Напоминание

"Растение - живой организм"

Авторы: Симонова Марина Владимировна, Грешнева Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 97 Дошкольное отделение № 1
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Растение - живой организм"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия в подготовительной группе

«Растение - живой организм»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать

развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие:

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии

природы;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов.

2) Образовательные:

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их

взаимозависимость;

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых

организмов на земле;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные:

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Методы и материалы: игровые, практические, словесные.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с

ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Эмоциональная настройка

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное,

веселое)

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее

настроение.

Собрались все дети в круг:

"Я — твой друг и ты — мой друг".

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки,

Побежит тепло по кругу

или

Рефлексия настроения

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам вот с таким настроением

(Воспитатель показывает изображение солнца)

Воспитатель: А какое настроение у вас? На столе лежат карточки с

изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Подойдите и выберете карточку,

которая соответствуют вашему настроению. (Дети показывают карточки)

Воспитатель: У нас прекрасное настроение. Давайте передадим его и нашим

гостям.

Сейчас ещё раз улыбнёмся друг другу и гостям. Теперь мы можем

начать разговор о серьёзных, значимых вещах.

(Дети стоят)

Воспитатель: Сегодня вы будете юными экологами. А кто это - эколог?

(Эколог - это специалист, который изучает состояние воды, земли и воздуха.

Эколог любит природу, всегда и везде заботится о ней)

Воспитатель: А как вы думаете, как можно стать юным экологом? (Делать

добрые дела по отношению к природе)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три

слова». Я буду называть слово, а вы проговаривать, что входит в это понятие.

Назвать вы должны не менее трёх слов.

1.

Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)

2.

Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)

3.

Дикие животные... (волк, лиса, заяц)

4.

Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

5.

Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

6.

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

7.

Насекомые... (комар, муха, бабочка)

8.

Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)

9.

Ягоды (малина, клубника, вишня)

Воспитатель: Молодцы, вы все назвали правильно.

Раздаётся стук в дверь

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма.

Телеграмма:

«Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится в

королевстве Природы сегодня в 9 часов».

Воспитатель: Нам надо поторопиться.

Приготовились?

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

(Звучит музыка, на экране появляется слайд 1 с изображением природы)

Воспитатель: Ну, вот мы и оказались в корлевстве Природы проходите в зал

заседаний совета юных экологов. Присаживайтесь. (Дети садятся на свои

места)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о живой и неживой природе, как растет

все живое, поиграем в умные экологические игры, проведём опыт.

(Из-за ширмы появляется Баба-Яга (кукла бибабо)).

Баба Яга: Какой красивый букет у меня. Но мне он уже надоел, и я его сейчас

выкину. Нет, сначала я их сломаю, вот! (Замечает детей) О, а вы кто такие?

Воспитатель: Ну, во первых, здравствуйте! Мы приехали на съезд юных

экологов. А вы, уважаемая Баба Яга, зачем так обращаетесь с цветами, они же

живые.

Баба Яга: Да какие они живые?

Воспитатель: А ты послушай.

Воспитатель: Ребята, прежде всего, давайте вспомним, что такое живая

природа? (Ответы детей)

Воспитатель: Живая природа - это все, что растет, дышит, питается,

развивается.

Воспитатель: Что включает в себя мир живой природы? (Ответы детей)

Воспитатель: Это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает

картинки).

Воспитатель: Что такое неживая природа? (Ответы детей)

Воспитатель: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не

развивается.

Воспитатель: Что включает в себя мир неживой природы? (Ответы детей)

Воспитатель: Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы,

вода, камни, воздух и др. И человек, и все живые организмы не могут жить без

неживой природы. Живая и неживая природа взаимосвязаны.

Баба Яга: Как же растет и развивается все живое?

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку), вот так растет и развивается

ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик).

Что для этого нужно, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Тепло + питание + вода + воздух + любовь. (На магнитной доске

выкладывается схема)

Воспитатель: Здесь на картинке показано, как растет и развивается цыпленок.

Кто хочет рассказать?

(Ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из

яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом

взрослой курицей)

Воспитатель: Что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок? (Ответы детей)

Воспитатель: Ему надо есть зерно, гулять, греться на солнышке, дышать

свежим воздухом, греться под маминым крылом.

Для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку. (Воспитатель

снова обращает внимание детей на схему)

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: А вот так растет и развивается растение? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что надо растению, чтобы оно росло и развивалось?

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Оказывается, для роста и развития растений нужно то же, что и

человеку, и животному, и птице. Значит, растения тоже живые. (Воспитатель

снова обращает внимание детей на схему)

Воспитатель: Давайте теперь обобщим, без чего не сможет жить и человек, и

животные, и растения? (Без воздуха, без воды, без солнца, без питания)

Баба Яга: А как питаются растения, раз они живые?

(Ответы детей)

Воспитатель: Растения питаются при помощи корней. Они всасывают ими

минеральные вещества и воду из почвы. Это первый способ питания. Он

называется почвенный. Но существует и второй.

Второй способ питания. Он называется воздушный. Под воздействием

солнечного света растения сами образовывают питательные вещества в своих

листках из воды и углекислого газа.

Воспитатель: Ребята, деревья, цветы, кустарники умеют делать то, чего не

умеют делать никто на свете, даже человек. Вы знаете, что именно?

Воспитатель: Растения дают нам кислород, без которого мы не сможем

дышать. Листья улавливают солнечный свет, поглощают углекислый газ и

выделяют кислород. Недаром все растения называют легкими нашей планеты.

В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода

в воздухе. Сейчас посмотрите, как питаются и выделяют кислород растения.

(Показ виртуального опыта. Обсуждение )

Воспитатель: А сейчас снова всё внимание на экран. Вы увидите опыт без

звука. Внимательно просмотрите опыт и попробуйте его прокомментировать, то

есть озвучить. (Показ опыта)

На столе четыре прозрачные емкости с подкрашенной пищевым красителем

(красным, синим, зеленым, желтым) водой. Подрезают стебельки белых

гвоздик и размещают в разные емкости. По истечении времени бутоны гвоздик

окрашиваются в цвет, соответствующий цвету воды, в которую цветок был

помещён.

Воспитатель:Этот опыт еще раз доказывает, что растение - живой организм.

Воспитатель: Хотите мы проведём этот опыт?

(Дети проводят опыт)

Воспитатель: А ещё, ребята, зелёный цвет растений благотворно влияет на

наше здоровье, улучшает настроение, меньше всего утомляет человека.

Достаточно несколько минут посмотреть вдаль на зелёные деревья, чтобы

отдохнули уставшие от работы глаза. Зелёные комнатные растения не

раздражают, а, наоборот, помогают сосредоточиться, спокойно работать.

Давайте поднимем себе настроение - просто посмотрим на зелёные листочки.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Представь,

ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно...(Дети сидят на

корточках,обхватив колени, голова вниз) Вдруг стало теплее. Ты потянулся

вверх и твой росток оказался на воле. (Дети поднимают голову) Теплые лучи

коснулись твоего стебелька, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые

листочки. (Дети поднимают руки) Солнышко своими лучами потянуло тебя

вверх. Ты стал расти выше и выше. (Дети встают) Твой бутон раскрылся, и ты

превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой

земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах

теплого солнышка...(Дети кружатся вокруг себя) (Дети садятся на места)

Воспитатель: Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой, а

животные и птицы неповторимой! Все люди любят ходить на природу, гулять в

лесу, отдыхать на поляне. Но не все знают, как положено вести себя вежливым

гостям, чтобы не навредить нашему зеленому «дому».

Баба Яга:

А давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить

вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да»,

если плохо, то все вместе кричим «нет»!

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги не шуми и не шали.

Воспитатель: А сейчас каждый назовите по одному правилу поведения под

девизом: «Что надо делать, чтобы сохранить природу».

Не ломать деревья и ветки.

Надо сажать больше деревьев.

Не топтать цветы и не рвать с корнями растения.

Не оставлять мусор в лесу.

После пикника собрать мусор в яму и закопать.

Не разжигать костры в лесу.

Не шуметь в лесу.

Строить птицам скворечники, зимой вешать кормушки и подкармливать

птиц.

Воспитатель: Давайте будем беречь землю, на которой живем и она отплатить

всем нам сполна – крепким здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц

и незабываемой красотой. На этом наше заседание заканчивается, нам надо

возвращаться в детский сад.

Возьмёмся за руки, друзья,

И по тропе лесной отправимся к себе домой.