Автор: Тусеева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №177
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные технологии организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
„Будущее — это не то, куда мы идем,
а то, что мы создаем.
Дороги следует не искать, а строить.
Сам процесс строительства меняет
как самого творца, так и его судьбу.“
Джон Шаар
Эти
слова
очень
приемлемы
ко
мне
и
к
тому,
что
я
делаю.
Для меня всегда важно, чтобы результаты моих или совместных трудов были
оценены педагогическим сообществом. Но ещё более важным для меня является
осознание того факта, насколько родителям моих обучающихся важен процесс и
результат обучения, а тем более, если говорить о родителях детей с ОВЗ.
Ведь
получение
образования
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Я являюсь классным руководителем 4 класса, у меня обучаются трое детей с
ОВЗ, один из которых ребёнок-инвалид, ДЦП. Сегодня остановлюсь на наиболее
значимых для меня аспектах в реализации данной программы.
Одним из первостепенных для меня
является согласование целей, или
другими словами процесс, когда сформулированные семьей и профессионалом
цели сравниваются, выделяются общие составляющие. Это похоже на процесс
введения деловых переговоров, где обе стороны равны. Причем результат этих
переговоров не всегда очевиден.
Основные этапы формулирования целей в работе с семьей.
* Установление контакта с семьей.
* Сообщение семье общей установки, направлений совместной деятельности.
* Помощь семье в формулировке целей работы со специалистами
* Помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы
(что является первоочередным, самым важным)?
*
Формулировка
общей
цели
(семья,
социальный
педагог,
представители
соответствующих служб).
В работе очень важно соблюдать принципы сопровождения семьи:
–
Доверительность
отношений
—
обеспечение
веры
родителей
в
профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога,
умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.
– Личностная заинтересованность родителей «Никого ничему нельзя заставить
научиться,
человек
должен
сам
захотеть
именно
этому
и
именно
у
меня
научиться».
– Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам
процесса
взаимодействия
(мы
им
помогаем,
а
не
учим
воспитывать
их
собственных
детей
и
то,
что
мы
им
предлагаем
должно
быть
интересно
и
полезно). Постоянный анализ процесса сопровождения семьи и образовательного
учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Исходя
из
всего
вышесказанного,
учитывая
проблемы,
возникающие
в
семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определяем общую цель работы с
родителями таких детей:
повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям
по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели определяю ряд задач:
1.
Помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть.
2.
Научить
помогать
и
поддерживать
друг
друга,
тем
самым
укреплять
семейные ценности.
3.
Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.
4.
Раскрыть творческие возможности родителей и детей.
5.
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
6.
Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности своей семьи.
7.
Сформировать адекватную самооценку.
В
методике
работы
с
семьей
главным
для
меня
является
эффективно
организованное
взаимодействие,
которое
предполагает
взаимопомощь,
взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет условий семейного воспитания, а
родителями – условий воспитания в образовательном учреждении. Также оно
подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты
друг с другом.
Этому способствуют такие методы как:
поддержка института семьи в школьной системе;
предоставление семьям информации для возможности осознанного выбора;
использование лексики, свободной от профессионального жаргона и понятной
родителям;
посредничество между семьями и различными социальными учреждениями;
альтернативные варианты работы с ребенком;
встреча с родителями в удобное для них время;
проведение мероприятий, ориентированных на интересы и нужды родителей;
организацию мероприятий, при которой дети не отделены от родителей во время
их проведения.
Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
инклюзивного
образования,
которые
я
применяю в своей работе это
Непосредственная работа с конкретной семьей:
встречи, беседы с родителями о потребностях, проблемах и ресурсах; посещение
семьи,
наблюдение
за
тем,
как
в
семье
обращаются
с
ребенком,
обучают
и
развивают его.
В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в
ходе его родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например,
присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования); педагог отвечает
на
вопросы
родителей,
объясняет;
наблюдает,
как
родители
обращаются
с
ребенком; педагог организует консультацию с представителями других служб,
если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это
непосредственно может помочь семье; предлагает родителям заполнить карты,
схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со
своими ответами; родители посещают школьные консилиумы и к комиссии.
Непосредственная работа с группой родителей:
встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и
успехах
ребенка,
обсуждение
планов
на
будущее;
выступления
на
встрече
родителей
и
ответы
на
их
вопросы;
организация
семинаров
для
родителей,
выступлений, бесед, ролевых игр.
Очень эффективным является и привлечение родителей к подготовке и
проведению культурно-массовых мероприятий; творческих занятий с
детьми. Традиционно в нашей школе проходят мастер-классы от родителей.
Проведение
совместных
вечеров
(дел)
родителей
с
детьми
является
эффективным
реабилитационным
методом.
В
процессе
совместных
действий, общности цели и интересов родители сближаются с детьми, они
переживают
благоприятную
атмосферу
сотрудничества,
ощущения
удовлетворения от проделанного дела, а значит, от общения друг с другом.
Наблюдая за достижениями детей, успешностью, состоятельностью ребёнка
в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное
отношение к ребёнку, принятие его таким, какой он есть.
С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей,
приглашать на творческие выставки и конкурсы. Одни из последних-мероприятия,
проведённые в рамках форума «Новосибирск-город безграничных возможностей».
Нетрадиционные
формы
организации
родителей
и
их
детей,
как
показала
практика, могут давать прекрасные результаты.
На
базе
МБОУ
СОШ
№177
разработана
и
апробирована
программа
внеурочной деятельности «Cuboro». Программа предназначена для проведения
групповых занятий с детьми по общеинтеллектуальному направлению внеурочной
деятельности.
В
региональном
конкурсе
программ
«Эффективные
технологии
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья»
приняли
участие
педагогические
работники
33
образовательных организаций и по результатам экспертизы определено 5 работ,
набравших
наибольшее
количество
баллов,
среди
них
программа-победитель
«Программа
дополнительного
образования
коррекционно-развивающей
направленности «Cuboro» Е.И. Веселовой, педагога-психолога, Н.В. Тусеевой,
учителя начальных классов МБОУ г. Новосибирска «СОШ № 177»
В рамках ее реализации подразумевается комплексный, системный подход к
проблеме
развития
познавательной
сферы
обучающихся.
Занятия
проводятся
одновременно педагогом и педагогом-психологом, в игровой форме и позволяют
почувствовать себя успешными детям с различными уровнем познавательного
развития.
Программа
включает
возможность
для
дифференциации
заданий,
а
также
способствует
развитию
коммуникативных
навыков
и
навыков
сотрудничества. Данная программа строится на основе переработки практических
материалов
комплекса
«Cuboro»
в
соответствии
с
возрастными
и
психофизиологическими особенностями детей.
Программа
даёт
возможности
творческого
преобразования
детского
собственного
мира,
возможность
формировать
навыки
изобретательского
мышления с помощью проектных технологий и создавать мотивацию к научно-
техническому творчеству. Посредством работы с конструктором дети обогащают
свой
опыт
в
таких
областях,
как:
геометрия,
физика,
конструирование,
инженерное мышление, приобретают социальный опыт.
Результаты
апробации
программы
показывают
эффективность
и
целесообразность использования данной программы для работы с детьми ОВЗ в
рамках инклюзивной практики.
Известная
поговорка
гласит: "Одна
голова
хорошо,
а две —
лучше!"
И
в самом деле, привлекать людей работать вместе, это почти всегда хорошая идея,
чтобы добиться более быстрого достижения результата. Поэтому к занятиям часто
привлекаются и родители.
На занятиях детям необходимо проговаривать последовательность своих
действий вслух. Родители помогают детям говорить тихо, вполголоса, шептать
«губами»,
чтобы
не
мешать
другим.
Ведь
через
внешнюю
речь
происходит
осмысленное освоение нового и трудного материала. И на данных занятиях такая
возможность есть.
Детям даётся образец, готовый к использованию. Знание алгоритма – это
сильная сторона детей.
Исходя из наблюдений за детьми и родителями во время игр на построение
кубиков cuboro, можно выделить следующие стратегии:
дети смело пробуют;
родители помогают;
дети спрашивают педагога или родителя;
дети ориентируются по чертежу/плану/схеме;
Обучающая цель пространственного восприятия в системе cuboro – это
пространственная
ориентация.
Только
познав
пространство
посредством
собственного
многократного
и
разнообразного
опыта,
ребенок
узнаёт,
где
верх/низ, спереди/сзади или слева/справа.
Выстраивание
кубиков
cuboro
по
определённой
системе,
алгоритму
способствует
развитию
навыка
запоминания,
распознавания
какой-либо
последовательности, а также ошибки.
Родители видят важность в работе по алгоритму.
Дети,
занимающиеся
по
игровой
системе
cuboro
тренируют
навыки
в
ловкости/моторных умений и визуально-моторной и тактильно-кинестетической
координации, которые имеют первостепенное значение в их развитии. Играя с
кубиками
cuboro,
мы
получим
в
общем
в
нейропсихологическом
отношении
лучшие навыки, необходимые для обучения чтению, письму и счёту.
Способность решать проблемы понимается как одна из исключительных
способностей интеллекта.
В заключении хочется отметить, что все люди успешно обучаются только в
том
случае,
если
они
достаточно
мотивированы
и
заинтересованы
сами
в
изучаемом материале.
Образовательная
игровая
система
Cuboro
построена
по
принципу
вариативности
использования
дидактического
материала,
от
простой
игровой
деятельности, до конкретных задач разного уровня сложности, а также учитывает
соревновательную деятельность, закладывая тем самым важную предпосылку для
процесса обучения. Это происходит путём активного обучения, при котором дети
могут
совершать
различные
действия
и
открытия,
и,
таким
образом,
учатся
познавать системы, что способствует естественному развитию детей.
Главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не
всегда
дружелюбном
мире
есть
маленький
островок,
где
он
всегда
может
почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться
чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что
способен изменить свое положение в обществе. Каждый ребенок обязательно
станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его
завтрашние победы и поражения.
Во второй части занятия дети совместно с родителями строят свой город,
каждый выбирает задания по желанию. В итоге в городе, созданном совместными
усилиями появляются: школа, детская площадка, два стадиона и велосипедные
дорожки.
На
занятии
встречаются
родители
из
разных
классов,
возникают
общие
интересы.
В
перспективе
развитие
контактов
между
семьями.
Ведь
именно
педагог
может
способствовать
развитию
общения
среди
группы
родителей;
организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок,
нуждающийся
в
помощи;
помочь
в
организации
ассоциации
или
группы
самопомощи родителям; помогать родителям в организации клубов по интересам
и мероприятий для детей; добиваться того, чтобы родители защищали свои права,
вовлекались
в
работу
общественных
организаций,
оказывающих
влияние
на
развитие законодательства и порядка предоставления услуг.
В результате совместной работы с родителями достигается положительная
динамика
в
формировании
межличностных
отношений
родителей
и
детей,
имеющих ОВЗ. О том, что совместные мероприятия оказали влияние на детско-
родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к
психологу, на индивидуальные консультации родителей с педагогом по вопросам
учебной деятельности ребёнка. Изменилось отношение родителей и к проблемам
детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще
обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей,
уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей
в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще
педагоги
призывали
родителей
обратить
внимание
на
трудности,
просили
их
оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами
проявляют
инициативу
в
решении
коллективных
и
индивидуальных
задач.
Происходят изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более
комфортно чувствуют себя в школе, снижается процент тревожности.
Поэтому
наша
задача
в создании
разнообразных
форм
группового
взаимодействия родителей, детей, педагогов и узких специалистов. Деятельность
родителей и педагогов, в интересах ребёнка, может быть успешна только в том
случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка,
увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании
индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании
ценностных
жизненных
ориентиров,
преодолении
негативных
поступков
и
проявлений
в
поведении.
Для
этого
необходимо
создание
поля
совместной
деятельности,
конструктивных
отношений,
общего
бытия,
где
нет
знающих
больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.
Тусеева Н.В.,
лауреат областного конкурса
«Учитель года 2018»,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №177 г. Новосибирска.