речевые, природоведческие;

по дидактическому материалу- с предметами и игрушками, настольно-печатные,

словесные);

подвижные( малой, средней, большой подвижности);

досуговые, являющиеся формой отдыха или сменой деятельности (игры-забавы;

игры-развлечения, интеллектуальные, театрально-постановочные)

Среднюю группу посещают дети от 4-5 лет. В целом ребенок самостоятелен в игре, но

он по- прежнему нуждается в поддержке воспитателя. Чтобы наиболее целесообразно

наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации

игровой

деятельности

я разработала циклограмму. Это своего рода расписание

проведения детских игр на неделю.

Циклограмма работы воспитателя по развитию игровой деятельности

в средней группе

1. Использовать разнообразную тематику детской игры по мотивам известных

сказочных и литературных сюжетов;

2.

Обеспечить

условия

для

свободной,

самостоятельной

индивидуальной

игры

(режиссёрской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка;

3. Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с

разными ролями партнёров, менять игровую роль;

4. Поощрять самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах;

5.

В

случае

необходимости

помогать

ребёнку,

подключиться

к

игре

сверстников,

находя для себя подходящую по смыслу роль;

6. Делать существенный акцент на ролевом диалоге;

7. Самому воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра;

8. В ходе игры не придерживаться жёсткого плана, а импровизировать, принимая

предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий;

9. Учить развёртывать совместную игру в небольших подгруппах, учитывая сюжетные

замыслы партнёров;

Дни недели

Утро (игры перед и

после завтрака)

Самостоятельная

игровая

деятельность

Вечер (игры после

дневного сна)

Понедельник

- Д/И по познанию

- Игры ситуации по

формированию КГН

- Игры с конструктором

- С/р игры на бытовые

сюжеты «Семья», Гости»

и т.д

- Д/И природоведческого

характера

Вторник

- Игры с элементами лого

ритмики

- Д/И по развитию речи

- Игры по художественно-

эстетическому развитию

- Театрализованные:

этюды и постановки по

содержанию сказок

- Д/И по сенсорике

Среда

- Хороводные игры

- Д/И по безопасности

- Настольно-печатные

игры: «Мозаика»,

«Пазлы», «Лото»,

головоломки, ребусы

- С/р игры на

производственные темы:

«Поликлиника», «Повар»,

«Почтальон» и т.д.

- Пальчиковые игры

Четверг

- Артикуляционные игры

- Подвижные игры

Строительно-

конструктивная игра

- Опыты, эксперименты

- Соревнования

Пятница

- Социально-

коммуникативные игры

- Игры-шнуровки на

развитие мелкой моторики

- Д/И по экологии

- Игровые ситуации

- Спортивные игры

- Игры-забавы

интеллектуального

характера

Развитие и руководство игровой деятельностью

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому,

какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой

деятельности ребёнка, является подбор игрушек и игровых пособий. Мною созданы

большие возможности, чтобы дети играли:

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников

и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно —

ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит

ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Большая

роль

в

развитии

сюжетно

ролевой

игры

принадлежит

воспитателю.

Педагог

способствует

развитию

её

замысла,

расширению

содержания,

уточнению

игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель

должен

стремиться

к

тому,

чтобы

эти

отношения

закреплялись,

становились

реальными

отношениями

детей

и

вне

игры.

Педагог

оказывает

воспитывающее

воздействие

через

роли,

выполняемые

детьми.

Для

того

чтобы

игра,

возникнув,

перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.

Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это

требует

большого

искусства,

профессионального

мастерства

и

любви

к

детям,

основанного на знании педагогики и психологии игры.

В

теории

сложились

разные

подходы

к

руководству

сюжетно-ролевыми

играми

детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и

включает следующие компоненты:

обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного

и игрового опыта;

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное

на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения

игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по

собственной инициативе.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в

игре.

Через

выполняемую

роль

он

воздействует

на

развитие

содержания

игры,

помогает включению в неё всех детей, особенно робких.

Режиссёрские игры

- Благодаря играм у детей

активизируется и совершенствуется

диалогическая речь, закрепляется звукоподражание знакомым животным, развивается

слуховое внимание, фантазия, интерес к сценическому искусству. У детей должен быть

наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя.

С

помощью

игр

-

драматизаций

дети

лучше

усваивают

идейное

содержание

произведения,

логику

и

последовательность

событий,

их

развитие

и

причинную

обусловленность.

Режисёрская игра «Теремок» Драмотизация рнс

«Репка»

В хороводных играх - создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения

согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время, исключая

конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам.

Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического

творчества. Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с

другом, они учатся выражать свои эмоции, «договариваться» чувствовать состояние

сверстника. Помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья,

доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом.

Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное

послушание.

Дидактические игры Особая группа игр, специально созданных научной педагогикой

для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым

содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным

компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка

при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч

построить дом, попасть в цель и т.п.). В зависимости от характера обучающей задачи

игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры,

которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

по познанию

природоведческого характера в Творческой мастерской

Конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают

окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Подвижные игры– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность

ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий,

связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игры-эксперименты - представляют собой один из видов дидактической игры.

это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное

действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе

заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании,

закреплении знаний и навыков.

Настольно-печатные игры: «Мозаика», «Пазлы», «Лото»

Методические рекомендации для воспитателя

по развитию игровой деятельности в группе

1.

Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по

мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

2.

Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры

(режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние

ребёнка.

3.

Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии

с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

4.

Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших

подгруппах.

5.

Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре

сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

6.

Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

7.

Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

8.

В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует,

принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

9.

Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая

сюжетные замыслы партнёров.

10.Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для

развёртывания интересного сюжета.

11.Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять

себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

12.Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не

отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

13.Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры

1.

Задачи: образовательные: по формированию сюжета игры. Использование

художественного слова и художественной деятельности;

развивающие: воображения, наблюдательность, подражание. Развитие речи и

активизация словаря.

воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение

правил по сюжету игры;

трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;

2.

Методические приёмы по руководству игрой. Участие воспитателя с группами

детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с

малоактивными детьми.

3.

Подготовка материала к данной игре.

4.

Подготовка воспитателя к данной игре: изучение методической литературы;

составление плана игры, конспекта; приготовление атрибутов с детьми и

родителями.

5.

Деятельность детей в игре: распределение по игровым группам; перечень

правил о каждой игре.

6.

Ход игры.

Заключение

Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру

ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является

основой

творческого

развития

ребёнка,

развития

умения

соотнесения

творческих

навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем

самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих

способностей ребёнка без использования методов принуждения. В настоящее время

наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. В

последнее

время

актуальной

является

проблема

внедрения

в

образовательную

практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. От правильного

руководства игрой, от своевременного обогащения игр зависит успех выполнения

игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе. На основе

анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.И

Жуковская и др.) делаю вывод, что психологические и развивающие возможности

игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать

их. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в играх дошкольников и

осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей,

необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем

значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное,

уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На

каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать

моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и

создание условий для самостоятельной детской игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста, -

Москва, «Просвещение», 2007. - 424с

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка

[Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6.

3. Зворыгина Е. В Комарова Н. Педагогические условия формирования

сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989 г. № 5. С. - 31-40.

4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/А.Н.Леонтьев. – М., 1981.-

С.447.

5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие

для воспитателя. 2-е изд., испр. [Текст]/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. -

М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. - 96 с.

6. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история,

современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.- С. 43-48.

7. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л.Новоселова //

Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М. : Мозаика-

Синтез, 2014.- 352 с.

9. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. –

М.: Просвещение, 1986.- С.448.

10. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца [Текст]

/А.П.Усова. – М.: Просвещение, 1976.- С.56.

11. Федеральный закон от 20.12.2012г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» / статья 11;84.

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.-

С.27.

Приложение 1

Дидактические игры по речевому развитию.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч,

должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея

шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2.

Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто

кукует?» и т.д.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а

сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры

вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у

овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая

мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный

Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на

заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт

песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает

из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет

существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек,

животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка,

корабль, человек…

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок –

яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед

– железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня –

семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка –

гусеницей Взрослый – ребёнком

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч

обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У

кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У

верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать

способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое

слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква,

лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе.

Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример:

Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз –

глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы

тигрёнок – тигрята

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков

словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая

мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу

их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У

тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося –

лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда –

верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у

курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти,

ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него

ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня,

яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что

бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает

колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие

внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно

каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому

обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор,

огурец, редиска

.

Дидактические игры по познавательному развитию.

«Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое

внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие,

которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а

потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное

животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А

что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое

внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове.

Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша...

Ро-ро-ро — у нас новое вед...

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го...

Ри-ри-ри — на ветках снеги...

Ар-ар-ар — кипит наш само....

Ры-ры-ры — детей много у го...

«Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем

загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое

мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой

вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами

вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила

весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать

всю весну...»

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем

года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и

читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение

птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

«Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению;

активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют

как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка —

рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

«Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать

внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят

слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка .... (узкая).

«Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в

природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям,

предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

«Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение

и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

«Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или

животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят

«Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из

игры.

«Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать

насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему

живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая -

должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая

подгруппа.

«Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц

по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к

птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а

другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои

вопросы задает другая подгруппа.

Подвижные игры по физическому развитию.

«Мы ребята смелые»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом

направлении, по доске, по наклонной доске.

Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь.

Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре.

Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.

Оборудование: кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая

разведчиков.

Мы ребята смелые,

Ловкие, умелые.

Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении)

По мостам (по доске)

Влезем на гору высоко (по наклонной доске)

Видно нам с нее далёко.

А потом найдем дорожку

И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

«Щенок»

Цель. Воспитывать желание оказывать помощь.

Упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой,

быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу.

Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке.

Формировать зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Оборудование: гимнастическая стенка, игрушка – собачка.

Описание.

На забор залез щенок,

А спуститься сам не смог.

Высоты мы не боимся

И помочь ему стремимся.

Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на

гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким

образом спасая его.

«Зайчата»

Цель. Воспитывать умение подчиняться правилам игры.

Развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка, который будет выполнять

роль Волка. Остальные дети – Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося:

Мы. Зайчата смелые,

Не боимся волка.

Спит зубастый серый волк

Под высокой елкой. ( волк просыпается и старается поймать зайчат)

Мы, зайчата, не просты:

Разбежались под кусты. (дети бегут за стулья)

«Ручеек»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота –

50см.), не задевая предметы.

Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей

действительности.

Описание. Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова:

Ручеек течет, журча,

Камни огибает

Так водичка ключа

В речку попадает.

«Пастух и коровы»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Совершенствовать навыки ползания на четвереньках.

Развивать ориентировку в пространстве.

Описание. Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху,

который в это время произносит:

Милые коровушки,

Белые головушки!

Злой колдун здесь побывал

И коров заколдовал.

На зеленом на лугу

Я буренкам помогу.

Будут все коровы

Веселы, здоровы.

Дети изображают коров, мычат. Они приближаются к Пастуху. Он касается их рукой,

расколдовывая, после чего дети пляшут.

«Лошадки»

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Развивать навыки бега в среднем темпе.

Отрабатывать произношение звука – «ц» .

Развивать ориентировку в пространстве.

Описание: Дети бегают по площадке, изображая лошадей.

Цок, цок, цок –

Цокают копытца.

Бегают лошадки,

Им воды б напиться.

Топ, топ, топ –

Перешли они в галоп.

К речке быстро прибежали,

Весело заржали!

Тпру!

Игры по социально-коммуникативному развитию.

« Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как

бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по

желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые

слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые,

ласковые слова.

«Волшебная палочка».

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его

называет.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем

общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно

преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом, и держаться за плечи

впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро,

пролезть под стол и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия

(здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка,

милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня

нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама

сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе

яблоко ?

«Кузовок».

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к

ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно

назвать.

«Добрые слова».

Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно

назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за

игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить

причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить

игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей,

готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для

лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не

законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание,

умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя ,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки

описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и

внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые,

бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего

партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько

ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем,

как ее можно ласково назвать.

Сюжетно-ролевые игры

Семья

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между

детьми.

Игровой материал. Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная

одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.

Ход игры.

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы

«Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения

рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки

для игры. Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они

играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке,

в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить

шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с

родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа

заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка

простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со

стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление,

предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно

вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети

по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие

игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали,

читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить

бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать

различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом,

приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно

договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и

приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском

саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть

младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и

рассмотреть в ней иллюстрации. В группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и

все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из

них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме

ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама»,

«папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная

посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель,

выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать

малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву —

«лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и

предложить им роли «Ясочки», «друга папы — шофера», который может отвезти всю

семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но

также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения

детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать,

переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и

дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад»,

принимать участие в: «утренниках»; «днях рождения»; чинить игрушки; «мамы и папы» с

детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или

«шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где

его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

Шоферы

Цель. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут

развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование

положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду

шофера.

Игровой материал. Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка,

строительный матери ал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю следует начать с организации специальных

наблюдений за| деятельностью шофера. Они должны направляться педагогом и

сопровождаться его рассказом, объяснением. Хорошим поводом для первого детального

знакомства детей с работой шофера может служить наблюдение за тем, как в детский сад

привозят продукты. Показан и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез м что

из этих продуктов потом будут готовить, надо осмотреть с детьми машину, в том числе и

кабину шофера. Желательно организовать постоянное общение с шофером, который

привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой.

Следующий этап в подготовке к игре — это наблюдение за тем, как привозят продукты в

соседние магазины. Гуляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у

другого магазина и понаблюдать, как выгружают привезенные продукты: молоко, хлеб,

овощи, фрукты и т. д. В результате такого наблюдения ребята должны понять, что быть

шофером — это вовсе не значит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на

машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко, и т. д.

Также перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж, к бензозаправочной

колонке, к оживленному перекрестку, где есть милиционер-регулировщик.

Воспитателю желательно провести еще одну экскурсию в гараж, но не в любой гараж, а в

тот, где работает шофером папа одного из воспитанников данной группы, там папа

расскажет о своей работе.

Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной

пользе являются од ним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или

матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.

Впечатления, полученные детьми во время таких прогулок и экскурсий, надо закрепить в

беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необходимо

акцентировать общественную значимость деятельности шофера, подчеркнуть значение

его деятельности для других.

Затем воспитатель может организовать обыгрывание игрушечных автомобилей.

Например, детям дают вылепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и

кондитерские изделия, мебель, сделанную из бумаги. Воспитатель советует отвезти

продукты в детский сад, товары в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом,

покатать кукол, отвезти их на дачу и т.д.

Для обогащения опыта детей, их знаний надо показать ребятам на улице разные

машины (для перевозки молока, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, скорую

медицинскую помощь, по возможности показать в действии машины, поливающие улицы,

подметающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом

педагогу надо подчеркнуть, что все, что делают эти машины, можно осуществить только

благодаря деятельности шофера.

Педагогу также следует закрепить полученные детьми во время прогулок и экскурсий

знания, рассматривая с ними картины, изображающие улицу с различными видами

машин, и в подвижной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо приготовить

картонные рули и палочку для регулировщика. Суть игры заключается в том, что каждый

ребенок, управляя рулем, движется по комнате в том направлении, которое указывает ему

милиционер своей палочкой (или рукой). Регулировщик может менять направление

движения, останавливать транспорт. Эта простая игра при хорошей организации

доставляет детям много радости.

Одним из этапов в подготовке детей к сюжетной игре может быть просмотр фильма,

показывающий какой-нибудь конкретный случай деятельности шофера и разные виды

машин.

Одновременно на протяжении двух недель желательно прочитать несколько

рассказов из книги Б.Житкова «Что я видел?», провести несколько занятий по

конструированию из строительного материала («Гараж для нескольких автомашин»,

«Грузовой автомобиль») с последующим обыгрыванием построек. Хорошо разучить с

детьми подвижную игру «Цветные автомобили» и музыкально-дидактическую игру

«Пешеходы и такси» (муз. М.Завалишиной).

На участке дети вместе с воспитателем могут украсить разноцветными флажками

большой грузовой автомобиль, возить на нем кукол, на прогулках строить в песке мосты,

туннели, дороги, гаражи.

Проведение игры можно начать в разных вариантах.

Первый вариант может быть следующим. Воспитатель предлагает детям переехать на

дачу. Сначала педагог предупреждает детей о предстоящем переезде и что надо собрать

вещи, погрузить их в машину и сесть самим. После этого воспитатель назначает

водителя. По дороге обязательно надо рассказывать детям о том, мимо чего проезжает

машина. В результате этого переезда кукольный уголок перемещается в другую часть

комнаты. Разобрав вещи на даче и устроившись на новом месте, педагог попросит

шофера привезти продукты, потом повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку

купаться и загорать и т.д.

Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим

игровым темам, таким как «Магазин», «Театр». «детский сад» и др.

Еще одним из вариантов развития данной игры может быть следующий.

Воспитатель берет на себя роль «шофера», производит осмотр машины, моет ее, с

помощью детей заправляет бак бензином. Затем у «диспетчера» выписывает путевой

лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. «Шофер» уезжает на

строительство жилого дома. Далее сюжет развивается таким образом: шофер помог

построить дом.

Затем в игру воспитатель вводит несколько ролей «шоферов», «строителей». Дети

вместе с воспитателем строят новый дом для Яси и ее мамы и папы.

После этого педагог призывает детей поиграть самостоятельно и напоминает

детям, что они и сами могут поиграть, как захотят.

При последующем проведении игры в «шоферов» воспитатель вносит новые

игрушки – машины различных марок, которые он изготавливает вместе с детьми,

светофор, бензозаправочную колонку и др. Также дети совместно с воспитателем

могут сделать новые недостающие игрушки (инструменты для ремонта автомобилей,

фуражку и палку милиционера-регулировщика), усовершенствовать готовые игрушки

( приделать при помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к

автобусу, превращая его в настоящий троллейбус). Все это способствует поддержанию

интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в игре.

В этом возрасте игры детей в «шоферов» тесно переплетаются с играми в

«строительство», поскольку шоферы помогают строить дома, заводы, плотины.

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать

чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки»,

«мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине,

расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный

супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и

прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли

продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по

отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д.

Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар,

советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо

обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше

дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

У врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами,

воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести

понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр,

шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и

чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные

дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К

врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому

что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем

действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет

его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу.

Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель

обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей

заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач

лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как

дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не

забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Хороводные игры

Капуста

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо

поют:

Вейся, вейся, капуста моя,

Вейся, вейся, белая.

Как мне, капусте, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые

держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний

поворачивается и «завивает капусту», т. е. перебрасывает через плечо руку,

которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота,

третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается»

вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится

«вилок капусты». Это получается очень весело. Затем капуста начинает

«развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время

сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным

и протяжным.

Заинька

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг,

Скорей, скорей, выйди в круг,

Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на

середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, то в другую сторону, а играющие

хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки,

Серенький, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все

играющие:

Заинька, умой личико,

Серенький, умой личико.

Сверху донизу умой личико,

Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку.

Сзади, спереди пригладь шерстку,

Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие

повторяют:

Заинька, причешись,

Серенький, причешись.

Да получше причешись,

Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка

Пляшет, пляшет казачка,

Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет,

пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный

становится «заинькой».

Колпачок

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные

играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на

ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«Встаньте, дети, встаньте в круг»

Воспитатель берет одного ребенка за руку и просит остальных детей тоже взяться за

ручки, образуя цепочку. Он предлагает малышам сначала походить по комнате

цепочкой, а затем сомкнуть круг.

Можно также предложить детям встать в круг вокруг какой-нибудь игрушки или

ребенка. Затем, напевая песенку, взрослый ведет хоровод по кругу сначала в одну, а

потом в другую сторону:

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Самый лучший друг!