Напоминание

"План воспитательной работы в работе классного руководителя"

Автор: Безлюдная Светлана Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Экономический лицей"
Населённый пункт: новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "План воспитательной работы в работе классного руководителя"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«План воспитательной работы в работе классного руководителя».

Безлюдная С. А. МБОУ «Экономический лицей»

Подготовка к разработке плана.

Трудно

представить

жизнедеятельность

классного

коллектива

без

перспективного

плана

воспитательной работы

в

классе,

без

плана

подготовки и

проведения

лицейских

мероприятий,

и

т.п.

Такое

планирование

позволяет

не

только

значительно уменьшить долю неопределенности в работе с классом, но и

обеспечить

преемственность

сегодняшних и

завтрашних

действий,

а

также

упорядочить

протекание

процессов

обучения

и воспитания.

План

работы

классного

руководителя

-

конкретное

отображение

предстоящего

хода

воспитательной

работы

в

ее

общих

стратегических

направлениях

и

мельчайших

деталях.

Отсюда

-

целесообразность

органичного

сочетания

перспективного

плана

воспитательной

работы

и

планов конкретных воспитательных мероприятий.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце

предшествующего учебного года, когда становится известным распределение

учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год

В

конце

учебного

года

целесообразно

провести

с

помощью

школьного

психолога

диагностические

"срезы"

в

классе

с

целью

выявления

психологической

атмосферы,

сплоченности,

ценностно-ориентационного

единства

и

других

суще ственных

парамет ров

ко л л е к т и в н о й

жизнедеятельности.

Полезно

выявить

преобладающие

отношения

воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и

другим явлениям, и процессам окружающей действительности.

Таким образом, подготовительный этап к составлению плана воспитательной

работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном

коллективе

и

отдельных

воспитанниках,

которая

определит

характер

доминирующих воспитательных задач.

Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с

лицейским планом воспитательной работы, который, готов к началу нового

учебного года. Из него необходимо отобрать все те лицейские мероприятия, а

также

общественно

полезные

дела

по

параллелям

и

группам

классов,

в

которых

класс

должен

принять

участие.

Будучи

соотнесенными

с

конкретными

датами,

эти

мероприятия

заложат

основной

каркас

плана

жизнедеятельности

коллектива.

Здесь

необходимо

подчеркнуть

недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и

жизнедеятельности коллектива класса.

После этих двух этапов приступаем к формулированию конкретных

задач

воспитательной

работы

с

классом

на

учебный

год,

продумыванию

системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных

дел.

При

определении

доминирующих

воспитательных

задач

классный

руководитель исходит из принятого нами целостного подхода к организации

педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по направлениям

воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные виды деятельности

должны составлять основу плана. Задачи воспитания, а, следовательно, и

конкретное

содержание

на

строго

очерченный

период

времени

должны

определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития.

Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать

коллективу),

возрастная

-

обусловливает

выбор

форм

деятельности,

а

ситуация индивидуального развития придает содержательной стороне работы

с

детьми

неповторимость.

Соответственно

выделяются

и

три

основных

объекта

внимания

классного

руководителя:

коллектив,

деятельность

и

индивидуальность.

В

целях

обеспечения

гармоничного

развития

личности

каждого

лицеиста, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в

план,

а

затем

и

в

реальный

педагогический

процесс познавательную,

трудовую,

художественно-эстетическую,

физкультурно-оздоровительную,

ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно,

чтобы

и

внутри

названных

видов

деятельности

достигалось

достаточное

разнообразие их конкретных видов.

План

классного

руководителя

богаче

плана

жизнедеятельности

коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся

как

коллектива

в

целом,

так

и

отдельных

воспитанников,

их

изучения,

направления

работы

с

родителями.

Он,

образно

выражаясь,

составляет

своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива,

органов

ученического

самоуправления

и

отдельных

учащихся.

В

своей

совокупности,

дополняя

друг

друга,

эти

планы

предусматривают

необходимое

содержание

тех

учебных

и

общественно

полезных

дел,

организация и выполнение которых направлены на формирование ценных

деловых и нравственных качеств у школьников.

Заключительный

этап

в

технологической

цепочке

создания

плана

воспитательной

работы

-

это

его

обсуждение

на

классном

собрании,

закрепление

ответственных

за

организацию

тех

или

иных

мероприятий,

распределение поручений активу и отдельным учащимся, поиск ресурсов.

Структура

плана.

Планы

работы

классных

руководителей

имеют

различную

структуру.

Это

связано

с

различными

условиями,

наличием

ресурсов, подготовки классного руководителя и класса. Можно ограничиться

кратким

планом

работы,

а

кому-то

нужно

составление

подробных,

развернутых планов.

Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет

следующий вид.

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4.

Координация

воспитательной

деятельности

учителей,

работающих

в

классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Все

планы

классного

руководителя

должны

открываться

кратким

анализом

состояния

воспитательной

работы

за

предыдущий

год

и

характеристикой

класса.

Характеристика

отражает

уровень

общей

воспитанности

коллектива,

его

успеваемость

и

дисциплину,

а

также

сформированность

таких

качеств,

как

трудолюбие,

ответственность,

организованность, общественная активность и др. Анализируется структура

межличностных

взаимоотношений

(лидеры,

аутсайдеры,

микрогруппы),

преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций,

определяющих

общественное

мнение.

Дается

характеристика

отдельных

воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм

поведения, отстающих в учебе и др.

Во

втором

разделе

формулируются

основные,

доминирующие

воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их

должно

быть

немного,

чтобы

гарантировалось

их

действенное,

а

не

формальное,

выполнение.

Важно,

чтобы

задачи

учитывали

состояние

классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие

перед лицеем. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут

быть одинаковыми даже в параллельных классах. Во многом они зависят и от

опытности, и квалификации классного руководителя.

Третий раздел несет основную содержательную нагрузку, определяя как

главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных

задач.

Именно

этот

раздел

определяет

структурное

своеобразие

плана,

поскольку

в

нем

отражаются

те

или

иные

подходы

к

развитию

и

формированию личности.

В

четвертом

разделе

традиционного

плана

намечаются

конкретные

мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей,

работающих

в

классе.

Это

могут

быть

педагогические

совещания,

индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.

Заключительный

раздел

"Работа

с

родителями"

содержит

круг

вопросов, предполагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя

темы

лекций

и

бесед

могут

корректироваться

в

зависимости

от

складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью

изучения

условий

жизни

и

воспитания

детей;

планируются

формы

индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и

возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и лицея.

Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.

На

основе

перспективного

плана

воспитательной

работы

классный

руководитель составляет план работы на четверть, месяц, неделю, который

конкретизирует

воспитательные

мероприятия.

Такой

план

помогает

на

начальном этапе выделить интересные для класса, учителя дела, заранее

учесть возможности участия и сложность подготовки к ним. Например, в

лицейском плане отражены мероприятия, планируемые, рекомендованные и

обязательные для лицея и соответственно классного коллектива.

Классный

руководитель

отбирает

наиболее

интересные

дела,

учитывается мнение класса. Обсуждаются варианты участия, имеющиеся и

необходимые ресурсы для участия.

Объект особого внимания - подготовка воспитательного мероприятия.

Воспитание

как

процесс

требует

создания

особой

модели

управления,

основанной

на

основных

законах

менеджмента:

целеполагание,

планирование, организация, мотивация, контроль.

Во

многих

случаях

процесс

подготовки

намного

значимее

по

силе

воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный

эффект

остается

даже

в

том

случае,

если

мероприятие

по

каким-либо

причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и

т.п.).

Общим

правилом

планирования

воспитательной

работы

с

классом

является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно,

без

спешки

и

штурмовщины,

подготовлены

и

качественно

проведены,

которые

будут,

безусловно,

выполнены

и

принесут

коллективу

класса

моральное удовлетворение, переживание радости успеха.

Каждое

планируемое

дело

необходимо

реально

спроектировать

во

времени, отвести достаточно дней, а иногда и недель на его тщательную

подготовку. Учитывая, что устойчивый воспитательный эффект может быть

получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются

сами учащиеся.

Лицейская осень, лицей новогодний, письмо ветерану. Проект: «Традиции

семьи», смотр - конкурс «классных часов»

Предварительная работа классного руководителя. Определяется роль

данного

коллективного

творческого

дела

(КТД)

в

жизни

коллектива,

выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела,

которые будут предложены как возможные; строится перспектива возможного

дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом

этапе развития, то учитель сам выводит детей на общественно значимую

работу; если на втором - то в поиске участвует актив; если на третьем - все

члены коллектива проводят поиск по намеченным маршрутам (например,

"класс", "микрорайон», «пресса", "малыши" и др.).

Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании

коллектива.

Составляется

общий

план

жизни

коллектива

на

очередной

период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются

вопросы-задачи, например, для кого организуется КТД? Кому на радость и

пользу? Кто будет участвовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела,

кто в него войдет? Как лучше его провести? В конце сбора сводятся воедино

наиболее

интересные,

полезные

предложения

из

микрогрупп,

происходят

выборы совета дела.

Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план подготовки и

проведения КТД, организует микрогруппы.

На этой стадии изучаются е

возможные

ресурсы

коллектива,

материально-технический

ресурс,

информационные

ресурсы,

могут

быть

проведены

встречи

с

людьми,

способными

оказать

помощь

в

проведении

дела,

поиск,

тех,

кто

окажет

помощь в подборке материалов, работе с электронными носителями, и т.д.

Опыт

показывает,

что

в

целом

оправдавшей

себя

методикой

организации коллективных творческих дел не стоит злоупотреблять. Нельзя

отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других

положительно зарекомендовавших себя форм организации педагогического

процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-

конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и

задачи

ее

проведения,

время

проведения

(дата,

час);

место

проведения

мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение

поручений);

оборудование

и

оформление;

форму

учета

результатов

проведенной

работы.

Тщательно

продуманный

план

конкретного

мероприятия - необходимое условие его качественного проведения, условие

достижения и предметного и воспитательного результатов.

В

заключении: «Первейшее

условие

достижения

любой

цели,

включая

качество - радость от работы»

Э.Деминг