Автор: Понаморева Яна Яковлевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лучковская СОШ" Прохоровского района Белгородской области
Населённый пункт: с.Лучки
Наименование материала: публикация
Тема: "Формирование ИКТ – компетентности обучающихся на уроках математики"
Формирование ИКТ –
компетентности
обучающихся на уроках
математики
Понаморева Яна
Яковлевна
МБОУ «Лучковская СОШ»
С.Лучки 2018
Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и
образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с
традиционными
методиками,
целесообразно
широкое
использование
цифровых
инструментов
и
возможностей
современной
информационно-
образовательной
среды.
Ориентировка
школьников
в
информационных
и
коммуникативных
технологиях
(ИКТ)
и
формирование
способности
их
грамотно
применять
(ИКТ-компетентность)
являются
одними
из
важных
элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.
В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
способные
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью,
развитым
чувством
ответственности
за
судьбу
страны».
Новая
парадигма
образования
ориентирована
на
формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний,
совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в
компетенции.
Рассмотрим, что же такое компетентность и ИКТ – компетентность в
частности.
По
мнению
С.Л
Братченко
компетенция
есть
способность
к
осуществлению
реального
жизненного
действия,
по
определению
Б.Д.
Эльконина,
–
это
квалификационная
характеристика
индивида,
взятая
в
момент его включения в деятельность. Вместе с тем, следует отметить, что
сама теория компетенций, в целом еще недостаточно оформлена и является
объектом пристального изучения исследователей: М. Стобарт, В. Чинапаха,
Я.И. Лестеда, Г.В. Вайлера, М.В. Рыжакова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, В.В.
Баранникова
и
др.
Определение
информационно
коммуникационных
компетенций дает Андрей Викторович Хуторских: ИКТ – компетенция —
это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков,
способов
деятельности),
позволяющих
при
помощи
реальных
объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно
искать,
анализировать
и
отбирать
необходимую
информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
В
связи
с
этим
возникает
проблема:
«Как
развивать
ИКТ
-
компетентность в процессе обучения математике?»
При
увеличении
объемов
информации
и
скорости
ее
потоков
в
современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные
с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать
с
информацией,
критически
осмысливать
ее,
от
умения
организовать
познавательную
систематическую
деятельность
зависит
степень
интереса
Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина
учащихся
к
учебе,
уровень
знаний,
готовность
к
постоянному
самообразованию.
Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям
современного общества имеет не только объем накопленной информации в
виде
знания,
но
и
их
системность
и
умение
применять
эти
знания
в
практической
деятельности. Современное
представление
о
качественном
образовании включает в составе необходимого элемента свободное владение
информационными
технологиями.
Соответственно,
наша
задача
-
дать
ученику
широкий
выбор
информации
и
способы
работы
с
ней.
Для выполнения данной задачи в своей практике можно использовать ряд
приемов и методов.
На
уроках
обычно
не
хватает
времени
на
знакомство
с
историей
математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный
материал
о
великих
математиках,
истории
открытия
теорем
и
формул,
происхождении математических терминов, используя различные источники
информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является
стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается
интерес
к
предмету,
предоставляется
возможность
самореализации,
выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом,
которого те не найдут в учебнике.
Близким
по
реализации
являются
проведение
уроков-семинаров
и
уроков-конференций.
Учащиеся
самостоятельно
выбирают
тему
из
предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя различные источники
информации – будь-то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы
сети
Интернет.
Подобную
работу
дети
могут
выполнять
после
изучения
каждой темы и ли раздела. Им предоставляется право изложить свое видение
материала в виде доклада или презентации.
Еще
одним
из
примеров
является
следующий
метод.
При
изучении
новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные
определения математического понятия, например: в математике модуль –
это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это….
Так же развивать информационную компетентность можно путем решения
расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому
выражению
предлагается
составить
задачу
с
реальными
данными.
Дети
собирают
эти
данные,
используя
доступные
им
источники.
В
эту
же
категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют старинные меры
веса
или
длины.
Для
того,
чтобы
их
решить,
дети
должны
добыть
информацию об этих мерах.
Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу
длин,
весов
древности,
таблицы
изображений
чисел
из
разных
систем
счисления, различные схемы для сборки моделей геометрических фигур и
т.д.
Использование практико-ориентированных задач, т.е. заданий с
практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические
исследования явлений реального мира, еще один из способов развития ИКТ –
Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина
компетентности. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика
находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь,
повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем
информационной компетенции.
На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно.
Как
уже
было
сказано,
в
формировании
информационной
компетенции
особую роль имеет умение работать с различными источниками информации.
Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как
часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения
учителя.
Вот
тут
и
пригодится
данная
компетентность
ученика
–
информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с
различными информационными источниками, в том числе и с учебником.
Однако этот источник не всегда может в полной мере наполнить ученика
знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», т.е.
электронное
пособие,
которое
обладает
при
этом
рядом
преимуществ:
1) возможность компактного хранения большого объема информации;
2) легко актуализируется (дополняется и расширяется);
3) широкие возможности поиска;
4) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
5) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей,
представления графической и аудио информации;
6)
хорошая
структурированность
(гипертекстовая
организация
информации).
7)
учет
индивидуальных
особенностей
каждого
учащегося
за
счёт
вариативного
изложения
материала
и
организации
обратной
связи.
Таким образом, электронные учебные пособия позволяют обогатить курс
обучения,
дополняя
его
разнообразными
возможностями
компьютерных
технологий,
и
делают
его
более
интересным
и
привлекательным
для
учащихся,
вследствие
чего
растет
уровень
их
информационной
компетентности.
В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния,
рожденные
требованиями
времени,
ни
проникали
в
школу,
как
бы
ни
менялись программы и учебники, формирование информационной культуры
школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности
учащихся,
всегда
будет
одной
из
основных
общеобразовательных
и
воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует
прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального
развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных
мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности
учащихся.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться,
добывать
самостоятельно
информацию
из
любых
источников,
и
тогда
процесс обучения будет наиболее эффективным.