Напоминание

"Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"

Автор: Хайритдинова Юлия Николаевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера в физическом развитии детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подвижные игры коренных народов

Крайнего Севера в физическом развитии детей

Движение

главное

проявление

жизни

ребенка. Неподвижность приводит

к

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста,

за д е р ж ке

умственного развития.

В

условиях Крайнего

Севера

полную

потребность

детей в

активных

движениях

обеспечить трудно, так как климатические условия нашего региона представляют собой

сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм

человека, особенно детский. Низкие температуры в осенне-зимний период ограничивают

возможность

двигательной

деятельности,

столь

необходимой

для

нормального

функционирования организма, что приводит к гиподинамии, «моторному голоду».

В

последнее

время

наблюдается

тенденция

на

ухудшение

с о с тоя н и я

здоровья детей проживающих в районе Крайнего Севера. Это вызывает озабоченность и

тревогу.

В

поиске

новых

эффективных

средств

по

решению

задач

укрепления

здоровья детей мое

внимание

привлек

богатый

опыт коренного

населения

Крайнего

Севера, в частности народов ханты. Большинство исследователей, изучавших народную

педагогику аборигенов Севера и Сибири, отмечают, что они создали уникальную систему

воспитания личности, способной выдержать суровые условия жизни. В данной системе

четко

прослеживается

полоролевой

подход

к

воспитанию детей.

Современные

авторы (Градусова Л. В., Кудрявцева Е. А., Репина Т. А. и др.) подчеркивают, что женщину

в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с малых лет, не отделяя

полоролевое воспитание от общего нравственного и физического воспитания. Иначе при

становлении

личности

девочки

или

мальчика

неизбежны

отклонения,

приводящие

к

эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем препятствующие

выполнению

семейной

и

общественной

функции.

И

многовековой

опыт коренных

северян подтверждает мудрость данного подхода к воспитанию детей.

Основным средством физического развития и приобщения их к трудовой деятельности

(охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства) у ханты

являются подвижные игры. Подвижные игры способствуют умственному развитию детей,

обучению их первоначальным жизненно важным двигательным навыкам, физическому и

психическому

закаливанию.

Большинство

игр детей до

4

лет

способствуют развитию

навыков

ходьбы,

бега,

а

также

других

видов

движений,

они

носят

подражательный

характер. С 3 - 4 лет дети получают от родителей лыжи, размеры которых соответствуют

возрасту и росту ребенка. Охотно играют в прятки, зимой роют в снегу ходы и прячется в

них.

Детей постарше (от 4 до 7 лет, следуя опыту народной педагогики, ханты готовят к

производственной деятельности взрослых. На этом этапе игры и игрушки уже в большей

степени помогают детям осваивать и закреплять связи с традиционной бытовой культурой,

способствуют осознанию особенностей своего пола. Суровые жизненные условия Севера,

трудная промысловая деятельность требуют от народа ханты, чтоб уже с 6-7 летнего

возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали

специфические

двигательные

навыки.

С

этого

возрастного

периода

дети

не

только

привлекаются к хозяйственной помощи родителям, но и ведется специальное обучение и

воспитание

мальчиков

как

будущих

кормильцев

семьи.

В

них

стараются

выработать

мужественность, выносливость, трудолюбие, правдивость, преданность семье. Девочка –

будущая

хранительница

очага,

мать.

В

ней

воспитывается

хозяйственность,

женственность, ловкость, быстрота, хороший глазомер. Детям сызмальства внушается, что

в тайге нельзя быть никому обузой. Игры этого возраста отличаются от игр предыдущего

тем, что здесь дети начинают играть в игры с правилами, которые разнообразны по своему

содержанию и организационным формам проведения.

Так же у ханты существует много специальных состязаний, в которых ребенок или

взрослый должны показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в

борьбе

с

соперником.

В

хантыйском

фольклоре

часто

упоминаются

состязания

и

военные игры князей, богатырей, рядовых воинов, «иноземных силачей»(представителей

других народов). Иногда в состязаниях принимают участие женщины. Даже дедушки и

бабушки

участвуют

в

состязаниях

вместе

с

детьми,

направляя

их

игру.

После

игр подвижного характера состязания физически становятся следующим этапом развития и

совершенствования физических и психических качеств.

Игры детей от 10 до 14 лет все чаще имели промысловую направленность, готовили к

суровым

условиям

кочевого

и

полукочевого

образа

жизни,

способствовали

воспитанию физических

и

волевых

качеств,

специальных

двигательных

навыков,

необходимых для самостоятельного ведения промыслов в дальнейшем. У детей ханты в

этом

возрастном

периоде

так

же,

как

и

в

предыдущем,

большой

популярностью

пользовались игры с бегом, прыжками, метаниями.

К четырнадцати-пятнадцати годам хантыйские подростки практически становились

полноценными промысловиками. В связи с этим существенно менялась роль народных

игр,

состязаний

и

самобытных физических

упражнений.

Их

задачами

были

уже

не

только развитие

физических качеств

и

обучение

специфическим

умениям

и

навыкам,

необходимым

для

ведения

промыслов

и

домашнего

хозяйства,

но

и

дальнейшее

их

совершенствование и поддержание на оптимальном уровне.

Народные игры в этом возрастном периоде также служили своеобразной подготовкой к

промысловому сезону, разрядкой после тяжелой, изнурительной работы в лесу, на реке.

Значение подвижных народных игр для физического развития детей.

Чрезвычайно

разнообразно развивающее и

в о с п и т а т е л ь н о е

з н а ч е н и е

традиционных н а р од н ы х

и г р,

о с о б е н н о подвижного

характера.

С

и х

помощью развиваются

различные

физические

качества,

и,

прежде

всего

быстрота

и

ловкость.

Одновременно

закрепляются

и

совершенствуются

двигательные

навыки, физические качества проявляются все полнее и разнообразнее.

Народная игра

постепенно

укрепляет

организм детей и

служит

залогом

здоровья.

Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в

природных условиях: зимние игры, игры в лесу, на воде и т. д.

ни с чем несравнимое

средство закаливания и укрепления здоровья. Глубина и разносторонность воздействия

делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения.

Использование

игр

в

определенной

системе

и

в

сочетании

с

другими

средствами

обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

В практике у многих народов используются разнообразные подвижные игры. Чтобы

составить

более

отчетливое

представление

о

существенных

о собенно стях

содержания народных

игр,

а

также

обеспечить

их

правильный

выбор

для

каждого

конкретного

случая,

соответственно

конкретным

задачам,

которые

ставятся

перед

п р о в е д е н и е м

т о й

и л и

и н о й игры,

б о л ь ш о е

з н а ч е н и е

п р и о б р е т а е т

распределение народных игр на группы по определенным сходным признакам.

Я выбрала 2 вида классификации игр:

- по направленности на развитие физических качеств;

- по двигательному содержанию.

Классификация подвижных игр по направленности

на развитие физических качеств

Игры на формирование ловкости:

- «Охотники»;

- «Метание шишек»;

- «Поиграем в ямки»;

- «Достань кольцо»;

- «Ледяные палочки»;

- «Скачки на одной ноге».

Игры на формирование быстроты:

- «Ловля оленей»;

- «Льдинки, ветер и мороз»;

- «Ручейки и озера»;

- «Оленьи упряжки»;

- «Волк и олени»;

-«Отбивка оленей».

Игры на формирование выносливости:

- «Прыжки через нарты»;

- «Бег в снегоступах»;

- «Прыжки на двух ногах»;

- «Перетягивание каната»;

-«Погоня за зверем».

Игры на формирование силы:

- «Выдра»;

- «Игра с диском»;

- «Борьба оленей»;

- «Кто дальше бросит чурбан»;

- «Переезд».

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию

Игры с ходьбой:

- «Хейро»;

- «Медведь и ягодники»;

- «Важенка и оленята».

Игры с бегом:

- «Волк и олени»;

- «Каюр и собаки»;

- «Ловля оленей»;

- «Полярная сова и евражки».

Игры с прыжками:

- «Нарты - сани»;

- «Оленьи упряжки»;

- «Тройной прыжок».

Игры с метанием:

- «Олени и пастухи»;

- «Куропатки и охотники»;

- «Охота на волка»

Подвижные игры коренных народов Крайнего Севера

«Стой, олень!»

Игры

народов коми

Играющие

находятся

в

разных

местах

утоптанной

снежной

площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится

на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать

кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого

коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых

оленей.

Правила игры.

Разбегаться

можно

только

по

сигналу «Беги,

олень!».

Осаленные

отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие

делятся

на

две

команды.

Все

становятся

за

чертой,

проведенной

на

расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В

руках

у

каждого

ребенка

аркан.

Он

старается

заарканить (поймать)оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в

этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на

рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного

чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу

несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на

две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по

мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по

очереди ловят оленя на лету.

В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный

якутским

орнаментом (в

старину

диск

делали

из

бересты,

прошитой

вдвое).

Диск

вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или

тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить

его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав

шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в

цель из лука вместо мяча.

Правила игры.

Следует

заранее

договариваться,

сколько

раз

надо

обежать

шест.

Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки

кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за

руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети

тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее

добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища.

Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-

льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг –

большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают

те

дети,

у

которых

в

кругу

оказалось

большее

число

игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо.

Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!»

или «Мороз!».

В

игру

желательно

включать

разные движения:

подскоки,

легкий

или

быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от

черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке

приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным

способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят

от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По

сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают

дальше.

Игру

можно

организовать

и

таким

образом,

чтобы

в

прыжках

состязались

одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество

первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к

другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого

игрока (нужна

веревка

длиной

4-5

метров).

Посередине

между

позициями

игроков

проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за

линию.

«Волк и олени»

Из

игроков

выбирается

волк,

остальные

олени.

На

одном

конце

площадки

очерчивается

место

для

волка.

Олени

пасутся

на

противоположном.

По

сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит

стадо,

затем

постепенно

круг

обхода

сужает.

По

сигналу (рычание

волка) олени

разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного

оленя он отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен

идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где

имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На

противоположной

стороне

находятся

три

или

четыре

охотника.

Куропатки

летают,

прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают)и садятся

на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток.

Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех

повторов выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить

куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.