Автор: Полховская Наталья Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 21 "Семицветик"
Населённый пункт: город Железнодорожный, Московской области
Наименование материала: Учебно - методическая публикация
Тема: "Современные образовательные технологии в ДОУ"
Современные образовательные технологии в ДОУ
Составитель: Воспитатель МБДОУ № 21 Полховская Н.А.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно
внедряют в работу инновационные технологии.
Поэтому основная задача
педагогов дошкольного учреждения
– выбрать методы и формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития
личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного
образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии
является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми
придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-
содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их
эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте
вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость –
возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность –
современные педагогические технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость –
возможность применения (повторения,
воспроизведения) образовательной технологии в образовательных
учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,
независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
Процессуальная часть
– совокупность форм и методов учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Таким образом, очевидно:
если некая система претендует на
роль технологии , она должна соответствовать всем перечисленным выше
требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного
пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе
современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
1.
Здоровьесберегающие технологии
Целью
здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку
возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых
знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включа
ют все
аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —
информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без
построения системы формирования его здоровья. Выбор
здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические (
обеспечивающие сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством ме
дицинского
персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств - технологии организации
мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей,
профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные (
направленные на физиче
ское
развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло
гии развития
физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре
бенка и
направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочув
ствия ребенка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
технологии психолого-педагогического сопровождения развития
ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4.
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные
на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры
профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому
образу жизни;
сохранения и стимулирования здоровья
(технология
использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,
дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.
образовательные (
воспитания культуры здоровья дошколь
ников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения здоровому образу жизни
(технологии использова
ния
физкультурных занятий, коммуникативные игры, сис
тема занятий из
серии «Уроки футбола», проблемно-игро
вые (игротренинги,
игротерапия), самомассаж);
коррекционные (арт-терапия, технология
музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.
К числу здоровьесберегающих педагогических техноло
гий следует
отнести и
педагогическую технологию активной сенсорно-
развивающей среды, под которой понимается си с темная совокупность и
порядок функционирования всех личностных инструментальных и
методологических средств, используемых для достижения
педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и
обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней
жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,
проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с
окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные»,
при разработке которых дети учатся
передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,
вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)
формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного
продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1.
по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
2.
по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
3.
по характеру участия ребенка в проекте:
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
5.
по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
6.
по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду
- сформировать у
дошкольников основные ключевые компетенции, способность к
исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может
существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения
изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим
проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно
решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1.
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
3.
Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4.
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»
материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому
звену непрерывного образования: образования с использованием
современных информационных технологий (компьютер, интерактивная
доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками
задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и
компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех
направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание
ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник
приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть
в повседневной жизни.
Ошибки при использовании
информационно-коммуникационных
технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на
занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных
условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей
среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных
программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных
взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей
ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда
позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации
идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление
возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен
различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии
, отличающиеся своей
гуманистической сущностью психолого-терапевтической
направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным
здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных
учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической
разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение,
игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для
индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты
долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию
дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе
занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви
к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в
подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не
конфликтны.
Технология сотрудничества
реализует принцип демократизации
дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с
ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -
ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды,
изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно
определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,
концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации
педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом
личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим
управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким
подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из
детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса
конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ
(родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание
образования. Эти исходные установки должны конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать
условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать
каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том,
чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать
достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом
подходе к обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и
обучение с ориентацией на достижение результата;
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный)
в соответствии с учебными целями и задачами;
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,
направленная на достижение целей;
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют
авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в
разнообразных видах деятель
ности, его успехов, положительных эмоций,
возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это
своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост за
определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняе
мых
работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и на
выков
ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической
технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за
-
полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями
дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся».
В разделе помещается фотография
ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести
рубрику «Я люблю...» («Мне нравит
ся...», «Обожаю, когда...»), в которой
будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!».
В раздел вносятся антропометриче
ские данные (в
художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я
вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка».
В разделе помещаются сочинения
родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...».
В разделе фиксируются высказы
вания самого
ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел
быть...», «Я жду, когда...», «Я ви
жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои
любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,
«О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу».
В разделе помещаются образцы творчества
ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от
различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...».
В разделе даются рекомен дации родителям
воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!».
В разделе родители формулируют
свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л.Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание
которого в первую очередь будет интересно родителям , портфолио можно
заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-
презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая
структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о
ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси руется дата начала и
дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент
начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания
ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»
содержит вкладыши «По
-
любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка,
сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится
информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка,
о дате празднования его именин, небольшой рас сказ родителей, почему было
выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и
известных однофамильцах, персональная информация ре бенка (знак зодиака,
гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается
информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за
год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился
за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья».
В содержание этого раздела включа
ются
краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан
ных, можно упомянуть
профессию, черты характера, лю бимые занятия, особенности совместного
времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу»
содержит фотографии ребен ка, на
которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас».
В данный раздел вносятся не
большие
творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».
В разделе
размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо
тографии с
утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на
утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную
структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте
познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,
которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов»
содержит информацию о
наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду
в четырех ключевых направлениях: со циальные контакты, коммуникативная
деятельность, самостоятельное использование различных источников инфор -
мации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе»
содержит информа цию,
полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко
торые ребенок сам
придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший»,
который содержит инфор мацию о
личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о
ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в
процессе не формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру
гих
детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста
«Лесенка»); психолого-педагогиче скую характеристику ребенка; «корзину
пожеланий», в со
держание которой входят благодарность ребенку — за
доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям
— за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый»
содержит информацию о том, что
ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы
анкет; отзывы воспитателей о ре
бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы
педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас
тия
ребенка в акциях; характеристика психолога познава
тельных интересов
ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения,
инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный»
содержит информацию о
творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди
телей о ребенке;
рассказ ребенка о своих успехах; творче
ские работы (рисунки, стихи,
проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре
бенка)
позволяет осуществить индивидуальный подход к каж дому ребенку и
вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и
его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагоги
ческого
процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все
радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в
разнообразных видах деятельности (воспитатель
ной, учебной, творческой,
социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки
профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие
разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного
развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
образование (что и когда окончил, полученная специальность и
квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном
образовательном учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где про
слушаны
курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных
званий и степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты,
благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности» .
Содержание данного раздела формирует представление о ди
намике
результатов деятельности педагога за определен
ный период. В раздел
могут быть включены:
материалы с результатами освоения детьми реализуемой
программы;
материалы, характеризующие уровень развития представ
лений и
умений детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на
основании результатов педагогической диа
гностики, результатов
участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельст вующие
о профессионализме педагога. Это могут быть:
материалы, в которых описываются технологии, используемые
педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
материалы, характеризующие работу в методическом объединении,
творческой группе;
материалы, подтвержда
ющие участие в профессиональных и
творческих педагогических конкурсах;
в неделях педмастерства;
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
авторские программы, методические разработки;
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит ин формацию об организации предметно-развивающей среды в
группах и кабинетах:
планы по организации предметно-развивающей среды;
эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы
работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу про
-
анализировать и представить значимые профессиональные ре
зультаты,
достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,
занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода
необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для
обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя
эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен
диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Некоторые современные образовательные программы предлагают
использовать народную игру как средство педагогической коррекции
поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана
ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые
ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к
дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать
ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,
ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому
важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном
возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в
подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не
стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных
положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации –
вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские
решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,
он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные
ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ
(инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-
технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных
свойств качества какого-либо предмета или явления, не
вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных
свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят
взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и
явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не
подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и
способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой
педагогики.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не
помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без
творческих порывов.
Творческих Вам успехов!