"Игры, в которые играют наши дети"

Автор: Полховская Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 21 "Семицветик"
Населённый пункт: город Железнодорожный, Московской области
Наименование материала: Семинар - практикум для воспитателей
Тема: "Игры, в которые играют наши дети"
Дата публикации: 22.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 21 первой категории 144988, Московская обл., г.Железнодорожный, мкр.Павлино, д.20, тел. 8 (495) 522-05-13 СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игры, в которые играют наши дети» Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 21 Полховская Н.А.
г. Железнодорожный 2015 год Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр: 1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно- конструктивные) ; 2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные) ; 3) народные игры (созданные народом) .
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому

форме игровой деятельности.

Развитие игры
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно- ролевая игра. Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно- игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников. Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу". Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни. Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина) Роль взрослого - явная и незаметная Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно- ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и
воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей) . В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности. Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру,

направленное на обеспечение опыта детей:
• наблюдения; • целевые прогулки; • экскурсии • беседы; • чтение художественной литературы; • просмотр кино -, видеофильмов; • занятия (особенно речевые) • рассмотрение иллюстраций; • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ; • игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ; • изобразительная деятельность; • игры-имитации; • мнимые «телефонные разговоры»; • придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ; • «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом. ») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру) .
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла. Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) : • показ игровых действий; • описание сюжета или персонажа (например, больной куклы) ; • рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы) ; • упражнения ребенка в игровых действиях; • упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках») ; • обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу; • проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку») .
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы. 2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст) Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером: • непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли) ; • вопросы; • предложение темы игры; • совет в игровой форме; • беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру) ; • беседа о распределении вещей; • беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры) ; • напоминание о том, что наблюдали; • подсказка ходу игры (игровые действия) ; • сообщение любого нового факта во время игры. Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник. Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их: • совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно) ; • уместен вопрос перед началом игры; • помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации) .
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения. Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры. В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого
воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы- заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка- заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью. Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности. Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм. Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается. Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр младшая группа: до 15 минут. в I квартале до 25 мин. в III квартале «Семья», «Детский сад», «Шоферы» (транспорт, «Строительство». Средняя группа: до 30-35 мин. «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская». Старшая группа: до 45 мин. «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека, «Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники - в зависимости от региона) .
Практическая часть

Игровая ящик
Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд получает ящик фишки. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда кладет в свой ящик одну фишку. Побеждает та команда, в ящике которого после завершения игры содержаться большее количество фишек.
Вопрос:
1. На какие классы условно делятся игры? 2. В каких двух основных направлениях осуществляется руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении? 3. Какова роль воспитателя при прямом руководстве игрой? Его задача? 4. Что нужно учитывать при подборе предметно-игровой среды?
5. Как продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшей группе? 6. Назовите методы и приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой. 7. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки- матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».) 8. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? ( это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
Разгадайте кроссворд. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-

ролевых игр.
По вертикали: 1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел) 3.Современный легкий детский конструктор. (лего) 5.Спутник жизни детей. (игрушка) 7.Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра) По горизонтали: 2.Первая игрушка малыша. (погремушка) 4.Место покупок в быту и в игре. (магазин) 6.Что распределяют между собой участники игры? (роль) 8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты). Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!». Список литературы: 1.Дёмина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : учебно – методическое пособие. –М.: ТЦ СФЕРА, 2009. 2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008. 3. Овсянник Н.В. Игрушки : учимся и играем. – Минск : Аверсэв, 2003. – ( Развивающее обучение для дошколят ).