Напоминание

"Эффективные технологии организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Тусеева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №177
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные технологии организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

„Будущее — это не то, куда мы идем,

а то, что мы создаем.

Дороги следует не искать, а строить.

Сам процесс строительства меняет

как самого творца, так и его судьбу.“

Джон Шаар

Эти

слова

очень

приемлемы

ко

мне

и

к

тому,

что

я

делаю.

Для меня всегда важно, чтобы результаты моих или совместных трудов были

оценены педагогическим сообществом. Но ещё более важным для меня является

осознание того факта, насколько родителям моих обучающихся важен процесс и

результат обучения, а тем более, если говорить о родителях детей с ОВЗ.

Ведь

получение

образования

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых

условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и

социальной деятельности.

Я являюсь классным руководителем 4 класса, у меня обучаются трое детей с

ОВЗ, один из которых ребёнок-инвалид, ДЦП. Сегодня остановлюсь на наиболее

значимых для меня аспектах в реализации данной программы.

Одним из первостепенных для меня

является согласование целей, или

другими словами процесс, когда сформулированные семьей и профессионалом

цели сравниваются, выделяются общие составляющие. Это похоже на процесс

введения деловых переговоров, где обе стороны равны. Причем результат этих

переговоров не всегда очевиден.

Основные этапы формулирования целей в работе с семьей.

* Установление контакта с семьей.

* Сообщение семье общей установки, направлений совместной деятельности.

* Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами

* Помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы

(что является первоочередным, самым важным)?

*

Формулировка

общей

цели

(семья,

социальный

педагог,

представители

соответствующих служб).

В работе очень важно соблюдать принципы сопровождения семьи:

Доверительность

отношений

обеспечение

веры

родителей

в

профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога,

умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.

– Личностная заинтересованность родителей «Никого ничему нельзя заставить

научиться,

человек

должен

сам

захотеть

именно

этому

и

именно

у

меня

научиться».

– Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам

процесса

взаимодействия

(мы

им

помогаем,

а

не

учим

воспитывать

их

собственных

детей

и

то,

что

мы

им

предлагаем

должно

быть

интересно

и

полезно). Постоянный анализ процесса сопровождения семьи и образовательного

учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Исходя

из

всего

вышесказанного,

учитывая

проблемы,

возникающие

в

семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определяем общую цель работы с

родителями таких детей:

повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям

по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели определяю ряд задач:

1.

Помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть.

2.

Научить

помогать

и

поддерживать

друг

друга,

тем

самым

укреплять

семейные ценности.

3.

Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.

4.

Раскрыть творческие возможности родителей и детей.

5.

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

6.

Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности своей семьи.

7.

Сформировать адекватную самооценку.

В

методике

работы

с

семьей

главным

для

меня

является

эффективно

организованное

взаимодействие,

которое

предполагает

взаимопомощь,

взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет условий семейного воспитания, а

родителями – условий воспитания в образовательном учреждении. Также оно

подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты

друг с другом.

Этому способствуют такие методы как:

поддержка института семьи в школьной системе;

предоставление семьям информации для возможности осознанного выбора;

использование лексики, свободной от профессионального жаргона и понятной

родителям;

посредничество между семьями и различными социальными учреждениями;

альтернативные варианты работы с ребенком;

встреча с родителями в удобное для них время;

проведение мероприятий, ориентированных на интересы и нужды родителей;

организацию мероприятий, при которой дети не отделены от родителей во время

их проведения.

Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными

возможностями

здоровья

в

условиях

инклюзивного

образования,

которые

я

применяю в своей работе это

Непосредственная работа с конкретной семьей:

встречи, беседы с родителями о потребностях, проблемах и ресурсах; посещение

семьи,

наблюдение

за

тем,

как

в

семье

обращаются

с

ребенком,

обучают

и

развивают его.

В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в

ходе его родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например,

присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования); педагог отвечает

на

вопросы

родителей,

объясняет;

наблюдает,

как

родители

обращаются

с

ребенком; педагог организует консультацию с представителями других служб,

если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это

непосредственно может помочь семье; предлагает родителям заполнить карты,

схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со

своими ответами; родители посещают школьные консилиумы и к комиссии.

Непосредственная работа с группой родителей:

встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и

успехах

ребенка,

обсуждение

планов

на

будущее;

выступления

на

встрече

родителей

и

ответы

на

их

вопросы;

организация

семинаров

для

родителей,

выступлений, бесед, ролевых игр.

Очень эффективным является и привлечение родителей к подготовке и

проведению культурно-массовых мероприятий; творческих занятий с

детьми. Традиционно в нашей школе проходят мастер-классы от родителей.

Проведение

совместных

вечеров

(дел)

родителей

с

детьми

является

эффективным

реабилитационным

методом.

В

процессе

совместных

действий, общности цели и интересов родители сближаются с детьми, они

переживают

благоприятную

атмосферу

сотрудничества,

ощущения

удовлетворения от проделанного дела, а значит, от общения друг с другом.

Наблюдая за достижениями детей, успешностью, состоятельностью ребёнка

в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное

отношение к ребёнку, принятие его таким, какой он есть.

С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей,

приглашать на творческие выставки и конкурсы. Одни из последних-мероприятия,

проведённые в рамках форума «Новосибирск-город безграничных возможностей».

Нетрадиционные

формы

организации

родителей

и

их

детей,

как

показала

практика, могут давать прекрасные результаты.

На

базе

МБОУ

СОШ

№177

разработана

и

апробирована

программа

внеурочной деятельности «Cuboro». Программа предназначена для проведения

групповых занятий с детьми по общеинтеллектуальному направлению внеурочной

деятельности.

В

региональном

конкурсе

программ

«Эффективные

технологии

организации

внеурочной

деятельности

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья»

приняли

участие

педагогические

работники

33

образовательных организаций и по результатам экспертизы определено 5 работ,

набравших

наибольшее

количество

баллов,

среди

них

программа-победитель

«Программа

дополнительного

образования

коррекционно-развивающей

направленности «Cuboro» Е.И. Веселовой, педагога-психолога, Н.В. Тусеевой,

учителя начальных классов МБОУ г. Новосибирска «СОШ № 177»

В рамках ее реализации подразумевается комплексный, системный подход к

проблеме

развития

познавательной

сферы

обучающихся.

Занятия

проводятся

одновременно педагогом и педагогом-психологом, в игровой форме и позволяют

почувствовать себя успешными детям с различными уровнем познавательного

развития.

Программа

включает

возможность

для

дифференциации

заданий,

а

также

способствует

развитию

коммуникативных

навыков

и

навыков

сотрудничества. Данная программа строится на основе переработки практических

материалов

комплекса

«Cuboro»

в

соответствии

с

возрастными

и

психофизиологическими особенностями детей.

Программа

даёт

возможности

творческого

преобразования

детского

собственного

мира,

возможность

формировать

навыки

изобретательского

мышления с помощью проектных технологий и создавать мотивацию к научно-

техническому творчеству. Посредством работы с конструктором дети обогащают

свой

опыт

в

таких

областях,

как:

геометрия,

физика,

конструирование,

инженерное мышление, приобретают социальный опыт.

Результаты

апробации

программы

показывают

эффективность

и

целесообразность использования данной программы для работы с детьми ОВЗ в

рамках инклюзивной практики.

Известная

поговорка

гласит: "Одна

голова

хорошо,

а две —

лучше!"

И

в самом деле, привлекать людей работать вместе, это почти всегда хорошая идея,

чтобы добиться более быстрого достижения результата. Поэтому к занятиям часто

привлекаются и родители.

На занятиях детям необходимо проговаривать последовательность своих

действий вслух. Родители помогают детям говорить тихо, вполголоса, шептать

«губами»,

чтобы

не

мешать

другим.

Ведь

через

внешнюю

речь

происходит

осмысленное освоение нового и трудного материала. И на данных занятиях такая

возможность есть.

Детям даётся образец, готовый к использованию. Знание алгоритма – это

сильная сторона детей.

Исходя из наблюдений за детьми и родителями во время игр на построение

кубиков cuboro, можно выделить следующие стратегии:

дети смело пробуют;

родители помогают;

дети спрашивают педагога или родителя;

дети ориентируются по чертежу/плану/схеме;

Обучающая цель пространственного восприятия в системе cuboro – это

пространственная

ориентация.

Только

познав

пространство

посредством

собственного

многократного

и

разнообразного

опыта,

ребенок

узнаёт,

где

верх/низ, спереди/сзади или слева/справа.

Выстраивание

кубиков

cuboro

по

определённой

системе,

алгоритму

способствует

развитию

навыка

запоминания,

распознавания

какой-либо

последовательности, а также ошибки.

Родители видят важность в работе по алгоритму.

Дети,

занимающиеся

по

игровой

системе

cuboro

тренируют

навыки

в

ловкости/моторных умений и визуально-моторной и тактильно-кинестетической

координации, которые имеют первостепенное значение в их развитии. Играя с

кубиками

cuboro,

мы

получим

в

общем

в

нейропсихологическом

отношении

лучшие навыки, необходимые для обучения чтению, письму и счёту.

Способность решать проблемы понимается как одна из исключительных

способностей интеллекта.

В заключении хочется отметить, что все люди успешно обучаются только в

том

случае,

если

они

достаточно

мотивированы

и

заинтересованы

сами

в

изучаемом материале.

Образовательная

игровая

система

Cuboro

построена

по

принципу

вариативности

использования

дидактического

материала,

от

простой

игровой

деятельности, до конкретных задач разного уровня сложности, а также учитывает

соревновательную деятельность, закладывая тем самым важную предпосылку для

процесса обучения. Это происходит путём активного обучения, при котором дети

могут

совершать

различные

действия

и

открытия,

и,

таким

образом,

учатся

познавать системы, что способствует естественному развитию детей.

Главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не

всегда

дружелюбном

мире

есть

маленький

островок,

где

он

всегда

может

почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться

чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что

способен изменить свое положение в обществе. Каждый ребенок обязательно

станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его

завтрашние победы и поражения.

Во второй части занятия дети совместно с родителями строят свой город,

каждый выбирает задания по желанию. В итоге в городе, созданном совместными

усилиями появляются: школа, детская площадка, два стадиона и велосипедные

дорожки.

На

занятии

встречаются

родители

из

разных

классов,

возникают

общие

интересы.

В

перспективе

развитие

контактов

между

семьями.

Ведь

именно

педагог

может

способствовать

развитию

общения

среди

группы

родителей;

организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок,

нуждающийся

в

помощи;

помочь

в

организации

ассоциации

или

группы

самопомощи родителям; помогать родителям в организации клубов по интересам

и мероприятий для детей; добиваться того, чтобы родители защищали свои права,

вовлекались

в

работу

общественных

организаций,

оказывающих

влияние

на

развитие законодательства и порядка предоставления услуг.

В результате совместной работы с родителями достигается положительная

динамика

в

формировании

межличностных

отношений

родителей

и

детей,

имеющих ОВЗ. О том, что совместные мероприятия оказали влияние на детско-

родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к

психологу, на индивидуальные консультации родителей с педагогом по вопросам

учебной деятельности ребёнка. Изменилось отношение родителей и к проблемам

детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще

обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей,

уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей

в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще

педагоги

призывали

родителей

обратить

внимание

на

трудности,

просили

их

оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами

проявляют

инициативу

в

решении

коллективных

и

индивидуальных

задач.

Происходят изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более

комфортно чувствуют себя в школе, снижается процент тревожности.

Поэтому

наша

задача

в создании

разнообразных

форм

группового

взаимодействия родителей, детей, педагогов и узких специалистов. Деятельность

родителей и педагогов, в интересах ребёнка, может быть успешна только в том

случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка,

увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании

индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании

ценностных

жизненных

ориентиров,

преодолении

негативных

поступков

и

проявлений

в

поведении.

Для

этого

необходимо

создание

поля

совместной

деятельности,

конструктивных

отношений,

общего

бытия,

где

нет

знающих

больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.

Тусеева Н.В.,

лауреат областного конкурса

«Учитель года 2018»,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №177 г. Новосибирска.