Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Автор: Хлоева Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: ст. Николаевская РСО-Алания
Наименование материала: доклад
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Подготовила: учитель начальных классов

МКОУ СОШ ст. Николаевской РСО- Алания

Хлоева Е. В.
В Концепции модернизации образования «…модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. Необходимо не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие
личностно-

ориентированное обучение
, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Приведу пример данных технологий:
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
 развивающее обучение;  проблемное обучение;  коммуникативное обучение;  проектная технология;  игровые технологии;  Технология критического мышления  информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.
1.

Проблемное обучение
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого- педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация
представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
2.

Игровые технологии
на уроках
.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
3.

Информационно-коммуникативные технологии
Информационно-коммуникативным технологиям отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.
4.

Технологии развивающего обучения
(ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.
5.

Проектная технология

Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
6.

Технология уровневой дифференциации обучения .
Следует уроки строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использовать трехуровневые задания, в том числе и на контрольных работах. Тогда появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
6.

Здоровьесберегающие технологии
На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Нельзя забывать, что учителю нужно многое делать, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся . В ходе работы с классом выяснилось, что для довольно большой группы детей характерно проявление нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность, что свидетельствовало о специфическом нарушении психического здоровья - синдроме дефицита внимания(СДВ).
7.

Технология критического мышления
Технология РКМЧП известна в России уже 10 лет. РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и Курт Мередит. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология
позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.
Цель данной технологии

-
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД. Примером использования технологии критического мышления являются: составление кластера, синквейна, инсерт, «Корзина идей», дерево предсказаний. Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы. Приём «Бортовой журнал». Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками. В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме? 2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме? Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы организую работу в группах: один из партнеров анализирует список в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуального вклада каждого участника. Составлять синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. 1.Илья. 2. Сильный, мужественный. 3. Ехал, сражался, победил. 4. Всем людям радость дарил. 5. Он - Ге рой!
Приём «Корзина идей»

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»
- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода? Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.

Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.
Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится
таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.
ВОТ ПРИМЕР УРОКА В 3 КЛАССЕ
Что знаем

Хотим узнать

Что нового узнали
*Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? ? Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся. Вот лишь некоторые приемы этой технологии. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы современных образовательных технологий. Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Литература 1. Тихая Т. И. Инновационные уроки. // Справочник зам. дир-ра школы.-2011.-№1. 2. Рощина Л. Н. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения // Спр-к зам. дир.-2011.-№11 3. Калуцкая Е. К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях. // ПИОШ.-2013.-№8. .4. Иванов Д. А.Технология «критическое мышление» в контексте реализации ФГОС//Спр-к зам. дир.-2013.-№12. 5. Проектная деятельность учащихся // Завуч.- 2007. - №8 6. Организация проектной деятельности учащихся // Спр-к зам. дир-ра школы.-2011.-№6. Проектная деятельность на уроке русского языка // РЯШ.-2011.-№12. 7. Добротина И. Г. Материалы курса «Учимся работать с информацией» (Работаем над проектом) // ПИОШ.-2013.-№8,9.-С.22