Напоминание

"В поисках шахматных фигур"

Автор: Деветова Диана Абакаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка,НОД
Тема: "В поисках шахматных фигур"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 18 «Журавлик»

Сценарий образовательной деятельности на тему:

«В поисках шахматных фигур»

(старший дошкольный возраст)

Разработала: Диана Абакаровна

Деветова,

воспитатель

Нефтеюганск -2018г.

Пояснительная записка

Сценарий

образовательной

деятельности

«В

поисках

шахматных

фигур» разработан для детей старшего дошкольного возраста, опираясь

на

характерную

для

старших

дошкольников

потребность

в

самоутверждении и признании со стороны взрослых.

В группе преобладают воспитанники с высоким и средним уровнем

развития, II группы здоровья. Большинство детей воспитываются в

полной семье. Дети группы дружны, редко конфликтуют, хорошо идут

на

контакт

со

сверстниками

и

взрослыми.

Во спитанники

любознательны,

с

интересом

включаются

в

любую

деятельность

предложенную педагогом.

Работа с воспитанниками старшей группы по обучению элементам

игры в шахматы организуется один раз в неделю в игровой форме,

опираясь на программу «Феникс» «Шахматы для дошкольников» под

редакцией

Кузина

А.В.,

Коновалова

Н.В.,

которая

направлена

на

создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-

коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка.

Структура образовательной деятельности соответствует требованиям

п р о г р а м м ы

“ О т к р ы т и Я »

п од

р е д а к ц и е й

Е . Г.

Ю д и н о й ,

Л . С . В и н о г р а д о в о й

и

ф е д е р а л ь н о м у

г о с уд а р с т в е н н о м у

образовательному

стандарту

дошкольного

образования.

Все

этапы

взаимосвязаны

между

собой,

каждая

часть

образовательной

деятельности направлена на решение определенных задач.

Образовательная

деятельность

с

воспитанниками

организована

в

центрах

активно сти,

в

которых

реализуются

следующие

образовательные

области:

познавательное

развитие

-

«Центр

Математики

и

манипулятивных

игр»,

«Конструкторский

центр»,

социально-коммуникативное

развитие

-«Шахматный

центр

«Белая

ладья», художественно-эстетическое развитие - «Центр искусств».

Вся образовательная деятельность имеет определённую структуру:

1. Психологический настрой

2. Вводно-организационный этап

3. Мотивационно-побудительный этап

4. Практический этап

5. Заключительный этап

6. Рефлексия

Каждый этап сопровождается организационными моментами и

приемами,

такими

как:

групповой

сбор,

игровая

мотивация,

проблемный

вопрос,

обмен

информацией,

работа

по

подгруппам

в

«Цент рах

активно сти»,

«видео

интервью»,

п р е з е н т а ц и я

воспитанниками

продукта

деятельности.

Применяемые

методы

и

приемы способствуют развитию самостоятельности, сотрудничества и

сотоварищества.

Дошкольники, заинтересовавшиеся шахматами в детском саду, придут

в школу, уже освоив азы игры, поэтому им легче будет изучать шахматы

в школе, где уроки по данной дисциплине обязательны.

Цель:

создание

условий

для

интеллектуального

развития

воспитанников через использование элементов шахматной игры.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение решать поставленные задачи через проблемные

ситуации, игровые задания.

2. Совершенствовать конструкторские способности воспитанников.

Развивающие:

3. Развивать логическое и образное мышление воспитанников.

4.Развивать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Воспитательные:

5. Формировать коммуникативные навыки воспитанников.

6. Способствовать воспитанию волевых качеств и

самостоятельности.

Словарная

работа:

понятие

шахматная

доска,

шахматное

поле,

шахматные

дорожки,

горизонталь,

вертикаль,

диагональ,

шахматные

фигуры. «Комплект», шахматный турнир, интервью, развертка, числовой

код

Оборудование:

игровое

пособие

«Для

юных

шахматистов»,

«Шахматное полотно», Шапочки шахматных фигур, оснащение центров

активности

(центр

строительства,

шахматный

центр

«Белая

ладья»,

центр

искусства),

сундук

с

шахматными

фигурами,

конверты

с

заданиями.

Ход образовательной деятельности

Вхождение в тему: Педагог предлагает детям присесть на ковер в круг,

рассмотреть что лежит в конверте (бумажные развертки куба черного

и белого цвета) и придумать, что с ними можно сделать.

ответы детей

Дети складывают из развертки кубик и склеивают его.

Воспитатель

Что можно делать с этими кубиками?

ответы детей ( играть, строить, сделать шахматную доску)

Воспитатель предлагает детям подойти к столу и показывает коробку

с другими такими же кубиками

Воспитатель

А у меня еще есть такие кубики. Что можно с ними сделать?

ответы детей ( составить шахматную доску)

Дети выкладывают в коробке шахматную доску, воспитатель в это

время задает вопросы:

1. Вы знаете, как называется одна клетка на шахматной доске?

ответы детей ( шахматное поле)

2. Какое оно бывает?

ответы детей (белое и черное)

3. А вы знаете, как выглядят шахматные дорожки? Покажите их.

Дети проводят пальчиком по доске

Воспитатель

Какие бывают шахматные дорожки?

ответы детей ( горизонтальные, вертикальные и диагональные)

Сколько полей на одной горизонтальной дорожке?

Сколько полей на одной вертикальной дорожке?

Каких полей больше - белых или черных?

Почему?

Воспитатель (подводит итог)

Вы собрали из кубиков шахматную доску, рассказали все о ней. Я вам

предлагаю поиграть в шахматы. Что нужно для игры в шахматы?

ответы детей (шахматная доска, шахматные фигуры)

Воспитатель

Шахматная доска у нас есть, расставляйте шахматные фигуры

Дети обнаруживают, что фигур нет

Воспитатель

Мы можем начать игру?

ответы детей ( нет)

Воспитатель

Почему?

Проблемная ситуация (Постановка проблемы)

Дети

У нас нет шахматных фигур

Воспитатель

Что будем делать?

Ответы детей ( сделать своими руками, вырезать из бумаги, купить

новые и т.д.)

Воспитатель

Как узнать, были ли вообще в этой коробке шахматы в комплекте?

Дети

Прочитать на коробке

Воспитатель

Так что мы выбираем - лепим фигуры из пластилина? Рисуем? или

прочтем, что написано на коробке?

Дети

Читаем, что написано на коробке

Воспитатель

А вы умеете читать?

ответы детей(да)

Дети пытаются прочитать что написано на внутренней стороне

коробки

Воспитатель повторяет условие, при котором дети вернут фигуры на

шахматную доску:

"Чтобы вернуть шахматные фигуры, надо выполнить три задания,

которые находятся в конвертах"

Воспитатель

Здесь не написано, что фигуры есть в комплекте игры, но зато написано,

как можно их вернуть. Как?

Решение проблемы

Дети

Чтобы вернуть шахматные фигуры, надо выполнить три задания

Воспитатель

Вы готовы выполнить предложенные условия?

Дети

Да

Презентация центров

Воспитатель берет конверты с заданиями и приглашает детей в круг.

Показывает поочередно все конверты.

Воспитатель ( показывает первый конверт)

Какая цифра на этом конверте

Дети

Три

Воспитатель

Как вы думаете, что она означает?

ответы детей

Это значит, что это задание будут выполнять три человека.

Воспитатель: Я приглашаю сесть возле этого конверта три человека,

пожалуйста договоритесь кто будет выполнять задание из первого

конверта.

Аналогичная работа проходит со вторым и третьим конвертами.

Воспитатель приглашает присесть три человека возле второго

конверта.

Также приглашаются дети к третьему конверту.

Воспитатель озвучивает задания:

1 конверт - "Найди пару"

2 конверт - "Найди домик для фишки"

3 конверт - "Собери фигуру»

Деятельность детей в Центрах активности, взаимопроверка

1 команда: собирает разрезные картинки шахматных фигур и находит

ассоциативные пары

2 команда: располагает цветные фишки на шахматной доске по

предложенным схемам

3 команда: собирает шахматные фигуры из конструктора «Лего» по

предложенной схеме.

Работа детей, взаимопроверка

После выполнения задания, воспитатель интересуется, вернули дети

фигуры или нет, правильно ли выполнили задание, проверить

(взаимопроверка). Предлагает еще раз рассмотреть конверт, обратить

внимание на эмблему на конверте

Воспитатель

Как вы думаете, что означает эта эмблема? Что означает красный

крестик?

ответы детей ( место клада; место, где могут находиться шахматные

фигуры)

Воспитатель предлагает отправиться к этому месту и принести

"находку".

После выполнения всех заданий дети несут фигуры и расставляют их на

шахматной доске.

Рефлексия

Воспитатель

Вы помните, с какой проблемой мы столкнулись (почему мы не смогли

сыграть в шахматы?)

Дети

Не было шахматных фигур

Воспитатель

Расскажите пожалуйста, как вам удалось вернуть фигуры?

Рассказ детей

Воспитатель каждой команде задает вопросы:

1 команда

1. Какое задание вам надо было выполнить? (найти пару)

2. Какие пары получились, назовите?

3. Как вы узнали, где находятся шахматные фигуры?

4. Какие фигуры вы вернули, назовите? (конь, ладья, слон)

2 команда

1. Какое задание вам надо было выполнить? ("Найди домик для фишки")

2. Как вы догадались, где находится домик у каждой фишки? (нам

помогла карта-схема)

3. Какие фигуры вы вернули, назовите? (пешки)

4. Где вы их нашли? Как догадались, где находится сундук? ( как открыли

замок, как узнали шифр замка?)

3 команда

1. Какое задание вам надо было выполнить? ("Собрать фигуру")

2. Какую фигуру вы собирали, назовите? (Король, Ферзь)

3. Почему вы решили, что надо собрать именно эти фигуры? ( была схема

этих фигур, на конверте - эмблема короля и королевы)

4. Из чего вы конструировали? (из мелкого лего)

5. Какие трудности возникли во время работы? (обратить внимание на

сходство черного и белого королей, черной и белой ферзи).

Воспитатель

Очень жаль, что мы не успели с вами сыграть партию в шахматы, но

время на игру у нас осталось. Я приглашаю вас на большую шахматную

площадку. Вы обратили внимание, какие особенные получились «Короли»

из мелкого "лего". Я предлагаю вам поиграть в игру "Граница Короля"

Дети надевают шапочки шахматных фигур и становятся на

шахматное полотно. Воспитатель надевает шапочку Короля и

занимает любое место на шахматной разметке. Объясняет правила

игры

Воспитатель одобряет правильный выбор

Воспитатель( после игры)

Вы знаете, зачем люди играют в шахматы?

ответы детей

Я вам предлагаю посмотреть на экран

Видео-интервью

Воспитатель перечисляет качества, которые приобретает человек,

играя в шахматы

Воспитатель

Я приглашаю вас стать членами шахматного клуба и надеюсь, что в

дальнейшем вы будете участвовать в шахматных турнирах и завоевывать

медали.

Воспитатель надевает эмблемы-медали шахматного клуба "Белая

ладья"

Решение задач осуществлялось через работу по подгруппам в "Центрах

активности",

что

способствовало

самостоятельному

выполнению

игровых заданий воспитанниками.

На

этапе

решения

проблемной

ситуации

дети

осуществляли

выбор

единственно

верного

решения

проблемы,

который

они

сейчас

сами

могут предложить- прочитать надписи на коробке ( что должно быть в

комплекте игры).

Итогом разрешения проблемной ситуации стал сюрпризный момент

«клад» (обнаружение шахматных фигур и возвращение в коробку).

В ходе самостоятельной деятельности детей, обращала внимание на

важность

понимания

каждого

задания,

уточнила

последовательность

выполнения

каждого

задания,

создала

условия поддержки

детской

инициативы каждому ребенку.

«Прием

самостоятельного

решения»

способствовал

развитию

логического и образного мышления («Найди пару», «Найди домик для

фишки»)

и

умению

решать поставленную задачу, не прибегая к

помощи извне.

Считаю, что с заданиями этой части деятельности дети справились,

работали с желанием и интересом.

На протяжении всей образовательной деятельности решались задачи на

формирование умений у воспитанников работать в подгруппах: дети

вступали в общение со сверстниками, принимали предложения других

детей,

отстаивали

свою

точку

зрения,

участвовали

в

совместном

планировании, определяющим деятельность для всей группы. Поощряла

стремление детей самостоятельно выполнять задания, доводить начатое

дело до конца, видеть результат работы.

В ходе рефлексии побуждала детей рассказать каким способом команды вернули

фигуры , с целью формирования коммуникативных навыков и самооценки своей

деятельности. Дети обменялись опытом, сообщили о выполненных заданиях,

произошло

осмысление

и

оценка

результатов,

себя

самого

и

других,

воспитанники показали умение ориентироваться на шахматной доске, читать

схему, работать по схеме, продемонстрировали знания о шахматных фигурах