Автор: Полховская Наталья Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 21 "Семицветик"
Населённый пункт: город Железнодорожный, Московской области
Наименование материала: Семинар - практикум для воспитателей
Тема: "Игры, в которые играют наши дети"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 21 первой категории
144988, Московская обл., г.Железнодорожный, мкр.Павлино, д.20, тел. 8 (495) 522-05-13
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Игры, в которые играют наши дети»
Воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с № 21
Полховская Н.А.
г. Железнодорожный 2015 год
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,
поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям,
предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые,
режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-
конструктивные) ;
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические,
подвижные) ;
3) народные игры (созданные народом) .
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому
форме игровой деятельности.
Развитие игры
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает
воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы,
мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми,
делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает
устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-
ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-
игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а
впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной,
принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят,
например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана;
осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти
игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который
воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю
обед", "я папа - иду на работу".
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия
нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными
для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.
(По Д. Б. Эльконина)
Роль взрослого - явная и незаметная
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-
ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и
воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность
- организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью
регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей) .
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство
влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется,
поскольку она лишает детей самостоятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении
осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру,
направленное на обеспечение опыта детей:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино -, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их
использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем
историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ;
• «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному
поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что
потом. ») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру) .
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст)
предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует
устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) :
• показ игровых действий;
• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы) ;
• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы) ;
• упражнения ребенка в игровых действиях;
• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в
больницу», «Больного несут на носилках») ;
• обращение персонажа к детям;
• вопросы к ребенку, к персонажу;
• проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал
ножку») .
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший
дошкольный возраст)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать
совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в
определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли) ;
• вопросы;
• предложение темы игры;
• совет в игровой форме;
• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру) ;
• беседа о распределении вещей;
• беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры) ;
• напоминание о том, что наблюдали;
• подсказка ходу игры (игровые действия) ;
• сообщение любого нового факта во время игры.
Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст)
руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера
по игре, согласовывать свои действия с их:
• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять
поочередно) ;
• уместен вопрос перед началом игры;
• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру
(подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не
навязчиво)
• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного
направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в
сложившейся ситуации) .
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде
всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе
следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития,
воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны
постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно
быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом
возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки
определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет
выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры
различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную
изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного
возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток
приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого
воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-
заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры.
Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в
трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик).
Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому
уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные
коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой
материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-
заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или
какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с
помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные
действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду
для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя
предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире
отражают явления окружающей действительности.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению
атрибутов к различным играм.
Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение
игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая
деятельность резко ограничивается.
Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр
младшая группа: до 15 минут. в I квартале
до 25 мин. в III квартале
«Семья», «Детский сад», «Шоферы» (транспорт, «Строительство».
Средняя группа: до 30-35 мин.
«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин»,
«Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская».
Старшая группа: до 45 мин.
«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин»,
«Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека,
«Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники - в зависимости от
региона) .
Практическая часть
Игровая ящик
Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд получает ящик фишки.
Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ
команда кладет в свой ящик одну фишку. Побеждает та команда, в ящике
которого после завершения игры содержаться большее количество фишек.
Вопрос:
1. На какие классы условно делятся игры?
2. В каких двух основных направлениях осуществляется руководство
сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении?
3. Какова роль воспитателя при прямом руководстве игрой? Его задача?
4. Что нужно учитывать при подборе предметно-игровой среды?
5. Как продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшей группе?
6. Назовите методы и приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой
игрой.
7. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети
младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-
матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин»,
«Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр»,
«Столовая».)
8. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила
развивающий характер? ( это умение ребенка действовать в воображаемом
плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка
ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра
направлена именно на их воспроизведение формирование реальных
взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий
всех участников игры).
Разгадайте кроссворд. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-
ролевых игр.
По вертикали:
1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)
3.Современный легкий детский конструктор. (лего)
5.Спутник жизни детей. (игрушка)
7.Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)
По горизонтали:
2.Первая игрушка малыша. (погремушка)
4.Место покупок в быту и в игре. (магазин)
6.Что распределяют между собой участники игры? (роль)
8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты).
Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в
стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы
пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на
правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем
одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».
Список литературы: 1.Дёмина Е.С. Развитие и обучение детей раннего
возраста в ДОУ : учебно – методическое пособие. –М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2008. 3. Овсянник Н.В. Игрушки : учимся и играем. – Минск :
Аверсэв, 2003. – ( Развивающее обучение для дошколят ).