Напоминание

"Путешествие по пустыне "

Автор: Микшина Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования 32" дошкольные группы
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Экология
Тема: "Путешествие по пустыне "







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 32»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

(Экология)

ТЕМА:

«Путешествие по пустыне »

в подготовительной группе № 7.

Разработала: Воспитатель

1квалификационной категории

Микшина Ольга Васильевна.

г. Череповец 2018г.

«Путешествие по пустыне».

Цель: дать детям представления о пустыне и ее обитателях.

Задачи:

- уточнить и расширить представления о взаимосвязях, взаимодействиях и

взаимозависимости живых организмов со средой обитания;

- развивать y детей навыки экспериментирования;

- развивать речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- воспитывать у детей интерес к различным климатическим зонам земного шара, желание

больше узнать о природе и жизни людей в разных климатических зонах.

Материал, необходимый для проведения занятия: мультимедийный проектор, экран,

глобус, рюкзак, модули, песок, лупа, влажные салфетки, банка с песком, крышечки

(«подошвы верблюда»), лампа, кусок овчины, макет Африки, «озеро», зеленые нитки

(«трава»), пальмы, клей ПВА, кисточка, животные Африки, фен, одноразовые повязки,

финики, мука, блюдце, карандаш.

- Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас, а вы рады, когда к вам приходят гости?

Как вы думаете, какая у меня профессия? Угадайте кто я? (путешественница)

(сумка – достаю глобус)

А у меня что - то есть… хотите узнать, давайте заглянем.

- Что это?

ВЫВОД: какие вы умники и умницы вы знаете, что это модель земли. Как вы меня

порадовали.

- Какого цвета глобус? Какие цвета вы видите?

- а почему глобус раскрашен в разные цвета? Кто знает?

Почему у глобуса белая шапка, вы знаете? Я там была – это северный и южный полюс

земли.

Д. посмотрите, какого цвета больше всего? Как вы думаете, что им обозначено?

Рассматриваем все цвета.

Ребята, а вы знаете, что желтым цветом обозначена пустыня? Вы хотите отправиться в

путешествие? Готовы? Не боитесь?!

- на чем можно путешествовать?

- ребята, на чем быстрее можно добраться до Африки?

- Ну, что строим самолет! Кто нужен для того, чтобы полет был безопасным? (пилот,

штурман).

Взлетаем – 4321 мы уже летим (играет спейс, мигают огни, свет выключен) гимнастика

для глаз.

Включается проектор.

- Ой, ребята посмотрите в иллюминаторы, что вы видите? Это пустыня Сахара - самая

большая пустыня в мире, ее называют «королевой пустынь» днем в ней так жарко, что,

если положить яйцо в песок, оно испечется.

- наш самолет опускается все ниже и ниже… дети, а вы хотите познакомиться поближе с

пустыней Сахара и ее обитателями??

Как здорово! Какие же вы у меня попутчики умные, смелые.

Возле столов

Идите скорее сюда. Что вы видите? Вы представляете, мы оказались в пустыне!!!

- из чего состоит песок? (Из мелких песчинок)

- какого они цвета?

А похожи ли песчинки одна на другую? (лупа)

ВЫВОД: молодцы ребята песок состоит их … очень мелких песчинок разной формы.

Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь,

солнце и еще раз время разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили

камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

Возьмите в руки песок и высыпьте его из рук, почувствовали какой песок?

А почему он сыпучий? (В: состоит из очень мелких песчинок, которые не прилипают

друг к другу)

- а теперь возьмите горсть песка, и высыпать мы будем в одно место. Смотрите,

смотрите, - у нас постепенно получился … конус, растущий в высоту. Мы насыпаем

песок, а он то в одном, то в другом месте, что делает? (движется, течет, осыпается).

Как одним словом сказать? (движется)

ВЫВОД: песок может двигаться.

Посмотрите как лежит песок в пустыне (неровно, как волны, горками)

Посмотрите, песок лежит горками, они называются красивым словом барханы. Повторите.

- Что может поднять лежачий песок?

- как вы думаете, какой ветер дует в пустыне? В пустыне дуют сильные, горячи ветры.

- Что происходит с песчинками? песчинки поднимаются в воздух, и начинается песчаная буря

(экран). Давайте мы с вами тоже устроим бурю в пустыне?! Я думаю, это будет

интересно! В пустыне дуют горячие ветры…. Вот такие (фен) подставляйте ладошки.

Почувствовали?

ВЫВОД: пустыня Сахара – это где очень много песка, очень жарко, сухо.

Мы уже с вами узнали, что пустыне дуют горячие ветра, но еще, оказывается, в ней годами

не бывает дождей, или идет «сухой дождь». Да, да сухой, потому что очень жарко и дождевые

капли испаряются, не достигая поверхности земли.

Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Почему? Давайте проверим.

Опыт с травинкой.

А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок

палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он

перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем

песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя

половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под

палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

ВЫВОД: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться.

К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить

только самые выносливые.

Рассматриваем верблюжью колючку.

Как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни. Если выкопать

верблюжью колючку и забраться с ним на крышу 15- этажного дома, то его корни достанут

до земли.

Как вы думаете, зачем растению такие длинные корни? (Доставать воду, которая находится

глубоко-глубоко под землей). Растений в пустыне не много.

ВЫВОД: в условиях пустыни могут расти только самые выносливые растения. Которые

хорошо приспособились и имеют … они низкие растения с маленькими листочками.

- Как вы думаете в Сахаре кто - нибудь живет? Кто? (тушканчик, змея, скорпион)

- оказывается и в пустыне Сахара есть обитатели, которые хорошо приспособились к

этим условиям.

Кажется, что в пустыне не может быть животных. Оказывается есть! Насекомые, которые живут

в основном в земле. Мелкие животные – суслики, тушканчики, ящерицы, черепахи и змеи.

- Как вы думаете ребята насекомые попавшие в песок погибнут?

- а давайте проведем опыт. С трубочкой. Смотрите песчинки образуют предохранительные

своды. Трубочка осталась целая? Не помялась? Так и насекомые, попавшие в песок, выбираются

целыми и невредимыми.

Но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством

собственного достоинства движется высокое животное путешественник отважный

Зверь я горбатый

А нравлюсь ребятам.

- Кто же это?

Верблюда (слайд) называют «кораблем пустыни».

-

А знаете, почему его так называют?

Движения его такие же плавные, как у корабля.

- какую пользу приносит верблюд человеку? (перевозит грузы, теплую шерсть)

Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

- Почему не жарко им в пустыне?

Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

Проиллюстрировать это можно следующим образом. На стол ставится зажженная лампа, и

детей просят поднести руку поближе к ней.

-

Что надо сделать, чтобы, не убирая руку, не чувствовать жара? Надо чем-то защитить руку,

т е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха.

Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? На у верблюда не

копыта ,а толстые мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и позволяют

верблюжьим ногам не проваливаться в песок. Как вы думаете, какими должны быть эти

мозоли, чтобы верблюду 6ыло удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос, надо

провести эксперимент

Попробуйте «пройтись» по песку в туфлях на каблуках (пальчики руки) и в больших

ботинках на широкой подошве без каблука («подошвы верблюда»).

- Что вы заметили? Что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет.

Видите, как верблюду удобно ходить по песку.

Мозоли есть у верблюда и на коленях, и даже на животе, так что он может спокойно лежать на

горячем песке, отдыхая.

ВЫВОД: животные, обитающие в пустынях, могут длительное время обходиться без

воды и получать воду из растений или в виде росы.

Посмотрите, что вы видите! (оазис). Но, оказывается, что и посреди пустыни можно

увидеть пальмы, сочные травы и цветы. Удивлены? Есть среди пустыни такие островки

зелени. Они называются оазисы (слайд) и возникают только там, где есть вода, например

небольшое озеро.

В оазисе живут животные, живут и люди. Посмотрите.

- Ребята, почему у них закрыты нос и рот?

Опыт с мукой.

- Как вы думаете, почему жители так одеты? Вспомните наш опыт с лампой и шкурой.

Они оставили нам сюрприз - финикам. Финики питательные, сладкие.

Сушеные финики называют «хлеб пустыни».

Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся домой.

Вам понравилось путешествие? А давайте мы с вами сделаем пустыню

Составляем африканский ландшафт:

фон - ватман, разукрашенный гуашью;

горы - мятая цветная бумага;

озеро – голубой картон

растения – изготовлены из бросового материала.

Ландшафт заселяется животными.

Занятие по экологии с детьми подготовительной группы.

Воспитатель: Микшина Ольга Васильевна.

Познавательное занятие с экспериментальной деятельностью

«Путешествие по пустыне».

Цель: дать детям представления о пустыне и ее обитателях.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить представления детей о взаимосвязях,

взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой

обитания;

Развивающие:

- развивать y детей мышление, навыки экспериментирования, речь,

фантазию.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к различным климатическим зонам

земного шара, желание больше узнать о природе и жизни людей в

разных климатических зонах.

Занятие построено на сочетании познавательного материала, игры и детского

экспериментирования.

Каждый новый или знакомый факт сопровождала опытом для того, чтобы детям было

более понятно, что такое пустыня, какие природные явления ей характерны.

Познакомила с обитателями пустыни – растениями, насекомыми, животными, людьми.

Использовала информационно-коммуникативные технологии как современный метод

привлечения интереса детей.

Использовала вопросы продуктивного характера, они были направлены на

установление причинно-следственных связей (почему?). Побуждала детей к анализу

(как вы думаете?).

Все это развивает мышление детей. (Умение анализировать, обобщать имеющиеся

знания: выбирали животных, о которых говорили на занятии).

Использовала здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику,

гимнастику глаз.

Также использовала макетирование как прием, повышающий интерес к деятельности и

позволяющий закрепить полученные знания.

Считаю, что цель и поставленные задачи решены. Вместе с детьми выявили

взаимосвязи и взаимозависимости обитателей и среды обитания. Сделали вывод о том,

что в природе все взаимосвязано.