Напоминание

"Формирование ИКТ – компетентности обучающихся на уроках математики"

Автор: Понаморева Яна Яковлевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Лучковская СОШ" Прохоровского района Белгородской области
Населённый пункт: с.Лучки
Наименование материала: публикация
Тема: "Формирование ИКТ – компетентности обучающихся на уроках математики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование ИКТ –

компетентности

обучающихся на уроках

математики

Понаморева Яна

Яковлевна

МБОУ «Лучковская СОШ»

С.Лучки 2018

Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и

образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с

традиционными

методиками,

целесообразно

широкое

использование

цифровых

инструментов

и

возможностей

современной

информационно-

образовательной

среды.

Ориентировка

школьников

в

информационных

и

коммуникативных

технологиях

(ИКТ)

и

формирование

способности

их

грамотно

применять

(ИКТ-компетентность)

являются

одними

из

важных

элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,

предприимчивые

люди,

которые

могут

самостоятельно

принимать

ответственные

решения

в

ситуации

выбора,

прогнозируя

их

возможные

последствия,

способные

к

сотрудничеству,

отличаются

мобильностью,

динамизмом,

конструктивностью,

развитым

чувством

ответственности

за

судьбу

страны».

Новая

парадигма

образования

ориентирована

на

формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний,

совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в

компетенции.

Рассмотрим, что же такое компетентность и ИКТ – компетентность в

частности.

По

мнению

С.Л

Братченко

компетенция

есть

способность

к

осуществлению

реального

жизненного

действия,

по

определению

Б.Д.

Эльконина,

это

квалификационная

характеристика

индивида,

взятая

в

момент его включения в деятельность. Вместе с тем, следует отметить, что

сама теория компетенций, в целом еще недостаточно оформлена и является

объектом пристального изучения исследователей: М. Стобарт, В. Чинапаха,

Я.И. Лестеда, Г.В. Вайлера, М.В. Рыжакова, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, В.В.

Баранникова

и

др.

Определение

информационно

коммуникационных

компетенций дает Андрей Викторович Хуторских: ИКТ – компетенция —

это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,

навыков,

способов

деятельности),

позволяющих

при

помощи

реальных

объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно

искать,

анализировать

и

отбирать

необходимую

информацию,

организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

В

связи

с

этим

возникает

проблема:

«Как

развивать

ИКТ

-

компетентность в процессе обучения математике?»

При

увеличении

объемов

информации

и

скорости

ее

потоков

в

современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные

с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать

с

информацией,

критически

осмысливать

ее,

от

умения

организовать

познавательную

систематическую

деятельность

зависит

степень

интереса

Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина

учащихся

к

учебе,

уровень

знаний,

готовность

к

постоянному

самообразованию.

Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям

современного общества имеет не только объем накопленной информации в

виде

знания,

но

и

их

системность

и

умение

применять

эти

знания

в

практической

деятельности. Современное

представление

о

качественном

образовании включает в составе необходимого элемента свободное владение

информационными

технологиями.

Соответственно,

наша

задача

-

дать

ученику

широкий

выбор

информации

и

способы

работы

с

ней.

Для выполнения данной задачи в своей практике можно использовать ряд

приемов и методов.

На

уроках

обычно

не

хватает

времени

на

знакомство

с

историей

математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный

материал

о

великих

математиках,

истории

открытия

теорем

и

формул,

происхождении математических терминов, используя различные источники

информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является

стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается

интерес

к

предмету,

предоставляется

возможность

самореализации,

выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом,

которого те не найдут в учебнике.

Близким

по

реализации

являются

проведение

уроков-семинаров

и

уроков-конференций.

Учащиеся

самостоятельно

выбирают

тему

из

предложенного диапазона, и раскрывают ее, используя различные источники

информации – будь-то энциклопедия из школьной библиотеки или ресурсы

сети

Интернет.

Подобную

работу

дети

могут

выполнять

после

изучения

каждой темы и ли раздела. Им предоставляется право изложить свое видение

материала в виде доклада или презентации.

Еще

одним

из

примеров

является

следующий

метод.

При

изучении

новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные

определения математического понятия, например: в математике модуль –

это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это….

Так же развивать информационную компетентность можно путем решения

расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому

выражению

предлагается

составить

задачу

с

реальными

данными.

Дети

собирают

эти

данные,

используя

доступные

им

источники.

В

эту

же

категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют старинные меры

веса

или

длины.

Для

того,

чтобы

их

решить,

дети

должны

добыть

информацию об этих мерах.

Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу

длин,

весов

древности,

таблицы

изображений

чисел

из

разных

систем

счисления, различные схемы для сборки моделей геометрических фигур и

т.д.

Использование практико-ориентированных задач, т.е. заданий с

практическим содержанием, ориентирующих учащихся на математические

исследования явлений реального мира, еще один из способов развития ИКТ –

Денисова Оксана Александровна, учитель математики МАОУ «Лицей №5» города Губкина

компетентности. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика

находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь,

повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем

информационной компетенции.

На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно.

Как

уже

было

сказано,

в

формировании

информационной

компетенции

особую роль имеет умение работать с различными источниками информации.

Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как

часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения

учителя.

Вот

тут

и

пригодится

данная

компетентность

ученика

информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с

различными информационными источниками, в том числе и с учебником.

Однако этот источник не всегда может в полной мере наполнить ученика

знаниями, и тогда на помощь может прийти его интерактивный «собрат», т.е.

электронное

пособие,

которое

обладает

при

этом

рядом

преимуществ:

1) возможность компактного хранения большого объема информации;

2) легко актуализируется (дополняется и расширяется);

3) широкие возможности поиска;

4) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;

5) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей,

представления графической и аудио информации;

6)

хорошая

структурированность

(гипертекстовая

организация

информации).

7)

учет

индивидуальных

особенностей

каждого

учащегося

за

счёт

вариативного

изложения

материала

и

организации

обратной

связи.

Таким образом, электронные учебные пособия позволяют обогатить курс

обучения,

дополняя

его

разнообразными

возможностями

компьютерных

технологий,

и

делают

его

более

интересным

и

привлекательным

для

учащихся,

вследствие

чего

растет

уровень

их

информационной

компетентности.

В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния,

рожденные

требованиями

времени,

ни

проникали

в

школу,

как

бы

ни

менялись программы и учебники, формирование информационной культуры

школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности

учащихся,

всегда

будет

одной

из

основных

общеобразовательных

и

воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует

прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального

развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных

мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности

учащихся.

На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться,

добывать

самостоятельно

информацию

из

любых

источников,

и

тогда

процесс обучения будет наиболее эффективным.